Возрождение предпринимательской деятельности в России и в бывших социалистических странах - это уникальное социальное, политическое и экономическое явление в истории человечества. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки централизованной плановой системы. Именно поэтому предпринимательская деятельность в России связана с целым рядом трудностей и противоречий:
1. медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства, призванная обеспечить и закрепить право собственности на средства производства и конечный продукт деятельности;
2. принцип частной автономии ограничен, так как свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит традиционная для командной экономики монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением;
3. товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции;
4. в России необходимые условия развития предпринимательской деятельности имеются лишь частично, что накладывает отпечаток на формы и стиль бизнеса.
Предпринимательство в переходной экономике России характеризуется рядом особенностей.
· Во-первых, продолжается внутренний процесс дележа собственности, иногда вырывающийся на поверхность в форме судебных разбирательств по имущественным вопросам. В основном же этот процесс идет негласно и представляет собой хорошую почву для различного рода злоупотреблений и создания криминальных структур.
· Во-вторых, значительный сектор экономики все еще составляют государственные предприятия, большей частью полностью или частично бездействующие, поскольку исходная нерентабельность или огромная капиталоемкость не позволяют им справиться с трудностями организации рыночной деятельности.
· В-третьих, определенная часть предпринимательской активности не нацелена на длительную перспективу, а служит исключительно как временное средство накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере бизнес-деятельности. [11]
Также можно выделить следующие проблемы формирования малого бизнеса в РФ в переходный период:
1. административные барьеры (коррупция);
2. отсутствие кредитных ресурсов;
3. криминальные риски;
4. отсутствие опыта в управлении;
5. отсутствие господдержки;
6. отсутствие гарантий защиты частной собственности.
Именно поэтому малый бизнес до сих пор остается менее приоритетной формой ведения бизнеса в России.
Из организационных форм предпринимательской деятельности сейчас самой популярной и действенной оказалась акционерная форма.
Можно назвать ряд причин популярности акционерных обществ в современной российской экономике.
· Во-первых, акционерная форма создает возможность функционирования крупнейших предприятий, которые составляют основу нашей экономики. Зачастую акционерное общество - единственный путь включения промышленных гигантов в рыночную систему.
· Во-вторых, акционерные общества обладают значительной устойчивостью и огромным «запасом прочности» в неблагоприятные периоды, так как у них шире возможности накопления.
· В-третьих, акционерная форма применима в любой сфере экономики - в промышленности и банковском деле, на транспорте и в торговле.
· В-четвертых, акционерные общества имеют возможность через владение акциями друг друга образовывать единые промышленно-финансовые комплексы, что позволяет контролировать всю производственную цепочку той или иной продукции. [4,235-242]
2.3. Законодательные основы деятельности фирм в РФ
Точкой отсчета развития государственной поддержки бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Благодаря этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия и в каких отраслях, как правильно регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства. [12,63]
Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.