Обстоятельства, исключающие преступность - это деяния, направленные на устранение угрозы, созданной для объектов уголовно-правовой охраны, путем причинения вреда, признаваемые общественно полезными и социально целесообразными.
УК различает шесть видов обстоятельств, исключающих преступность деяния:
1) необходимая оборона (ст. 37); 2) причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38); 3) крайняя необходимость (ст. 39); 4) физическое или психическое принуждение (ст. 40); 5) обоснованный риск (ст. 41); 6) исполнение приказа или распоряжения (ст. 42).
1. В состоянии необходимой обороны вред причиняется при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства.
Право на необходимую оборону имеют все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Однако для отдельных категорий лиц (например, полици, охраняющих общественный порядок) необходимая оборона является обязанностью.
Основанием для необходимой обороны является общественно опасное посягательство, сопряженное:
- с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия;
- с насилием, не опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Причинение в состоянии необходимой обороны вреда лицу, совершившему посягательство, сопряженное с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, не является преступлением.
Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой его применения, является правомерной при соблюдении определенных условий правомерности.
Выделяют две группы условий правомерности, относящиеся: 1) к посягательству; 2) к обороне.
Условиями правомерности, относящимися к посягательству, являются: - общественная опасность; - наличность; - реальность (действительность).
Условиями правомерности, которые характеризуют действия обороняющегося по причинению вреда посягающему, признаются: - причинение вреда с целью защиты охраняемых уголовным законом объектов; - причинение вреда только посягающему; - своевременность обороны; - соразмерность защиты.
Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства.
2. Не является преступлением причинение вреда при задержании лицу, совершившему преступление. Вред может быть физическим и имущественным. Правом задержания лица, совершившего преступление, обладают любые лица.
Условия правомерности, относящиеся к действиям по причинению вреда:
- причиняется только лицу, совершившему преступление;
- причиняется при задержании лица, совершившего преступление;
- причиняется с целью доставления лица, совершившего преступление, органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений;
- причинение вреда является вынужденной мерой;
- при причинении вреда не должно быть допущено превышение необходимых для этого мер.
3. При крайней необходимости вред причиняется охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лица, интересам общества или государства. Источником опасности могут быть действия людей, нападение животных, стихийные силы природы, неисправность машин и механизмов и т.д.
Условия правомерности, относящиеся к грозящей опасности:
- она должна непосредственно угрожать личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства; - наличность; - реальность.
Условия правомерности деяния по устранению грозящей опасности:
- направленность на защиту охраняемых уголовным законом интересов;
- невозможность устранения опасности иными средствами;
- причинение вреда третьим лицам;
- отсутствие превышения пределов крайней необходимости.
4. Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физическогопринуждения не является преступлением, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своим деянием.
Условиями, исключающими преступность причинения вреда (признаками физического принуждения), являются: - непреодолимость; - наличность; - реальность.
Если вред причинен в результате физического принуждения, при котором лицо сохранило возможность руководить своим деянием, или психического принуждения, вопрос об уголовной ответственности за содеянное решается по правилам о крайней необходимости.
5. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске.
Условиями, при которых риск признается обоснованным (признаками риска), являются:
- наличие общественно полезной цели; - невозможность ее достижения без риска; - принятие рискующим лицом достаточных мер для предотвращения вреда; - отсутствие заведомой угрозы для жизни многих людей, экологической катастрофы или общественного бедствия.
Соответственно, риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с вышеназванной угрозой.
Таким образом, в отличие от крайней необходимости, обоснованный риск: - не связан с опасностью; - направлен на достижение общественно полезной цели; - предполагает причинение вреда только третьим лицам; - не предусматривает ограничений в размере вреда.
6. Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, преступлением не является.
За причинение такого вреда уголовную ответственность несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
На общих основаниях уголовную ответственность несет лицо, совершившее во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения умышленное преступление. Неисполнение такого приказа или распоряжения уголовную ответственность исключает.
82. Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях, решения, принимаемые по результатам рассмотрения.
Заявление или сообщение о преступлении должно быть принято соответствующим должностным лицом и зарегистрировано в установленном порядке. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшим, даты и времени его принятия (талон уведомления).
Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд.
В тех случая, когда из поступившей информации (повода) о преступлении с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела, а также, обстоятельств, исключающих производство по делу, может быть проведена предварительная проверка в порядке ст. 144 УПК РФ.
Она дат возможность получить дополнительные сведения и материалы, необходимые для правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Предварительная проверка производится в срок не более 3 суток с момента получения и регистрации заявления (сообщения) о совершении преступления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания праве по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок предварительной проверки.
При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно – розыскных мероприятий, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
В качестве методов предварительной проверки на практике используют:
1. Получение объяснений
Объяснение может быть получено от любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Процедура получения объяснений близка к процедуре допроса. Однако, лицо не несет уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Особенность получения объяснений состоит в том, что перед его получением лицу разъясняются следующие права:
• право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и других близких родственников
• право на адвоката
• право на обжалование действия (бездействия и решений) дознавателя, следователя, органа дознания
2. Истребование или получение необходимых предметов и документов
Необходимые предметы и документы могут быть истребованы по почте или непосредственно у граждан или должностных лиц. В последнем случае должен быть составлен соответствующий протокол с указанием времени, места и обстоятельств истребования и получения необходимых материалов. Аналогичный протокол должен быть составлен и при принятии представленных гражданами и должностными лицами предметов и документов.
3. Производство ревизий, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок, а также специальных исследований
Документальные проверки и ревизии производятся в основном по делам о преступлениях в сфере экономики.
