Программа для 3 года обучения «Быть здоровыми хотим»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В декабре 2009 года нами была разработана программа «Быть здоровыми хотим».

Цель программы:

Сформировать знания о здоровом образе жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене.

2. Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.

3. Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.

4. Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

5. Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Методика работы по программе строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делался акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинги, оздоровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Занятия реализовывались в виде уроков здоровья, проводимых два раза в неделю. При реализации программы использовались групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра — это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. В ходе реализации программы этому виду деятельности придавалось особое значение. Игра часто присутствовала во время учебной деятельности и согласовывалась с темами занятий.

Итоговые занятия по закреплению полученных знаний проводились в форме соревнований, КВНов, праздников.

Использование на занятиях различных игровых моментов позволило удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствовало продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.

 

Таблица 2

Тематический план 3 года обучения

Тема занятий Формы и методы занятий
1. Режим дня школьника Урок здоровья, игры
2. Организм человека Урок здоровья, практические упражнения, игры.
3. Физкультпривет Подвижные игры, спортивные конкурсы, спортивный праздник, упражнения, физкультминутки
4. Уроки Мойдодыра Урок здоровья, практические упражнения, игры
5. Уроки Айболита Урок здоровья, литературное чтение, игры, практические упражнения
6. Разговор о правильном питании Урок здоровья, игры, практические упражнения
7. Здоровый образ жизни Урок здоровья, игры
8. Итоговое занятие. День здоровья Игры, инсценировки, праздник здоровья

Содержание программы 3-го года обучения

1. Режим дня, зачем он нужен (самоанализ). Активный и пассивный отдых. Переключение на другие виды деятельности как способ профилактики утомления. Биоритмы. Совы и жаворонки. Как сделать сон полезным. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном. Что делает сон полноценным.

2. Организм человека. Скелет и мышцы. Органы дыхания. Система кровообращения. Надежная защита организма: Кожа и ее функции. Органы чувств (См. Урок здоровья на тему «Органы чувств» Приложение 3).

3. Физкультпривет! Делайте утреннюю зарядку. Умывайтесь и закаляйтесь. Виды спорта, развивающие легкие, сердце. Физкультминутки. Подвижные игры. Упражнения для профилактики сколиоза. Упражнения для глаз. (См. примеры физкультминуток Приложение 4, подвижных игр в Приложении 5).

4.Уроки Мойдодыра. Правила гигиены. Умывание и купание. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за зубами. Уход за руками и ногами. Забота о коже (См. игры на усвоение навыков гигиены Приложение 5).

5. Уроки Айболита. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Вредные привычки. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнем. Первая помощь при травмах.

6. Разговор о правильном питании. Питание – необходимое условие жизни человека. Самые полезные продукты. Как правильно есть. Маслом кашу не испортишь. Плох обед, если хлеба нет. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Каждому овощу свое время. Путешествие по музеям напитков. Молоко – волшебный дар.

7. Здоровый образ жизни – основа крепкого здоровья. Что такое здоровый образ жизни, и что он в себя включает. Для чего человек должен соблюдать здоровый образ жизни. Примеры из жизни людей (исторических деятелей, литературных героев, известных политиков, писателей, артистов, знакомых и др.), придерживавшихся такого образа жизни и ведущих здоровый образ жизни.

8. Итоговое занятие «День Здоровья» (Спортивный праздник см. Приложение 6).

 

Список рекомендуемой литературы к программе:

1. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. — СПб.: Акцидент, 1999. — 32 с.

2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. — СПб.: Акцидент, 1999. — 40 с.

3. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — СПб.: Акцидент, 1998. — 159 с.

4. Зайцев Г.К., Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми! – СПб., 2000. – 16 с.

5. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. С англ.. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 592 с.

6. Ура, физкультура! [Текст]: учеб. для учащихся 2-4 кл. четырехлет. нач. шк. / [Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова и др.]. - М.: Просвещение, 1996. - 95 с.: рис.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 219.