Кафедра экономической теории
Курсоая работа
Тема: Международная экономическая интеграция.
Формы и закономерности развития.
выполнила
студентка I курса
экономического факультета
группы 101-К
Научный руководитель:
Цыкунов И. А.
2001г.
Содержание .
Глава I Сущность международной экономической интеграции
§1 Становление интеграционных процессов.
I Предпосылки, факторы, цели интеграции.
§2 Статические и динамические эффекты интеграции.
§3. Формы и закономерности развития интеграции.
Глава II Экономическая интеграция на постсоветском пространстве и Украина.
§1. Интеграция стран бывшего СССР.
§2. Вступит ли Украина в славянский союз?
Заключение
Приложения
Литература
Введение.
Среди дисциплин, формирующих систему экономического знания современного экономиста в любой стране, большое значение имеет мировая экономика.
Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других сегодня экономисту просто необходимо
Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда. От обыкновенного экономического сотрудничества , базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаиморазвития. Остра эта проблема для Украины, которая находится в состоянии выбора: направить свою внешнеэкономическую деятельность на интеграцию Западом, либо проявить традиционную славянскую солидарность и установить более тесные связи в 'славянском союзе'.
Изучением теории международной экономической интеграции занималось множество ученых, которые формировали различные направления, среди которых наиболее известными являются: неолиберализм, неокейсианство, дирижизм и т.д. Немаловажный вклад в развитие этих направлений внесли: В.Репке, С.Рольф, О.Ростоу, Г.Мюрдаль, Р.Купер и отечественные экономисты Н.П.Шмелёв и Ю.В.Шишков.
В этой работе раскрывается сущность международной экономической интеграции, ее формы и значение; описывается деятельность интеграционного союза постсоветских стран. Кроме этого, сделана попытка комплексного анализа интеграционного потенциала Украины в основных его аспектах.
Эффект создания торговли
В результате созддания таможенного союза может возникнуть ситуация, когда товары, которые традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, произведённые за рубежом. Если до создания таможенного союза местные производители находились под защитой импортных пошлин, что делало невыгодным закупать товар за рубежом, то после их отмены в рамках таможенного союза зарубежный товр окозался дешевле местного, и потребители стали покупать его из-за рубежа. В результате возник импортный товарный поток, которого раньше не было, и ресурсы стали использоваться более эффективно.
Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник, ставшая возможной в результате устранения импортнфх пошлин в рамках таможенного союза.
Главным признаком возникновения таможенного союза является устранение таможенных пошлин во взаимной торговле стран-членов. Поэтому графическая интерпретация эффекта создания торговли выглядит так (см. приложение 1).
• До образования таможенного союза. Допустим, что торговля осуществляется одним товаром и потенциально может развиваться между тремя странами - страной I и страной II, которые в будущем образуют таможенный союз, а также страной III, которая в этот союз не войдет и олицетворяет весь окружающий мир. Цена, по которой данный товар продается в стране I, составляет Р1. В стране II, у которой существует импортный тариф t, цена на тот же товар составляет P2=PI+t. В стране III цена товара PIII. Под защитой таможенного тарифа t страна II производит и потребляет товар в точке Е, при этом линия Sd представляет собой прямую внутреннего предложения, а линия Dd - прямую внутреннего спроса. Цена импорта товара страной II составляет Рп=РI+t, внутреннее потребление - QoQ4 единиц, покрываемое за счет внутреннего производства в размере Q0Q2 единиц и импорта Q 2 Q 4 единиц из страны I. Страна II не может импортировать товар из страны III, поскольку при добавлении тарифа t цена импорта из страны III становится выше цены импорта из страны I, то есть PIII+t > PI+t. Существование тарифа обеспечивает стране II эффект доходов, представляющий собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Как известно, он исчисляется размером импорта страны под защитой тарифа, умноженным на размер таможенной пошлины, и графически представляется сегментом с. Совокупное предложение товара страной I в страну II абсолютно эластично по цене и составляет SI+t при существовании в стране II импортного тарифа t.