Документальная проверка – это изучение по документам какой-либо одной стороны деятельности предприятия, организации, учреждения с целью получения сведений о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом составляется акт документальной проверки.
Ревизия – это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия, организации за определенный период. Она так же производится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в документах. По итогам ревизии составляется акт.
Наиболее часто специальные исследования производятся, когда требуется выявить признаки преступлений, связанных с наркотическими средствами, подделкой документов, незаконного ношения, хранения и приобретения оружия, фальшивомонетничества и т. д. В этих случаях дознаватели и следователи широко используют для решения вопроса о наличии или отсутствии основания к возбуждению уголовного дела помощь специалистов, поручая им производство вышеуказанных исследований.
4. Производство следственных действий, по общему правилу, до возбуждения уголовного дела запрещено, кроме осмотра места происшествия, осмотра трупа, осмотра предметов и документов, освидетельствования, производства экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования, которые можно производить в ходе проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.
В том случае, если сообщение о преступлении распространено в СМИ, орган дознания может произвести его проверку только по поручению прокурора, а следователь – по поручению руководителя следственного органа. Редакция (главный редактор) СМИ обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем эту информацию за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.
83. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.
В структуре преступности в России особое место занимает незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, который представляет серьезную общественную опасность, способствует росту преступлений, прежде всего насильственного и корыстно-насильственного характера.
Под незаконным оборотом оружия следует понимать обусловленный конкретными социальными условиями процесс применения, использования и распространения оружия в обществе, происходящий с нарушением установленных законодательством правил обращения с оружием и проявляющийся в совершении действий, запрещенных законом.
Для организации эффективного противодействия данному явлению в УК РФ предусмотрен ряд статей: 222, 223, 224, 225, 226, положения которых направлены на то, чтобы предотвратить возможность попадания в руки преступных элементов оружия и его дальнейшего применения; на то, чтобы исключить возможность несчастных случаев и гарантировать использование оружия и иных предметов по назначению только в общественно полезных целях.
В результате проведённого в дипломной работе исследования уголовно-правовой характеристики незаконного оборота оружия и видов преступлений, составляющих его, были выявлены:
1) Ряд пробелов законодательного регулирования незаконного оборота оружия;
2) Проблемы правоприменительной практики в области квалификации и привлечения к ответственности.
В связи с чем была предпринята попытка разработки предложений по совершенствованию законодательства и рекомендаций для практической деятельности. К таковым следует отнести следующее:
1) Необходимо в Федеральном законе «Об оружии» конкретизировать определение огнестрельного оружия и его основных частей с учетом целевого назначения и конструктивных особенностей. В ст. 223, 226 УК РФ использовано понятие «комплектующие детали к нему» (огнестрельному оружию), а в ст. 222 УК РФ «его (огнестрельного оружия) основные части». Понятие «комплектующие детали к нему» в ст.ст. 223, 226 УК РФ необходимо заменить словами «его основные части». Применение ст.ст. 222, 223 УК РФ в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия существенно затрудняется из-за необоснованно узкого определения огнестрельного оружия, закрепленного в Федеральном законе «Об оружии», которая существенно сужает сферу применения УК РФ о незаконном обороте оружия. Буквальное толкование ст. 1 и 2 этого закона не позволяет квалифицировать по статьям 222-226 УК РФ незаконный и общественно опасный оборот огнестрельного оружия, которое не относится к гражданскому, служебному и боевому ручному стрелковому оружию. Поэтому необходимо в Федеральном законе «Об оружии» слова «боевое ручное стрелковое оружие» заменить словами «боевое оружие»;
2) Предусмотренные действующим законодательством уголовно-правовые формы незаконного оборота огнестрельного оружия не обеспечивают надлежащим образом охрану интересов общественной безопасности. Поэтому:
- необходимо предусмотреть в качестве самостоятельной уголовно-правовой формы незаконного оборота огнестрельного оружия в ст. 223 УК РФ «незаконную переделку огнестрельного оружия»;
- понятие «изготовление оружия», закрепленное в Федеральном законе «Об оружии», фактически определяет признаки индивидуальной, кустарной деятельности. Осуществление его нелегального серийного производства должно влечь более строгое наказание. Представляется целесообразным в качестве особо квалифицирующего признака в ч. 3 ст. 223 УК РФ указать производство или серийное изготовление огнестрельного оружия или систематическое изготовление огнестрельного оружия;
- противоправное завладение оружием без цели хищения не охватывается понятием хищения. Необходимо дополнить ст.ст. 226 или 222 УК РФ словами «противоправное завладение оружием без цели хищения»;
3) Как и всякое хищение, хищение оружия (не нападение в целях хищения) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия необходимо считать оконченным тогда, когда указанные предметы изъяты и виновный имеет реальную возможность ими распорядиться по своему усмотрению. Одно нападение с целью завладения оружием в отличие от состава разбойного нападения, предусмотренного ст. 162 УК РФ, еще не образует оконченный состав хищения, а является покушением на это преступление;
4) Близость предмета, размеров санкций и признаков объективной стороны позволяет предложить объединение диспозиций соответствующих частей ст. 222 и 223 УК (тем более что для ремонта комплектующих деталей санкция «от двух до четырех лет лишения свободы» выглядит необоснованно высокой), а градацию ответственности за деяния провести по предмету преступления: в ст. 222 предусмотреть ответственность за незаконные действия с огнестрельным оружием, его основными частями, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, а в ст. 223 - за незаконные действия с холодным, метательным, газовым и иными типами менее опасного оружия);
5) Целесообразно снизить возраст привлечения к уголовной ответственности за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) до 14 лет и указать в Примечании к ст. 222 УК РФ на признание неоднократным преступления, если ему предшествовало совершение одного или более преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ, а также ст. 223 УК РФ.4)
В-целом, состояние борьбы с незаконным оборотом оружия на сегодняшний день находится на удовлетворительном уровне. Дальнейшее принятие мер по профилактике и предупреждению данного явления будет способствовать правильному и единообразному применению уголовного закона, а значит, и решению актуальнейшей задачи борьбы с распространенными и опасными видами преступлений.
