ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [3], Брехман И.И. [7;8], Л.Г. Татарникова [32; 33] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [7;8], Л.С. Выготского [12], Г.К. Зайцева [14;15], П.Ф. Лесгафта [25; 26], Н.И. Пирогова [30], В.А. Сухомлинского [ 31 ], Л.Г. Татарниковой [ 32; 33 ], К.Д. Ушинского [34] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [17], гигиену обучения и воспитания школьников [23], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [28], школьную валеологическую работу [14;15;21; 22].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.

Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования:

Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».

3. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников.

4. Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.

5. Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.



Выводы по главе 1

 

В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

 



Содержание программы 3-го года обучения

1. Режим дня, зачем он нужен (самоанализ). Активный и пассивный отдых. Переключение на другие виды деятельности как способ профилактики утомления. Биоритмы. Совы и жаворонки. Как сделать сон полезным. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном. Что делает сон полноценным.

2. Организм человека. Скелет и мышцы. Органы дыхания. Система кровообращения. Надежная защита организма: Кожа и ее функции. Органы чувств (См. Урок здоровья на тему «Органы чувств» Приложение 3).

3. Физкультпривет! Делайте утреннюю зарядку. Умывайтесь и закаляйтесь. Виды спорта, развивающие легкие, сердце. Физкультминутки. Подвижные игры. Упражнения для профилактики сколиоза. Упражнения для глаз. (См. примеры физкультминуток Приложение 4, подвижных игр в Приложении 5).

4.Уроки Мойдодыра. Правила гигиены. Умывание и купание. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за зубами. Уход за руками и ногами. Забота о коже (См. игры на усвоение навыков гигиены Приложение 5).

5. Уроки Айболита. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Вредные привычки. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнем. Первая помощь при травмах.

6. Разговор о правильном питании. Питание – необходимое условие жизни человека. Самые полезные продукты. Как правильно есть. Маслом кашу не испортишь. Плох обед, если хлеба нет. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Каждому овощу свое время. Путешествие по музеям напитков. Молоко – волшебный дар.

7. Здоровый образ жизни – основа крепкого здоровья. Что такое здоровый образ жизни, и что он в себя включает. Для чего человек должен соблюдать здоровый образ жизни. Примеры из жизни людей (исторических деятелей, литературных героев, известных политиков, писателей, артистов, знакомых и др.), придерживавшихся такого образа жизни и ведущих здоровый образ жизни.

8. Итоговое занятие «День Здоровья» (Спортивный праздник см. Приложение 6).

 

Список рекомендуемой литературы к программе:

1. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. — СПб.: Акцидент, 1999. — 32 с.

2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. — СПб.: Акцидент, 1999. — 40 с.

3. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — СПб.: Акцидент, 1998. — 159 с.

4. Зайцев Г.К., Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми! – СПб., 2000. – 16 с.

5. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. С англ.. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 592 с.

6. Ура, физкультура! [Текст]: учеб. для учащихся 2-4 кл. четырехлет. нач. шк. / [Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова и др.]. - М.: Просвещение, 1996. - 95 с.: рис.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.

Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.

2. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.

3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.

4. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с.

5. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.

6. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982. -

7. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1987. – 123с.

8. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с.

9. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.

10. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 1979. – № 7. – С. 102–113.

11. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-1994.- 9.-С. 9-12.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. – 382 с.

13. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).

14. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с.

15. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1998. – 159 с.

16. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. – 1982. – Т. 45. – №. 4. – С. 29–33.

17. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.

18. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.

19. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.

20. Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004. - 382, [1] с. - (Программа развития).

21. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. – СПб.: Деан, 1999. – 229 с.

22. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 41- 43.

23. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

24. Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. – 1982. – №2. – С. 58-65.

25. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998. – 410 с.

26. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с.

27. Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. – М: 2001. –231 с.

28. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.

29. Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm. – 29.09.2009.

30. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336с.

31. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Сост. В.З. Смирнов /Н.И. Пирогов. – М.: Академия Пед. наук РСФСР, 1953. – 752 с.

32. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997. – 224 с.

33. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. – СПб.: Санкт – Пб ГУПМ, 1993. – 118 с.

34. Татарникова Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 1995. - 128 с.

35. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990.

36. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).

