НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..…3

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ......................................................................................................6

1.1 Возникновение необходимости в налогах……………………………..6

1.2 Основные понятия и сущность налогообложения……………….…….8

1.3 Классификация налогов………………………………………….……..12

1.4 Налоговое администрирование в РБ…………………………………..15

1.5 Штат работников налоговых органов …………………………………18

2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...19

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………...…19

2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..…25

2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………..…26

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………28

4. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ………………………..35

4.1 Недостатки налоговой системы………………………………………..35

4.2 Последствия мирового финансового кризиса………………………37

5. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ...39

5.1. Изменения налоговой нагрузки………………….……………………39

5.2. Пути реформирования налоговой системы РБ………………………40

5.3 Что даст налоговая реформа……………………………………….…42

5.4 Меры совершенствования налогообложения………………………..47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………55

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

Для достижения этих целей определены следующие задачи:

·  изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения;

· изучение налогов, как экономической категории государства;

· изучение структуры налогового администрирования;

· изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения;

· анализ изменений налоговой системы Республики Беларусь за последние годы;

· формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.

Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства, налоговое администрирование, налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки.

Предметом изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.

При проведении исследования применялись аналитические, экономико-статистические методы и приемы.

Для написания данной курсовой работы основными источниками информации выступали: учебник «Налоги» доктора экономических наук Н.Е.Заяц, учебник Василевской Т.И. «Налоги Беларуси», периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ», «Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и другие.

Данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе «Налоговая система как инструмент социальной и экономической политики» рассматриваются: понятие, сущность и основные элементы налогообложения, классификация налогов, а также структура и задачи налогового администрирования, штат налоговых работников.

Во второй главе «Налогообложение в РБ» освещаются все основные налоги, уплачиваемые субъектами налогообложения в РБ в разрезе налогооблагаемой суммы, ставок налога и классифицируются на: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые из прибыли, а так же налоги, относимые на себестоимость.

В третьей главе «Ответственность за нарушение налогового законодательства» я описала, какие бывают нарушения и соответствующие виды ответственности.

В четвертой главе «Проблемы налоговой системы в РБ» я проанализировала недостатки налоговой системы нашей страны, и какое влияние оказал мировой финансовый кризис на налоговые сборы в Беларуси.

В пятой главе «Пути усовершенствования налогообложения в РБ» анализируется состояние налоговой системы в Республике Беларусь с момента ее зарождения и до настоящего момента, а также предоставляются заключения и рекомендации по улучшению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки.

В заключении обобщена накопленная информация и сделаны выводы о важности развития и улучшения современной системы налогообложения в Республике Беларусь в настоящее время.

В ПРИЛОЖЕНИИ в конце своей работы я использовала таблицы показателей нынешнего года и предыдущих, с помощью которых мною проводился анализ состояния налоговой системы.

 

 

Основные понятия и сущность налогообложения

 

Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.[8,c.28]

Основными элементами налогообложения являются:

Ø Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [16,c.116]

Ø Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Ø Субъект налога (плательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.

Ø Объект налога - это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Ø Источник налога - это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.

Ø Налоговая база - это часть объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Ø Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

Ø Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы.

Ø Налоговая льгота - это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.

Ø Уплата налога - это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.

Ø Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.

Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог - это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.[19,c.66]

Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:

1. Фискальная - обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

2. Регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны[10,c.51].

3. Стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества[2,c.215].

Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные взносы и платежи.

3. Налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[12,c.24]

Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

 

 

Классификация налогов

 

Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:

1. В зависимости от каналов поступления различают:

· республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· налог на прибыль;

· налоги на доходы;

· подоходный налог с физических лиц;

· экологический налог;

· налоги с пользователей природных ресурсов;

· налоги на имущество;

· земельный налог;

· дорожные налоги и сборы;

· таможенная пошлина и таможенные сборы;

· гербовый сбор;

· оффшорный сбор;

· консульский сбор;

· экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;

· государственная пошлина;

· регистрационные и лицензионные сборы;

· патентные пошлины. [12,c.38]

· местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

· налог с розничных продаж;

· налог за услуги;

· налог на рекламу;

· сборы с пользователей.

