АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Кафедра правовых и общегуманитарных дисциплин
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заведующий кафедрой | Первый проректор ИСЭПиМ |
к.ю.н., доцент | к.психол.н., доцент |
Г.Л. Курбатов | Е.В. Терентьева |
___________________ | _________________ |
«____» ___________________ 2017 г. | «____» ___________________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО»
по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Профиль (направленность) : Гражданско-правовой
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная
Балашиха, 2017
Рабочая программа учебной дисциплины «Земельное право» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (бакалавр), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511, учебного плана по Основной образовательной программе высшего образования «Юриспруденция».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана Скосаревым Вадимом Витальевичем, к.ю.н., доцентом кафедры правовых и общегуманитарных дисциплин
(подпись)
Рецензент к.ю.н., доцент кафедры Академии РВСН им. Петра Великого Полищук Сергей Викторович
(ученая степень, ученое звание, подпись, инициалы, фамилия)
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена и одобрена на заседании Студенческого совета
Председатель
Студенческого совета
(подпись) А.А. Бычкова
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры правовых и общегуманитарных дисциплин
Протокол № 1 от «28» августа 2017 г.
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент
(подпись) Г.Л. Курбатов
Рабочая программа учебной дисциплины рекомендована к утверждению представителями организаций-работодателей:
Общество с ограниченной ответственностью
«ПерсоналСтройСервис»
Начальник юридического отдела
(подпись) А.Г. Синельникова
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании Ученого совета
Протокол № 11 от «30» августа 2017 г.
д.экон.н., к.филос.н.
профессор,
ректор ИСЭПиМ
(подпись) В.П. Делия
к.психол.н.,
проректор
по научно-методической работе
(подпись) Д.П. Пискарев
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………...…..4
1.1. Цель и задачи освоения дисциплины……………………………………………………………...4
1.2. Место дисциплины
в структуре основной образовательной программы высшего образования…………………………4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ……………5
2.1. Перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины………………………………………………………...5
2.2. Матрица компетенций, формируемых в процессе освоения конкретных тем дисциплины…...5
2.3. Требования к результатам образования, формируемым дисциплиной………………………….6
3. Структура и содержание дисциплины:
3.1. Распределение учебного времени по семестрам
и видам учебных занятий………………………………………………………………………………..9
3.2. Тематический план изучения дисциплины по видам учебных занятий
со студентами очной формы обучения.……………………………………………………………...…9
3.3.Тематический план изучения дисциплины по видам учебных занятий
со студентами очно-заочной формы обучения.……………………………………………………….10
3.4. Тематический план изучения дисциплины по видам учебных занятий
со студентами заочной формы обучения.……………………………………………………………..11
3.5. Содержание дисциплины ……………………………………………………………………..…..11
3.6. Планы практических (семинарских) занятий……………………………………………………18
4. Образовательные технологии ………………………………………………………………………22
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………………………………25
5.1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания ………………………………………………………...……25
5.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы ………………………………………………………...30
5.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций ……………………36
5.4. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…......37
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………....39
6.1. Источники………………………………………………………………..........................................39
6.2. Основная литература ………………………………………………………………………...……40
6.3. Дополнительная литература ……………………………………………………………………...40
6.4. Информационное, программное обеспечение и Интернет-ресурсы…………………………...40
6.5. Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………………………….41
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………………………………....46
8. Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую программу дисциплины……………….....47
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – получение студентами необходимых знаний в области земельных правоотношений, формирование системных представлений у студентов о земельных правоотношениях, а также обучение навыкам культурного диалога, толерантности; развитие самостоятельности мышления с учетом получения новых знаний в области земельных правоотношений, обеспечение законности и правопорядка.
Основные задачи:
· формирование у студентов необходимой теоретической базы в области земельного права;
· ознакомление с понятийным аппаратом и терминологией в области земельного права;
· воспитание у студентов профессиональной культуры.
Овладение студентами соответствующими компетенциями показывает готовность и способность выпускника к использованию приобретенных знаний, умений и навыков при решении социальных и профессиональных задач в профессиональной деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Земельное право» относится к базовой части ФГОС ВО направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, изучается студентами очной форм обучения на 3 курсе в 6 семестре, студентами очно-заочной формы обучения на IV курсе в 7 семестре, студентами заочной формы обучения на IV курсе в 7 семестре.
