Земельные правоотношения
Та часть общественных отношений, которая возникает по поводу собственности на землю, владения и пользования ею, относится к сфере земельных отношений. Будучи отрегулированными нормами права, они вступают в сферу земельных правоотношений. Участниками этих правоотношений являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, которые называются субъектами земельных правоотношений. В качестве последних могут выступать предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и граждане (физические лица).
В тех случаях, когда земельные отношения возникают по поводу использования участков земли, находящихся в государственной собственности, то государство в лице своих местных органов выступает в роли субъекта этих правоотношений. В системе земельных правоотношений властные органы выступают также в процессе управления земельным фондом (распределение и перераспределение земель, планирование их использования, разрешение земельных споров и т.д.).
Объектами земельных правоотношений могут быть индивидуально-определенные земельные участки, по поводу которых эти правоотношения возникают.
Земельные правоотношения имеют конкретное содержание, под которым понимаются права и обязанности их субъектов, и которые появляются у них вследствие возникших правоотношений. По своему содержанию земельные правоотношения весьма разнообразны, однако их можно классифицировать по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными из них являются:
- признак основного хозяйственного назначения земель (отношения скидов в сельском хозяйстве, промышленности и т.д.);
- вид права на землю (право собственности и т.д.);
- организационно-правовой статус субъекта отношений (коллективные предприятия, крестьянские хозяйства и т.д.).
Существенным элементом земельных правоотношений выступает правовая норма под которой понимается правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки.
Правовая норма устанавливается или санкционируется государством и состоит из трех элементов: гипотеза нормы - линия должного поведения субъектов; диспозиция нормы - условия, при которых эти действия должны совершаться; санкция нормы - мера ответственности за неправомерное поведение субъектов.
По своему содержанию и функциональному значению материальные нормы устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений или правовые режимы использования земель, процессуальные нормы определяют порядок их реализации.
Нормы могут быть обязывающими (исполнение определенных действий), запретительными (запрещение определенных действий), разрешительными (наделяющие субъекты правами, реализация которых передается на усмотрение субъектов).
Выполнение требований земельно-правовой нормы обеспечивается государством посредством введения различных видов ответственности за нарушение земельного законодательства.
Правовая норма должна иметь конкретное содержание, чтобы в процессе практического применения нормы всегда понималось однозначно. Уяснение истинного смысла нормы называется ее толкованием, которое может быть официальным или научным. Официальным считается такое толкование, которое дается самим законодательством или по его поручению, оно обязательно для применения.
Земельные отношения могут возникать, изменяться и прекращаться, что предусматривается правовой нормой, которая указывает на юридический факт (действие, бездействие, событие и т.д.), который в свою очередь порождает определенные права и обязанности для участников земельных отношений (отвод земельных участков, изменение его границ и т.д.).
Возникновение земельных правоотношений: Юридическим фактом в этом процессе является: заявление (или ходатайство) о предоставлении земельного участка заинтересованного лица; оформление его в соответствии с порядком о возбуждении таких ходатайств перед соответствующими органами; проведение подготовительных работ, обсуждение, рассмотрение и согласование отдельных позиций; подготовка документов на предоставление земельного участка и его согласование с заинтересованными компетентными органами; принятие решения компетентного органа о наделении заявителя конфетным земельным участком и о разрешении выноса его в натуру (отвод на местности); оформление и выдача (или получение) основного земельного документа; свидетельства о праве собственности, владения, пользования, аренды конкретного земельного участка, а также плана земельного участка; осуществление государственной регистрации документов о соответствующем праве или регистрации права.
Изменение земельных правоотношений. В процессе использования земли права и обязанности участников земельных отношений могут изменяться. Так, например, арендатор, при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийными и другими явлениями и действиями, вправе требовать изменений ранее указанных в договоре обязательств.
Прекращение земельных правоотношений. Это действие обычно происходит одновременно с прекращением пользователя конкретным земельным участком. Основанием для такого прекращения служат: договор о продаже земельного участка; решение государственного компетентного органа об изъятии или выкупе земельного участка для государственных надобностей или при нарушении норм земельного законодательства; различные события или действия (смерть гражданина – собственника земли, истечение срока аренды, временного пользования, добровольный отказ от земельного участка и т.д.).
Источники земельного права
Создавая правовые нормы, государство облекает их в определенную форму: это могут быть законы, указы, решения, постановления, распоряжения компетентных органов, инструкции, положения, рекомендации и т.д.
Все эти документы и материалы, содержащие правовые нормы, называются нормативными актами и выступают источниками права. Следовательно, под источниками земельного права подразумеваются нормативные акты, содержащие земельно-правовые нормы. К источникам права не могут относиться акты индивидуального значения, например, решение органов государственной власти о предоставлении земельного участка конкретному юридическому или физическому лицу, так как это решение не содержит правовой нормы, т.е. общего правила поведения субъектов права.