На рисунке 1 показано, что под защитой импортного тарифа размером в $1 внутренняя цена товара в стране II составляет $9, внутреннее потребление - 60 единиц, покрываемое за счет внутреннего производства - в размере 40 единиц и импорта в размере 20 единиц (60-40). Страна II не импортирует товар из страны III, поскольку при добавлении тарифа $1 цена импорта из страны III становится выше цены импорта из страны I, то есть $8,5+$1>$8+$1. Эффект доходов составляет (60-40)х$1 = $20.
• После образования таможенного союза. Страны I и II решают образовать таможенный союз, в соответствии с условиями которого страна II ликвидирует тариф t на импорт товара из страны I. Страна III в таможенный союз не входит. После устранения таможенного тарифа цена, по которой страна II может импортировать товар из страны I, сокращается на размер тарифа до уровня РI. По этой цене внутреннее потребление товара в стране II составит QoQ5 единиц, покрываемое за счет внутреннего производства в размере O0Q1, единиц и импорта Q1Q5 единиц из страны I. Создание таможенного союза весьма благоприятно для потребителей в стране II: увеличение их излишка потребления, от a+b+c+d до a+b+c+d+e+f+g, то есть они могут теперь потреблять товар в любых количествах, ограниченных кривой совокупного внутреннего и внешнего предложения S1 и кривой внутреннего спроса Dd. Однако прирост излишка потребления не означает равного роста благосостояния страны II в целом, ибо перераспределительные эффекты работают уже не на государство, а на потребителей. Эффект дохода с исчезает, поскольку импортная пошлина больше не взимается. Воздействие эффекта передела а на благосостояние страны в целом нейтрально, поскольку доходы производителей продукции, конкурирующей с импортом, просто перераспределяются в пользу потребителей. В результате чистый статический выигрыш страны II от создания таможенного союза ограничивается суммой эффекта защиты и эффекта потребления b+d, которые в данном случае, в отличие от случая введения таможенного тарифа, считаются не эффектами потерь, а эффектами прироста.
Эффект защиты b показывает рост доходов страны, возникающий в результате того, что импортируются более эффективные в производстве иностранные товары, которые замещают на внутреннем рынке менее эффективные в производстве местные товары. Рост доходов основан на том, что в результате отмены импортной пошлины Q1Q2 единиц товара стали получаться потребителями из-за рубежа по цене за единицу всего РI тогда как раньше цена той же единицы товара, произведенной внутри страны, составляла РI+t. Эффект потребления d показывает, как увеличивается потребление товара в результате падения его цены на внутреннем рынке страны II. Рост потребления основан на том, что в результате отмены импортной пошлины Q4Q5 единиц товара стали получаться потребителями из-за рубежа по цене за единицу всего РI тогда как раньше цена той же единицы товара, произведенной внутри страны, составляла PI+t.
На рисунке 1 показано, что после устранения таможенного тарифа цена, по которой страна II может импортировать товар из страны I, сокращается на размер тарифа до уровня $8. По этой цене внутреннее потребление товара в стране II составит 80 единиц, покрываемое за счет внутреннего производства - в размере 20 единиц и импорта в размере 60 единиц (80-20) из страны I. Чистый статический выигрыш страны II от создания таможенного союза ограничивается суммой эффекта защиты и эффекта потребления (40-20)х1/2+(80-60)х1/2=$10+$10=$20.
Таким образом, в результате образования таможенного союза и отмены пошлин на импорт в страну II: увеличился импорт страны II на Q1Q2+Q4Q5, то есть возник эффект создания торговли; в числовом выражении импорт возрос на 40 единиц (40-20)+( 80-60) по сравнению с доинтеграционным периодом; потребители в стране II частично переключились с местного источника поставки товара на импортный; потребители в стране II увеличили масштабы потребления товара; произошло повышение общего уровня благосостояния страны, что свидетельствует о том, что создание таможенного союза является шагом по пути к свободной торговле, по крайней мере между двумя странами. В результате возникновения таможенного союза, обеспечивающего эффект создания торговли, масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают, а благосостояние всех стран - как участвующих, так и не участвующих в интеграции - повышается.
