Существующая система нормативно-правовых актов образует юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации названного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования.
Подчеркнем, что вне рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе эта система получила название валютное законодательство. Термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка Российской Федерации и т.п.).
Механизм регулирования включает в себя три структурных элемента:
валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
валютные отношения - те, что складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;
регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.
Рассмотрим каждый структурный элемент в отдельности. Отметим, что на практике их разделение невозможно, лишь постоянно взаимодействуя, эти элементы представляют собой более или менее слаженно работающий механизм.
Именно валютное законодательство выполняет регулятивную функцию в исследуемом нами механизме. В РФ оно представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. Согласно п. "ж" ст.71 Конституции РФ 1993 г. валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.
С 10 мая 2004 года вступил в силу Федеральный закон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон № 173-ФЗ) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011) .
Являясь публично-правовой категорией, валютные операции закономерно отражают, прежде всего, особенности публично-правового регулирования, характеризуемого императивностью норм и неравенством субъектов соответствующих отношений. Наиболее ярко публично-правовое регулирование валютных операций можно отразить в их классификации на основные группы, в каждой из которых отражается специфика правового режима соответствующих валютных операций (объем прав и обязанностей их участников). Принимая за основу классификации разграничение различных режимов проведения валютных операций, можно выделить четыре наиболее важные классификации: по степени свободы проведения, по предмету, по субъектам и по форме проведения.
По степени свободы осуществления валютные операции можно подразделить на следующие виды.
1) Осуществляемые без ограничений, т.е. свободно, независимо от суммы и срока. В таком режиме по общему правилу (ст.6 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" осуществляются все валютные сделки между резидентами и нерезидентами.
Закон допускает возможность введения органами валютного регулирования ограничений (ст.6 Закона). Перечня видов валютных операций, могущих подпадать под такие ограничения, а также собственно видов подобных ограничений нынешняя редакция Закона не содержит. Тем не менее, основываясь на мировой практике и истории развития валютного законодательства России, можно предположить, что в первую очередь ограничениям могут подвергаться валютные операции по вывозу капитала (приобретение недвижимости, ценных бумаг, инвестиции, длительные займы и т.п.). Инструментами подобных ограничений могут быть:
а) обязательная продажа части поступающей резидентам валютной выручки от нерезидентов - на определенных условиях;
б) предварительное резервирование (депонирование) предполагаемой суммы валютной операции (ее части) на определенный срок;
в) введение специальных счетов с особым режимом для участников отдельных групп валютных сделок.
Подобные ограничения могут вводиться только в законодательном порядке, и только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса нашей страны. К сожалению, Закон не разъяснил критерии наступления таких обстоятельств, как "существенное сокращение золотовалютных резервов", "резкое колебание курса валюты Российской Федерации", а также критерии наступления необходимости "поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации", позволяющих однозначно определить возникновение указанных случаев, являющихся основанием для введения органами валютного регулирования валютных ограничений. По всей видимости, данные экономические категории не могут быть однозначно и на длительный срок сформулированы в тексте Закона. В связи с этим, очевидно, текущая задача по их определению и квалификации возлагается на денежные власти государства (Центральный банк и Правительство РФ как органы валютного регулирования), исходя из возложенных на них законом функций. В этом проявляется их функция по конкретизации публичных интересов, разделению общих публичных целей на частные.
Кроме указанных выше, Закон в ст.9 перечисляет и другие операции, допустимые к свободному осуществлению, а именно операции, связанные:
а) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
б) с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
в) с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
г) с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе";
д) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
е) с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения.
Как видим, используя метод прямого перечисления разрешенных вариантов поведения, Закон опирается на частноправовые термины и институты, соглашаясь (п.2 ст.1 Закона) на такое их понимание, которое предусмотрено гражданским законодательством.
2) Валютные операции, запрещенные к осуществлению в силу прямого указания Закона. Перечень таких операций исчерпывающе определен Законом. Прямо запрещены все валютные операции между резидентами, кроме перечисленных в п.1 ст.9 Закона.
Классификация валютных операций по их предмету подчеркивает различие валютно-правовых режимов, в зависимости от того, какую именно ценность субъекты валютных отношений используют для обмена или отчуждения.
По данному критерию можно выделить следующие виды валютных операций:
1) операции с иностранной валютой и внешними ценными бумагами;
2) операции с валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами.
Операции с внешними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений; в иностранной валюте такие сделки осуществляются без ограничений только при условии, если хотя бы одним из участников сделки является нерезидент. Проведение резидентами и нерезидентами (в том числе уполномоченными банками) сделок с внешними и внутренними ценными бумагами осуществляется по общим правилам, установленным законодательством РФ о ценных бумагах, без каких-либо изъятий, в силу чего в дальнейшем эти виды сделок в настоящей работе отдельно не рассматриваются и самостоятельным предметом исследования не являются.
