Федеральный закон от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Далее после образования Российской Федерации были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:

· Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;

· Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 « О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ »;

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Вскоре государство осознало необходимость изменения налогового законодательства в части налогообложения, в связи с чем, был принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ « Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства ».

Со 2 августа 1997 года официально вступил в силу новый закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ"(N 123-ФЗ, подписан Президентом РФ 21 июля 1997 года).

Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [14]



Глава 3. Трансформация отношений собственности

Образование частных предприятий

Частные предприятия в переходной экономике образуются путем как инвестирования и капитализации доходов и сбережений физических и негосударственных юридических лиц (частные предприятия на собственной основе), так и трансформации государственной собственности (приватизированные предприятия). При этом важно, что независимо от способа учреждения предприятий функции собственности и профессионального управления полностью совпадают только в рамках мелких фирм.

Что же касается средних и особенно крупных частных предприятий, образованных в результате приватизации, то в их рамках неизбежно происходит известное расщепление капитала на капитал-собственность (контроль) и капитал-функцию (управление), позволяющее использовать наемных профессиональных менеджеров и освободить собственников от функций непосредственного управления капиталом. Принципиально важно, что согласование контроля и управления не происходит автоматически. Опыт всех постсоциалистических стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по этим вопросам между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами, наемными работниками приватизированных компаний.

В переходной экономике структура капиталов новых частных и смешанных компаний по форме собственности и типу инвесторов зависит прежде всего от примененных методов приватизации. Именно они определяют специфику корпоративного контроля и перспективы дальнейшей рыночной реструктуризации приватизированных предприятий. По этим признакам можно выделить следующие типы частных компаний.

1. Компании, приватизированные методом прямых продаж внешнему (в том числе иностранному) инвестору.

2. Компании, выкупленные менеджментом и работниками.

3. Компании, возникшие в ходе массовой ваучерной приватизации.

Исходя из особенностей структуры капитала и преобладающей формы контроля, можно выделить три типа корпоративного управления частными и смешанными компаниями, сложившихся в переходной экономике:

1) управление средними и крупными предприятиями, когда основной контроль концентрируется в руках банков и банковских посреднических фирм. Банки четко контролируют эмиссионную деятельность такой компании, не допуская нарушения необходимого им баланса власти и управления;

2) управление компаниями, имеющими стратегического иностранного инвестора. Опыт восточноевропейских стран свидетельствует, что действия такого собственника могут приходить в противоречие с интересами национальной экономики (экспорт прибыли и капитала, подавление потенциального конкурента и т.п.);

3) управление компаниями, преимущественно небольшими, не имеющими крупных стратегических инвесторов и вынужденных рассчитывать исключительно на собственные внутренние источники роста. В таких компаниях корпоративное управление максимально приспосабливается к особенностям рыночной среды и необходимости эффективно использовать ограниченные инвестиционные ресурсы. Этот тип корпоративного управления получил широкое распространение в России.

3.2.Трансформация собственности на примере

В данной главе рассмотрена трансформация отношений собственности на примере Пермского завода силикатных панелей.

Конец 80-х и начало 90-х годов характеризуются как период поиска страной новых более эффективных способов управления производством. В 1985 году в СССР была объявлена перестройка и одной из форм повышения эффективности производства правительство страны и КПСС считали назначение на руководящие должности руководителей, избранных непосредственно коллективом. 23 января 1989 года выборы директора завода состоялись и на ПЗСП. На заводской конференции на должность первого руководителя было выдвинуто две кандидатуры. Кандидатами были выдвинуты программы развития завода на ближайшую перспективу, включая сюда и социальные вопросы развития коллектива.

Выборы руководителей стали первой «ласточкой» так называемой «горбачевской оттепели». Следующим этапом стал ряд мер по повышению самоокупаемости производств, снижению издержек и увеличению рентабельности. Стала меняться и хозяйственно-правовая форма управления – в конце 80-х предприятиям предлагались различные модели хозяйственного расчета в рамках государственного предприятия, а позже - акционирование.

Приказом по ТСО «Западуралстрой» (правопреемник «Главзападуралстроя») № 165 от 13.07.1989 года создается проектно-строительное объединение «Пермстройрогресс», куда с 1 июля этого же года должен был переведен на стройбаланс и завод силикатных панелей, но уже 12.09.1989 г. выходит новый приказ по ТСО «Западуралстрой» за номером 219, где отменяется предыдущее решение, а ПЗСП остается на промышленном балансе и ведет свою хозяйственную деятельность по первой модели хозрасчета в составе НПСО «Силикат».

В 1990 году ПЗСП передается из состава НПСО «Силикат» в состав ТСО «Западуралстрой» с непосредственным подчинением ТСО.

Это был последний приказ ведомственной подчиненности, потому как 17.12.1991 года Пермский завод силикатных панелей регистрируется в Дзержинском райисполкоме как товарищество с ограниченной ответственностью, а ровно через год – 27.12.1992 года Администрация Дзержинского района г. Перми регистрирует ПЗСП как акционерное общество открытого типа «Пермский завод силикатных панелей».