По признакам правовой значимости и по своему содержанию источники земельного права делятся на две группы: законы и подзаконные нормативные акты. Законы - это нормативные акты высшей юридической силы, они могут быть изменены или отменены только другими равнозначными актами. Закон не имеет обратной силы, т.е. с отменой или изменением его не могут быть изменены или отменены те отношения, которые были им отрегулированы.
Законы делятся на конституционные, отраслевые и обычные. Конституция РФ и конституции субъектов РФ содержат специальные статьи, устанавливающие основные принципы регулирования земельных отношений.
К числу отраслевых законов относятся: Земельный, Водный, Лесной кодексы и кодексы этих направлений субъектов РФ. Земельный кодекс - сложный нормативный акт, содержащий в систематизированном виде правовые нормы, регулирующие земельные отношения на всей территории РФ.
К обычным законам относятся - текущие законы, принимаемые по отдельным вопросам регулирования земельных отношений, например законы «О собственности», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О залоге», «О плате за землю» и др.
Наряду с законами источниками земельного права служат подзаконные акты, к которым прежде всего относятся Указы Президента РФ, постановления, решения, распоряжения высших и местных органов власти, например, постановления Правительства РФ, правительств субъектов РФ и т.д.
Понятие и система земельного права.
Право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения. А поскольку в процессе использования земли возникают земельные отношения, то и земельное право представляет собой совокупность юридических норм по регулированию земельных отношений.
Земельное право как научная дисциплина представляет собой науку о закономерностях возникновения, изменения и прекращения юридических норм и правил по поводу распределения, использования и охраны земель и регулирования земельных отношений. Поэтому в общем плане предметом права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. С научной точки зрения предметом земельного права является изучение закономерностей возникновения, изменения и прекращения юридических норм и правил по поводу распределения, использования и охраны земель и регулирования земельных отношений.
Для характеристики земельного права вообще наряду с содержанием важное место занимает выявление особенностей метода регулирования земельных отношений. Под методом земельного права понимается способ воздействия норм данного права на поведение участников земельных отношений, В земельном праве действуют следующие методы:
1. Административно-правовой, для которого в свою очередь характерно проявление «власти и подчинения». Например, предоставление и изъятие земель, участники этого процесса - государственный орган и заявитель. А они-то как раз и находятся на разных полосах - один дает для обязательного исполнения предписания, а другой должен в точности и своевременно исполнять эти предписания.
2. Метод дозволения, при котором земельное право дает полномочие землепользователю (или управомочивает его) - свободно действовать и вести свое хозяйство, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную самостоятельность землепользователей,
3. Смешанный метод земельного права, который допускает вмешательство государственного органа в хозяйственную деятельность предприятия (в случаях порчи земли и т.д.).
Под системой земельного права понимается вся совокупность земельно-правовых норм, имеющих определенную конструкцию их расположения рассчитанную по признакам содержания норм и удобств их практического применения. И в этом смысле земельное право подразделяется на общую и особенную (специальную) части.
Общая часть включает нормы общего характера, не отнесенные к конкретному объекту регулирования, а именно:
- определяющие общее содержание права собственности на землю, право землепользования и землевладения;
- устанавливающие общий порядок использования и охраны земель;
- обеспечивающие управление земельными ресурсами.
Особенная часть земельного права состоит из норм, раскрывающих содержание права собственности, права владения, права пользования землей всех категорий, видов и подвидов угодий земельного фонда. Эти нормы определяют права и обязанности субъектов и условия пользования предоставленными им земельными участками.
В пределах этих частей земельное право подразделяется на институты права, которые представляют собой группы (совокупности) норм, регулирующих земельные отношения отдельных близких по своему содержанию видов отношений: институт права собственности на землю граждан, институт права землепользования юридических лиц и т.д. И в этом смысле земельное право имеет свои особенности не только в структуре (системе) построения (общая и особенная части, их правовые институты), но и в содержании правового регулирования отдельных видов земельных отношений.
Земельные правоотношения
Та часть общественных отношений, которая возникает по поводу собственности на землю, владения и пользования ею, относится к сфере земельных отношений. Будучи отрегулированными нормами права, они вступают в сферу земельных правоотношений. Участниками этих правоотношений являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, которые называются субъектами земельных правоотношений. В качестве последних могут выступать предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и граждане (физические лица).
В тех случаях, когда земельные отношения возникают по поводу использования участков земли, находящихся в государственной собственности, то государство в лице своих местных органов выступает в роли субъекта этих правоотношений. В системе земельных правоотношений властные органы выступают также в процессе управления земельным фондом (распределение и перераспределение земель, планирование их использования, разрешение земельных споров и т.д.).
Объектами земельных правоотношений могут быть индивидуально-определенные земельные участки, по поводу которых эти правоотношения возникают.
Земельные правоотношения имеют конкретное содержание, под которым понимаются права и обязанности их субъектов, и которые появляются у них вследствие возникших правоотношений. По своему содержанию земельные правоотношения весьма разнообразны, однако их можно классифицировать по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными из них являются:
- признак основного хозяйственного назначения земель (отношения скидов в сельском хозяйстве, промышленности и т.д.);
- вид права на землю (право собственности и т.д.);
- организационно-правовой статус субъекта отношений (коллективные предприятия, крестьянские хозяйства и т.д.).
