Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего бизнеса. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.
В июле 2009 г. по итогам годового применения федерального закона, предоставившего преимущественное право выкупа арендуемых малым и средним бизнесом помещений, приняты поправки, которыми снижен срок обязательной аренды с трех до двух лет, уточнен принцип добросовестности предпринимателя.
Это позволило серьезно увеличить количество сделок по выкупу помещений. По информации, представленной Росреестром, уже 10 500 предпринимателей стали собственниками имущества. Однако до настоящего времени ни одного договора не зарегистрировано в 5 регионах: Республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, городе Москве, Забайкальском крае, а в ряде регионов заключено не более десятка сделок.
91,5 % договоров купли-продажи с использованием преимущественного права выкупа заключено с возможностью оплаты субъектом малого и среднего бизнеса выкупаемого имущества в рассрочку. Средний срок рассрочки составил 3,5 года. По сравнению с показателями мониторинга за 2009 год средний срок рассрочки увеличился на 0,2 года. В 6 субъектах Российской Федерации[17] средний срок рассрочки для субъектов малого и среднего бизнеса составил более 5 лет.
За 3 месяца 2010 года субъектами малого и среднего бизнеса выкуплено помещений совокупной площадью 1 010 тыс. кв.м. на сумму более 7 млрд. руб. Всего за время действия Федерального закона субъектами малого и среднего бизнеса выкуплено помещений совокупной площадью 2 048 тыс. кв.м. на сумму более 28 млрд. руб.
Учитывая востребованность предпринимателями преимущества, предоставляемого Федеральным законом № 159-ФЗ, а также неснижающийся темп подачи заявлений на выкуп помещений, целесообразно продлить действие данного Федерального закона.
Средняя стоимость 1 кв.м. выкупаемых субъектами малого и среднего бизнеса помещений составила 13,9 тыс. руб. По сравнению с данными мониторинга реализации Федерального закона за 2009 год средняя стоимость 1 кв.м. выкупленных помещений уменьшилась на 6,1 тыс. руб.
Следует отметить, что в нескольких субъектах Российской Федерации стоимость 1 кв.м. существенно выше среднего значения: средняя стоимость 1 кв.м. выкупленных субъектами малого и среднего бизнеса помещений в г. Санкт - Петербурге составила 49,2 тыс. руб., Нижегородской области – 37,2 тыс. руб., Сахалинской области – 36,9 тыс. руб., Новосибирской области – 32,7 тыс. руб., Иркутской области – 30,4 тыс. руб., Курской области – 30 тыс. руб.
Еще один важный вопрос имущественной поддержки – формирование региональных перечней имущества для целей предоставления на льготных условиях в долгосрочную аренду малым и среднем предприятиям.
На текущий момент, по данным ежеквартального мониторинга Минэкономразвития России, в аренду малым и средним компаниям предоставляется около 12 млн.кв.м. государственного и муниципального имущества. Такая аренда доступна 22 000 компаний.
Наибольшее количество субъектов малого и среднего бизнеса арендует имущество, включенное в перечень государственного имущества Самарской области (621), Свердловской области (322), Белгородской области (322), а также Республики Карелия (104).
В то же время в 18 субъектах Российской Федерации[18] количество субъектов малого и среднего бизнеса, арендующих помещения, включенные в перечни государственного имущества, не превышает 5 единиц (в каждом из субъектов Российской Федерации).
В 2008 году было предоставлено право малым и средним компаниям – арендаторам продлевать договоры аренды государственных и муниципальных помещений без конкурса до 1 июля 2010 г. В июле 2009 г. данный срок был продлен до 1 июля 2015 г.
Первые данные мониторинга показали, что на внеконкурсной основе предоставляется более 4 млн. кв.м. нежилых помещений.
В целях повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса ставятся следующие задачи:
· формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
· расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
· системное развитие инфраструктуры для предоставления малым и средним предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
· организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого и среднего бизнеса, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;
· создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым и средним предприятиям на льготных условиях;
· установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым и средним предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
· законодательно закрепить, а также обеспечить реализацию на региональном и муниципальном уровнях принципа "одного окна" для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);
· вести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
· снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью;
· установить порядок зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений в качестве уплаты арендной платы;
· установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;
· упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов.
Необходимо отметить, что задача имущественной поддержки малого и среднего бизнеса зачастую входит в противоречие с другими задачами органов управления государственным имуществом и вступает в противоречие с уже поставленными целями управления государственным имуществом. В этой связи в целях поддержки малого и среднего бизнеса на основе существующей законодательной, нормативной и правовой базы, необходимо пересмотреть законодательные акты, в том числе Бюджетный кодекс РФ, в части статей, ограничивающих возможности органов управления государственным имуществом в данном направлении.
Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнеса, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.
Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.
Только в этом случае государственная поддержка малого и среднего бизнеса окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема современного мирового финансового кризиса обусловила государственное финансовое регулирование осуществлением целого ряда мер государственной политики, направленных на антибюрократизацию и регулирование экономики.
В дипломном проекте были рассмотрены задачи снижения административных барьеров регулирования финансовой деятельности, которые были отражены в различных программах.
