государственное регулирование малый средний бизнес
Одним из важнейших факторов повышающим эффективность рыночной экономики является конкуренция, которая в современной экономической науке определяется как состязательность организаций. Свобода хозяйствования, многообразие форм собственности, различные масштабы организаций, НТП способствуют поддержанию условий конкуренции. Однако стремление к монополизации является проявлением экономической конкуренции; более того, существует целый ряд производств, где монополизация является естественной[11].
Противоположностью конкуренции является монополизм — такая рыночная ситуация, когда одна или несколько организаций производят и продают подавляющую массу товара на соответствующем рынке. Усиление роли монополий приводит к потерям в экономике в целом для общества, что проявляется в следующих процессах:
• рост цен;
• ограничение роста выпуска продукции;
• ограничение внедрения достижений НТП в производство.
Для недопущения таких негативных процессов государственное антимонопольное регулирование осуществляется в двух направлениях:
• формирование антимонопольного законодательства;
• создание системы антимонопольных органов, призванных осуществлять регулирование и контроль монополистической деятельности.
С 25 октября 2006 г. вступил в действие новый Федеральный закон «О защите конкуренции». Отдельные положения об ограничении антимонопольной деятельности установлены в федеральных законах «О недрах», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О животном мире», «О рекламе», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в Водном кодексе Российской Федерации и др.
Антимонопольное законодательство определяет[12]:
• понятие монополистической деятельности, ее характеристики;
• ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения;
• формы недобросовестной конкуренции;
• антимонопольный орган, его задачи, функции и полномочия;
• виды государственного антимонопольного контроля;
• ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции[13]:
•введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
• необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
• установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
• дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
• установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Запрещаются соглашения и согласованные действия между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
• повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми акта ми Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
• экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
• разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
• ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него, хозяйствующих субъектов
С целью регулирования деятельности естественных монополий в системе антимонопольного регулирования действует Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, определяющий правовые основы государственной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленный на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Естественными монополиями в России законом определены перечень сфер предпринимательской деятельности и основные методы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий1.
Государственная система мер, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности, включает в себя уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Статьей 178 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) предусмотрено, что недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба (более 1 млн. руб.), наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.