2. По видам плательщиков:

· взимаемые с юридических лиц,

· взимаемые с физических лиц.

3. По способу изъятия:

· Прямые - направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

Реальные - взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:

· земельный налог,

· налог с объектов строений,

· налог с владельцев транспортных средств,

· сельскохозяйственный налог.

Личные - это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

· подоходный налог с населения,

· налог на прибыль предприятий,

· налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,

· налог на доходы.

· Косвенные - это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

· акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства,

· налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,

· таможенная пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

4. По объекту обложения:

· платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

· НДС,

· Акцизы,

· Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),

· Налог на продажу в розничной торговле,

· Налог с продаж автомобильного топлива,

· Таможенные сборы.

· платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

· единый платеж от фонда оплаты труда,

· отчисления в Фонд социальной защиты населения,

· платежи за землю,

· экологический налог,

· отчисления в центральные инновационные фонды,

· сбор на содержание и размещение отходов,

· государственная пошлина.

· платежи, уплачиваемые из прибыли:

· налог на недвижимость,

· налог на доходы,

· налог на прибыль,

· транспортный сбор,

· сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

· сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

· оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[1,с.12]

Налоги РБ нынешнего и предшествующего года представлены в таблице (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

 

НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.

К сожалению в нашей стране не все граждане понимают значение и необходимость уплаты налогов, поэтому возникают нарушители налогового законодательства. Сокрытие и занижение своих доходов наносит ущерб государству. Ведь на уплачиваемых налогах формируется государственный бюджет, из которого начисляются пенсии, стипендии, функционируют детские сады и школы и т.п.

Для регулирования налоговых отношений, обеспечения прав и исполнения обязанностей юридических и физических лиц, а также защиты интересов государства в сфере налого­обложения, предусмотрены следующие виды ответственнос­ти за нарушение налогового законодательства: финансовая, административная и уголовная.

Экономические санкции предусмотрены в виде штрафов, размер которых зависит от вида нарушения, его величины и категории плательщика (организация либо индивидуальный предприниматель). Так, нарушение плательщиком, налого­вым агентом, иным обязанным лицом установленного срока подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе влечет за собой наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух до двадцати базовых ве­личин, на юридическое лицо — от десяти до семидесяти ба­зовых величин.

Осуществление деятельности организацией или индиви­дуальным предпринимателем без постановки на учет в нало­говом органе влечет за собой наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20 % доходов, полу­ченных в результате такой деятельности, но не менее двадцати базовых величин, на юридическое лицо — в размере 20 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее семидесяти базовых величин.

Нарушение плательщиком установленного срока пред­ставления в налоговый орган информации об открытии (за­крытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-фи­нансовой организации (далее — банк) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от десяти до двадцати базовых величин, на юридическое ли­цо — от десяти до семидесяти базовых величин.

Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным лицом установленного срока представления в налоговый ор­ган декларации (расчета) влечет за собой наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 10 % сум­мы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основа­нии этой декларации (расчета), но не менее двух базовых ве­личин, на юридическое лицо —- в размере 10 % суммы нало­га, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании дек­ларации (расчета), но не менее десяти базовых величин.

Данное деяние, совершенное повторно в течение года пос­ле привлечения к экономической ответственности за такое же нарушение вызывает наложение штрафа на индивиду­ального предпринимателя в размере 25 % суммы налога, сбо­ра (пошлины), подлежащей уплате на основании деклара­ции (расчета), но не менее двух базовых величин, на юриди­ческое лицо — в размере 25 % суммы налога, сбора (пошли­ны), подлежащей уплате на основании этой декларации (рас­чета), но не менее десяти базовых величин.

Нарушение плательщиком, иным лицом правил учета до­ходов (расходов) и (или) иных объектов налогообложения, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не по­влекли за собой неуплаты или неполной уплаты налогов, оборов (пошлин), влекут за собой наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от четырех до двадцати базовых величин, на юридическое лицо — от деся­ти до восьмидесяти базовых величин.

