Становление многопартийности, формирование общественных движений Казахстана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Одной из актуальных тем на данный момент стало изучение государства, политических партий и общественных объединений /движений/. Все они являются субъектами политической системы.

В последнее время в Казахстане идет процесс трансформации политической системы, соответственно изменяются и ее субъекты.

Переход казахстанского общества от тоталитарной, однопартийной, административно - командной системы к демократической перспективе начался с конца 1986 года, когда вопросы подлинного народовластия, политического плюрализма, суверенитета были поставлены на повестку дня. "Неслучайность того, что произошло в те драматические дни и ночи, была ясна изначально.

Однако осознание масштабов событий и их историческое значения пришло позднее". В этот период, характеризующийся доминантой либеральной демократии, формируются предпосылки появления институтов гражданского общества.

После распада Союза, Казахстан объявил о строительстве демократического общества и правового государства.

В результате политических и экономических реформ возрастает стремление социальных слоев и групп влиять на формирование политического курса и хода социальных экономических преобразований, а это влияние наиболее эффективно может быть использовано с помощью объединений граждан, в первую очередь партий и политических движений.

Право людей свободно вступать и организовывать самые разнообразные неправительственные группы являются основополагающим принципом демократического общества.

За время независимости в Казахстане сложилась правовая база для функционирования третьего сектора (третий сектор - термин, введенный фондом политико-правовых исследований "Интеграл").

Основными законодательными актами, регулирующими деятельность общественных объединений, являются Конституция РК, закон РК "Общественных объединениях", Гражданский кодекс РК. Отдельные стороны их деятельности регулируются также законами "о политических партиях", "о профессиональных союзах", "о религиозных объединениях", налоговым кодексом [1; с.28].

Сегодня, наконец, общество и, что очень важно, государственный аппарат постепенно приходят к пониманию самоценности независимой организованной самодеятельности масс, по крайне мере, этот вывод следует из анализа современного законодательства об общественных объединениях РК.

Во-первых, общественные организации - незаменимый канал проведения социальных экспериментов в тех областях, где они работают, поиска новых самоуправленческих форм активности населения.

Во-вторых, они - существенный источник информации о запросах людей и о насущных социальных проблем. В то же время общественные организации могут использоваться властными структурами для установления связи с массами и как средство доведения значимой информации до населения.

В-третьих, общественные организации - это не только средство информирования граждан и выявления проблем, но и средство разрешения данных проблем, самореализации гражданами их собственных запросов.

В-четвертых, общественные организации многое способны сделать и делают для социализации устремлений индивидов.

В-пятых, общественные организации - один из инструментов контроля гражданского общества за деятельностью государственного аппарата. Наконец, объединившись в общественные организации, граждане способны непосредственно участвовать в выработке политических программ в политической борьбе.

Актуальность исследования. Одним из главных итогов радикальной смены модели общественного развития Республики Казахстан следует признать интенсивное формирование политической системы, принципиально отличающейся от советской. В результате этого наметились контуры будущей партийной системы как важнейшей подсистемы общественно-политического устройства страны. В настоящее время, в связи с принятием 6 июня 2002 г. Закона "О политических партиях", этот процесс вступил на качественно новый этап развития. Именно этот новый этап развития политической системы в Казахстане нам предстоит рассмотреть.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение общественно - политических партий и движений Казахстана в период с 1990 года по 2009 год.

Для раскрытия данной цели определены следующие задачи:

Рассмотреть становление многопартийности и формирование общественных движений Казахстана;

Охарактеризовать общественно политические партии и движения в Казахстане в период с 1990 года;

Изучить деятельность партий в предвыборной борьбе;

Рассмотреть историю создания Демократической партии "Әділет";

Определить деятельность партии "Hyp Отан".

Практическая значимость работы заключается в том, что в данном исследовании проведен сравнительный анализ политических партий и движений Казахстана. Определена лидирующая партия Казахстана. Данная работа может использоваться в ВУЗах, как учебное пособие для преподавателей и студентов.