Эффект отклонения торговли
Создание таможенного союза означает предоставление взаимных торговых преференций его членами друг другу, но не другим странам. В результате взаимного устранения таможенных пошлин может возникнуть как эффект создания торговли, так и эффект отклонения торговли, по сути противоположный эффекту создания торговли, поскольку источник поставки товаров из стран, участвующих в интеграции, далеко не всегда является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от нее общим таможенным барьером интегрирующихся стран, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно более низким ценам.
Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения
импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Графическая иллюстрация эффекта отклонения торговли схожа с иллюстрацией эффекта создания торговли (см.приложение 2).
• До образования таможенного союза. Допустим, что торговля осуществляется одним товаром и потенциально может развиваться между тремя странами: страной I, страной II и страной III. Однако таможенный союз будет образован не между страной I и страной II, как было в предыдущем примере, а между странами II и III. Цена, по которой данный товар продается в стране I, составляет РI. В стране II, у которой существует импортный тариф t, цена на тот же товар составляет PII=РI+t В стране III цена этого товара РIII. Под защитой таможенного тарифа t страна II производит и потребляет товар в точке Е, при этом линия Sd представляет собой прямую внутреннего предложения, а линия Dd - прямую внутреннего спроса. Цена импорта товара страной II составляет PII=PI+t, внутреннее потребление - QoQ4 единиц, покрываемое за счет внутреннего производства в размере QoQ2 единиц и импорта Q2Q4 единиц из страны I. Существование тарифа обеспечивает стране II эффект доходов (сумма сегментов с+с'). Совокупное предложение товара страной I в страну II абсолютно эластично по цене и составляет SI+t при существовании в стране II импортного тарифа t. На рисунке 2 показано, что под защитой импортного тарифа размером в $1 внутренняя цена товара в стране II составляет $9, внутреннее потребление - 60 единиц, покрываемое за счет внутреннего производства в размере 40 единиц и импорта в размере 20 единиц (60-40). Эффект доходов составляет (60-40)х$1 = $20.
• После образования таможенного союза. Страны II и III решают образовать таможенный союз, в соответствии с условиями которого страна II ликвидирует тариф t на импорт товара из страны III. Страна I в таможенный союз не входит и поэтому не рассматривается в качестве альтернативного источника закупки товара страной II. После устранения таможенного тарифа цена, по которой страна II может импортировать товар из страны III, сокращается не на размер тарифа t, как могло бы быть при интеграции со страной I, a только до уровня цены Рш, существующей в стране III. При импорте товара по этой цене его внутреннее потребление в стране II составит Q0Q5' единиц, покрываемое за счет внутреннего производства в размере QoQ1' единиц и импорта Q0'Q5' единиц из страны III.
Из-за создания таможенного союза импорт страны II в размере Q2Q4 переориентировался (отклонился) с относительно более дешевого источника в стране I, которая осталась за пределами интеграции, на относительно более дорогой источник в стране III, которая в ней участвует. Создание таможенного союза весьма благоприятно для потребителей в стране II увеличение их излишка потребления составляет a'+b'+c'+d'. Воздействие эффекта передела а' на благосостояние страны в целом нейтрально, поскольку доходы производителей продукции, конкурирующей с импортом, просто перераспределяются в пользу потребителей. Для страны II эффект дохода с+с' исчезает, поскольку импортная пошлина больше не взимается. Из него с' перераспределяется потребителям страны II через более низкие цены на товар, возникшие в результате образования таможенного союза, а сегмент с оказывается прямой потерей для страны II, представляя собой эффект отклонения торговли. Причиной потери является переориентация в рамках таможенного союза импорта страны II на относительно менее эффективный источник, что приводит к меньшему снижению цены импортируемого товара, чем могло бы произойти в результате устранения ею таможенной пошлины. Правда, параллельно возникает и позитивный эффект создания торговли, поскольку из-за снижения цены размеры импорта товара страной П все-таки несколько увеличились - на Q1'Q2+Q4Q5'. Чистый статический выигрыш страны II от создания таможенного союза ограничивается суммой эффекта защиты и эффекта потребления b'+d'.