Трудоемкость дисциплины – 4 з.е. (144 ч.).
Для студентов очной формы обучения контактной работы – 90 ч., из них занятий лекционного типа – 18 ч., занятий семинарского типа – 72 ч., в том числе в интерактивной форме – 18 ч. Время на самостоятельную работу – 54 ч., на подготовку и сдачу зачета – 0 ч. Для студентов очно-заочной формы обучения контактной работы – 30 ч., из них занятий лекционного типа – 8 ч., занятий семинарского типа – 22 ч., в том числе в интерактивной форме –6 ч. Время на самостоятельную работу – 114 ч., на подготовку и сдачу зачета – 0 ч. Для студентов заочной формы обучения контактной работы – 16 ч., из них занятий лекционного типа – 6 ч., занятий семинарского типа – 10 ч., в том числе в интерактивной форме – 2 ч. Время на самостоятельную работу – 124 ч., на подготовку и сдачу зачета – 4 ч.
Учебная дисциплина «Земельное право» тесно связана с дисциплинами «Экологическое право»,«Уголовное право», «Теория государства и права», «Административное право» и др.
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Дисциплина «Земельное право» имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В силу этого усвоение ее положений является важной задачей студентов, обучающихся в Институте социально-экономического прогнозирования и моделирования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ
С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Общекультурные компетенции
· способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)
· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Формы обучения
Период обучения
Аудиторные занятия
Всего контактной работы
Самостоятельная работа студентов
Подготовка к промежуточной аттестации
Всего академических часов
3.2. Тематический план изучения дисциплины по видам учебных занятий
со студентами очной формы обучения
№ темы | Разделы дисциплины |
Количество часов | ||||
Лекц. тип | Семин. тип | Самост. работа | ||||
Количество часов | ||||||
Лекц. тип | Семин. тип | Самост. работа | ||||
Количество часов | ||||||
Лекц. тип | Семин. тип | Самост. работа | ||||
Цель и задачи занятий: – формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей; – проверка освоения студентами содержания вопросов темы; – оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы. Задачи Задача 1. ООО «МТК» обратилось в Арбитражный суд МО с иском к Администрации Чеховского района, в котором указало, что общество является арендатором земельного участка, на котором распложен объект незавершенного строительства, принадлежащий ему на праве собственности. При обращении в Администрацию Чеховского района за выкупом участка в порядке ст. 36 ЗК РФ, ООО получило отказ, с ссылкой на то, что объект незавершенного строительства не является ни зданием, ни строением, ни сооружением, а именно собственники этих объектов имеют право на приватизации земли. Решите дело со ссылкой на арбитражную практику. Задача 2. В редакцию газеты «ЭЖ-юрист» обратился гражданин Любопытов с вопросом о праве собственника земельного участка на использование воздушного пространства. В частности он просил разъяснить: - на какую высоту распространяется право собственности - какие действия «на высоте» может совершать собственник земли. Дайте консультацию.
Задача 3. Проанализируйте законодательство субъектов РФ и найдите нормы (в том числе не действующие), в которых формулируется определение понятия «земельные отношения». Составьте критические замечания к данным определениям.
Задача 4. Найдите решения, в которых суды (Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции) ссылаются на принципы земельного права. Одновременно выпишите нормы земельного законодательства с которыми суды связывают применение конкретного принципа.
Задача 5. В Комитет по законодательству ГД СФ РФ с запросом обратилась группа депутатов Законодательного Собрания субъекта РФ. В частности они просили пояснить имеют ли право законодатели региона принимать нормативные правовые акты по вопросам совершения сделок с земельными участками. Составьте мотивированный ответ со ссылками на действующее законодательство и судебную практику.
Задача 6. На собеседовании при приеме на работу студенту 5 курса ф-та права ГУ-ВШЭ был задан вопрос о возможности коммерческим юридическим лицом (ЗАО) произвести дарение земельного участка. Дайте мотивированный ответ.
Задача 7. Гражданин Белевич обратился в Администрацию Советского района Калининградской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Администрация отказывая указала, что Белевич является гражданином другого государства (Республики Беларусь) и в соответствии со ст. 15 ЗК РФ и ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения » не имеет право на приобретение в собственность земельного участка. Белевич обратился в суд. Какое решение должен вынести суд. Какой режим граждан СНГ на территории РФ. Найдите в ЗК РФ нормы в которых есть ссылки на иные нормативно-правовые акты.
