ТИПЫ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тип государства определяется его сутью, т.е. тем, интересы какой социальной группы или всего общества она выражает, удовлетворяет, защищает, а также его экономической основой — определенным типом производственных отношений. Следовательно, когда возникает вопрос о типе государства, то нужно выяснить, чьи интересы оно защищает и какая его экономическая основа. Принимая во внимание отмеченные существенные черты, характеризующие тип государства, следует иметь в виду, что в некоторых условиях тип государства зависит не только от того, интересы какой социальной группы или всего общества оно выражает, удовлетворяет, защищает, а и от национальных групп и этнических общностей. Учитывая сказанное, историческими типами государства являются:

— рабовладельческий;

— феодальный;

— буржуазный;

— социалистический;

— переходный от социалистического типа к социально-демократическому.

Природа государства раскрывается через его функции. Функция государства — это направление его деятельности.

Различают функции:

а) основные и не основные. Основные функции государства — это основные направления его деятельности, непосредственно раскрывающие его суть и социальное назначение. Не основные — не раскрывают непосредственно суть государства;

б) внутренние и внешние. Внутренние функции — охрана собственности; обеспечение и защита прав человека на принципах свободы и справедливости; организационно-экономическая; организационно-воспитательная; экологическая и другие. Внешние функции — оборона от нападения извне; обеспечение мирного сосуществования наций; защита прав человека на международной арене; охрана международного правопорядка и другие;

в) экономические, гуманитарные, политические, постоянные, временные и др.

Порядок организации и осуществление государственной власти принято называть формой государства.

Форма государства характеризуется единством структур государственной власти и территориальной организации, а также методов осуществления государственной власти. Форму государства определяют: государственное правление, государственный строй и государственный политический режим.

Государственное правление — это организация государственной власти, юридически обусловленной ее формальным источником, под которым следует понимать или свободу одного физического лица, или свободу народа, или того и другого вместе взятых. В тех случаях, когда источником государственной власти является физическое лицо (монарх), то государственное правление называется монархией. А когда источником государственной власти является народ или его большинство, то в таком случае государственное правление именуется республикой.

Признаками монархии являются: наличие единоличного носителя верховной власти — монарха, царя, императора, шаха и т.п., пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок перехода власти; представительство государства монархом не по мандату, а по собственному праву; юридическая безответственность главы государства.

Монархии бывают абсолютные и конституционные. В современный период распространена конституционная монархия. Конституционные монархии разделяются на дуалистические и парламентарные. В дуалистических монархиях за монархом сохраняется вся полнота исполнительной власти. Монарх назначает министров, ответственных перед ним. Парламентарными монархиями являются такие при которых монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах.

Республика — это государство, в котором высшая государственная власть осуществляется выборными на определенный срок органами власти.

Республики бывают: президентские, полупрезидентские, парламентские.

Президентская республика характеризуется тем, что глава государства (президент) и парламент выбираются населением. Состав правительства формирует президент и возглавляет его (США, Мексика).

Для парламентской республики характерным является то, что значительно повышается роль парламента в формировании органов исполнительной власти и в осуществлении контроля за их деятельностью. Парламент выбирает президента и формирует правительство, подотчетное парламенту. Президент не может существенно влиять на состав и политику, проводимую в жизнь правительством (Италия, ФРГ).

Признаками полупрезидентской республики является то, что президент предлагает кандидатуры премьер-министра и министров, подлежащие обязательному утверждению парламентом (Франция, Украина).

Государственное устройство — способ территориальной организации государства, разделения его территории на определенные составные части и распределение власти между этими частями, и их взаимоотношения с центральной властью.

Основными видами государственного строя являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.

Унитарное государство характеризуется единым административно-территориальным делением, части не имеют суверенитета, всех признаков государственности (например, области в Украине). Унитарными государствами являются также государства, включающие автономные образования (Португалия, Италия, Украина).

Федеративные государства состоят из двух и более государственных образований, каждое из них имеет суверенитет, все признаки государственности, но часть суверенных прав они делегируют центральной власти. В федеративном государстве существуют законодательная, исполнительная и судебная власть в центре и отдельно у каждого субъекта федерации, а также распределение полномочий между центром и субъектами федерации.

Конфедерация — это объединение, союз суверенных государств, создаваемые для выполнения определенных задач.

Политический режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Различают демократический и тоталитарный политические режимы.