На рисунке 2 показано, что после устранения таможенного тарифа цена, по которой страна II может импортировать товар из страны III, сокращается не на размер тарифа $1, а только до уровня цены $8,5, существующей в стране III. При импорте товара по этой цене его внутреннее потребление в стране II составит 70 единиц, покрываемое за счет внутреннего производства в размере 30 единиц и импорта в размере 40 единиц (70-30) из страны III. Из-за создания таможенного союза импорт страны II в размере 20 единиц (60-40) переориентировался (отклонился) с относительно более дешевого источника в стране I на относительно более дорогой источник в стране III. Увеличение излишка потребления в стране II составляет (60хО,5)+(70-60)х$0,5/2=$32,5. Для страны II эффект дохода (60-40)х$1=$20 исчезает, поскольку импортная пошлина больше не взимается. Из него первая часть (60-40)х$0,5=$10 перераспределяется потребителям страны II через более низкие цены на товар, а вторая часть (60-40)х$0,5=$10 оказывается прямой потерей для страны II и представляет собой эффект отклонения. Одновременно возникает и позитивный эффект создания торговли (40-30)х$0,5/2+(70-60)х$0,5/2=$5.
Ответ на вопрос, приводит ли эффект отклонения торговли, возникающий в таможенном союзе, к росту благосостояния интегрирующихся стран или к его снижению, целиком зависит от соотношения абсолютных размеров эффекта отклонения и эффекта создания торговли. Если c>b'+d', имеет место падение благосостояния. Если c<b'+d', благосостояние растет. Нетрудно заметить, что, чем эластичнее спрос и предложение в импортирующей стране, чем меньше разница в ценах между странами, находящимися внутри и вовне таможенного союза (чем ближе прямые предложения SI и SIII друг к другу), тем больше объем положительного эффекта создания торговли (больше площадь сегментов V и d') и меньше объем эффекта отклонения (меньше площадь сегмента с). В рассмотренном примере эффект отклонения торговли превосходит эффект ее создания ($10>$5), и поэтому общая потеря благосостояния стран, участвующих в таможенном союзе, составляет $10-$5=$5.
Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние не участвующих в нем стран однозначно ухудшится, поскольку ограниченные ресурсы используются менее эффективно, чем это могло бы быть в условиях свободы торговли. С другой стороны, благосостояние стран-участниц может либо ухудшиться, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. Существующие расчеты показывают, что в большинстве случаев эффект отклонения торговли присутствует, но перекрывается эффектом создания торговли, в результате чего интеграция в целом ведет к росту благосостояния .
2.3 Теория «второго лучшего»
До возникновения теории таможенного союза считалось, что свобода торговли как модель торговой политики однозначно обеспечивает повышение совокупного благосостояния всех стран мира. Теория таможенного союза показала, что такие союзы подкрепляют положительный эффект политики свободы торговли, только если в результате введения таможенного союза тариф в отношении третьих стран не повышается. Устранение тарифов внутри таможенного союза рассматривается как региональный шаг по пути свободы торговли. Однако, как было показано Вайнером, в результате создания таможенного союза помимо положительного эффекта создания торговли может возникнуть негативный эффект отклонения торговли, который может перевесить положительный эффект.
Такая ситуация свидетельствует, что таможенный союз как модель торговой политики не может рассматриваться как однозначно позитивное явление в международной экономике. После политики свободы торговли нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным. На этом построена идея «второго лучшего», высказанная английским экономистом Дж. Мидом в 1955 году[1]
Теория «второго лучшего» - помимо свободы торговли, безусловно, ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.
Хотя интеграция и не является наилучшим вариантом торговой политики, многочисленные исследования интеграции показывают, что в большинстве случаев позитивные эффекты, которые возникают в результате ее развития, перевешивают эффекты негативные. Общие закономерности этого следующие:
• Чем выше уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект создания торговли будет превалировать над эффектом ее отклонения. Чем ниже уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект отклонения торговли будет превалировать над эффектом ее создания.
• Чем ниже уровень общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, установленного интегрирующимися странами, тем меньше вероятность преобладания эффекта отклонения торговли.