Если это нарушение привело к сокрытию, занижению на­логовой базы, налагается штраф на индивидуального предпринимателя в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на юридическое лицо — от десяти до ста двадцати базовых величин.

Неуплата или неполная уплата в установленный срок пла­тельщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (по­шлины), влечет наложение штрафа на индивидуального пред­принимателя в размере 20 % неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юри­дическое лицо — в размере 20 % неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия нало­говой базы, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 40 % неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо — в размере 40 % неуплаченной суммы, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошли­ны) влечет наложение штрафа на индивидуального предпри­нимателя в размере 20 % суммы, подлежащей перечисле­нию, но не менее двух базовых величин, на юридическое ли­цо — в размере 20 % суммы, подлежащей перечислению, но не менее десяти базовых величин..

Открытие банком счета организации или индивидуально­му предпринимателю без предъявления ими документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налого­вого органа о приостановлении операций по счетам этих лиц влекут за собой наложение штрафа на юридическое лицо в размере от ста тридцати до двухсот базовых величин.

Нарушение банком, иной уполномоченной организацией порядка и сроков исполнения поручений плательщика, на­логового агента, иного обязанного лица на перечисление на­лога, сбора (пошлины), пени, а также решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на счете в банке либо неисполнение указанных документов приводит к наложению штрафа на юриди­ческое лицо в размере 20 % непоступившей суммы налога, сбора (пошлины), пени, но не менее десяти базовых величин.

Исполнение банком при наличии у него решения налого­вого органа о приостановлении операций по счетам платель­щика, налогового агента, иного обязанного лица ях поруче­ний на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанности по уплате налога, сбора (пошли­ны), пени, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % суммы, перечисленной в соответствии с пору­чением плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, но не более суммы неисполненного обязательства по уплате налога, сбора (пошлины), пени и не менее десяти ба­зовых величин.

Предусмотрен ряд административных штрафов, налага­емых на должностных лиц за нарушение налогового законо­дательства. Так, нарушение плательщиком, налоговым аген­том, иным обязанным лицом установленного срока подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе ограни­чивается предупреждением или наложением штрафа на дол­жностных и иных физических лиц, не являющихся индиви­дуальными предпринимателями, в размере до пяти базовых величин.

Осуществление организацией деятельности без постанов­ки на учет в налоговом органе приводит к наложению штра­фа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от пяти до двадцати базовых величин.

Нарушение плательщиком установленного срока пред­ставления в налоговый орган информации об открытий (за­крытии) счета в банке влечет наложение штрафа на долж­ностных и иных физических лиц, не являющихся индивиду­альными предпринимателями, в размере от десяти до двад­цати базовых величин.

Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в на­логовый орган декларации (расчета) влечет за собой наложе­ние штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в разме­ре от двух до десяти базовых величин.

Деяние, совершенное повторно в течение года после нало­жения административного взыскания за такое же наруше­ние, влечет наложение штрафа на должностных и иных фи­зических лиц, не являющихся индивидуальными предпри­нимателями, в размере от четырех до двадцати базовых ве­личин.

Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом пра­вил учета доходов (расходов) и (или) иных объектовналого-обложения, а также отсутствие у налогового агента учета на­численных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), влекут наложение штрафа на долж­ностных и иных физических лиц, не являющихся индивиду­альными предпринимателями, в размере от четырех до двад­цати базовых величин.

Если нарушение привело к сокрытию, занижению нало­говой базы, налагается штраф на должностных и иных физи­ческих лиц, не являющихся индивидуальными предприни­мателями, в размере от двадцати до пятидесяти базовых ве­личин.

Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбо­ра (пошлины) влечет наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от четырех до двадцати базо­вых величин.

Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия нало­говой базы, влечет за собой наложение штрафа на должност­ных и иных физических лиц, не являющихся индивидуаль­ными предпринимателями, в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Невыполнение или выполнение не в полном объеме нало­говым агентом в установленный срок обязанности по удержа­нию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошли­ны) влечет наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предприни­мателями, в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, а также представление недостоверных сведений, влекут наложение штрафа на должностных и иных физических лиц в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Непредставление в установленный срок лицом в налого­вый орган документов или сведений, которые это лицо обяза­но представлять либо сообщать в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа, а так­же представление недостоверных сведений влекут наложе­ние штрафа на должностных и иных физических лиц в раз­мере от десяти до тридцати базовых величин.

Отказ плательщика, налогового агента, иного обязанного лица от подписания акта налоговой проверки приводит к предупреждению или наложению штрафа на должностных и иных физических лиц в размере до пяти базовых величин.

Открытие банком счета организации или индивидуально­му предпринимателю без предъявления ими документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налого­вого органа о приостановлении операций по счетам этих лиц, влекут наложение штрафа на должностных лиц в раз­мере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Нарушение банком, иной уполномоченной организацией порядка и сроков исполнения поручений плательщика, нало­гового агента, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), пени, а также решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на счете в банке либо неисполнение указанных докумен­тов влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.[15, с.20-26]

 

 

ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ

Что даст налоговая реформа?

В Беларуси готовы упростить налоговую систему страны, дорабатывают проект Особенной части Налогового кодекса, принятие которого станет завершающим этапом совершенствования налогового законодательства республики. Каковы основные направления проводимой реформы? Вот, что по этому поводу говорит заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике Александр АНТОНЕНКО:

 - Безусловно, в нынешней сложной экономической ситуации, связанной с мировым финансовым кризисом и другими проблемами, будут вноситься коррективы в текущие государственные программы. Тем не менее социальная направленность бюджета сохранится. Лучшее тому подтверждение – цифры бюджета нынешнего года. На реализацию социальных задач запланировано направить около 60 процентов расходной части бюджета. И даже с учетом «кризисных» корректировок, сделанных в последнее время, рост расходов на социальные программы сохраняется. В последние годы объемы средств, выделяемых на здравоохранение и образование, росли ежегодно на 20-30 процентов. На 2009 год первоначально был запланирован рекордный показатель роста – 35 процентов. Однако в связи с известной ситуацией, в которой живет и страна, и весь мир, пришлось внести коррективы. Либерализация белорусской экономики – это, по сути, изменение ее структуры. И ее проведение невозможно без внесения серьезных корректив в налоговую политику государства – по сути, без налоговой реформы. На сегодняшний день уже отменены двадцать малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы. Наряду с упорядочением состава применяемых налоговых платежей значительно упрощен порядок определения налоговых баз по основным налогам, сборам и пошлинам, оптимизирован размер их налоговых ставок и конкретизированы условия исчисления и уплаты. Обеспечено упрощение проводимых налоговыми органами процедур налогового администрирования. Кроме того, в проекте Особенной части Налогового кодекса предлагается отменить с 1 января 2010 года сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автомобильных транспортных средств предприятиями, местные целевые сборы, местные сборы с пользователей и местный налог с продаж товаров в розничной торговле. Безусловно, такие налоговые послабления неизбежно «облегчат» доходную часть бюджета страны. В то же время снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям направлять высвободившиеся средства на расширение производства, повышение качества своей продукции, на продвижение своего товара на внутреннем и внешнем рынках. А это однозначно приведет к увеличению доходной части бюджета. То есть те 2,8 триллиона белорусских рублей (по предварительным расчетам, именно столько составят потери доходов бюджета в результате налоговой реформы) не будут потеряны для страны. Они уйдут на развитие экономики республики, повышение эффективности работы предприятий и вернутся в бюджет еще большими суммами. В связи с этим можно напомнить, что когда обсуждалось введение с 1 января нынешнего года единого 12-процентного подоходного налога с физических лиц, высказывалось мнение, что это приведет к снижению налоговых поступлений. Однако практика показала обратное: объем поступлений в первом полугодии от данного налога возрос. Исходя из реалий нашей экономической интеграции в рамках Союзного государства, и мы, и россияне стараемся, насколько это возможно, синхронизировать налоговые законодательства. Поэтому российская и белорусская налоговые системы, за исключением ставок по отдельным налогам, достаточно близки. Проводя налоговую реформу, мы должны четко понимать то, что она – составная часть масштабной программы, которая должна быть реализована в ходе либерализации всей экономики страны. Предстоит серьезное перераспределение функций, обязательств и ответственности между государством и частным сектором. Уменьшая налоговую нагрузку и упрощая налоговое законодательство, государство совершенно обоснованно надеется на повышение деловой активности во всех сферах экономики и, естественно, на повышение эффективности работы предприятий всех форм собственности. [21]