84. Формы предварительного расследования. Определение подследственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (при этом дознание производится в общем порядке или в сокращенной форме).
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Предварительное следствие производится следователем по наиболее опасным преступлениям. По письменному указанию прокурора предварительное следствие может проводиться и по преступлениям, отнесенным к подследственности органов дознания.
Дознание в общем порядке проводится по преступлениям, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, с соблюдением общего порядка предварительного расследования, установленного уголовно-процессуальным законом. Особенности дознания определяются предусмотренными законом исключениями из общего порядка предварительного расследования. Соответствующие исключения обусловлены относительной несложностью производства но уголовным делам в форме дознания и касаются сроков дознания, взаимоотношений с руководителями органов дознания и прокурором, иных обстоятельств.
Дознание в сокращенной форме возможно при условии, если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, которое признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда и согласно с производством дознания в сокращенном порядке. При этом должны отсутствовать основания, исключающие производство дознания в сокращенной форме.
Подследственность
Под подследственностью понимается совокупность предусмотренных уголовно-процессуальным законом признаков конкретных уголовных дел, определяющих, какой орган расследования правомочен осуществлять производство предварительного расследования по соответствующим уголовным делам.
Основные виды подследственности устанавливаются содержанием ст. 151 УПК, которое позволяет различать предметную (родовую), территориальную, персональную, альтернативную подследственность и подследственность по связи дел.
Предметная (родовая) подследственность — это вид подследственности, который определяется квалификацией (родом) преступления, по которому возбуждается уголовное дело, а впоследствии предъявляется обвинение.
Территориальная (местная) подследственность определяется местом совершения преступления. По общему правилу, предварительное расследование проводится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления (ч. 1 ст. 152 УК). В соответствии с этой подследственностью предварительное расследование по уголовному делу осуществляет тот орган расследования, юрисдикция которого распространяется на то место, где было совершено (совершается) конкретное преступление. Рассматриваемый вид подследственности основывается на положениях такого общего условия предварительного расследования, как "место производства предварительного расследования".
Персональная подследственность определяется особенностями субъекта преступления по конкретному уголовному делу (служебное положение, возраст и др.) и возрастными особенностями лица, в отношении которого совершено преступление. Так, в соответствии с п. "г" ч. 2 ст. 151 УПК уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, расследуются следователями Следственного комитета РФ в форме предварительного следствия.
Альтернативная подследственность представлена правилом, в соответствии с которым предварительное следствие по отдельным преступлениям может производиться следователем органа, выявившего соответствующие преступления (ч. 5 ст. 151 УПК).
Подследственность по связи дел определяется правилом, устанавливающим, что предварительное следствие по отдельным преступлениям производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым было возбуждено уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).
При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной ст. 151 УПК.
Споры о подследственности также разрешаются прокурором.
85. Понятие и условия правомерности необходимой обороны.
Необходимая оборона – это причинение вреда посягающему лицу при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от ООП, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, а также защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Различают два вида необходимой обороны:
- необходимая оборона, не связанная с превышением пределов необходимой обороны;
- необходимая оборона, связанная с превышением пределов необходимой обороны.
Основанием необходимой обороны в любом случае является совершение ООП, под которым следует понимать деяние, предусмотренное Особенной частью уголовного закона, независимо от того, привлечено ли лицо, его совершившее, к уголовной ответственности или освобождено от нее в связи с невменяемостью, недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности или по другим основаниям.
Условия правомерности защиты при необходимой обороне:
- целью причинения вреда посягающему со стороны обороняющегося должна быть только защита от посягательства;
- обороняющийся может защищать от посягательства как свои интересы, так и интересы третьих лиц;
- вред, причиняемый при необходимой обороне, направлен исключительно на посягающего;
- вред должен быть причинен с учетом характера посягательства:
при посягательстве, сопряженном с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, опасного для жизни, – любой вред;
при посягательстве, не сопряженном с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, – не должно быть превышения пределов необходимой обороны.
Превышением пределов необходимой обороны признается явное, очевидное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется вред.
Не являются превышением пределов необходимой обороны при защите от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.
Уголовная ответственность наступает только за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенного при превышении пределов необходимой обороны.
Необходимая оборона – защита личности и прав обороняющихся или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягавшему лицу.
Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к нападению:
- общественная опасность посягательства – действия посягавшего должны причинять или создавать угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства;
- наличность – существование в данный момент времени этого обстоятельства. Начальный момент посягательства – момент непосредственно самого общественно опасного посягательства или реальная угроза посягательства. Конечный момент – момент, когда угроза причинения вреда оборонявшемуся миновала;
- действительность – посягательство должно существовать в реальной действительности, а не в воображении обороняющегося.
Мнимая оборона – оборона от воображаемого и в действительности не существующего посягательства.