При написании дипломной работы использованы законодательные и нормативные акты, справочники, словари, методическая литература. Использованы материалы современных и зарубежных авторов.

По мнению исследователей: "политическая система нуждается в общественных организациях, их реальной социальной базе для сохранения своей представительности, то есть адекватности гражданскому обществу, а значит - устойчивости, стабильности".

Тема, предложенная для выпускной работы, еще не нашла достаточного отражения в трудах историков Казахстана. Интересующими нас аспектами занимаются преимущественно политологи и некоторые историки, аспект исследования которых, как известно, отличен от аспекта правовой науки.

При этом, осознавая сложность всех аспектов избранной, нами в качестве выпускной работы темы, мы ни в коей мере не претендует на исчерпывающее ее освещение, а потому стремимся лишь к посильному раскрытию темы.



Заключение

 

Сегодня постепенно активизируются процессы в сфере национального движения, которые одно время были заморожены. Динамичное, казалось бы, развитие этого перспективного и крайне важного для страны направления после периода расцвета начала 1990-х годов постепенно сошло на нет. Но именно сегодня намечаются предпосылки для того, чтобы национальное движение обрело новую жизнь. В данной статье сделана попытка рассмотреть этот процесс с точки зрения его перспектив, и в частности, в плане того, получит ли он выражение в форме партийных структур. Процесс партийно-политического строительства в Казахстане начал обретать свои реальные черты со второй половины 1980-х годов. Отсутствие данного строительства прежде было вызвано объективными причинами, главными из которых выступали монополия Коммунистической партии Советского Союза и жесткие ограничения любых попыток самостоятельного политического выражения [30; с.66]. Возникновение первых общественно-политических движений в этот период представляет для нас интерес в плане выявления оснований для массового политического участия. Суть в том, что основные социальные тенденции и характеристики сохраняют свою устойчивость долгое время. Поэтому анализ периода наибольшей политизации и возникновения наиболее массовых политических движений позволяет сделать выводы для современной партийной системы и перспектив ее развития. Политические партии являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества и современному человеку очень важно знать классификацию, обязанности и возможности партий и политических объединений. В настоящее время в Казахстане появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные. По моему мнению развиваются партии различной политической направленности: Демократичной, Либеральной, Консервативной, Прокоммунистической и т.д. Рассматривать конкретную партию надо в конкретной ситуации. Но ясно одно - возрождение Казахстана требует не просто взаимодействия партий но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.



Список использованной литературы

 

Нормативные акты:

1. Закон РК "О политических партиях" от 15 июля 2000 г.

2. Закон РК "Об общественных объединениях" Политические партии в Республике Казахстан. Неправительственные организации в Казахстане. - Алматы: Центр внешней политики и анализа, 2001. - с. 20

3. Закон об изменениях и дополнениях в Конституцию РК от 8 октября 1998 года.

4. Конституция РК 30 августа 1995 года.

Специальная литература 5. Новое поколение,20 августа 1999.

6. Аяганов Б. Политические партии и общественные объединения Алматы, 1994. Выпуск 1-2

7. Перуашев А.Т., Бабакумаров Е.Ж. Многопартийные выборы в контексте политической стабильности в Казахстане. Алматы, 200г.

8. Карсаков И. Государство и партии (классификация и правовое регулирование общественно-политических объединений в Казахстане). // Мысль 9, 2005г.

9. Шмачкова Т.В. Мир политических партий. // Полис 1-2 1992 г.

10. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

Периодические издания 11. Жусупов С. Некоторые аспекты взаимосвязи политической и правовой культур. // Евразийское сообщество.2, 2008г

12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права М., 1997.

Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997.

13. Данные Агентства социологов и политологов // Континент, 15-28 сентября 2008г (6). С.21.

14. Данные Института сравнительных социальных исследований "Цесси-Казахстан" // Казахстанская правда, 25 сентября 1999; 5 октября 1999.

15. Под ред. Сапаргалиева Г.С. Основы государства и права РК. Алматы, 1998.

16. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1996.

17. Партии и движения: что есть что. // Деловая неделя 20-23 1998 г.

Сакиева С. О политических партиях. // Фемида 2, 1997 г.

18. Маслов Д. Маленький юбилей большого органа власти. Итоги первых ста дней деятельности казахстанского парламента пока не внушают оптимизма // Континент, 2000, № 5 (18). С.12.

19. Апарин С. Маски-шоу в парламенте: лик возмущенный // Новое поколение, 14 апреля 2000.

20. Коваленко О. Трудное искусство компромисса // Казахстанская правда, 11 марта 2007г.

21. Махин В. У каждой партии - свои приоритеты // Казахстанская правда, 25 марта 2005г.

22. Есиркепов Т.Ю., Алиев Р., Сыбайбаева Г. Проект закона "О земле": волк, одетый в овечью шкуру?; Асип-улы С. Писатели - против законопроекта "О земле" // Новое поколение, 21 апреля 2006г.

23. Хитрин Ю. Заявление Генеральной прокуратуры Республики Казахстан // Казахстанская правда, 18 февраля 2007г.

24. Карташев В.А. Система систем. М., 1995.

25. Под ред. Капесова Н.К. Основы политологии. Алматы, 2005г.

26. Сабикенов С.С., Аюпова З.К. Правовое государство. Алматы, 1994.

27. Алексеев С.С. Правовое государство судьба социализма. М., 1992.

28. Здесь и далее цитаты из официальных документов политических партий и движений Республики Казахстан даются без ссылки на источник, поскольку многие из этих документов не опубликованы и существуют в машинописном варианте. Точность цитирования авторы гарантируют.

29. dp-adilet. kz/kz/89.html 30. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

31. Перуашев А.Т., Бабакумаров Е.Ж. Многопартийные выборы в контексте политической стабильности в Казахстане. Алматы, 1994.

32. Под редакцией Лазарева В.М. Общая теория права и государства. М., 1997.



Приложение

 

Приложение А

 

Эмблема Демократической партии Казахстана
Эмблема Демократической партии "Әділет"

 

Презентация молодежного крыла "Әділ жастар"

Приложение Б

 

 

Республиканская народная партия Казахстана

РНПК была образована в марте 1999 года. Лидер партии Акежан Кажегельдин. Сведений о символике партии пока нет.

 

Казахстанская социал-демократическая партия "АУЫЛ"

 

"ОПИСАНИЕ ФЛАГА ПАРТИИ Основной цвет полотнища флага сине-голубой. В центре флага размещена символика Партии.

Каждый цвет символизирует определенное понятие.

В тюркской культуре синий цвет имеет глубокое символическое значение. Достаточно сказать, что понятия "синий" - "небо" на языках почти всех тюрко-язычных народов обозначаются одним словом.

Синий цвет соответствует небу, символизирует честность, целомудрие, верность, безупречность, порядок, рациональность и дисциплину. Это также цвет религии, искусства, музыки, сострадания и мира.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЭМБЛЕМЫ ПАРТИИ И ФЛАГА Она включает в себя следующие элементы:

- В центре "АУЫЛ" - название Партии на государственном языке;

- На переднем плане - золотистый колос;

- На заднем плане - подкова;

- Замыкает концы подковы - открытая книга.

Первый элемент - обозначает основную ячейку функционирования общества Республики Казахстан на селе.

Второй элемент символизирует основную отрасль сельского хозяйства республики - земледелие, растениеводство, зернопроизводство и сопутствующие отрасли.

Третий элемент - олицетворяет традиционную ведущую подотрасль аграрного сектора животноводство, а также перерабатывающую и ресурсопроизводящую сферы АПК.

Четвертый элемент - отображает интеллектуальный потенциал республики, научно-техническую базу развития сельского хозяйства Казахстана.

Элементы эмблемы, кроме прямого понимания, несут также символический смысл:

- "АУЫЛ" - ячейка социального мироздания и человеческой цивилизации;

- подкова - надежда и успех;

- колос - труд и хлеб насущный;

- книга - мысль и творчество.