Задача 8. В редакцию журнала «Домашний адвокат» обратился гражданин Крюков с вопросом, на каком праве предоставляются гражданам участки для погребения умерших, какими документами подтверждается право на данный участок и какой правовой режим этих участков (их оборот, изъятие).
Задача 9. Гражданин Шувалов обратился в Администрацию области с заявлением о бесплатном предоставлении ему земельного участка. В заявлении он указал, что является потомком (правнуком) графа Шувалова, который являлся крупным землевладельцем в губернии. После октябрьского переворота все его земли были изъяты. При этом Шувалов в заявлении указал конкретный район и конкретное местоположение участка, который хотел бы получить ссылаясь на сведения из архива, что именно данный участок находился в собственности его прадеда. Оцените ситуацию. Составьте мотивированное решение Администрации области. Найдите в законодательстве (федеральном и субъектов РФ) случаи бесплатного предоставления участков в собственность.
Задача 10. Граждане "В" и "Г" имеют на праве общей долевой собственности в равных долях дачный дом, полученный ими по наследству в 1980 году. В 1986 году решением суда определен порядок пользования дачным домом и земельным участком гражданами "В" и "Г" в соответствии с долями в праве общей долевой собственности на дом. Земельный участок предоставлен наследодателю в соответствии с ранее действовавшими нормами предоставления для строительства дачи в размере 0,15 га в черте населенного пункта. Норма предоставления на дату обращения установлена в размере 0,12 га. Граждане "В" и "Г" обратились за приватизацией своей части земельного участка и просили оформить право частной собственности каждому. Земельный комитет предложил гражданам оформить право общей долевой собственности на земельный участок. Граждане не согласились с таким решением, полагая, что решением суда в 1986 году произведен раздел дома и земельного участка. Можно ли рассматривать решение суда как решение о разделе земельного участка? Обоснуйте свое мнение. Является ли решение суда основанием для возникновения права собственности на землю граждан? Обоснуйте свое мнение. Подлежит ли удовлетворению требования граждан "В" и "Г" об оформлении права частной собственности на земельные участки каждому в отдельности? Обоснуйте свое мнение.
Задача 11. Администрация Дмитровского р-на МО обратилась в суд с заявлением о признании недействительным договора аренды земельного участка заключенного между гр. Зеленовым (арендодатель) и гр. Григорьевым (арендатор). Администрация в частности указала, что договор был заключен 20 июня 2001 г. на срок _ года. При этом, условие о его последующей автоматической пролонгации является недействительным, т.к. сданный в аренду участок находится у арендодателя на праве постоянного бессрочного пользования, т.к. ст. 20 ЗК РФ запрещает землепользователю распоряжаться земельным участком. Решите задачу.
Задача 12. Общество с ограниченной ответственностью "Ремонт обуви" обратилось с иском к акционерному коммерческому банку о признании недействительным договора о залоге нежилого помещения, поскольку в нем отсутствуют сведения об одновременной ипотеке помещения и земельного участка, на котором находится данное помещение. Данное помещение принадлежит истцу на праве собственности. На момент заключения договора о залоге права на земельный участок ООО "Ремонт обуви" не были оформлены. Kaкими правами на земельный участок обладают собственники объектов недвижимости? Порядок оформления их права землепользования? Решите дело.
Задача 13. Гражданка Журикова, собственник земельного участка в дачно-строительном кооперативе "Рассвет", обратилась с иском в суд к гражданину Сидорову, требуя перенести, расположенные на его земельном участке хозяйственные постройки, баню и туалет, расположенные в метре от границы с участком истицы, мотивируя это тем, что они затеняют ее земельный участок, а бытовые стоки заливают ее участок и причиняют ей иные неудобства. Решите дело.
Задача 14. Жители Жуковского района Калужской области обратились в Администрацию района с заявлением об отказе от принадлежащих им земельных участков. Они указали, что участки относятся к землям населенных пунктов и предоставлены в 1993 г. для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того на участках имеются зарегистрированные постройки. Составьте мотивированный ответ Администрации.