С 1 января, как предлагают в Министерстве финансов и закладывают соответствующие показатели в проект госбюджета, следует отменить несколько налогов и сборов. В частности, 5-процентный налог с розничной торговли и 1-процентный сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей. Вместе с этим ставку налога на добавленную стоимость планируется повысить с 18 до 20 или даже 22 процентов.

Увеличение НДС принесет в казну, по предварительным подсчетам, 1,4 триллиона, а отмена налогов и сборов приведет к снижению поступлений на 2,3 триллиона. “В итоге около 900 миллиардов рублей может остаться у налогоплательщиков”, — объясняет арифметику заместитель министра финансов Иван Шунько. [21]

Помимо этого более привлекательные налоговые условия собираются предложить и инвесторам. Упрощенную систему налогообложения, которой сейчас пользуются многие субъекты малого бизнеса, планируется еще больше упростить, активнее внедрять электронное декларирование, постепенно переходить от ежемесячного к поквартальным налоговым платежам.

Изменения в 2009:

Так, с 1 января 2009 года снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 до 3 процентов ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств.

Реализация данных мероприятий позволит с 1 января 2009 г. снизить налоговую нагрузку на 1,3 % ВВП и оставить в распоряжении белорусских субъектов хозяйствования более 2 трлн. рублей.

В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» также обеспечена реализация комплекса мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.

По земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме земель сельскохозяйственного назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года.

По налогу на добавленную стоимость упрощены условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого имущества; исключена необходимость подачи плательщиками уточненных налоговых деклараций (расчетов) за прошлые налоговые периоды.

По налогу на прибыль в общую систему налогообложения включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг; отменено для целей налогообложения нормирование расходов на аудит и расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы за год с суммы превышения доходов над расходами.

Для упрощения порядка налогообложения доходов граждан и снижения налоговой нагрузки на них с 1 января 2009 года по подоходному налогу с физических лиц была введена линейная (единая) ставка в размере 12 процентов и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35,0 тыс. рублей до 250,0 тыс. рублей в отношении доходов, не превышающих 1500,0 тыс. рублей в месяц.

В отношении доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15 процентов.

Установлено ежемесячное исчисление облагаемого дохода и налоговых вычетов, что позволило отменить необходимость представления справки о размерах начисленных доходов и удержанного налога при смене в течение года места работы (службы, учебы) и значительно сократить сферу декларирования. Введен новый социальный налоговый вычет в размере до 2 базовых величин в месяц на уплату страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов.

Из состава объектов обложения государственной пошлиной исключены выдача дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия банковских счетов в связи с отменой процедуры выдачи плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям.

Внесены изменения в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь, обеспечивающие возможность подачи налоговых деклараций в виде электронного документа, а также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физических лиц. [21]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.[2,c.36]

Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

Правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства.

Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. Особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющая товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов.

К механизму налогообложения предъявляют очень высокие требования. Он должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность в результатах своего труда производителей и работников. И в то же время он должен побуждать предприятия эффективно использовать фонды, товарно-материальные запасы, сокращать производственные расходы.