37. Царегородцев, Г.И. Общая патология человека и методология медицины / Г.И. Царегородцев // Вестник РАМН. – 1998. – № 10. – С. 41–45.

38. Чикин, С.Я. Что такое здоровье? / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев – М.: Знание, 1976. – 96 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Рисунок 3. Выражение связи между понятиями "здоровье" и "здоровый образ жизни"

 

Таблица 1

Примерная схема режима дня младших школьников при занятиях в первую смену (в часах)

№ П/п

Режимные элементы

Класс

1 2 3 4
1. Подъем 7.30 7.30

7.00

2. Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика 7.30 7.45

7.30

3. Завтрак 7.45-8.00 7.45-8.00

7.30-7.45

4. Пребывание в школе (урочное время) 8.30-12.20

8.30-12.20

5. Предобеденное Пребывание на воздухе (прогулка, игры, Развлечения)

 

6. Обед 13.00-13.30 13.30-14.00

13.30-14.00

7. Сон для учащихся Первых классов И детей с ослабленным здоровьем

14.00-15.00

8. Подвижные игры, развлечения На открытом воздухе 15.00-15.45

14.00-15.45

9. Полдник 15.45-16.00 15.45-16.00

15.45-16.00

10. Самостоятельные Учебные занятия 16.00-17.00

16.00-17.30

11. Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 17.00-19.00 17.30-19.00

18.00-19.00

12. Ужин 19.00-19.30 19.00-19.30

19.00-19.30

13. Работа по дому 19.30-20.00 19.30-20.00

19.30-20.00

14. Вечерняя прогулка 20.00-20.30 20.00-20.30

20.00-20.30

15. Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00 20.30-21.00

20.30-21.00

16. Ночной сон 21.00 21.00

21.00



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ анкеты

Таблица 1

Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни

Вопрос Ответ Балл Суммарный балл Интерпретация

Тест–опросник

1. Как называется наука, изучающая строение тела человека?

Физиология

Зоология

анатомия

2. Скелет и мышцы образуют:

а) пищеварительную систему;

б кровеносную систему;

в) опорно-двигательную систему.

3. Мышцы прикрепляются к костям при помощи:

а) сухожилий;

б) суставов;

в) хрящей.

4. Главную опору нашего организма составляет:

а) копчик;

б) позвоночник;

в) скелет ног.

5. Сколь органов чувств ты знаешь?

7

6

5

6. Соедини линиями

Глаза Орган осязания

Уши Орган вкуса

Нос Орган зрения

Кожа Орган обоняния

Язык Орган слуха

7. С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака?

Уши

Глаза

Нос

мозг

8. При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?

Зубы

Нос

Язык

Глаза

губы

9. Кожа – это …

а) наружный покров человека;

б) внутренний орган;

в) это обёртка человека

10. Какой орган отвечает за дыхание человека?

Сердце

Легкие

Почки

11. Какой орган контролирует работу твоего тела?

Печень

Сердце

Мозг

12. Какой орган отвечает за переваривание пищи?

Сердце

Легкие

Желудок

 

За каждый правильный ответ дается один балл

12-16 баллов – высокий уровень знаний о строении и функциях организма человека.

8 - 11 баллов - удовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.

Ниже 8 баллов – неудовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.

 

Таблица 2

Результаты диагностики 3 класса «А», декабрь 2009 г.

Фамилия, имя Результаты анкетирования, в баллах Уровень знаний о ЗОЖ Результаты тестирования, в баллах Уровень знаний о строении и функциях организма человека
1. Арефьева Аня 64 средний 11 удовлет.
2. Бакланов Олег 70 высокий 15 высокий
3. Бартеньева Вика 66 высокий 14 высокий
4. Вислогузов Денис 47 средний 11 удовлет.
5. Гордиенко Кирилл 54 средний 12 высокий
6. Давыдова Катя 32 низкий 7 неудовл.
7. Ершов Даня 48 средний 9 удовлет.
8. Жабко Егор 67 высокий 12 высокий
9. Кравченко Игнат 61 средний 10 удовлет.
10. Кипелова Полина 62 средний 9 удовлет.
11. Ларченкова Ульяна 48 средний 8 удовлет.
12. Морозов Антон 44 низкий 7 неудовл.
13. Носков Дима 69 высокий 14 высокий
14. Парамонова Инга 42 низкий 6 неудовл.
15. Праскевич Анна 61 средний 10 удовлет.
16. Ухтин Илья 63 средний 11 удовлет.
17. Федоров Тарас 36 низкий 6 неудовл.
18. Хлебникова Геля 67 высокий 15 высокий
19. Юрасова Лена 49 средний 10 удовлет.
20. Яскевич Настя 49 средний 9 удовлет.