6 мая 1997 года администрация Дзержинского района г. Перми в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и заявлением АООТ «Пермский завод силикатных панелей» вносит изменение в название предприятия. С этого периода и по настоящее время завод именуется «Открытое акционерное общество «Пермский завод силикатных панелей» (АО «Пермский завод силикатных панелей»).

История России знает немало примеров того, как в суровые девяностые рушились производства, продавались предприятия-банкроты. Все это требовало огромного напряжения сил и недюжинной энергии от руководителей производства. Но в то же время эта новая веха в истории страны имела и неоспоримые преимущества – свободу выбора.



Заключение

Переходная экономика - это экономика, где основное значение имеет не примитивное функционирование сформировавшихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов.

Преобразование в отношении собственности - материальное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности как основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства.

Во время переходного периода в РФ произошел ряд реформ, который способствовал трансформации собственности из государственной в частную. Например, известная всем приватизация собственности. Кроме того, для ведения крестьянско-фермерских хозяйств в 90-е годы были выделены земли бесплатно в частную собственность.

С начала перехода к рынку начали появляться законы о поддержке предпринимательской деятельности, антимонопольные законодательства, акты о приватизации недвижимости и земельных участков. Все это способствовало развитию частного предпринимательства.

Из организационных форм предпринимательской деятельности в России переходного периода самой популярной и действенной оказалась акционерная форма.

Что же касается средних и особенно крупных частных предприятий, образованных в результате приватизации, то в их рамках неизбежно происходит известное расщепление капитала на капитал-собственность (контроль) и капитал-функцию (управление), позволяющее использовать наемных профессиональных менеджеров и освободить собственников от функций непосредственного управления капиталом.

В экономике России стала прослеживалась тенденция к началу новой концентрации и централизации капитала, а также самой хозяйственной деятельности. Произошло широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой такого поглощения. Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами и были вынуждены свертывать свою деятельность.

Однако можно выделить проблемы, благодаря которым сфера малого бизнеса в России до сих пор остается менее приоритетной: административные барьеры (коррупция); отсутствие кредитных ресурсов; криминальные риски; отсутствие опыта в управлении; отсутствие господдержки; отсутствие гарантий защиты частной собственности.

Также в данной работе была рассмотрена трансформация отношений собственности на примере ПЗСП. В конце 80-х предприятию предлагались различные модели хозяйственного расчета в рамках государственного предприятия, а позже – акционирование, следовательно стала меняться и хозяйственно-правовая форма управления

Приказом по ТСО «Западуралстрой» (правопреемник «Главзападуралстроя») № 165 от 13.07.1989 года создается проектно-строительное объединение «Пермстройрогресс», куда с 1 июля этого же года должен был переведен на стройбаланс и завод силикатных панелей, но уже 12.09.1989 г. выходит новый приказ по ТСО «Западуралстрой» за номером 219, где отменяется предыдущее решение, а ПЗСП остается на промышленном балансе и ведет свою хозяйственную деятельность по первой модели хозрасчета в составе НПСО «Силикат».

В 1990 году ПЗСП передается из состава НПСО «Силикат» в состав ТСО «Западуралстрой» с непосредственным подчинением ТСО.

Это был последний приказ ведомственной подчиненности, потому как 17.12.1991 года Пермский завод силикатных панелей регистрируется в Дзержинском райисполкоме как товарищество с ограниченной ответственностью, а ровно через год – 27.12.1992 года Администрация Дзержинского района г. Перми регистрирует ПЗСП как акционерное общество открытого типа «Пермский завод силикатных панелей».

6 мая 1997 года администрация Дзержинского района г. Перми в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и заявлением АООТ «Пермский завод силикатных панелей» вносит изменение в название предприятия. С этого периода и по настоящее время завод именуется «Открытое акционерное общество «Пермский завод силикатных панелей» (АО «Пермский завод силикатных панелей»).

Ученые считают, что Россия до сих пор не перешла к рынку и живет во времена экономики переходного периода, т.к. многие реформы, способствующие переходу к рынку, не были произведены в должном виде.



Библиографический список

1. Гайдар Е.Т. Термин экономика переходного периода // http://www.iet.ru/

2. Анчак Р. Сравнительный анализ стабилизационных программ 90-х гг./ под ред. С. Васильева; Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2003. 447 с.

3. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2007.

4. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2000.

5. Денис Вараксин, Юлия Федоринова. Разделили цинк // Ведомости. 04.06.2009

6.  ОАО «ЧЦЗ» — Металлургический комплекс — История // zinc.ru

7. Опередить «Лукойл». Ведомости, № 244 (1771), 26 декабря 2006

8. Михаил Оверченко, Елена Виноградова. Дороже нефти // Ведомости, 28.04.2009, № 76 (2346)

9. Красникова Е.В. Экономика переходного периода; ОМЕГА-Л, 2007. 295с.

10. Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А.Н., Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 2007г.

11. Волконский В.А. Институциональные проблемы российских реформ. М.,1998.

12. Колодко Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. М.,2000.

13. Ясин. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М.: ГУ-ВШЭ,2002.

14. Мау В. Конституционные проблемы экономической реформы посткоммунистической России //Экономика и право. 1998 // http://www.iet.ru

Дата: 2019-12-10, просмотров: 188.