В целом это символика конкретно отображает языком графики главную цель партии, зафиксированную в ее программе защиты и выражение политических, экономических и социальных интересов всех жителей села кому не безразлична сегодняшняя и завтрашняя судьба аула, ибо это и судьба всего народа нашей страны.

По материалам сайта партии АУЫЛ

Гражданское движение "Азамат"

Движение создано в 1996 году. Сведений о символике пока нет.

ДПК "Ак жол"

На эмблеме партии - карта Казахстана и голова коня. Как говорил в интервью Арсений Дюсенов, координатор по связям с общественностью ДПК "Ак жол":

" - Кобылье молоко - наиболее близкое по составу к материнскому. Не каждый хищник способен догнать лошадь. Это благородное существо, которому чужда агрессия, но оно вполне способно постоять за себя, когда требуется".

Коммунистическая партия Казахстана

Партия образована в сентябре 1991 года после внеочередного съезда. Члены КПК считают эту дату временем "воссоздания" самораспустившейся республиканской компартии, а себя считают правопреемниками партии большевиков.

На демонстрациях коммунисты используют красные флаги СССР, КССР, а также знамёна с портретами Ленина и т.п.

Либеральное движение Казахстана

Движение создана в апреле 1997 года. Лидер - Асылбек Бисенбаев. Сведений о символике пока нет.

Партия "Народное единство Казахстана"

Партия образована на базе основанного в 1993 году Союза народного единства Казахстана. Сведений о символике пока нет.

Партия "Народный конгресс Казахстана"

Партия образована в 1991 году. Сведений о символике пока нет.

Социалистическая партия Казахстана

Создана в сентябре 1991 года в результате решения внеочередного съезда Компартии Казахстана о переименовании ее в Соцпартию. Сведений о символике пока нет.

"Руханият"

На эмблеме партии изображена передняя часть пегаса, символизирующего духовное наследие народа.

Гражданское движение "АЗАТ"

Создано в июле 1990 года. Сведений о символике пока нет.

Партия национальной свободы "Алаш"

Партия основана в 1990 году. Председатель Арон Атабек. Сведений о символике пока нет.

Партия возрождения Казахстана

Партия создана на учредительном съезде 27 января 1995 года. Лидер - писатель и публицист Алтыншаш Джаганова. Сведений о символике пока нет.

Народно-кооперативная партия

Партия создана в декабре 1994 года. Первым лидером НКПК был избран председатель правления Казпотребсоюза У. Сарсенов.

Ассоциация "Российские соотечественники в Казахстане"

Учредители Ассоциации - Русская община Казахстана, республиканское славянское движение "Лад", Союз казаков степного края, Союз семиреченских казаков. Сведений о символике пока нет.

Общественно-политическое движение - "Орлеу" ("Прогресс)

Движение основано в 1998 году. Сведений о символике пока нет.


Приложение В

 



КАЛЕТАЕВ Дархан Аманович

Первый заместитель Председателя партии, советник Президента Республики Казахстан



ГРОМОВ Сергей Николаевич

Секретарь НДП "Нур Отан", руководитель Центрального аппарата партии

 

Введение

 

Одной из актуальных тем на данный момент стало изучение государства, политических партий и общественных объединений /движений/. Все они являются субъектами политической системы.

В последнее время в Казахстане идет процесс трансформации политической системы, соответственно изменяются и ее субъекты.

Переход казахстанского общества от тоталитарной, однопартийной, административно - командной системы к демократической перспективе начался с конца 1986 года, когда вопросы подлинного народовластия, политического плюрализма, суверенитета были поставлены на повестку дня. "Неслучайность того, что произошло в те драматические дни и ночи, была ясна изначально.

Однако осознание масштабов событий и их историческое значения пришло позднее". В этот период, характеризующийся доминантой либеральной демократии, формируются предпосылки появления институтов гражданского общества.

После распада Союза, Казахстан объявил о строительстве демократического общества и правового государства.

