К землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики и иного назначения относятся земли, предоставленные предприятиям, организациям и учреждениям этих отраслей для выполнения возложенных на них специальных задач. Предприятиям, организациям и учреждениям государственного характера земли предоставляются в бессрочное пользование или аренду, а в случаях приватизации отдельных объектов - в собственность. В эту категорию земель отнесены и земли горной промышленности. Размер предоставляемых участков определяется на основании проектно-сметной документации.
Вокруг земель промышленности, транспорта связи, энергетики и иного назначения устанавливаются зоны с особыми условиями использования и охраны, к которым прежде всего можно отнести:
- санитарно-запретные зоны вокруг промышленных объектов;
- охранные и защитные зоны вдоль автомобильных и железных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач и связи, вокруг аэродромов и космодромов, а также других специальных объектов.
Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания благоприятных условий для эксплуатации объектов.
Земельные участки, которые попадают в указанные зоны, не изымаются у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, однако на них вводится режим ограничения или запрещения тех видов деятельности, которые противоречат требованиям этих зон.
Правовой режим земель водного фонда определяется как земельным, так и водным законодательством. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями др. Водные объекты могут быть только в государственной собственности, невозможна приватизация и другие сделки. Для признания водного объекта федеральной собственностью требуется по каждому объекту решение Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Пользование землями водного фонда является платным: земельный налог. Контроль за водопользованием во внутренних морских водах и территориальном море осуществляется специализированной морской инспекцией.
Правовой режим земель лесного фонда определяется земельным и лесным законодательством. Лесной фонд – федеральная собственность, его оборот не допускается, невозможна частная собственность и приватизация, муниципальная собственность. Допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ. В состав земель лесного фонда входят земли, покрытые лесом, а также не покрытые, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса выделяются леса 1, 2 и 3 групп. К 1 группе относятся леса, выполняющие водоохранные, защитные, оздоровительные и другие функции; леса эти делятся на 20 категорий защитности. Эти леса находятся в основном в общем пользовании граждан, используются для сбора ягод, грибов, рекреации и т.д. 2 группа выделяется в регионах с высокой плотностью населения с развитой сетью наземных транспортных путей. Это леса одновременно имеют эксплуатационное значение, здесь действуют ограничения. 3 группа – это леса многолесных регионов, используются для промысловой заготовки древесины. Они делятся на освоенные и резервные. На территории лесов также выделяются лесные и нелесные земли.
Правовой режим земель промышленности: они используются для размещения промышленных объектов, социальной инфраструктуры и т.д. Запрещается строительство объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. При строительных работах обязаны применять меры по охране природы. Земли промышленности и другого назначения могут быть в государственной, муниципальной, и частной собственности, могут быть сданы в аренду и пользование. Юридические лица, в основном, являются собственниками. В частную собственность земли промышленности переходят в порядке приватизации, не приватизируются земли использования и охраны недр. Пользование землями промышленности платное: земельный налог или арендная плата. Правовой режим этих земель (промышленности, обороны) определяется специальными нормативными актами.
Правовое регулирование использования и охраны земель и других природных объектов осуществляется взаимосвязано в интересах охраны целостной экосистемы. Правовой режим закреплен не только в земельном, но и в заповедном законодательстве. Эти земли могут быть в государственной, муниципальной, и частной собственности. Главное в правовом режиме этих земель является запрет на их изъятие. Предусматривается ведение государственного кадастра особоохраняемых природных территорий. В интересах эффективного поддержания режима охраны в их пределах применяется повышенные меры юридической ответственности.
Правовой режим земель запаса: к ним отнесены все земли, не предоставленные в собственность или постоянное пользование, они являются резервными территориями для удовлетворения различных государственных и общественных потребностей, возможен перевод в другие категории. Право перераспределения и предоставления земель запаса в собственность, пользование, аренду, временное пользование принадлежит тем органам государственного управления, в ведении которых находятся эти земли. Земли запаса находятся в государственной собственности, поэтому все мероприятия по их охране и улучшению осуществляются за счет госбюджета. Земли запаса, включенные в специальный фонд перераспределения, предоставляются гражданам или их объединениям для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также сенокошения и выпаса скота. В этой связи земельные участки могут предоставляться в собственность за плату и на бесплатной основе, а также в пользование и аренду с указанием сроков пользования. Земли запаса, непригодные для сельскохозяйственного использования, предоставляются предприятиям, организациям, учреждениям в постоянное или временное пользование для строительства различных хозяйственных объектов и сооружений. Невостребованные земли запаса числятся в резервных территориях.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.