Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих основание и принципы уголовной ответственности, устанавливающих, какие опасные для личности, общества или государства деяния являются преступлениями, и предусматривающих наказание и иные меры уголовно-правового характера за их совершение.
Предмет уголовного права — это общественные отношения, возникающие между лицом, совершившим преступление, и государством в лице органа дознания, следователя, прокурора, суда и регулируемые уголовно-правовыми нормами.
Задачами уголовного права являются:
1) охранительная задача. Основной задачей уголовного права является: охрана прав и свобод человека и гражданина, всех видов собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества;
2) предупредительная задача уголовного права заключается, с одной стороны, в удержании неустойчивых в моральном отношении лиц от совершения преступлений под страхом уголовной ответственности и наказания (общая превенция), с другой стороны — в предупреждении совершения новых преступлений лицами, уже совершившими преступления, что достигается путем применения к ним наказания или иных мер уголовноправового воздействия (частная превенция);
3) воспитательная задача уголовного права состоит в формировании у граждан правомерного поведения посредством издания уголовных законов и доведения их до сведения широких масс населения через средства массовой информации, другие формы правовой пропаганды. Граждане могут понять, какие деяния законодатель считает вредными и опасными для личности, общества и государства, какие виды наказаний назначаются за их совершение. Издание и применение уголовных законов воспитывает у граждан правопослушание, т. е. осознанное соблюдение законов государства.
К принципам уголовного права как основным правовым идеям, руководящим началам данной отрасли права относятся следующие закрепленные в Уголовном Кодексе Российской Федерации принципы :
- принцип законности (ст. 3 УК РФ). Уголовная ответственность может наступить только в соответствии с уголовным законом (Уголовным кодексом Российской Федерации). Никакие другие законы и нормативные правовые акты устанавливать уголовную ответственность не могут. Не допускается и применение уголовного закона по аналогии, т. е. какое-либо деяние, прямо не предусмотренное уголовным законом, но признаваемое общественно опасным, не может повлечь уголовную ответственность по статье уголовного закона, предусмотренную за сходное деяние;
- принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ). Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- принцип вины (ст. 5 УК РФ). Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния, в отношении которых установлена его вина в форме умысла или неосторожности. В каждом конкретном случае требуется установить именно ту форму вины, которая предусмотрена уголовным законом. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается;
- принцип справедливости (ст. 6 УК РФ). Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление;
- принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ). Принцип гуманизма имеет две стороны: обеспечение безопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение прав лицу, совершившему преступление. Это означает, во-первых, что установление уголовной ответственности в виде, как правило, достаточно сурового наказания должно оказывать сдерживающее влияние на неустойчивых членов общества, предупреждать совершение преступлений, обеспечивая таким образом защиту общества и прав отдельного человека. Во-вторых, к лицам, совершившим преступления и подвергнутым наказанию и иным мерам уголовно-правового характера, не должны применяться пытки и другие действия, специально причиняющие физические страдания или унижающие человеческое достоинство, что соответствует положениям международных правовых актов в сфере соблюдения прав человека.
Уголовное право разделяется на две части: общую и особенную, которые между собой тесно взаимосвязаны и в единстве представляют право как систему уголовно-правовых норм.
Общая часть содержит законодательное определение принципов и задач уголовного права, пределов действия уголовного закона, основные понятия уголовного права, такие, как преступление, вина, соучастие и другие. В Общей части также сформулированы положения, определяющие основания, условия и пределы уголовной ответственности, перечислены виды наказания, порядок и условия их применения, а также условия и порядок освобождения от наказания.
Особенная часть включает в себя нормы, в которых определяются конкретные преступления, а также виды и размеры наказания, установленные за их совершение.
80.Сущность стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания уголовного дела.
1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела
Стадия возбуждения уголовного дела – это предназначенная для установления признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу, уголовно-процессуальная деятельность специально уполномоченных субъектов по приему, регистрации и проверке информации о преступлениях, завершающаяся решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Сущность стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что на ней принимается решение о начале принудительной процессуальной деятельности, результаты которой будут служить материалом для судебного разбирательства.
Непосредственными задачами стадии возбуждения дела служат установление признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу (оснований для отказа в возбуждении дела – ст. 24 УПК).
Содержание данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя (а в некоторых случаях прокурора и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившиеся с повинной лицо, специалист, эксперт, понятой, лицо, дающее объяснение, адвокат.
Процессуальная деятельность начинается с появления повода для возбуждения дела – сообщения о преступлении и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.
Значение стадии возбуждения дела состоит в следующем:
* Определяется конкретный момент начала предварительного расследования (а по делам частного обвинения – судебного производства). Это обеспечивает контроль над сроками производства.
* Обеспечиваются права заявителя и подозреваемого.
* Актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий.
* Стадия возбуждения дела является своеобразным «фильтром» для информации, которая заведомо не содержит сведений о преступлениях.
2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
Повод для возбуждения уголовного дела – это сообщение о преступлении, полученное из предусмотренного процессуальным законом источника, прием которого обязывает органы расследования (а по делам частного обвинения - судью) приступить к процессуальной деятельности. Сообщение о преступлении как повод должно иметь соответствующую форму, в том числе быть удостоверено автором.
Законом предусмотрено четыре повода для возбуждения дела.
1) Заявление о преступлении – это обращенное к правоохранительным органам или суду официальное сообщение о преступлении, удостоверенное определенным лицом (физическим, юридическим или должностным). При этом заявитель, во-первых, сам не считает себя причастным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудником правоохранительных органов, который бы действовал в порядке исполнения служебных полномочий.
Заявление может быть письменным или устным. Письменное заявление подписывается заявителем. Анонимные сообщения не являются поводом для возбуждения дела, но могут быть проверены оперативно-розыскными средствами. Устное заявление оформляется протоколом. Заявителю разъясняется уголовная ответственность за заведомо ложный донос.
2) Явка с повинной - это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной является не только поводом для возбуждения дела, но и смягчающим вину обстоятельством. Явка с повинной оформляется так же как и заявление: протоколом или письменным заявлением.
3) Рапорт об обнаружении признаков преступления - это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления из иных источников (кроме заявлений и явок с повинной). В качестве источников информации выступают первоначальные сообщения (полученные по телефону, опубликованные в печати) или непосредственное обнаружение признаков преступления самим лицом, составившим рапорт.
4) Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Прокурор может составить данное постановление в результате осуществления общего надзора за соблюдением законности или рассмотрения обращения граждан (ст. 10 Федеральный закон "О прокуратуре РФ").
Принцип публичности уголовного судопроизводства порождает обязанность государственных органов уголовного преследования возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21). Поэтому при обнаружении признаков преступления, которое преследуется в публичном порядке, повод не обязательно должен выражаться в заявлении или сообщении, полученном из какого-либо строго определенного источника, — закон оставляет их перечень открытым, причисляя к ним любые другие сообщения, полученные из «иных источников» (ст. 140). Исключение из этого правила составляют материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, а также материалы, направленные Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 УК РФ (ч. 1.1 и 1.2 ст. 140 УПК)1.
Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Обычно это вероятные данные о преступном деянии (объекте и объективной стороне состава преступления), которые содержатся в самом поводе для возбуждения дела и материалах его проверки.
Уголовное дело может возбуждаться либо по факту, либо в отношении конкретного подозреваемого. В последнем случае основанием являются достаточные данные, указывающие на совершения преступного деяния данным лицом.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 273.