Виды практических работ и критерии выбора работ для проведения физического практикума
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук.

Но именно физика считается одним из самых сложных и, к сожалению, нелюбимых предметов школьной программы. Основные проблемы начинаются с девятого класса, когда изучение предмета в меньшей степени опирается на опыт. В последнее время, когда математика в старших классах стала излагаться в большем объеме за меньшее количество часов, трудности в усвоении физики обострились. Нельзя так же не учитывать отсутствие социального заказа на специалистов с техническим образованием – это порождает печально известную всем учителям проблему «мне Ваша физика не нужна!»

Профильная дифференциация в виде создания физико-математических классов всей проблемы не снимает. Особенно в небольших школах, где не так много учеников и профильный класс попадают дети все-таки с разным уровнем подготовки. Поэтому единственный способ обеспечить выполнение программы, в частности физического практикума, на должном уровне – это внутренняя дифференциация.

Основным критерием для дифференциации в нашей работе служила успешность в изучении физики. Группы, которые формировались, не были постоянными по составу. В основном учитывались пожелания учеников, но учитель корректировал их состав, чтобы исключить откровенное безделье некоторых детей.

В зависимости от цели проведения практической работы и требований к формированию практических умений у учащихся при их выполнении все работы можно классифицировать по следующим видам учебной деятельности:

1. Наблюдение и изучение физических явлений.

2. Знакомство с устройством и действием различных приборов, установок, а так же с приемами обращения с ними;

3. Измерение физических величин

4. Выявление или проверка количественных соотношений между физическими величинами;

5. Определение физических постоянных и знакомство с различными способами их определения.

Уровень подготовки учащихся разный, причем физику на высоком уровне знают в старших классах единицы. Поэтому, получая задания высокого уровня сложности, ученики в основном сразу теряются и не выполняют работу совсем. Чтобы сделать выполнение работ практикума по силам всем ученикам, даже с низким уровнем знаний, мы предлагаем следующий подход к критериям выбора работ практикума.

В одном цикле (соответствующем определенной теме) могут быть представлены работы, реализующие разные цели.

Основное назначение работ физического практикума – контроль знаний учащихся. Но в процессе их выполнения продолжают формироваться умения и навыки, которые не были в должной мере сформированы ранее. Работы в одном цикле выполняются в последовательности от простой к более сложной.

1. Критерии выбора работ для проведения физического практикума.

1. Целесообразность проведения.

Работа должна иллюстрировать общие закономерности протекания явления данной группы. Общие закономерности изучаемого явления можно было установить уже из наблюдений, а расчет лишь подтверждал правильность выводов.

2. Соответствие целям проведения практических работ (см. выше).

3. Наличие в школе необходимого оборудования в должном количестве.

4. Уровень подготовленности учащихся.

5. Логическая последовательность в пределах цикла.

Практических работы каждого цикла можно разбить на четыре группы:

I. Качественные работы.

Они наиболее простые. При их проведении ученики наблюдают и анализируют физическое явление, делают выводы.

Согласно предложенным в данной работе критериям оценивания практических работ за выполненную работу этого уровня можно получить не более шести баллов. Поэтому группе «сильных» учеников это задание не предлагается или они выполнят его как часть более сложной работы.

II. Работы на определение физической величины или на определение зависимостей между величинами и построение графиков.

Они могут быть разного уровня сложности, без расчета погрешностей измерений или с расчетом погрешностей. Вычисляется относительная и абсолютная погрешность измерений, результат записывается в стандартном виде А=А(изм) ± ΔА, εа = ... %.

Большинство работ практикума в каждом классе относится ко второй группе.

III. Работы по проверке количественных соотношений между физическими величинами.

Они наиболее сложные. Эти работы требуют обязательного расчета относительных и абсолютных погрешностей и сравнения величин методом интервалов. Такие работы предлагаются только сильным ученикам.

Правила определения абсолютных и относительных погрешностей измерений физических величин в рекомендованных учебниках 8-10 классах не приведены. Поэтому учителю необходимо подготовить и размножить памятку для учащихся «Обработка результатов измерений и вычислений при проведении лабораторных работ» (Приложение № 1). Конкретные формулы для расчета абсолютной и относительной погрешности приводятся в инструкциях по проведению работ.

IV. Творческие работы.

Ученикам сообщается только проблемная ситуация или тема практической работы. Ученики выполняют их по самостоятельно разработанному плану, без инструкции, самостоятельно. Тему может предлагать и сам ученик.

Рассмотрим возможные практические работы.

Авторские разработки вариантов проведения практических работ, апробированные в течении шести лет, представлены в приложениях. Остальные рекомендованные работы можно найти в следующей литературе:

1. Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под ред. А,А,Покровского. М., «Просвешение», 1977. – 192с.

2. Практикум по физике в средней школе: Дидакт. Материал: Пособие для учителя/Л.И Анциферов, В.А. Буров, Ю.И.Дик и др.; Под ред. В.А.Бурова, Ю.И.Дика. - М., «Просвешение», 1987. – 191с.

3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учебн. Для 10 кл. средн.шк.; - К.: Рад.шк., 1990. – 256.

4. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителя/ А.В.Перышкин, Н.А.Родина, Х.Д.Рошовская, - М.: Просвещение, 1985. – 256с.

5. Демонстрационные опыты по физике в VI – VIII классах средней школы. Под ред .А.А.Покровского. М., «Просвещение», 1970.

6. Газета «Физика», № 2 за 2003г. Издательство «Шкільний світ»

Тема: Тепловые явления

I. 1.Наблюдение за процессом теплопередачи. (Приложение № 2)

2. Наблюдение за процессом плавления парафина и определение температуры его плавления.

3. Наблюдение броуновского движения в жидкости.

II. 1.Определение теплоемкости твердого тела (Приложение № 3)

2. Определение удельной теплоты плавления льда.

III. Проверка уравнения теплового баланса.

IV. Наблюдение за нагреванием и кипением воды с построением графика температуры.

Тема: Электростатика.

I. Изучение конденсатора. (Приложение № 4)

II. Определение электроемкости конденсатора.

III. Изучение последовательного и параллельного соединения конденсаторов.

IV. Исследование делимости электрического заряда.

Тема: Электрический ток в различных средах.

I. 1.Изучение зависимости силы тока через проводник от температуры.

2. Изучение односторонней проводимости полупроводникового диода.

3. Изучение транзистора.

II. 1. Определение температурного коэффициента сопротивления вольфрама. (Приложение № 5)

2.Определение температурного коэффициента сопротивления меди.

Тема: Законы постоянного тока.

I. Изучение зависимость силы тока от сопротивления.

II. 1. Определение ЭДС и КПД источника тока.

2.Определение удельного сопротивления проводника.

3. Расширение пределов измерения амперметра.

4. Расширение пределов измерения вольтметра.

III. 1.Изучение последовательного соединения проводников. 2. Изучение параллельного соединения проводников.

3. Измерение КПД установки с электрическим нагревателем. (Приложение № 6)

Тема: Магнитные явления.

I. 1. Наблюдение спектров магнитного поля постоянного магнита.

2. Изучение электромагнита.

3. Наблюдение взаимодействия проводника с током и магнита.

II. 1. Измерение индукции магнитного поля постоянного магнита.

 

Проведение практикума

Дата: 2019-12-22, просмотров: 212.