ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ 1989 ГОДА
Проект «Истории повседневности» всегда имел два плана. Он был ориентирован на цели и задачи исторической науки в той же мере, как и на критику ее традиционных концептов, теорий и методов.
Начнем с первого. Здесь подразумеваются две вещи. С одной стороны, не следует сбрасывать со счетов дилетанские фикции, те рассказы о собственной истории с их интерпретации, а также умышленным сокрытием фактов, что имеют хождение вне рамок …профессиональной истории. С другой стороны, к данной теме относится и проблема формулировки целей и задач истории как научной дисциплины, как возникает и изменяется спектр допустимых вопросов и перспектив. В отношении первого пункта вопрос состоит в том, чтобы понять и построить «историю снизу», в частности, проверяя «солидную историографию», но прислушиваясь и к иным голосам, повествующим о своей (или же чужой) истории. В прежней ФРГ это практиковалось, в частности, применительно к истории немецкого фашизма и национал-социализма. Биографические интервью – так называемые голоса дилетантов – существенно помогли раскрыть различные формы причастности к совершению нацистских преступлений… В этой перспективе общественный, т.е. укорененный в повседневной практике, «базис» диктаторского режима и его ничем не ограниченной захватнической и истребительской деятельности, направленной на уничтожение людей, были показаны совершенно иначе.
Теперь о критике прежних концептов. В центре ее – проблема форм и способов «усвоения». Под «усвоением» здесь подразумеваются взаимоотношения между отдельными людьми и группами. А также воспринимаемые ими стимулы и принуждения… Мы изменяем взгляд на условия действий людей в обществе. … «Усвоение» …подразумевает практику самовыявления в уже наличествующем; при этом процесс «усвоения» находится в состоянии постоянного изменения. Вырисовывающийся взгляд на действующих лиц истории более не нацелен на те мнимо автономные личности, которые рассматривались… как последний оплот существования мира и истории.
… В своей концепции индивида сторонники «Истории повседневности» используют понятие актер. В актерах они видят не «выразителей» неких анонимных сил, не их «агентов» (которые лишь реализуют находящиеся за ними силы). Актеры совершают поступки, они действуют исходя не только из свободной воли, но и ни как простые марионетки. Они зависимы, но действуют таким способом, который позволяет им определить свои шансы, и они пользуются этими шансами».
Людтке Альф. «История повседневности в Германии после 1989 года». // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. – С. 119–125.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем специфика микроисторических исследований?
2. Чем, на ваш взгляд, различаются итальянская микроистория и «история повседневности»?
3. Какие подходы к жанру исторической биографии выделяет Л.П. Репина?
4. Попытайтесь объяснить, за что критикует Л.П. Репина биографический подход Джовани Леви?
5. Какие выводы о самосознании русского дворянства делает Е.Н.Марасинова на основании анализа переписки?
6. Почему, на ваш взгляд, современные немецкие историки, например, Альф Людтке, стремятся утвердить в исследовании тему «маленького человека»?
Методологическое введение к курсу
«Отечественная история»
Хрестоматия-практикум
Составители
Надежда Ивановна Гузарова
Владимир Николаевич Гузаров
Наталья Валерьевна Трубникова
Подписано к печати 18.04.2004
Формат 60х84/16. Бумага офсетная
Печать RISO. Усл. печ. л. 6,1. Уч.-изд. л. 5,53.
Тираж 500 экз. Заказ .Цена свободная.
Издательство ТПУ. 634050, Томск, пр. Ленина, 30.
[1][7] "Annales". Economies, Sociétes, Civilisations, 1953, p. 514.
[2][8] Блок М. Апология истории. с. 11.
[3][13] Там же, с. 13.
[4] Февр Л. Бои за историю, с. 14–15, 30–31, 68–70.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 498.