Задача 15. Граждане Иванов, Петров, Сидоров решили создать ООО. Помимо денежных вкладов ими принято решение внести в уставной капитал принадлежащие им земельные участки. У Иванова земельный участок находится в частной собственности с недостроенным домом; Петров имеет участок на основании договора долгосрочной аренды; у Сидорова земельный участок находится на праве постоянного бессрочного пользования Дайте конкретные советы указанным гражданам. Составьте алгоритм внесения земельного участка в уставной капитал ООО. Задача 16. В юридическую консультацию обратились граждане с вопросом возможности заключения между супругами договора купли-продажи земельного участка вместе с домом. Данный дом с землей был приобретен одним из супругов в период брака на основании договора пожизненного содержания. Проконсультируйте граждан. Задача 17. Налоговая инспекция по Истринскому району МО обратилась в Арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «ТК Сервис» сумм неуплаченного за 2003-2005 гг. земельного налога. Представитель ООО с иском не согласился и указал, что хотя используемый ими земельный участок огорожен и охраняется, однако права на него не были оформлены. В связи с этим налоговая инспекция не вправе требовать уплаты земельного налога. Разрешите спор. Практические задания для самостоятельной работы 1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе. 2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему. 3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Образовательная технология (технология в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы. Контактная работа обучающихся с преподавателем по данной дисциплине включает в себя занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, а при необходимости – индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся. Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной. В процессе преподавания дисциплины предусмотрено применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (интерактивные лекции, групповые дискуссии, ролевые игры, тренинги, анализ ситуаций и имитационных моделей и т.д.) с учетом профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.
1. Традиционные образовательные технологии ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер. Примеры форм учебных занятий с использованием традиционных технологий: Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя). Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы. Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.
2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов. Примеры форм учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения: Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала. Лекция «вдвоем» (бинарная лекция) – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.). Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков. Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий. Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий: Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п. Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.
4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию. Основные типы проектов: Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем). Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.). Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды. Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий: Лекция «обратной связи» – лекция-провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия. Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.
6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией. Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий: Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов). Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.
По дисциплине для формирования соответствующих компетенций при реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии: 1. Традиционные: – устный опрос (УО); – письменное задание (ПЗ). 2. Активные: – диалоговая лекция (ДЛ); – текущее компьютерное задание (КЗ). 3. Интерактивные: – Ролевая игра (РИ); – компьютерная презентация (КП).
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Темы рефератов 1. Методы правового регулирования земельного права: перечень; анализ; соотношение с методами правового регулирования в гражданском праве. 2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком: возникновение; правовая эволюция; правовое наполнение. 3. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком: возникновение; правовая эволюция; правовое наполнение. 4. Принцип платности использования земли и его ограничение специальными правовыми нормами федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. 5. Права на землю иностранных физических и юридических лиц. 6. Земельный сервитут: возникновение; виды; порядок установления. 7. Правоустанавливающие документы на земельные участки, порядок регистрации прав на землю. 8. Ответственность в земельном праве: виды; правовая эволюция в советском (российском) законодательстве. 9. Изъятие земель для государственных нужд: порядок; защита прав собственников, землевладельцев, землепользователей, владельцев объектов недвижимости. 10. 1Органы государственного контроля за использованием и охраной земель. 11. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. 12. Взаимосвязь земельного права с другими отраслями права. 13. Субъекты и объекты земельно-правовых правоотношений. 14. Общая характеристика земельно-правового режима России до 1917 года. 15. Организация и проведение конкурсов и аукционов по продаже земельных участков или права на их аренду. 16. Становление и развитие земельного права России в 1917 – 1991 гг. 17. Гражданин как субъект земельных правоотношений. 18. Субъекты и объекты права собственности на землю. 19. Виды прав граждан на землю. 20. Содержание права собственности на землю. 21. Правовой режим земель специального назначения. 22. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю. 23. Понятие и состав земельного фонда. 24. Основания возникновения прав граждан на землю. 25. Основания прекращения прав на землю. 26. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда. 27. Понятие и содержание государственного земельного кадастра. 28. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда. 29. Понятие землеустройства. 30. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов. Примерный перечень тестовых заданий Критерии оценки 1. Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он при ответе на вопросы зачета: · показал твердые знания теоретических положений и практических умений в области земельного права; · полностью овладел соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями; · владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; · способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; · изучил понятийный аппарат и соответствующую терминологию; · способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; · владеет умением использовать полученные знания в области земельного права в связи с профессиональной деятельностью в сфере юриспруденции.
2. Оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он при ответе на вопросы зачета: · не показал удовлетворительные знания теоретических положений и практических умений в области земельного права; · не в полной мере овладел соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями; · недостаточно изучил понятийный аппарат и соответствующую терминологию; · в недостаточной мере способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; · в недостаточной мере владеет умением использовать полученные знания в области земельного права в связи с профессиональной деятельностью в сфере юриспруденции. Очная форма обучения |
Заочная форма обучения | |||||
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | |||
Изучение лекционного материала – 0,5 часа | Подготовка устного выступления на семинарском занятии – 2 часа | Изучение лекционного материала – 4 часа | Подготовка устного выступления на семинарском занятии – 16 часов | |||
Изучение источников и основной литературы – 1 час | Подготовка компьютерной презентации конкретного вопроса темы – 2 часа | Изучение источников и основной литературы – 8 часов | Подготовка компьютерной презентации конкретного вопроса темы – 16 часов | |||
Изучение дополнительной литературы – 0,5 часа | Выполнение практического задания по теме занятия – 1 час | Изучение дополнительной литературы –4 часа | Выполнение практического задания по теме занятия – 4 часа |
* для самостоятельной работы после 2-часовой лекции и 4-часового практического занятия
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Источники
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26.11.2001 № 146-ФЗ
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
8. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ
9. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ
10. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ
11. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ
12. Лесной Кодекс Российской Федерации от 29.01.2003 № 22-ФЗ
13. Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ
14. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ
15. Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ
16. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
17. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
18. Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ
19. ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
20. ФЗ от 21.07.2003 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
21. ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
22. ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
23. ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
24. ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
25. ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
26. ЗАКОН РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»
27. ФЗ от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
28. ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях»
29. ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
30. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
31. ФЗ от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском хозяйстве)»
32. ФЗ от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
33. ФЗ от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»
34. ФЗ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»
35. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
36. ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
37. ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
6.2. Основная литература
1.Ерофеев Б.В. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ 14-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата
2.Анисимов А.П., Мельников Н.Н. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов
3.Боголюбов С.А. - отв. ред. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата
6.3. Дополнительная литература
1. Бакиновская О.А. Земельное право: учебное пособие / Бакиновская О.А. - М.: ТетраСистемс, 2012. 237 c.
2. Болтанова Е.С. Земельное право России: учебное пособие / Болтанова Е.С. - Т.: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. 148 c.
3. Бышков П.А. Земельное право РФ (общая часть): учебное пособие / Бышков П.А., Кирсанов А.Н. - М.: Российский университет дружбы народов, 2012. 52 c.
4. Волкова Т.В. Земельное право: учебное пособие / Волкова Т.В., Гребенников А.И., Королев С.Ю., Чмыхало Е.Ю.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2011. 316 c
5. Волкова Т.В. Земельное право России: учебное пособие / Волкова Т.В., Гребенников А.И., Королев С.Ю., Чмыхало Е.Ю. - С.: Ай Пи Эр Медиа, 2011. 78 c.
6. Волкова Т.В. Земельное право: учебное пособие / Волкова Т.В., Королев С.Ю., Чмыхало Е.Ю. - С.: Корпорация «Диполь», 2012. 191 c.
7. Волкова Н.А. Земельное право: учебник / Волкова Н.А., Соболь И.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 359 c.
8. Волкова Т.В. Земельное право: учебное пособие / Волкова Т.В., Королев С.Ю., Чмыхало Е.Ю. - М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2014. 360 c.
9. Ковалева И.С. Земельное право: учебное пособие / Ковалева И.С., Попова О.В. - М.: Международный юридический институт, 2012. 200 c.
10. Чернышев Ю.В. Земельное право с элементами гражданского права. Общие положения: учебное пособие / Чернышев Ю.В., Лапина Л.А. - С.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. 147 c.