Действия лица при мнимой обороне оцениваются по правилам фактической ошибки:
- если обстановка происшествия давала основание полагать, что совершается реальное посягательство, и лицо, применившее средства защиты, не сознавало и не могло сознавать ошибочности своего положения, то его действия признаются как совершенные в состоянии необходимой обороны;
- если при этом лицо превысило пределы необходимой обороны, то оно подлежит ответственности как за превышение пределов необходимой обороны;
- если лицо причиняет вред, не сознавая мнимости посягательства, но по обстоятельствам дела должно и могло было это сознавать, то ответственность наступает за причинение такого вреда по неосторожности.
Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим общественную опасность и противоправность, а следовательно, преступность и наказуемость действий обороняющегося. Эти действия, хотя формально и подпадают (по внешним данным) под признаки предусмотренного уголовным законом деяния, на самом деле являются общественно полезными, поскольку служат интересам предотвращения и пресечения преступлений.
Необходимая оборона — одно из важных средств борьбы с преступными посягательствами, охраны интересов личности, общества и государства. Использование гражданами своего права на оборону является одной из форм пресечения преступных посягательств, одной из форм участия общественности в борьбе с преступностью. Сдерживающее воздействие на преступников оказывает, в частности, то обстоятельство, что последствия необходимой обороны могут быть для них более тяжкими (причинение смерти или вреда здоровью), чем грозящее по закону наказание.
Осуществление акта необходимой обороны — субъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществлять акт обороны. Каждый может использовать свое право на защиту, но может и уклониться от его осуществления. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться моральной обязанностью, общественным долгом гражданина.
На определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц относятся сотрудники милиции, других подразделений органов внутренних дел, военнослужащие, сотрудники ФСБ и др. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих лиц является их служебным долгом.
Отказ от обороны в подобных случаях сам может заключать в себе состав преступления или дисциплинарного проступка.
Не требуется, чтобы посягательство было непременно преступным. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому допустима необходимая оборона от посягательства душевнобольного, малолетнего или лица, действующего под влиянием устраняющей его вину фактической ошибки.
Необходимая оборона допустима и против незаконных действий должностных лиц, посягающих путем злоупотребления служебным положением на законные права и интересы граждан. Речь идет о заведомом, явном произволе, об очевидно противоправных действиях представителей власти и других должностных лиц. Это, например, превышение должностным лицом власти или служебных полномочий, сопровождавшееся применением насилия, оружия, специальных средств и т.п. Единственное условие, которому должно удовлетворять обязательно к исполнению распоряжение власти, заключается в его формальной закономерности: действие представителя власти не должно выходить за пределы его компетенции; всякое действие за этими пределами в формальном смысле не есть уже правомерное действие".
Следует специально подчеркнуть, что защита интересов других лиц допустима независимо от их согласия на оказание помощи. Каждый человек по собственной инициативе может отражать общественно опасные посягательства на личность и права других граждан.
86. Дознание: порядок производства, сроки дознания.
Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).
Предварительное расследование в форме дознания производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК.
Дознание производится: дознавателями органов внутренних дел РФ; дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности; дознавателями органов службы судебных приставов Минюста России; дознавателями таможенных органов РФ; дознавателями органов Государственной противопожарной службы; следователями следственного комитета при прокуратуре РФ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Рассмотрим особенности дознания.
1. К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК.
Таких составов преступлений более 70. Это, например, кража (ч.1 ст. 158 УК), грабеж (ч. 1 ст. 161 УК), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК) и др.
2. Отличительной особенностью дознания является краткий срок для его производства.
Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев (ч. 4,5 ст. 223 УПК).
3. В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому. После этого лицо приобретает все права и обязанности подозреваемого (ч. 1 ст. 223. 1 УПК).
4. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 158 и ст. 225 УПК дознание заканчивается составлением обвинительного акта. С момента составления обвинительного акта лицо приобретает процессуальное положение обвиняемого.
Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору. Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому и его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК.
Если расследование по делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УК, невозможно произвести в форме дознания (не удается завершить расследование в сроки, установленные для производства дознания, ввиду сложности доказывания по конкретному делу), прокурор направляет материалы уголовного дела для производства предварительного следствия.
87. Уголовная ответственность: понятие, основание, формы реализации.
Уголовная ответственность – это юридическая обязанность лица, совершившего преступление держать ответ за содеянное перед государством и претерпевать определенные лишения и ограничения прав.
Уголовная ответственность является главной формой применения уголовного закона.
Уголовная ответственность является наиболее строгим видом ответственности, предусмотренным законом и наступает за совершение преступления, замена уголовной ответственности другими видами юридической ответственности не допускается.
Основанием уголовной ответственности нужно считать то, за что отвечает в уголовном порядке лицо, виновное в совершении преступления, т.е. общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом и содержащего объективные и субъективные признаки, необходимые и достаточные для привлечения лица к уголовной ответственности.
Под уголовной ответственностью следует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются уголовным законом в качестве реакции государства на совершение лицом преступления. В конечном счете, уголовная ответственность заключается в реализации санкций уголовно-правовых норм. Уголовная ответственность включает (в полном объеме) следующие компоненты:
а) осуждение от имени государства лица, совершившего преступление, что выражается в вынесении в отношении его обвинительного приговора;
б) назначение этому лицу наказания;
в) отбывание наказания;
г) наличие для лица, совершившего преступление, и осужденного определенных ограничений, связанных с судимостью.
В соответствии со ст. 8 УК РФ к уголовной ответственности могут быть привлечены лишь лица, совершившие деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК. В теории уголовного права и практике уголовного судопроизводства под составом преступления понимается совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление.