 

Таблица 3

Результаты диагностики 3 класса «А», март 2010 г.

Фамилия, имя Результаты анкетирования, в баллах Уровень знаний о ЗОЖ Результаты тестирования, в баллах Уровень знаний о строении и функциях организма человека
1. Арефьева Аня 67 высокий 14 высокий
2. Бакланов Олег 74 высокий 15 высокий
3. Бартеньева Вика 68 высокий 15 высокий
4. Вислогузов Денис 62 средний 13 высокий.
5. Гордиенко Кирилл 65 высокий 14 высокий
6. Давыдова Катя 46 средний 8 удовлет.
7. Ершов Даня 58 средний 11 удовлет.
8. Жабко Егор 75 высокий 15 высокий
9. Кравченко Игнат 65 высокий 13 высокий
10. Кипелова Полина 66 высокий 11 удовлет.
11. Ларченкова Ульяна 52 средний 11 удовлет.
12. Морозов Антон 54 средний 9 удовлет.
13. Носков Дима 76 высокий 16 высокий
14. Парамонова Инга 49 средний 11 удовлет.
15. Праскевич Анна 65 высокий 14 высокий
16. Ухтин Илья 69 высокий 12 высокий
17. Федоров Тарас 47 средний 9 удовлет.
18. Хлебникова Геля 72 высокий 15 высокий
19. Юрасова Лена 49 средний 11 удовлет.
20. Яскевич Настя 59 средний 12 высокий

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Игра «загадаю — отгадай»

Цель игры: закрепить знания детей о предметах личной гигиены и их назначении.

Содержание игры: дети отгадывают предложенные загадки о предметах личной гигиены.

 

Намочи меня водой, да потри рукой.

Как начну гулять по шее,

Сразу ты похорошеешь. (Мыло)

Он не сахар, не мука,

Но похож на них слегка.

По утрам он к нам на зубы

Попадает всегда. (Зубной порошок.)

Целых 25 зубков

для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расческа.)

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щетка.)

Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок.)


Игра “Это только для меня”

Цель игры: формировать представление детей о гигиенических средствах индивидуального пользования.

Содержание игры: из предложенных предметов гигиены ученики отбирают те, которые нельзя передавать другим, т.е. индивидуального пользования. Например: зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце и т.д.

Игра “Что для чего”

Цель игры: научить правильно подбирать средства для ухода за разными частями тела.

Содержание игры: из предложенных предметов гигиены отобрать те, которые используются для ухода за телом, зубами, ногтями, волосами и др., и рассказать, как с их помощью нужно осуществлять уход.

Игра “Угадай, что покажу”

Цель игры: способствовать формированию потребности в выполнении правил личной гигиены.

Содержание игры: микрогруппы готовят с помощью учителя пантомимы: “Чищу зубы”, “Как надо мыть руки” и др. Зрители должны догадаться и рассказать о том, что им показывают.

Игра “Мозаика”

Цель игры: закрепить знания детей о предметах личной гигиены и их применении.

Содержание игры: учащиеся получают задание: сложить мозаику-картинку с изображением какого-либо средства гигиены и рассказать о его применении.

Игра “Советы Мойдодыра”

Цель игры: закрепить знания детей о правилах личной гигиены.

Содержание игры: учащиеся получают карточки, на которых зашифрованы правила личной гигиены. Задача играющих — прочесть эти правила:

Советы организаторам

1. Каждую из предложенных игр можно использовать как отдельную форму работы.

2. Предложите детям включиться в процесс подбора и придумывания игр для игротеки, посоветуйте поиграть в предложенные игры дома с родителями.