Существенным элементом земельных правоотношений выступает правовая норма под которой понимается правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки.
Правовая норма устанавливается или санкционируется государством и состоит из трех элементов: гипотеза нормы - линия должного поведения субъектов; диспозиция нормы - условия, при которых эти действия должны совершаться; санкция нормы - мера ответственности за неправомерное поведение субъектов.
По своему содержанию и функциональному значению материальные нормы устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений или правовые режимы использования земель, процессуальные нормы определяют порядок их реализации.
Нормы могут быть обязывающими (исполнение определенных действий), запретительными (запрещение определенных действий), разрешительными (наделяющие субъекты правами, реализация которых передается на усмотрение субъектов).
Выполнение требований земельно-правовой нормы обеспечивается государством посредством введения различных видов ответственности за нарушение земельного законодательства.
Правовая норма должна иметь конкретное содержание, чтобы в процессе практического применения нормы всегда понималось однозначно. Уяснение истинного смысла нормы называется ее толкованием, которое может быть официальным или научным. Официальным считается такое толкование, которое дается самим законодательством или по его поручению, оно обязательно для применения.
Земельные отношения могут возникать, изменяться и прекращаться, что предусматривается правовой нормой, которая указывает на юридический факт (действие, бездействие, событие и т.д.), который в свою очередь порождает определенные права и обязанности для участников земельных отношений (отвод земельных участков, изменение его границ и т.д.).
Возникновение земельных правоотношений: Юридическим фактом в этом процессе является: заявление (или ходатайство) о предоставлении земельного участка заинтересованного лица; оформление его в соответствии с порядком о возбуждении таких ходатайств перед соответствующими органами; проведение подготовительных работ, обсуждение, рассмотрение и согласование отдельных позиций; подготовка документов на предоставление земельного участка и его согласование с заинтересованными компетентными органами; принятие решения компетентного органа о наделении заявителя конфетным земельным участком и о разрешении выноса его в натуру (отвод на местности); оформление и выдача (или получение) основного земельного документа; свидетельства о праве собственности, владения, пользования, аренды конкретного земельного участка, а также плана земельного участка; осуществление государственной регистрации документов о соответствующем праве или регистрации права.
Изменение земельных правоотношений. В процессе использования земли права и обязанности участников земельных отношений могут изменяться. Так, например, арендатор, при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийными и другими явлениями и действиями, вправе требовать изменений ранее указанных в договоре обязательств.
Прекращение земельных правоотношений. Это действие обычно происходит одновременно с прекращением пользователя конкретным земельным участком. Основанием для такого прекращения служат: договор о продаже земельного участка; решение государственного компетентного органа об изъятии или выкупе земельного участка для государственных надобностей или при нарушении норм земельного законодательства; различные события или действия (смерть гражданина – собственника земли, истечение срока аренды, временного пользования, добровольный отказ от земельного участка и т.д.).
Источники земельного права
Создавая правовые нормы, государство облекает их в определенную форму: это могут быть законы, указы, решения, постановления, распоряжения компетентных органов, инструкции, положения, рекомендации и т.д.
Все эти документы и материалы, содержащие правовые нормы, называются нормативными актами и выступают источниками права. Следовательно, под источниками земельного права подразумеваются нормативные акты, содержащие земельно-правовые нормы. К источникам права не могут относиться акты индивидуального значения, например, решение органов государственной власти о предоставлении земельного участка конкретному юридическому или физическому лицу, так как это решение не содержит правовой нормы, т.е. общего правила поведения субъектов права.
По признакам правовой значимости и по своему содержанию источники земельного права делятся на две группы: законы и подзаконные нормативные акты. Законы - это нормативные акты высшей юридической силы, они могут быть изменены или отменены только другими равнозначными актами. Закон не имеет обратной силы, т.е. с отменой или изменением его не могут быть изменены или отменены те отношения, которые были им отрегулированы.
Законы делятся на конституционные, отраслевые и обычные. Конституция РФ и конституции субъектов РФ содержат специальные статьи, устанавливающие основные принципы регулирования земельных отношений.
К числу отраслевых законов относятся: Земельный, Водный, Лесной кодексы и кодексы этих направлений субъектов РФ. Земельный кодекс - сложный нормативный акт, содержащий в систематизированном виде правовые нормы, регулирующие земельные отношения на всей территории РФ.
К обычным законам относятся - текущие законы, принимаемые по отдельным вопросам регулирования земельных отношений, например законы «О собственности», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О залоге», «О плате за землю» и др.
Наряду с законами источниками земельного права служат подзаконные акты, к которым прежде всего относятся Указы Президента РФ, постановления, решения, распоряжения высших и местных органов власти, например, постановления Правительства РФ, правительств субъектов РФ и т.д.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.