Ст.8 УК РФ устанавливает, что уголовная ответственность наступает только за совершение деяния; мысли, чувства, слова и т.д. не являются уголовно наказуемыми. Деяние может быть выражено в двух формах:
1) в действии - оно представляет собой акт активного общественно опасного и противоправного поведения;
2) в бездействии - это общественно опасный акт поведения, состоящий в несовершении лицом того действия, которое оно должно было и могло совершить. Преступное бездействие характеризуется двумя элементами: объективным - обязанность действовать и субъективным - возможность совершить поведенческий акт.
Реализация уголовной ответственности осуществляется в различных формах на протяжении определенного времени и завершается с момента прекращения уголовной ответственности на законных основаниях.
Формы реализации уголовной ответственности:
1. Привлечение конкретного лица к уголовной ответственности, что порождает право уполномоченных органов государства применить к этому лицу принудительные меры пресечения (гл.23 УПК);
2. Рассмотрение уголовного дела в суде и вынесение обвинительного приговора с назначением наказания или без него.
3. Отбывание наказания. Порядок отбывания наказания определяется УИК РФ.
4. Последняя форма реализации уголовной ответственности судимость. Судимость – особый правовой институт, применяемые только в связи с уголовной ответственностью.
Поскольку уголовный закон допускает возможность освобождения от уголовной ответственности (гл.11 УК), а также предусматривает освобождение от наказания (гл.12 УК), реализация уголовной ответственности может прекратиться на более ранних стадиях не пройдя все указанные этапы.
88. Основание, порядок производства дознания в сокращенной форме. Обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.
Сокращенная форма дознания введена с целью облегчить труд органов дознания в при проведении расследования по определенной категории дел, при наличии закрепленных в законе условий.
Дознание в сокращенной форме проводится только по письменному ходатайству подозреваемого по уголовному делу.
Для удовлетворения указанного ходатайства подозреваемого необходимо наличие следующих условий:
1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного подозреваемого;
2) подозреваемый признает свою вину в содеянном, не оспаривает квалификацию содеянного, которая указана в постановлении о возбуждении уголовного дела, не оспаривает характер и размер причиненного им ущерба;
3) отсутствуют обстоятельства исключающие проведения дознания в сокращенной форме, перечисленные в законе, а именно:
— подозреваемый на момент совершения преступления достиг совершеннолетия;
— нет оснований для применения в отношении виновного принудительных мер медицинского характера;
— подозреваемый не относится к категории лиц, уголовные дела, в отношении которых рассматриваются в особом порядке;
— лицо подозревается в совершении преступлений, которые расследуются в форме дознания;
-подозреваемый владеет русским языком и не нуждается в услугах переводчика;
-подозреваемый сам осознано ходатайствует о проведении дознания в сокращенной форме.
До начала проведения первого допроса подозреваемого дознаватель разъясняет последнему право заявить ходатайства о проведении дознания в сокращенной форме. Отметка об этом делается в протоколе допроса подозреваемого. В течении двух суток с момента разъяснения права на заявления ходатайства, подозреваемый вправе заявить такое ходатайство в письменной форме. Оно должно быть подписано подозреваемым и его защитником.
Таким образом, участие защитника при производстве дознания в сокращенной форме обязательно.
Поступившее письменное ходатайство дознаватель обязан разрешить в срок не более 24 часов с момента его подачи. Рассмотрев указанное ходатайств, дознаватель должен его разрешить путем вынесения постановления о его удовлетворении или отказе в его удовлетворении. Об удовлетворении ходатайства дознаватель уведомляет прокурора в течении 24 часов. Кроме этого дознаватель выносит постановление о проведении дознания в сокращенной форме.
Подозреваемый, его защитник и потерпевший вправе обжаловать это постановление прокурору или в суд.
В случае если дознаватель удовлетворил ходатайство подозреваемого о проведении дознания в сокращенном порядке в объеме, он проводит следственные действия достаточные для установления события преступления, размера причиненного им ущерба, а также виновности подозреваемого. Таким образом, дознаватель проводит лишь те следственные действия, которые необходимы и достаточны для установления наличия события преступления, характера и размера причиненного ущерба, а также вины подозреваемого в совершении инкриминируемого преступления.
Дознаватель вправе:
— не проверять доказательства, если они не оспариваются подозреваемым, его защитником и потерпевшим или его представителем.
— не допрашивать лиц, которые были допрошены в ходе предварительной проверки сообщения о совершении преступления, если нет необходимости уточнить или установить дополнительные сведения;
— не назначать судебную экспертизу по вопросам, на которые имеются ответы в заключении специалиста.
Если заключение специалиста не содержит ответы на все необходимые вопросы, выводы специалиста ставятся под сомнения какой-либо из сторон по делу- экспертиза в ходе сокращенного дознания проводится.
Экспертиза назначается дознавателем и в случаях, когда по закону ее проведение обязательно.
— не проводить другие следственные действия, направленные на установление обстоятельств, которые были установлены материалами предварительной проверки.
Отсюда в ходе дознания в сокращенной форме материалы предварительной проверки, полученные не процессуальным путем, используются как допустимые доказательства.
Дознание в сокращенной форме должно быть проведено в срок не более 15 суток с момента удовлетворения ходатайства подозреваемого о проведении дознания в сокращенной форме до направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением.
89. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ.
Списки психотропных веществ и наркотических средств утверждаются Постановлением Правительства РФ и постоянно обновляются в связи с появлением новых химических соединений, использующихся в качестве наркотиков.