Подвижные игры

Игра «Кот Котофей и мыши»

По считалке ребята выбирают «кота». Остальные – «мыши». «Мыши» встают за «котом» в колонну, держа за пояс один другого. «Кот» ведет «мышей» в разных направлениях: прямо, змейкой, по кругу и ведет с ними такой разговор:

 

– Есть мыши в стогу?

– Есть!

– Боятся кота?

– Нет!

– А я, Котофей, разгоню всех мышей!

«Мыши» разбегаются, «кот» ловит их. Кого поймает, тот становится «котом», и игра начинается снова.

У. Поиграли и пошли дальше.

 

Мы к лесной полянке вышли.

Поднимаем ноги выше!

Видим – скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок –

Прыгать с пятки на носок.

 

Учащиеся выполняют прыжки с выносом прямых рук вперед вверх.

 

– И вот впереди показалась река.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз: Это брасс.

 

Выполняются движения руками, имитирующие плавание способом брасс. Легкое покачивание на носках. Во время выполнения упражнений по плаванию учитель следит за дыханием (вдох – над водой, выдох – в воду).

– Все как один плывем, как дельфин. Но что это? Кто-то тонет! Нужно спасти.

Игра «Спасательный круг»

Дети делятся на две команды. У каждого ученика в руках обруч. По очереди каждый старается набросить обруч на тяжелые мячи. Чья команда быстрее и больше набросит обручей на мяч, получает звание «Юный спасатель».

 

– Вышли на берег крутой

И отправились домой.

 

У. В завершение нашего похода предлагаю вам игру «Гуси».

Игра «Гуси!»

Дети выбирают «гусыню-матушку» и «волка». Все остальные – «гуси». «Гусыня» гонит «гусей» в поле, а сама сидит за линией, которая называется «город». Между ней и «гусями» происходит диалог:

 

– Гуси, домой!

– Почему?

– Волк за горой!

– Что он делает?

– Злодей щиплет гусей.

– Каких?

– И серых, и белых, и в пятнышках...

Летите скорей к своей матушке!

 

«Гуси» бегут в «город», а «волк» перебегает им дорогу и старается кого-нибудь поймать. За линией ловить «гусей» нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей».

После возвращения из похода учитель спрашивает детей о том, что они видели во время прогулки, с кем встречались на своем пути, что им понравилось и подводит итоги путешествия.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Приветствие

Все участники собираются в актовом либо спортивном зале. При входе дети получают жетончики пяти цветов – по числу команд и станций.

Ведущий 1. Сегодня вас ждет необычное и очень интересное путешествие. Какое – вы скоро узнаете. А пока мы приветствуем вас на нашем празднике – Дне здоровья!

Ведущий 2

 

Мы откроем вам секреты,

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить.

Ведущий 1. Жизнь – это богатство, данное каждому, и очень хочется, чтобы она у каждого человека была прекрасной и счастливой. А что такое счастливая жизнь?

Дети отвечают.

Ведущий 2. Мы вам сейчас расскажем сказку, а вы внимательно слушайте и затем ответьте на вопрос: с каким волшебником мы повстречаемся?

Ведущий 1

 

В одной стране когда-то

Жил-был один король,

Имел он много злата,

Но был совсем больной.

Ведущий 2

 

Он очень мало двигался

И много очень ел,

И каждый день, и каждый час

Все больше он толстел.

Одышки и мигрени

Измучили всего,

Плохое настроение

Типично для него.

Ведущий 1

 

Он раздражен, капризен –

Не знает, почему.

Здоровый образ жизни

Был незнаком ему.


Ведущий 2

 

Росли у него детки.

Придворный эскулап

Микстурами, таблетками

Закармливать их рад.

Ведущий 1

 

Но вот волшебник ЗОЖ

Явился во дворец.

И потому счастливый

У сказки был конец.

Ведущий 2. Так о каком же волшебнике говорится в сказке?

Школьники называют имя волшебника, обозначенное в стихах, – ЗОЖ и объясняют, что это имя означает.

Ведущий 1. Верно! Послушаем сказку дальше.

Выходит Волшебник ЗОЖ.

Волшебник

 

Ну, что сказать? Долой врача!

Вам просто не хватает Прыгучего мяча.

Вам надо больше двигаться,

В походы, в лес ходить.

И меньше нужно времени

В столовой проводить.