Обязательным условием высокой эффективности системы налогообложения является соответствие ее следующим требованиям:

- Она должна создавать возможности и стимулировать процессы на предприятиях, способствующие созданию вновь созданной стоимости, поскольку это позволит обеспечить необходимые темпы экономического роста объема производства, максимальную занятость населения, устойчивость денежной единицы и предпосылки сохранения сложившегося уровня цен. Вот почему возлагаемое на предприятия государством налоговое бремя не должно быть чрезмерным, и не должно лишать предприятия источников самофинансирования;

- Быть предельно простой, легко доступной для восприятия любым плательщиком;

- Должна быть цельной. Отдельные элементы налогообложения должны бать взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга;

- Иметь справедливый, нейтральный по отношению ко всем плательщикам налогов характер, обеспечивать равные требования к субъектам хозяйствования с точки зрения их участия в формировании фонда денежных ресурсов;

- Обладать гибкостью, создавать в случае необходимости через систему льгот предпочтительные условия развития для тех направлений деятельности, в которых в данный период в наибольшей мере заинтересовано общество;

- Нормативные ставки налоговых платежей и порядок исчисления налогов должны оставаться длительное время стабильным и устойчивыми.

Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем принципам, нелегко.

В ходе написания работы и анализа элементов налоговой системы был выявлен ряд недостатков действующей системы налогообложения.

Главные недостатки налоговой системы РБ сводятся к следующим:

· Практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы;

· Налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей;

· Доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми;

· Регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти;

· Роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.

Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..…3

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ......................................................................................................6

1.1 Возникновение необходимости в налогах……………………………..6

1.2 Основные понятия и сущность налогообложения……………….…….8

1.3 Классификация налогов………………………………………….……..12

1.4 Налоговое администрирование в РБ…………………………………..15

1.5 Штат работников налоговых органов …………………………………18

2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...19

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………...…19

2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..…25

2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………..…26

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………28

4. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ………………………..35

4.1 Недостатки налоговой системы………………………………………..35

4.2 Последствия мирового финансового кризиса………………………37

5. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ...39

5.1. Изменения налоговой нагрузки………………….……………………39

5.2. Пути реформирования налоговой системы РБ………………………40

5.3 Что даст налоговая реформа……………………………………….…42

5.4 Меры совершенствования налогообложения………………………..47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………55

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

Для достижения этих целей определены следующие задачи:

·  изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения;

· изучение налогов, как экономической категории государства;

· изучение структуры налогового администрирования;

· изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения;

· анализ изменений налоговой системы Республики Беларусь за последние годы;

· формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.

Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства, налоговое администрирование, налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки.

Предметом изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.

При проведении исследования применялись аналитические, экономико-статистические методы и приемы.

Для написания данной курсовой работы основными источниками информации выступали: учебник «Налоги» доктора экономических наук Н.Е.Заяц, учебник Василевской Т.И. «Налоги Беларуси», периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ», «Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и другие.

Данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе «Налоговая система как инструмент социальной и экономической политики» рассматриваются: понятие, сущность и основные элементы налогообложения, классификация налогов, а также структура и задачи налогового администрирования, штат налоговых работников.

Во второй главе «Налогообложение в РБ» освещаются все основные налоги, уплачиваемые субъектами налогообложения в РБ в разрезе налогооблагаемой суммы, ставок налога и классифицируются на: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые из прибыли, а так же налоги, относимые на себестоимость.

В третьей главе «Ответственность за нарушение налогового законодательства» я описала, какие бывают нарушения и соответствующие виды ответственности.

В четвертой главе «Проблемы налоговой системы в РБ» я проанализировала недостатки налоговой системы нашей страны, и какое влияние оказал мировой финансовый кризис на налоговые сборы в Беларуси.

В пятой главе «Пути усовершенствования налогообложения в РБ» анализируется состояние налоговой системы в Республике Беларусь с момента ее зарождения и до настоящего момента, а также предоставляются заключения и рекомендации по улучшению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки.

В заключении обобщена накопленная информация и сделаны выводы о важности развития и улучшения современной системы налогообложения в Республике Беларусь в настоящее время.

В ПРИЛОЖЕНИИ в конце своей работы я использовала таблицы показателей нынешнего года и предыдущих, с помощью которых мною проводился анализ состояния налоговой системы.

 

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 277.