Интернет-ресурсы
1. Библиотека EvArtist // http://evartist.narod.ru/journ.htm
2. Библиотека Гумер – гуманитарные науки // URL: http://www.gumer.info
3. Библиотека магистра // http://www.magister.msk.ru/library
4. Интернет-университет информационных технологий // www.intuit.ru
5. Межотраслевая электронная библиотека «РУКОНТ» // URL: http://rucont.ru
6. Научная электронная библиотека Elibrary.ru // http://elibrary.ru/defaultx.asp
7. Независимый центр тестирования качества обучения // http://www.ast-centre.ru
8. Электронная библиотека gumfak.ru // http://www.gumfak.ru
9. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_law.html
10.www.garant.ru – интернет-версия правовой системы «Гарант»
11.www.consultant.ru – интернет-версия правовой системы «Консультант Плюс»
12.Академический юридический журнал – http://www.advocat.irk.ru/aum/index.htm
13.Библиотека академии наук – http://www.neva.ru/
14.Большая российская юридическая энциклопедия – http://www.2.kodeks.net/brue
15.Верховный Суд Российской Федерации – http://www.sypcourt.ru/
16.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – http://www.arbitr.ru/
17.Генеральная прокуратура Российской Федерации – http://genproc.gov.ru/
18.Государственная Дума Российской Федерации – http://www.duma.gov.ru/
19.Государственная публичная историческая библиотека России – http://www.shpl.ru/
20.Журнал «Государство и право» – http://igran.ru/rus/magazine/index.htm
21.Журнал «Трудовое право» – http://www.top-personal.ru/
22.Конституционный Суд Российской Федерации – http://ks.rfnet.ru/
23.Международная организация труда (МОТ) – http://www.il0.org/
24.Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации – http://www.minzdravrf.ru/
25.Министерство юстиции Российской Федерации – http://www.minjust.ru/
26.Правительство Российской Федерации – http://www.goverment.gov.ru/
27.Правовая библиотека – http://www.tarasei.narod.ru/
28.Правовая система «Референт» – http://www.referent.ru/
29.Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru/
30.Российский правовой портал – http://www.rpp.ru/
6.5. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Формирование знаний, умений и навыков по дисциплине базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.
Для успешного освоения учебной дисциплины и достижения поставленных целей необходимо внимательно ознакомиться настоящей рабочей программы учебной дисциплины. Ее может представить преподаватель на вводной лекции или самостоятельно обучающийся использует информацию на официальном Интернет-сайте Института.
Аудиторные занятия по дисциплине требуют применения мультимедийного оборудования, поскольку могут сопровождаться демонстрацией презентаций, выполненных в программе Power или Paint Point.
В ходе изучения дисциплины предусматривается использование активных и интерактивных форм: создание проектов с последующей их защитой на семинарских занятиях, обсуждение эссе, докладов, рефератов в рамках круглых столов или мини-конференций с целью формирования и развития навыков по дисциплине у студентов.
Комплексное изучение дисциплины предусматривает овладение обучающимися материалами лекций, приобретение практических навыков, творческую работу при выполнении индивидуальных самостоятельных заданий. Процесс по освоению всей совокупности теоретического и практического материала по дисциплине реализуется в соответствии с предложенным планом.
Изучение дисциплины осуществляется в виде лекций и практических (семинарских) занятий, а также самостоятельной работы студентов.
Для достижения максимального эффекта обучения в лекциях рассматриваются базовые элементы и вопросы. В ходе лекций раскрываются основные теоретические вопросы программы дисциплины, делаются акценты на наиболее сложные и значимые положения изучаемого материала. Применение на лекциях мультимедийных технологий повышает эффективность усвоения учебного материала. Материалы лекций являются базовыми для подготовки к зачету или экзамену.
Подготовка к учебному занятию лекционного типа заключается в следующем.
С целью обеспечения успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:
- знакомит с новым учебным материалом;
- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;
- систематизирует учебный материал;
- ориентирует в учебном процессе.
С этой целью:
- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;
- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям с темой прочитанной лекции;
- внесите дополнения к полученным ранее знаниям по теме лекции на полях лекционной тетради;
- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции по материалу изученной лекции;
- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей подготовке;
- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора) и запишите информацию, которой вы владеете по данному вопросу.
Практические занятия нацелены на активизацию, углубление и закрепление лекционных материалов и знаний, приобретенных в процессе самостоятельного изучения рекомендуемой литературы. В ходе проведения занятий приветствуются творческие формы работы. Каждая новая тема сначала объясняется преподавателем, рассматривается на конкретных примерах, затем для закрепления полученных на занятии знаний студенты выполняют соответствующие задания и получают вопросы к очередному занятию. Оценки, полученные за ответы на вопросы, и выполненные задания являются основой для выставления промежуточной аттестации.