Ежегодно в стране совершаются десятки тысяч преступлений и административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Зачастую лица, являющиеся наркозависимыми, не имеют постоянного места работы, страдают такими хроническими заболеваниями, как гепатит, ВИЧ-инфекция.
Данные лица нередко совершают кражи, грабежи и иные преступления, с целью добыть средства на наркотики.
Совершение преступления в состоянии наркотического опьянения по решению суда может быть признано обстоятельством, отягчающим наказание.
Под незаконным оборотом наркотических средств понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ в нарушение законодательства РФ, то есть без специального разрешения уполномоченных государственных органов.
Основные функции по противодействию незаконному обороту наркотических средств возложены в настоящее время на МВД РФ.
Ответственность за незаконный оборот наркотических средств предусмотрена как Уголовным кодексом РФ (УК РФ), так и Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).
Административная ответственность установлена за:
- хранение наркотических средств (ст.6.8 КоАП РФ);
- их незаконное потребление, в том числе в общественных местах (ст. 6.9, ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ);
- пропаганду наркотических средств (ст.6.13 КоАП РФ);
- управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);
- нахождение в состоянии наркотического опьянения несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет (ст. 20.22 КоАП РФ).
За совершение данных правонарушений предусмотрены различные виды наказания вплоть до административного ареста на 15 суток.
Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в том числе за их:
- хранение, приобретение, перевозку, пересылку, изготовление, переработку (ст. 228 УК РФ);
- сбыт любого количества (ст. 228-1 УК РФ);
- хищение наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);
- контрабанду (ст. 229-1 УК РФ);
- склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ);
- культивирование растений, содержащих наркотические средства (ст. 231 УК РФ);
- систематическое предоставление помещений для потребления наркотиков (ст. 232 УК РФ).
За совершение любого из указанных преступлений предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Наиболее опасным преступлением является сбыт наркотических средств и психотропных веществ, поскольку лицо делает возможным доступ других лиц к запрещенным средствам.
За сбыт наркотических средств в особо крупном размере предусмотрена возможность назначения пожизненного лишения свободы.
Последствия, которые влечет за собой участие в незаконном обороте наркотических средств, не исчерпываются только мерами уголовного и административного воздействия.
Лица, привлеченные к ответственности, могут быть лишены водительских прав, ограничены в получении специальных разрешений, им может быть закрыт доступ на военную и государственную службу.
Как правило, лица, употребляющие наркотики не воспринимают ситуацию угрожающей, ошибочно полагая, что в любой момент могут освободиться от наркозависимости.
Законом установлено, что наркологическая помощь может быть оказана только государственными и муниципальными учреждениями. При необходимости за помощью следует обращаться в наркологический диспансер по месту жительства.
Борьба с распространением наркотиков может быть эффективной только при активной помощи населения правоохранительным органам.
90. Общие условия производства предварительного расследования.
Для всех форм предварительного расследования установлены общие правила производства уголовно-процессуальной деятельности, которые принято называть общими условиями предварительного расследования. Они являются единообразными, распространяются на все категории уголовных дел, поскольку это установлено уголовно-процессуальным законодательством.
Общие условия предварительного расследования представляют собой правила, предусмотренные главой 21 УПК РФ, основанные на принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятия решений, направленные на обеспечение задач досудебного производства по уголовным делам.
Общие условия предварительного расследования - это системообразующие правила при производстве по уголовному делу, устанавливающие регламентацию всего порядка производства следственных и иных процессуальных действий на данной стадии процесса, способствующие полноте, всесторонности и объективности расследования, реализации прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Общими являются условия предварительного расследования: 1) о формах предварительного расследования; 2) подследственности уголовного дела; 3) соединении и выделении уголовных дел; 4) производстве неотложных следственных действий; 5) формах окончания предварительного расследования; 6) требовании рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования; 7) принятых мерах попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и действий следователя по обеспечению сохранности имущества указанных лиц; 8) недопустимости разглашения данных предварительного следствия либо дознания.
Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела представляет собой объем установленных в уголовнопроцессуальном законе юридических правил, признаков, позволяющих определить тот орган, который обязан расследовать конкретное уголовное дело.
Существуют следующие виды подследственности уголовных дел: 1) предметная (родовая); 2) территориальная (местная); 3) персональная (личная); 4) альтернативная; 5) по связи дел.
Предметная подследственность определяется в зависимости от вида совершенного преступления, характера и степени его общественной опасности и правовой квалификации. Статья 151 УПК РФ устанавливает список преступлений, расследование которых относится к ведению конкретного органа предварительного следствия и дознания (СК РФ, ОВД РФ, ФСБ и др.).
Территориальная (местная) подследственность устанавливает полномочия органов предварительного расследования одного ведомства в пределах обслуживаемой ими территории. В соответствии со ст. 152 УПК РФ предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Когда конкретное преступление начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту его окончания. Когда преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, а также по месту нахождения обвиняемого или большего числа свидетелей.
Персональная (личная) подследственность устанавливается в зависимости от особых качеств субъекта преступления либо его служебного положения. Так, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (п. «г» ч. 2 ст. 151 УПК РФ), а также в отношении преступлений, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ, расследуются следователями Следственного комитета РФ.
Альтернативная подследственность установлена для отдельных преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которой предварительное следствие по делам одной и той же категории может осуществляться различными органами расследования, например следователем того органа, который обнаружил конкретное преступление.
