Учащиеся отрабатывают полученные теоретические знания на практике с помощью решения задач. Задания записаны на доске, учащиеся по очереди выходят к доске и записывают решение, остальные выполняют в тетрадях.
Задание 1. Найдите: а) область определения функций, заданных графически и аналитически; б) множество значений функций 1), 2), 3), 4).
Задайте функции:а) 1), 2), 3) аналитически; б) 5), 8) графически.
1)
|
2)
5) ; 6)
; 7)
; 8)
; 9)
;10)
;11)
;12)
[1].
Задание 2. Задает ли данная зависимость какую-нибудь функцию .
1) ; 2)
; 3)
; 4)
; 5)
.
Подведение итогов занятия
- Какую тему мы изучили сегодня на занятии?
- Какие способы задания функции Вы знаете?
Оцените свою работу на занятии по 5-ти бальной шкале и поставьте соответствующую оценку в карточку результатов деятельности (учитель просит учащихся поднять руки: … кто оценил свою работу на уроке на «5», «4», «3»).
Постановка домашнего задания
Найдите: а) область определения функций, заданных графически и аналитически; б) множество значений функций 3), 4), 9), 10), 11).
Задайте функции: а) 10), 11)аналитически; б)1),4)графически.
1) ;2)
;3)
;4)
;5)
; 6)
;7)
;8)
[9].
|
Методические рекомендации. При рассмотрении способов задания функции важно сформировать представление об однозначности соответствия аргумента и определенного по нему значения функции. Важным методическим приемом при изучении данной темы являются задания перевода функции из одной формы представления в другую [15]. На этапе закрепления знаний применяется индивидуальная форма обучения учащихся. Все результаты деятельности учащихся (выступление с докладом, ответы на вопросы по домашнему заданию, решение заданий на доске, активное участие в ходе всего занятия) фиксируются в индивидуальной карточке.
Тема 2. Преобразования графиков
Занятие №3. Перенос вдоль оси ординат
Цель: изучить преобразование графиков функций при помощи переноса вдоль оси ординат, научить учащихся строить графики функций, используя данное преобразование.
Ход занятия:
Разбор домашнего задания
Разбираются задания, вызвавшие затруднения у учащихся, в данном случае учитель может разобрать некоторые задания по своему усмотрению. Если вопросов нет, то проверяются ответы у наиболее сложных заданий.
Изучение нового материала
Графическое изображение функции дает весьма наглядное представление о поведении функции в целом. Нередко график оказывает существенную помощь при решении задачи. Поэтому важно уметь упрощать процедуру построения графиков, используя для этого различные преобразования.
Иногда график строится с помощью полного исследования функции, которое устанавливает область определения, промежутки убывания и возрастания, промежутки знакопостоянства, асимптоты и т.д. Но довольно часто при построении графиков функций можно избежать подобных исследований, используя ряд приемов, позволяющих путем некоторых преобразований получить график требуемой функции из графика какой-нибудь хорошо известной функции.
В качестве мотивирующей задачи для изучения нового материала учащимся предлагается выполнить задание: «Задан график функции (
). Построить на этом же чертеже график функции
(
)».
Для выполнения задания учитель делит класс на группы.
В результате построений учащиеся замечают, чтобы построить график второй функции, необходимо поднять на 1(опустить на 4, поднять на 7) график первой функции.
Учитель обобщает данное свойство графиков: пусть требуется построить график функции при
. Легко заметить, что ординаты этого графика для каждого значения
на
единиц больше соответствующих ординат графика функции
. Следовательно, график функции
при
можно получить параллельным переносом вдоль оси ординат графика функции
на
единиц вверх.
|
|
|
|
|
Общее правило построения графика при произвольном
: строим график функции
и переносим его вдоль оси ординат на
единиц вниз при
или вверх при
или строим график функции
и переносим ось абсцисс на
единиц вверх при b>0 или на
единиц вниз при
[20].
Пример 1. Построить график функции
.
1) Построим сначала график функции ;
2) затем перенесем ось абсцисс на единиц вверх в системе координат x’O’y;
|
Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.