Вы подружитесь с солнцем,

И с воздухом, с водой.

Отступят все болезни,

Промчатся стороной.

Несите людям радость,

Добро и солнца свет.

И будете здоровы

На много, много лет.

Ведущий 2. Так как исцелил волшебник ЗОЖ короля и его детишек? Какие он дал им советы?

Дети отвечают.

Ведущий 1. Верно. Получается, что здоровый образ жизни – это основа счастливой жизни человека. И чтобы его вести, надо соблюдать разные правила.

Ведущий 2. Сейчас мы с вами поиграем. Вы в ходе игры побываете на станциях «Скорая помощь», «Летняя», «Съедобная», «Вредные привычки», «Физкульт-привет», «Чистота и порядок», встретитесь с помощниками Волшебника и расскажете, что вы знаете о здоровом образе жизни.

Участники праздника делятся на пять команд по цвету жетонов, полученных детьми в начале праздника. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана и коротко представляется. Командам выдаются маршрутные листы, на которых указан путь их перемещения по станциям. Станции расположены в различных кабинетах школы. Задача ребят – выполнять задания и получать баллы. В течение получаса школьники ходят по станциям в соответствии со своими маршрутными листами, а затем возвращаются в зал для подведения итогов праздника.

Игра по станциям

Скорая помощь

Айболит

 

Я добрый доктор Айболит,

Если что-то заболит,

Времени зря не теряйте,

Свою боль мне доверяйте.

А меня все знают тут,

Звери и детишки,

Вот опять сюда пришли

Девчонки и мальчишки.

Хозяин станции. В жизни каждого из нас случаются неприятности, особенно часто мальчики получают ссадины и раны. Давайте представим одну из таких ситуаций. Вы находились на прогулке. Вдруг один мальчик разбивает колено, у него течет кровь. Каковы будут ваши действия?

Ребята отвечают, показывая свои знания по вопросу оказания первой медицинской помощи.

Хозяин станции. А теперь отгадайте загадки.

Примеры загадок:

 

Стоит он в баночке в аптечке

Коричневый, пахучий,

А на локтях и на коленях

Он желтый и шипучий. (Йод)

Горькая бывает,

Сладкая бывает.

Глотают ее дети,

Водой запивая.(Таблетка)

Солнечная

Хозяин станции. Ребята, послушайте стихотворение

 

Забыла Таня про обед,

С друзьями не играет.

Ей до подруг и дела нет,

Лежит и загорает.

Она мечтает загореть,

Чтоб черным стало тело:

Ведь будут на тебя смотреть,

Когда ты загорелая.

Какой-то в шляпке старичок

Ей крикнул: «Эй, косичка!

Ты в этом деле новичок!

Смотри, сгоришь, как спичка!»

Она пример не хочет брать

С тех, кто дает советы

«Отстаньте, буду загорать!»

–Вот все ее ответы.

Теперь одеться больно ей,

И, посудите сами,

Она должна весь день лежать,

А не гулять с друзьями.

Проходит мимо детвора

И шепчет то и дело: «А эта девочка вчера

Почти совсем сгорела!».

 

Так что же случилось с Таней? Какую первую помощь вы могли бы оказать при ожогах?

Дети предлагают варианты.

Хозяин станции. Есть еще одна опасность от палящего солнца. Это солнечный удар. Знаете ли вы, как уберечь себя от него? А если у вашего знакомого случился солнечный удар, каковы будут ваши действия?

Ребята отвечают.

Съедобная

Карлсон

 

Я – мужчина в цвете лет,

Ну, а вам и дела нет!

Все – настал последний вздох!

Ох, зачем я ел пирог…

Хозяин станции. Ребята, Карлсону плохо, потому что он слишком много съел пирогов! Но мы-то с вами знаем, что есть надо в меру и следить за тем, чтобы продукты, которые мы едим, не вредили организму. Давайте поможем нашему герою – подскажем, что из еды полезно для здоровья, а что – нет.

Хозяин станции показывает детям картинки с изображением продуктов питания. Школьники должны определить, какие продукты полезны для организма, а какие вредны, и объяснить, почему.

Карлсон

 

Спасибо, ребята!

Теперь буду знать

И строго питанья

режим соблюдать.