• Чем больше стран интегрируются друг с другом и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
• Чем ближе уровень экономического развития стран и чем сильнее конкуренция между ними, тем больше вероятность преобладания эффекта создания торговли. В этом случае каждая из стран станет специализироваться на тех товарах, которые она может производить с относительно меньшими издержками, и их экспортировать.
• Чем больше был объем торговли между интегрирующимися странами до создания интеграционного объедине-
ния, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
Помимо рассмотренных выше эффектов создания торговли и ее отклонения, которые проявляются немедленно после создания интеграционного союза, к числу статических эффектов интеграции можно отнести сокращение административных расходов на содержание таможенных и пограничных органов. В результате сокращения совокупного спроса на импорт из стран, не входящих в интеграцию, может произойти улучшение условий торговли группы стран, в ней участвующих.
В числе динамических эффектов интеграции, которые проявляются, когда интеграция набирает силу, необходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, приводит к улучшению качества товаров, стимулирует создание новых технологий и пр. В результате интеграции страны-участницы начинают использовать преимущества экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки. Интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.
§3.ФОРМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
Наибольшее развитие интеграционные объединения различного типа получили во второй половине XX века. Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости.
3.1 Этапы интеграции
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения . Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.
На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) - согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграци-онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня - общего рынка (ОР) - интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.
Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС - это Комиссия ЕС.
Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции - политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами.
Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач. Основные черты различных уровней интеграционного процесса сведены в таблице 12.1.
3.2 Интеграционные объединения
Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.
Интеграционные группировки в международной экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают. По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа по сравнению с 5-6 в 80-е годы, когда многие группировки фактически не работали, и 18-20 в 70-е годы, когда прогресс интеграции в Западной Европе дал толчок росту количества интеграционных объединений в других частях мира[2].
Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса. Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации восточнокарибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. А Африканское экономическое сообщество, провозглашающее целью создание экономического союза 51 африканской страны, будет организовываться в течение переходного периода длительностью в 34 года, начиная с 1994 года. Как показывает исторический опыт, наиболее просто оказывается реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию или унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь. Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, безусловно, является Европейский союз.
Принципы оценки интеграции
В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО существует только одно исключение из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) - статья XXIV ГАТТ, которая предусматривает возможность создания таможенных союзов и зон свободной торговли. В соответствии с правилами перед созданием интеграционных группировок возможно существование на протяжении довольно длительного времени «переходных договоренностей», которые должны приводить к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли через «разумный промежуток времени» при условии, что торговые барьеры между членами устранены на «практически все» товары и что барьеры в торговле с другими странами, по крайней мере, не увеличены.
Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд независимых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе:
• правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению;
• правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма внутри группировки;
• необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;
• после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их приме-
критериев. В их числе следующие:
• региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
• переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
• либерализация торговли на условиях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются высокими;
• общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;
Успехи и неудачи СНГ
К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли.
Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.
Критика неэффективности работы СНГ особенно стала слышна в 1997—1998 гг. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качествё причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и Неотлаженность интеграционного Механизма.
Однако все же главное препятствие для успешной интеграции заключалось не в недостатках функционирования организационного механизма Содружества, а в отсутствии согласованной цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях. Еще не исчезли расчеты у части правящих кругов новых государств на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
Тем не менее, несмотря на все эти сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран — членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.
Перспективы СНГ
По Мере того как происходило становление собственной государственности, у правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Потенциал же расширения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время резервы расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными.
Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем
повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.
Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран — членов СНГ. Отрицательное воздействие на интеграционные процессы оказал финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей»» т.е. создание союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью ин- тегрированности и с разными сферами совместной деятельности.
Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство белорусского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.
В 1996 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для глубоких и интенсивных интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными препятствиями, прежде всего с сопротивлением интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по идеологическим соображениям.
С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В дальнейшем к нему присоединился Таджикистан. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Условия Таможенного союза предусматривают постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.
В 1996 г. был создан Союз Четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях. Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.
Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена.
Идет сближение между Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией, в основе которого лежат общие интересы в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. В свою очередь, последние страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких организационных форм.
Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.
За интеграцией «разных скоростей» стоят объективные интересы стран — членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередка м стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.
Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России — естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.
. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения б.ыли естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран — членов СНГ. 'Но сейчас эта переориентация завершается, и все больше начинают проявляться центростремительные тенденции. Активные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.
§2. ВСТУПИТ ЛИ УКРАИНА В СЛАВЯНСКИЙ СОЮЗ?
Образование интеграционного объединения - Союза Белоруссии и России заметно изменило геополитическую ситуацию и в постсоветском пространстве, и на всем европейском континенте. А недавняя ратификация российско-белорусского договора о создании Союзного государства првлекла внимание общественности не только в странах СНГ, но и на западе.
По мнению ряда западных политологов, воссоздание любого союза с центром в Москве несовместимо с интересами и ценностями Америки и Европы. Так, известный политолог З. Бжезинский - которому принадлежит авторство ярлыка «Империи зла», и после развала СССР продолжает осматривать в любых интеграционных усилиях новой России лишь проявление ее «имперских амбиций». По всем признакам и в Америке, и в Европе выступают прежде всего против усиления Росии путем ее тесного сближения с историческими и етественными союзниками – Белоруссией и Украиной. Ведь суммарная доля этих трех стран в общем объеме ВВП СНГ превышает 80%:доля России - 67, Украины - 11 и Белоруссии – 3,9. В них их проживают более 200 млн. человек. Формирование партнерских отношений в треугольнике Россия-Белоруссия-Украина привело бы к новому геополитическому и геоэкономическому раскладу сил.
После ратификации Договора о создании Союзного сударства Белоруссия стала для России первым стратегическим партнером и союзником в рамках СНГ. Вопрос о присоединении Украины российско-белорусскому Союзу остается предметом размышлений и дискуссий. Возможно ли, что в перспективе Украина стала членом Союза? Или же предпочтительнее не торопить события, ограничившись тем, что Украина будет важным стратегическим партнером уже сформировавшегося Союзного государства Белоруссии и Росии.
УЧАСТИЕ УКРАИНЫ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
Приложение
Приложение 1
P
Sd
g E
Pd=9,5
e f
SII=SI+t
PII=PI+t=9
a b c d L
PI=8
SI
K M
Dd
20 30 50 60 80 Q
Q0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q5
L – Устранение тарифа
К, М – Создание торговли
Рис. 1. Эффект создания торговли в результате интеграции
Приложение 2
P
Sd
g E
Pd=9,5
e f
SII=SI+t
PII=PI+t=9
a¢ b¢ c¢ d¢ L
PIII=8 ,5
a b c d
PI=8
SI
m Dd
20 30 40 50 60 70 80 Q
Q0 Q1 Q¢1 Q2 Q3 Q4 Q¢5 Q5
L – Устранение тарифа
m – Отклонение торговли
Рис. 2. Эффект отклонения торговли в результате интеграции
Список литературы:
1. Шмелёв «Всемирное хозяйство: сдвиги, противоречия, тенденции».
2. Ломакин В.К.. «Мировое хозяйство» Москва 1998г.
3. Семёнов. «Международные экономические отношения». 1999г.
4. Колёсов, Осьмовой (под редакцией). «Мировая экономика. Экономика зарубежных стран» 2000г.
5. Сергеев. «Мировая экономика» 1999г.
6. Ю. Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Экономическая и социальная география мира»1998г.
7. Периодическое издание «Мировая экономика и международные отношения.» №4 апрель 2001г. гл. ред. Дилигенский. Статья Ю.Година.
8. А.Киреев «Международная экономика» ч.I. 2000г.
9. Гладков И.С. «Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран» 1996г.
10. Шреплер. «Международные экономические организации.»
11. Булатов (под редакцией) «Экономика» 2000г.
[1]1 Meade J. The Theory of Customs Unions. - Amsterdam, 1955.
[2] См . The Economist. - 1995. - Sept. 16. - P. 24
¢
¢
¢
¢
¢
Кафедра экономической теории
Курсоая работа
Тема: Международная экономическая интеграция.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 272.