Основными задачами реформирования системы государственного финансового регулирования предпринимательской деятельности были признаны, в частности:
•введение процедуры доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику, а также процедуры периодической оценки эффективности регулирующих мер с возможным отказом по ее результатам от государственного вмешательства;
•осуществление регулирования, прежде всего через нормы прямого действия;
•упорядочение разрешительных, контрольных и надзорных функций государства по отношению к хозяйствующим субъектам;
•постепенное исключение косвенного финансирования государственных функций за счет принудительных отчислений, штрафов и оказания платных услуг;
•совершенствование правовых основ саморегулирования.
Рыночная система является лишь частью экономической системы и дополняется механизмом государственного регулирования. Именно смешанный механизм регулирования — со стороны государства и рынка — составляет экономическую систему в целом и позволяет решать задачи, стоящие перед конкретной страной.
В проекте выделены основные проблемы, которые испытывают субъекты малого и среднего бизнеса. Например, проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса, проблемы связанные с банковским кредитованием малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса является важным фактором и условием их дальнейшего развития; осуществляется в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а на региональном уровне - в соответствии с законодательными актами, принимаемыми органами власти субъектов РФ.
В июле 2009 г. по итогам годового применения федерального закона, предоставившего преимущественное право выкупа арендуемых малым и средним бизнесом помещений, приняты поправки, которыми снижен срок обязательной аренды с трех до двух лет, уточнен принцип добросовестности предпринимателя.
В 36 субъектах РФ сформирован региональный перечень имущества для предоставления на льготных условиях в долгосрочную аренду малым и средним предприятиям, в который включено около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.
В 2008 году было предоставлено право малым и средним компаниям – арендаторам продлевать договоры аренды государственных и муниципальных помещений без конкурса до 1 июля 2010 г. В июле 2009 г. данный срок был продлен до 1 июля 2015 г.
2009 год был непростым как для страны в целом, так и для малого и среднего бизнеса, в частности. Но, как свидетельствуют приведенные выше данные, проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. Были проведены программы направленные на устранение административных барьеров
В 2010 году Правительство РФ планирует продолжить намеченный курс. Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого и среднего бизнеса. В этих целях на 2010 год скорректирована государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого и среднего бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый и среднего бизнес получит не менее 100 млрд. рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. рублей. Малый и среднего бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.
Будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса. Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.
Для государственной имущественной поддержки малого и среднего бизнеса необходимо:
· организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого и среднего бизнеса, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;
· установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым и средним предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа,
· вести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
· установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;
· упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов.
Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнеса, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.
Только в этом случае государственная поддержка малого и среднего предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации. М: ИНФРА-М, 2008.
2.Гражданский кодекс РФ. Части I,II,III. М.: ИНФРА-М, 2008.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I,II. М.: ИНФРА-М, 2008.
4.Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2008.
5.Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
6.Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
7.Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ.
8.Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996
№41-ФЗ.
9.Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ.
10.Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 24.11.95 № 208-ФЗ.
11.Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
12.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ.
13.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
14.Федеральный закон «О естественных монополиях» от 19.07.1995 №147-ФЗ.
15.Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 №948-1.
16.Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.
17.Автономов В.С. История экономических учений: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2006.
18.Белых В.С. «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография». М.: Проспект, 2005.
19.БинштокФ.И. «Государственное регулирование предпринимательской
деятельности: Учебное пособие». М.:ИНФРА-М, 2003.
20.Богомолов В.А., Богомолова А.В. «Антикризисное регулирование экономики: Теория и практика: Учебное пособие». М.: ЮНИТИ, 2003.
21.Бутыркин А.Я. «Теория и практика антимонопольного регулирования
в ведущих странах Запада и России». М.: Новый век, 2004.
22.Власова В.М. «Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие». М.: Финансы и статистика, 2004.
23.Волостнов Н.С. «Государственное предприятие в рыночной экономике».
М.: Экономика, 2005.
24.Герасименко В.В. «Ценообразование. Учебное пособие». М.: ИНФРА-М,
2007.
25.Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. «Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие». М.: ЮНИТИ, 2004.
26.Грицюк Т.В. «Государственное регулирование экономики: Теория и практика». М.: РДЛ, 2005.
27.Губин Е.П. «Предпринимательское право: Учебник». М.: Юристъ, 2005.
28.Гущин А.В. «Лицензирование в Российской Федерации: Правовые и организационные основы». М.: Дашков и К, 2004.
29.Джобава Н.А. «Государственное регулирование малого предпринимательства». СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.
30.Крашенинников В.М. «Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник». М.: Экономика, 2003.
31.Кушлин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики». М.: Изд-во РАГС, 2005.
32.Лапуста М.Г. «Индивидуальный предприниматель». М.: ИНФРА-М, 2006.
33.Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. «Малое предпринимательство». М.: ИНФРА-М, 2007.
34.Лапуста М.Г. и др. Предпринимательство: Учебник. 4-е изд.,испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007
35.Литовченко С., Дынин А., Панов П. и др. «Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха». М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
36.Райзберг Б.А. «Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие». М.: ИНФРА-М, 2006.
37.Рубин Ю.Б. «Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник». М.: МаркетДС, 2004.
38.Худокормов А.Г. История экономических учений: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.
39.Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2007.
40.www. economy.gov.ru
41.www.smb-support.ru
42.www.siora.ru
43.www.petrostar.gks.ru
44.www.rg.ru
45.www.smao.ru
46.www.gks.ru
Приложение 1
Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.