Подследственность по связи дел определена ч. 6 ст. 151 УПК РФ — расследование отдельных уголовных дел (по ст. 150, 285, 285.1, 285.2, 286, 306—310, 311 ч. 2, 316 и 320 УК РФ, к которым относятся: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, некоторые преступления против государственной власти, интересов государственной службы и правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого следует отнести преступление, в связи с которым возбуждено конкретное уголовное дело.
Соединение и выделение уголовных дел. Как правило, каждое преступление должно расследоваться в отдельном производстве, в отдельном уголовном деле, что обеспечивает всесторонность и полноту его расследования. Однако в целях оптимизации предварительного расследования и в целях процессуальной экономии закон допускает соединение нескольких уголовных дел в одно производство.
Так, в одном производстве могут соединяться уголовные дела при наличии следующих оснований: 1) в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений; 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам ( ч. 1 ст. 153 УПК РФ).
Соединение уголовных дел возможно при условии, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются веские основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве следователя, принимается лишь на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится только на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности.
При соединении уголовных дел срок их осуществления устанавливается по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок дознания или предварительного следствия, но срок производства по другим уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается при их осуществлении.
Выделение уголовного дела в отдельное производство (ст. 154 УПК РФ). Это возможно в отношении: 1) отдельных обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, если обвиняемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам, либо в случаях временного тяжелого заболевания обвиняемого; 2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности, вместе с совершеннолетними обвиняемыми; 3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования; 4) подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве; при возникновении угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из данного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство; 5) отдельных подозреваемых, в отношении которых дознание осуществляется в сокращенной форме, если в отношении иных подозреваемых или обвиняемых предварительное расследование производится в общем порядке.
Выделение уголовного дела в отдельное производство возможно для завершения предварительного следствия или дознания, если это не отразится на их всесторонности, объективности и качестве разрешения уголовного дела, в тех случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела и многократностью его эпизодов. В случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения (следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору). В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по конкретному уголовному делу. Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения следователем постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица, а в иных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого это дело выделено в отдельное производство (ст. 154 УПК РФ).
Производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ). При обнаружении признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и в течении 10 дней произвести по нему неотложные следственные действия.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия производят: 1) дознаватели органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 2) органы федеральной службы безопасности; 3) таможенные органы; 4) начальники органов военной полиции ВС РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; 5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; 6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания.
Перечня неотложных следственных действий УПК РФ не содержит. К числу таковых согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ могут относиться любые следственные действия, проводимые в целях выявления и фиксации следов преступления, а также доказательств, которые требуют немедленного закрепления и изъятия.
После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После чего дальнейшая деятельность органа дознания по данному делу возможна лишь по поручению следователя. При направлении руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан осуществлять разыскные и оперативно-разыскные мероприятия для определения лица, совершившего преступление, ставя в известность следователя о результатах.
Формы окончания предварительного расследования (ст. 158 УПК РФ). Завершение предварительного расследования может быть осуществлено в следующих формах: 1) составление следователем обвинительного заключения (дознавателем — обвинительного акта или обвинительного постановления) с направлением уголовного дела прокурору; 2) прекращением уголовного дела; 3) составлением следователем постановления о направлении уголовного дела в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера.
Следователь, руководитель следственного органа и дознаватель, установив в ходе предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств и других нарушений закона. Это представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением следователя (дознавателя) о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
Обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования. Руководитель следственного органа, следователь и дознаватель обязаны принять и без промедления рассмотреть ходатайство, заявленное каждым участником уголовного судопроизводства. Подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям следователь и дознаватель не вправе отказать в ходатайстве о производстве допроса свидетелей, назначения и осуществления судебной экспертизы и иных следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, необходимы для этого дела.
При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства следователь (дознаватель) выносит об этом мотивированное постановление, которое может быть обжаловано в районный суд участником процесса, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора (ст. 159 УПК РФ).
Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. Когда у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, которые нуждаются в постороннем уходе, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель принимает меры к передаче их на попечение родственников или других лиц либо помещению в детские или социальные учреждения. При этом следователь и дознаватель принимает меры к обеспечению сохранности имущества и жилища каждого задержанного или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого.
Об этих мерах уведомляется подозреваемый, обвиняемый следователем или дознавателем (ст. 160 УПК РФ).
Недопустимость разглашения данных предварительного расследования. Не подлежат разглашению данные предварительного расследования. Следователь и дознаватель предупреждают участников производства по уголовному делу о недопустимости разглашения без разрешения ставших им известными данных предварительного расследования. У этих лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ. Все или часть данных предварительного расследования могут быть оглашены только с разрешения следователя, дознавателя и лишь в той мере, которая будет признана допустимой, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение сведений о частной жизни участников процесса без их согласия, а также сведений о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 14 лет, без согласия его законного представителя не допускается (ст. 161 УПК РФ).
91. Уголовный закон: понятие, структура. Структура уголовно-правовой нормы. Толкование уголовного закона.
Наука уголовного права. Уголовное право и смежные отрасли права.
Наука УП представляет собой систему системно-правовых взглядов, идей, представлений, понятий о преступлении и наказании, на проблемы развития уголовной ответственности, эффективности уголовного закона и практики его применения.
Методы УП как науки:
1. Сравнительно-правовой методпредполагает изучение, обобщение и использование приемов законодательной техники, установление закономерностей появления новых видов общественно опасных деяний и разработку соответствующих уголовно-правовых запретов.
2. Историко-правовой методпредполагает уяснение действия уголовно-правовой нормы, института или законодательства в целом с учетом анализа исторических условий его разработки и применения.