Подготовка к учебному занятию практического (семинарского) типа
При подготовке и работе во время проведения занятий семинарского типа следует обратить внимание на следующие моменты: на процесс предварительной подготовки, на работу во время занятия, обработку полученных результатов, исправление полученных замечаний.
Предварительная подготовка к учебному занятию практического (семинарского) типа заключается в изучении теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач практического занятия, техники безопасности при работе с приборами, веществами.
Работа во время проведения учебного занятия практического (семинарского) типа включает несколько моментов:
- консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории;
- самостоятельное выполнение заданий согласно обозначенной учебной программой тематики.
Обработка, обобщение полученных результатов работы проводиться обучающимися самостоятельно или под руководством преподавателя (в зависимости от степени сложности поставленных задач). В результате оформляется индивидуальный отчет. Подготовленная к сдаче на контроль и оценку работа сдается преподавателю. Форма отчетности может быть письменная, устная или две одновременно. Главным результатом в данном случае служит получение положительной оценки по каждому практическому занятию. Это является необходимым условием при проведении рубежного контроля и допуска к зачету / дифференцированному зачету / экзамену. При получении неудовлетворительных результатов обучающийся имеет право в дополнительное время пересдать преподавателю работу до проведения промежуточной аттестации.
Для комплексного планирования и осуществления всех форм учебной работы и контроля рекомендуется использовать портфолио и балльно-рейтинговую систему. Если преподаватель планирует проведение зачета в формате портфолио, а экзамена – в структуре рейтинговой системы, то в этом случае после слова «зачет» в скобках указывается «портфолио», а после слова «экзамен» в скобках указывается «рейтинговая система».
Портфолио («портфель учебных достижений») наиболее эффективен для дисциплин, где формой промежуточной аттестации является зачет. В соответствии с особенностями ФГОС ВО отдельное учебное время для зачетов в рамках сессии не предусматривается (их трудоемкость входит в общую трудоемкость дисциплины, но «выпадает» как из аудиторной, так и из самостоятельной работы студентов). Поэтому проведение зачета в традиционной форме индивидуального собеседования невозможно. При использовании системы портфолио студенты аттестуются по итогам выполнения всех запланированных учебных действий. Если же преподаватель считает проведение зачета принципиально необходимой и отдельной процедурой, то он должен запланировать его в форме завершающего аудиторного занятия (2 или 4 часа в зависимости от наполняемости группы). При сохранении зачета в качестве особой контрольной процедуры он может проводиться в формате коллоквиума (коллективного собеседования).
Балльно-рейтинговая система наиболее эффективна для дисциплин, где формой промежуточной аттестации является экзамен. Любой элемент учебного процесса (от посещения лекции до выполнения письменных заданий) может быть соотнесен с определенным количеством баллов, студент же получает возможность «накапливать» оценочные баллы в ходе изучения дисциплины.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков работы с литературой, активный поиск новых знаний, подготовку к предстоящим занятиям, зачету (экзамену), формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний.
Самостоятельная работа проводится систематически, планомерно и целеустремленно.
Самостоятельная работа планируется студентом индивидуально.
Самостоятельная работа студентов включает:
- текущую работу над учебным материалом, регулярную подготовку к очередным занятиям путем изучения указанной в программе и рекомендованной преподавателем литературы, изучение и дополнение своих лекционных записей, изучение программных материалов, рекомендованных кафедрой для самостоятельного изучения, чтение и анализ материалов по проблемам курса учебной дисциплины;
- выполнение контрольных работ;
- подготовку к контрольным работам и промежуточной аттестации;
- участие в научно-исследовательской работе.
Самостоятельная работа студентов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков работы с литературой, активный поиск новых знаний, подготовку к предстоящим занятиям, экзамену, формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний.
Следует обратить внимание на список основной и дополнительной литературы, которая имеется в электронной библиотечной системе Института, на предлагаемые преподавателем ресурсы информационно-телекоммуникационной сети интернет. Эта информация необходима для самостоятельной работы обучающегося.
Для более углубленного изучения темы задания для самостоятельной работы рекомендуется выполнять параллельно с изучением данной темы. При выполнении заданий по возможности используйте наглядное представление материала. Более подробная информация о самостоятельной работе представлена в разделах «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине (модулю)», «Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине (модулю»).
Подготовка к промежуточной аттестации.
К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить учебную дисциплину в период зачетно-экзаменационной сессии, как правило, приносят не слишком удовлетворительные результаты.
