Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. В исследовании природы и содержания этого понятия необходимо придерживаться логики последовательного проникновения в сущность процессов и явлений, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением индивидуальных доходов и их концентрацией в общегосударственном централизованном фонде денежных средств - государственном бюджете.
Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.
Классики экономической мысли более 300 лет назад сформулировали фундаментальные принципы налогообложения. Развилась особая сфера экономической теории - наука о налогообложении. Ее системное оформление ученые относят к эпохе расцвета теорий классической политэкономии, повсеместного развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности во многих странах. С этого времени экономисты рассматривали налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала.
Современная наука называет налогом категорию, опосредствующую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством приобрели самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налог как поддержку, оказываемую государству ее гражданами. В Англии налог до сих пор носит название «долг» (обязательство). Законодательство США определяет налог как таксу. Закон о налогообложении во Франции определяет налоговые отношения как обязательный платеж. Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин «подати» (принудительный платеж). [7, с.5-7]
Налоговая система государства складывается в результате его исторического развития под влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время, определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных органов государственной власти.[9,c.46]
В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее, самого государства. [9,c.49]
Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля. [17,c.25]
Основные понятия и сущность налогообложения
Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.[8,c.28]
Основными элементами налогообложения являются:
Ø Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [16,c.116]
Ø Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.
Ø Субъект налога (плательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Ø Объект налога - это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Ø Источник налога - это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.
Ø Налоговая база - это часть объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Ø Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.
Ø Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы.
Ø Налоговая льгота - это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.
Ø Уплата налога - это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.
Ø Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог - это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.[19,c.66]
Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:
1. Фискальная - обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.
2. Регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны[10,c.51].
3. Стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества[2,c.215].
Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:
1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные взносы и платежи.
3. Налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.
4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.
5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[12,c.24]
Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Классификация налогов
Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:
1. В зависимости от каналов поступления различают:
· республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· налог на прибыль;
· налоги на доходы;
· подоходный налог с физических лиц;
· экологический налог;
· налоги с пользователей природных ресурсов;
· налоги на имущество;
· земельный налог;
· дорожные налоги и сборы;
· таможенная пошлина и таможенные сборы;
· гербовый сбор;
· оффшорный сбор;
· консульский сбор;
· экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
· государственная пошлина;
· регистрационные и лицензионные сборы;
· патентные пошлины. [12,c.38]
· местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
· налог с розничных продаж;
· налог за услуги;
· налог на рекламу;
· сборы с пользователей.
2. По видам плательщиков:
· взимаемые с юридических лиц,
· взимаемые с физических лиц.
3. По способу изъятия:
· Прямые - направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:
Реальные - взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
· земельный налог,
· налог с объектов строений,
· налог с владельцев транспортных средств,
· сельскохозяйственный налог.
Личные - это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:
· подоходный налог с населения,
· налог на прибыль предприятий,
· налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,
· налог на доходы.
· Косвенные - это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
· акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства,
· налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,
· таможенная пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.
4. По объекту обложения:
· платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:
· НДС,
· Акцизы,
· Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
· Налог на продажу в розничной торговле,
· Налог с продаж автомобильного топлива,
· Таможенные сборы.
· платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
· единый платеж от фонда оплаты труда,
· отчисления в Фонд социальной защиты населения,
· платежи за землю,
· экологический налог,
· отчисления в центральные инновационные фонды,
· сбор на содержание и размещение отходов,
· государственная пошлина.
· платежи, уплачиваемые из прибыли:
· налог на недвижимость,
· налог на доходы,
· налог на прибыль,
· транспортный сбор,
· сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.
· сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:
· оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[1,с.12]
Налоги РБ нынешнего и предшествующего года представлены в таблице (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.