3. Диалектический методсостоит в познании, выявлении правовых явлений в развитии, основываясь на важнейших категориях диалектики – науки о законах развития природы и общества.
4. Социологический методсвязан с определением социальной обусловленности запретов, социально- психологическим восприятием уголовно-правовых норм и запретов населением, различными группами населения.
Нормы КП имеют основополагающее значение для УП, т. к. действующие и вновь принимаемые уголовные законы во всех случаях не должны противоречить положениям Конституции и не могут с ними расходиться. Нормы Конституции в ряде случаев применяются как нормы прямого действия для разрешения вопросов об уголовной ответственности.
Нормы УПП устанавливают особую процессуальную процедуру определения виновности лица в совершении преступления и правильного определения лицу наказания. УПП и УП соотносятся между собой как форма и содержание.
Нормы уголовно-исполнительного права определяют порядок и условия исполнения наказаний, основания, пределы, условия и порядок назначения которых регламентируется нормами УП. Цели наказания, определяемые нормами УП, находят свою дальнейшую реализацию в УИП.
АП. Тесная связь между ними наблюдается в той части АП, которая устанавливает административную ответственность за различные правонарушения. Однако УП охраняет правопорядок от более опасных правонарушений.
Понятие, задачи и система уголовного права.
УП – как одна из основных отраслей права, есть совокупность правовых норм, которые определяют понятие и признаки преступлений, основания и пределы уголовной ответственности за их совершение, условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Как любое право оно регулирует группу общественных отношений, которые складываются между государством и гражданином, совершившим общественно-опасное деяние - преступление.
Задачами УП являются (ст. 2): охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Система УП: состоит из общей и особенной части.
Общая часть содержит общие положения, общие принципы УП, определяет задачи, основания уголовной ответственности, пределы действия уголовного закона, понятие преступления, вины, вменяемости, соучастия.
Особенная часть содержит описание конкретных составов преступлений и указания на меру наказаний, применяемых за их совершение.
Понятие, структура и толкование уголовного закона.
Уголовный закон – это кодифицированный закон, обладающий высшей юридической силой в сфере установления преступности и наказуемости деяний, регулирующий уголовно-правовые отношения и непосредственно действующий на территории ДНР.
Под структурой УЗ понимают подчиненную определенным техническим правилам форму выражения законодательной воли.
Исходя из понимания гипотезы, как условия при котором применяется правовая норма, становится очевидно, что её функции в УП выполняют статьи общей части. Специфика УЗ в том, что особенная часть состоит из диспозиции и санкции. Центральное место здесь занимает диспозиция.
Диспозиция – это элемент правовой нормы, в которой указывается признаки общественно-опасного деяния. Она делится на:
1. Простая диспозиция – не содержит описание признаков составов преступлений или указывает лишь на общие из них (110, 344, 419, 421).
2. Описательная диспозиция – содержит развернутое описание наиболее существенных признаков преступлений (106, 164, 127, 128).
3. Бланкетная диспозиция – для определения признаков конкретного преступления отсылает к другим отраслям права и нормативным актам (148, 387, 273, 270).
4. Ссылочная диспозиция – для уяснения содержания нормы законодатель отсылает у другой статье УК (118, 166, 204, 335).
Санкция – это элемент структурно-правовой нормы, в которой определяется какие меры государственного принуждения могут применятся к лицу, совершившему преступление. Она делится на:
1. Относительно-определенная санкция –– устанавливает размер наказания в определенных пределах. Указывает только высший предел наказания или указывает как высший, так и низший размер наказания в определенных пределах (113, 172, 254).
2. Альтернативная санкция – указывает на возможность применения одного или нескольких видов наказания, перечисленных в статье (107, 111, 117, 152).
Толкование – это уяснение смысла и содержания УЗ в целях его правильного применения.
Виды толкования различаются в зависимости от субъекта, объема и приемов толкования.
1. По субъекту:
Судебное толкование УЗ может быть двух видов:
– толкование закона, даваемое в приговорах, определениях, постановлениях всех судов, по конкретным делам. Такое толкование обязательно только для данного конкретного дела.
– толкование закона, которое дается в разъяснениях Пленума ВС по материалам обобщения судебной практики по определенным категориям дел.
Доктринальное (научное) толкование УЗ может даваться институтами, кафедрами, учеными в статьях, монографиях, учебниках. Это толкование не имеет общеобязательной силы, но оно немаловажно для правильного уяснения смысла закона, его изучения, а также для дальнейшего совершенствования законодательства.
2. По объему:
Буквальное толкование – это разъяснение закона в точном соответствии с его текстом, предполагающее совпадение содержания и смысла нормы закона с её словесным выражением.
Ограничительное толкование дает основание применять закон к более узкому кругу случаев, чем это вытекает из буквального текста закона.
Распространительное толкование – когда разъясняется закон шире и позволяет применить его к большему числу случаев, чем это вытекает из буквального его текста.
3. По приемам:
Грамматическое (филологическое) толкование закона предполагает разъяснение его текста с помощью правил грамматики, синтаксиса, этимологии, значения и смысла отдельных терминов, слов, понятий, употребляемых в норме закона. Данный вид часто применяется при разъяснении терминов и понятий, употребляемых в уголовном законе. Систематическое толкование состоит в уяснении содержания закона путем сопоставления его с другими законами, определения его места в системе действующего УП, отграничения от других близких по содержанию законов.
Историческое толкование – это уяснение социально-экономической и политической обстановки в стране, обстоятельств и причин, обусловивших принятие данного УЗ.
92. Предварительное следствие: срок, общие правила производства следственных действий, судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 292.