Без помощи вашей совсем бы засох.

Ох, зачем же я съел тот огромный пирог?

Вредные привычки

Хозяин станции. Познакомьтесь, ребята, – это ученики Школы волшебства. (Представляет двух мальчиков, наряженных волшебниками.) Они осваивают знания по сотворению чудес, умения колдовства. Когда они стали учиться этому непростому делу, им пришлось изучить много волшебных книг, выучить волшебные слова и с их помощью научиться перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей и оказывая помощь нуждающимся. И в один чудесный летний день они приземлились в очень странном городе. Сейчас они сами расскажут об этом.

Волшебник 1. Город, в котором мы оказались, был сильно задымлен – так, что не видно было ближайших домов.

Волшебник 2. И жители в этом городе были странные: маленькие человечки болезненного вида, с желтыми зубами, ногтями, дурным запахом изо рта. Выглядели они, как маленькие старички. Как вы думаете, ребята, в какой город мы попали? Кого встретили?

Школьники отвечают.

Волшебник 1. Действительно, это был город заядлых курильщиков! Люди, живущие в нем, никогда не видели голубого неба и ясного солнца. Их закрывал густой табачный дым.

Волшебник 2. Через две минуты пребывания там мы почувствовали, что задыхаемся, от дыма появились кашель, насморк, слезы. Нам пришлось побыстрее улететь оттуда, но не можем же мы бросить жителей этого города и оставить их без нашей помощи. Мы решили обязательно расколдовать город!

Хозяин станции. А расколдовать его помогут лишь знания о вреде курения и табачного дыма. Ребята, давайте поучаствуем в этом добром деле вместе с волшебниками: расскажите, что знаете вы о вреде курения?

Участники делятся своими знаниями, а Хозяин станции и Волшебники их дополняют.

Физкульт-привет

Задача учащихся – провести известные им физкультминутки.

Если остается свободное время, у хозяина станции должны быть готовы 1–2 подвижные игры. Например, игра «Физкульт-привет».

Описание игры: ведущий с помощью считалочки выбирает двоих детей – две лягушки, которые встают в центре круга. Ведущий читает слова и показывает движения, все остальные дети, в том числе и лягушки, повторяют за ними.

Ведущий

 

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки,

Утром рано просыпались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем вам шлем: «Физкульт-привет!»

 

Затем на счет «один-два-три» все бегут врассыпную, а лягушки догоняют. Те, кого догнали лягушки, встают на их место. Игра продолжается.

Чистота и порядок

Участники заходят в кабинет, в котором все разбросано: книжки, игрушки, одежда. Хозяин станции читает отрывок из стихотворения В. Коркина «Про неряху».

Хозяин станции

 

Шагает неряха по улице,

Солнышко тучкою хмурится.

Хмурятся люди. А птицы молчат –

Петь для неряхи они не хотят.

Вот положение! Просто беда.

Здесь мыло поможет, Поможет вода.

 

Я думаю, всем вам известно, что наш великий помощник в укреплении здоровья – личная гигиена. Но порядок должен быть во всем. В порядке мы должны содержать не только свое тело, но и дом, в котором мы живем. Посмотрите вокруг – везде беспорядок, вещи разбросаны. Нужно это исправить!

Ребята наводят порядок в комнате, все расставляют по местам.

Завершение праздника

Пройдя все станции, команды возвращаются в зал для подведения итогов. Называется и награждается команда-побелитель. Кроме того, каждый из участников получает витаминку – символ здоровья.

Ведущий 1

 

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Ведущий 2

 

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго, долго будут жить.

Каждый знает, что здоровье

В магазине не купить!

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [3], Брехман И.И. [7;8], Л.Г. Татарникова [32; 33] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [7;8], Л.С. Выготского [12], Г.К. Зайцева [14;15], П.Ф. Лесгафта [25; 26], Н.И. Пирогова [30], В.А. Сухомлинского [ 31 ], Л.Г. Татарниковой [ 32; 33 ], К.Д. Ушинского [34] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [17], гигиену обучения и воспитания школьников [23], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [28], школьную валеологическую работу [14;15;21; 22].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.

Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования:

Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».

3. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников.

4. Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.

5. Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Дата: 2019-12-22, просмотров: 446.