Наконец, классификация валютных операций по их субъекту указывает на различие валютно-правовых режимов в зависимости от того, кто (резидент или нерезидент) является участником соответствующих валютных отношений.
По этому критерию выделяются следующие виды валютных операций:
1) операции резидентов между собой.
По общему правилу такие валютные операции запрещены, за исключением прямо перечисленных в тексте Закона (ст.9 Закона). Выше приведен перечень таких разрешенных операций;
2) операции между резидентами и нерезидентами.
По общему правилу в настоящее время такие валютные операции осуществляются без ограничений, хотя в принципе такие ограничения могут вводиться;
3) операции между нерезидентами.
Такие валютные операции осуществляются без ограничений.
Так, как следует из ст.10 Закона, нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках либо банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
Нерезиденты также вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Представляется также обоснованной позиция ряда ученых, выделяющих в качестве отдельной группу валютных операций, осуществляемых между резидентами, относящимися к государственным (административно-территориальным, муниципальным, национально-государственным) образованиям, в силу специальных норм бюджетного законодательства (ст.103 Бюджетного кодекса РФ). Однако данные операции не нарушают общее правило валютного законодательства РФ, допускающего проведение между резидентами валютных операций только в тех случаях, которые прямо разрешены Законом, и не влекут какую-либо специфику с точки зрения содержания сделок на валютном рынке в контексте настоящей диссертации, в связи с чем далее мы не будем выделять в составе резидентов данные особые субъекты.
Таким образом, по общему правилу все валютные операции (включая, следовательно, и валютные сделки) между резидентами, не являющимися уполномоченными банками, запрещены, за исключением отдельных изъятий, прямо предусмотренных Законом (ст.9).
Уполномоченные банки в силу Закона и выданной им лицензии Банка России на осуществление банковских операций в иностранной валюте наделены правом осуществления широкого круга операций с валютными ценностями. Так, уполномоченные банки осуществляют все операции, разрешенные к осуществлению резидентам РФ, помимо этого, все сделки, разрешенные выданной банку лицензией Банка России на осуществление банковских операций в иностранной валюте, а кроме того, на основании Указания Банка России от 28 апреля 2004 г. N 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками", дополнительно, без ограничений совершают от своего имени и за свой счет:
а) операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) операции, связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнением регрессных требований поручителей;
в) операции, связанные с приобретением у третьих лиц - уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам - уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;
г) операции, связанные с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (договорам лизинга);
д) операции с внешними ценными бумагами;
е) операции, связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними ценными бумагами и внешними ценными бумагами;
ж) операции, связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;
з) операции, связанные с доверительным управлением денежными средствами;
и) операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по вышеуказанным операциям.
Такие дополнительные права уполномоченным банкам предоставлены, по-видимому, в связи с тем, что указанные операции представляют собой обычную банковскую деятельность (или тесно связаны с ней) и являются объективно необходимыми для развития банковского дела. Таким образом, уполномоченные банки, в сравнении с иными резидентами, наделены большим объемом прав в отношении валютных операций и валютных сделок.
Важно также разделение валютных операций по форме проведения: наличные и безналичные. Вообще Закон исходит из необходимости максимального ограничения возможности осуществления расчетов в наличной иностранной валюте, что объясняется выполнением публичных задач валютной политики государства по защите национальной валюты, т.е. недопущению ее вытеснения из расчетов за счет замещения иностранной валютой. Преследуя достижение этих публичных интересов, Закон, императивно вторгаясь в частноправовую сферу, сводит наличные валютные операции к минимуму.
До недавнего времени существовал институт обязательной продажи части валютной выручки, в рамках которого резиденты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны были осуществлять продажу определенной доли поступившей к ним от нерезидента валютной выручки, наполняя этим внутренний валютный рынок в целях обеспечения предложения иностранной валюты в рамках государственных задач валютно-курсовой политики. Необходимость такого инструмента валютной политики, как обязательная продажа части валютной выручки, поступившей резиденту от нерезидента, была обусловлена публичными по своей природе задачами пополнения золотовалютных резервов Центрального банка РФ и обеспечения стабильного предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Таким образом, публичные интересы при их преломлении применительно к имущественным (валютным) отношениям, связанным с зачислением валютной выручки, приводили к возникновению специфической обязанности субъекта - обязанности по отчуждению части собственного имущества (иностранной валюты) в особом порядке. Однако с 1 января 2007 г. норма Закона о возможности установления такой величины валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, исключена, в силу чего институт обязательной продажи части валютной выручки как принудительное обременение резидентов прекратил свое существование.
Изложенное можно заключить общим выводом: валютные операции между уполномоченными банками, а также между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений; между резидентами и уполномоченными банками - практически без ограничений, между резидентами - по общему правилу запрещены (за отдельными исключениями, прямо установленными Законом).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.