В результате политических и экономических реформ возрастает стремление социальных слоев и групп влиять на формирование политического курса и хода социальных экономических преобразований, а это влияние наиболее эффективно может быть использовано с помощью объединений граждан, в первую очередь партий и политических движений.

Право людей свободно вступать и организовывать самые разнообразные неправительственные группы являются основополагающим принципом демократического общества.

За время независимости в Казахстане сложилась правовая база для функционирования третьего сектора (третий сектор - термин, введенный фондом политико-правовых исследований "Интеграл").

Основными законодательными актами, регулирующими деятельность общественных объединений, являются Конституция РК, закон РК "Общественных объединениях", Гражданский кодекс РК. Отдельные стороны их деятельности регулируются также законами "о политических партиях", "о профессиональных союзах", "о религиозных объединениях", налоговым кодексом [1; с.28].

Сегодня, наконец, общество и, что очень важно, государственный аппарат постепенно приходят к пониманию самоценности независимой организованной самодеятельности масс, по крайне мере, этот вывод следует из анализа современного законодательства об общественных объединениях РК.

Во-первых, общественные организации - незаменимый канал проведения социальных экспериментов в тех областях, где они работают, поиска новых самоуправленческих форм активности населения.

Во-вторых, они - существенный источник информации о запросах людей и о насущных социальных проблем. В то же время общественные организации могут использоваться властными структурами для установления связи с массами и как средство доведения значимой информации до населения.

В-третьих, общественные организации - это не только средство информирования граждан и выявления проблем, но и средство разрешения данных проблем, самореализации гражданами их собственных запросов.

В-четвертых, общественные организации многое способны сделать и делают для социализации устремлений индивидов.

В-пятых, общественные организации - один из инструментов контроля гражданского общества за деятельностью государственного аппарата. Наконец, объединившись в общественные организации, граждане способны непосредственно участвовать в выработке политических программ в политической борьбе.

Актуальность исследования. Одним из главных итогов радикальной смены модели общественного развития Республики Казахстан следует признать интенсивное формирование политической системы, принципиально отличающейся от советской. В результате этого наметились контуры будущей партийной системы как важнейшей подсистемы общественно-политического устройства страны. В настоящее время, в связи с принятием 6 июня 2002 г. Закона "О политических партиях", этот процесс вступил на качественно новый этап развития. Именно этот новый этап развития политической системы в Казахстане нам предстоит рассмотреть.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение общественно - политических партий и движений Казахстана в период с 1990 года по 2009 год.

Для раскрытия данной цели определены следующие задачи:

Рассмотреть становление многопартийности и формирование общественных движений Казахстана;

Охарактеризовать общественно политические партии и движения в Казахстане в период с 1990 года;

Изучить деятельность партий в предвыборной борьбе;

Рассмотреть историю создания Демократической партии "Әділет";

Определить деятельность партии "Hyp Отан".

Практическая значимость работы заключается в том, что в данном исследовании проведен сравнительный анализ политических партий и движений Казахстана. Определена лидирующая партия Казахстана. Данная работа может использоваться в ВУЗах, как учебное пособие для преподавателей и студентов.

При написании дипломной работы использованы законодательные и нормативные акты, справочники, словари, методическая литература. Использованы материалы современных и зарубежных авторов.

По мнению исследователей: "политическая система нуждается в общественных организациях, их реальной социальной базе для сохранения своей представительности, то есть адекватности гражданскому обществу, а значит - устойчивости, стабильности".

Тема, предложенная для выпускной работы, еще не нашла достаточного отражения в трудах историков Казахстана. Интересующими нас аспектами занимаются преимущественно политологи и некоторые историки, аспект исследования которых, как известно, отличен от аспекта правовой науки.

При этом, осознавая сложность всех аспектов избранной, нами в качестве выпускной работы темы, мы ни в коей мере не претендует на исчерпывающее ее освещение, а потому стремимся лишь к посильному раскрытию темы.



Становление многопартийности, формирование общественных движений Казахстана

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.