При подготовке к зачетам (без оценки и с оценкой) обратите внимание на защиту практических заданий на основе теоретического материала.
При подготовке к экзамену по теоретической части выделите в вопросе главное, существенное (понятия, признаки, классификации и пр.), приведите примеры, иллюстрирующие теоретические положения.
Использование времени самостоятельной работы планируется студентами по своему усмотрению в соответствии с объемом учебного материала, индивидуальными способностями и личным опытом работы. Планирование может производиться на каждый день. Отводимое при этом время обеспечивает освоение текущего лекционного материала, выполнение всех плановых заданий и постоянную готовность к практическим и контрольным занятия.
Требования к написанию реферата
Реферат – это самостоятельная творческая работа, целью выполнения которой является совершенствование навыков работы с учебной, методической и научной литературой; закрепление знаний по курсу; выработка понимания и критического осмысления основных понятий курса.
При написании реферата необходимо проявить самостоятельный подход, показать умение пользоваться первоисточниками, директивными документами, фактическим материалом. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно.
Реферат представляет собой конспективное комментированное изложение основных положений реферируемого источника (монографии, статьи, публикации) или источников по теме. В отличие от сочинения, реферат требует не только (и не столько) авторского отношения к рассматриваемой проблеме, сколько аутентичного изложения авторского замысла (если реферируемым источником является монография) или совокупности взглядов на проблему, имеющихся в современной науке. В отличие от контрольной работы, структура реферата представляет собой логически последовательное изложение научной проблемы, указание на которую дается во Введении, а выводы проведенного исследования – в Заключении.
Структура реферата:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников и литературы.
Титульный лист реферата должен быть оформлен в соответствии со стандартом. На нем указываются полное название высшего учебного заведения, факультет, курс, группа, ФИО выполнившего работу, а также наименование дисциплины и тема реферата.
Содержание выносится на отдельный лист и состоит из Введения, Основной части (с подразделами или параграфами), Заключения и Списка литературы.
Во Введении формулируется проблема и дается указание на реферируемый источник или обзор литературы по теме исследования.
В Основной части излагаются главные мысли автора или авторов реферируемых источников, приводятся различные точки зрения на исследуемую проблему, даются комментарии автора реферата.
В Заключении обучающийся делает выводы, к которым он пришел в результате исследования, резюмирует полученные данные.
Ссылки на цитируемую литературу и сноски приводятся в конце каждой страницы и оформляются надлежащим образом.
Непозволительно при цитировании опускать кавычки, выдавая авторский текст за свой собственный. Кавычки опускаются лишь в случае, если обучающийся, сохраняя мысль автора, формулирует собственные предложения.
Реферат может содержать Приложение. В Приложении к реферату даются, по возможности, иллюстрации или другие наглядные материалы (в виде таблиц, графиков и т.д.).
Реферат выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги:
- размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм);
- поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм;
- шрифт – Times New Roman, кегль14 пт (пунктов) в основном тексте, 10 пт в сносках;
- междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;
- форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»;
- красная строка – 1,25 см.
Общий объем работы должен составлять примерно 10–15 страниц текста.
Список источников и литературы представляет собой перечень тех библиографических источников, которые использовались при написании реферата. Он включает в себя не менее 10 наименований, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:
1. Список источников.
– законодательные;
– делопроизводственные;
– источники личного происхождения (мемуары, воспоминания, письма, дневники)
2. Список литературы.
– монографии;
– диссертации и авторефераты диссертаций;
– периодические издания;
– электронные ресурсы
– справочные издания.
Список источников и литературы составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы. Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа используются учебно-наглядные пособия преимущественно в виде презентаций, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочей учебной программе дисциплины.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к интернет-сети и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Учебная аудитория для занятий лекционного типа оснащена специализированной мебелью (стол для преподавателя, парты, стулья, доска для написания мелом); техническими средствами обучения (проектор Pover Light, электронная доска (Panasonic Pnaboard), компьютеры), а также демонстрационными печатными пособиями, экранно-звуковыми средствами обучения, демонстрационными материалами.
Компьютерные классы (ауд. 22) для работы со справочными системами и выходом в Интернет.
Читальный зал библиотеки.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ
Номер изменения | Дата | Страницы с изменениями | Перечень и содержание измененных разделов рабочей программы |
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
Дата: 2019-12-10, просмотров: 416.