Демократический режим основан на законе и власти трудящихся-собственников. Государственная власть обеспечивает и гарантирует основные права и свободы человека, свободное изъявление и учитывание интересов всех групп населения посредством выборов, референдумов и т.п. Государство обеспечивает деятельность разнообразных общественных объединений и учитывает их интересы в выработке и осуществлении государственной политики.

Тоталитарный политический режим характеризуется тем, что государственная власть ограничивает и нарушает основные права и свободы человека; деятельность общественных объединений. Государственная власть сосредоточивается в руках правящей верхушки или одного лица. Своеволие нередко становится законом. Разновидности тоталитарного политического режима: фашистский, автократический, корпоративно-аппаратный, военно-диктаторский. Современные тоталитарные политические режимы сохранились в отдельных странах Ближнего Востока и Африки.



ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

 

Право — это система установленных или санкционированных государством общеобязательных правил, выражающих волю определенной части общества, на основании которых обеспечиваются и защищаются права и свободы человека, осуществляется государственная власть, обеспечивается нормальная жизнедеятельность личности.

Совокупность законов и других нормативных правовых актов, которые содержат в себе общеобязательные правила поведения для всех, независимо от индивидуальной особенности субъекта, принято называть правом в объективном понимании, а закрепленную в юридических нормах правомочность, т.е. возможность определенного поведения человека, — субъективным правом личности.

 

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

 

Первичными элементами права являются правовые нормы.

Правовая норма — это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения с целью регулирования общественных отношений, которое обеспечивается, в случае необходимости, его принудительной деятельностью.

Правовая норма регулирует группу количественно неопределенных общественных отношений; применяется неоднократно; действует непрерывно; ее действие прекращается в установленном законодательством порядке. Она не только содержит формально-обязательное правило поведения, но и определяет условия ее осуществления и меры ответственности за ее нарушение, т.е. имеет определенную структуру. Составными элементами структуры правовой нормы являются: диспозиция, гипотеза, санкция.

Диспозиция правовой нормы — это та ее часть, в которой указывается правомочие (права и обязанности) субъектов.

Гипотеза правовой нормы — это та ее часть, в которой указываются условия, с наступлением которых диспозиция начинает действовать. Условия, обстоятельства, отмеченные в гипотезе правовой нормы, принято именовать юридическими фактами.

Санкция — это та часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного принуждения в случае невыполнения, нарушения ее диспозиции.

Правовые нормы различаются по характеру диспозиции на регулятивные, охранительные, обязывающие, уполномочивающие, запрещающие.

Правовые нормы отличаются от других социальных норм прежде всего порядком их возникновения и средствами обеспечения. Первые — устанавливаются или санкционируются государством и обеспечиваются, кроме других средств, принудительной силой государства. Вторые — устанавливаются или санкционируются другими негосударственными субъектами и обеспечиваются общественным мнением, индивидуально-психологическими явлениями: чувством, интуицией, убеждением, верованием и др. негосударственными средствами. Конечно, есть и другие признаки, по которым правовые нормы отличаются от других социальных норм.

Экономика является материальной основой права. Каждому типу производственных отношений соответствует обусловленная ими правовая система как совокупность всех юридических явлений, существующих в государстве. Влияние экономики на право заключается в том, что она влияет на право, определяя ее содержание, как прямо, так и через отдельные социальные явления. В свою очередь, и право имеет влияние на экономику.

Политика — это практический вывод из требований объективных экономических законов развития общества. В политике правящей партии должны быть также учтены общественные, групповые и индивидуальные интересы. Только в таком случае политика будет научно обоснованной. Как только политика выработана, она должна объективироваться в соответствующих формах.

Важной формой проявления политики правящей партии является право. Но в праве выражается только та часть политики, которой необходимо придать общую обязательность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, право является сердцевиной политики правящей партии.

 

СИСТЕМА ПРАВА

 

Система права — это распределение всех действующих правовых норм по отраслям и институтам. Распределение юридических норм конкретного государства по отраслям осуществляется в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это совокупность относительно обособленных общественных отношений, урегулированных правом.

Метод правового регулирования — это способ властного воздействия государства на субъекты общественных отношений, осуществляемый с помощью юридических средств.

Институт права — совокупность юридических норм, регулирующих относительно обособленную группу общественных отношений, как правило, внутри определенной отрасли права. Например, институт государственной службы в пределах административного права. В современной системе права Украины есть и межотраслевой институт права — институт ответственности за экологические правонарушения.

Систематизация законодательства — это деятельность по упорядочению нормативно-правовых актов, сведению их в единый комплекс. Систематизация законодательства помогает человеку более-менее уверенно ориентироваться в действующей системе права, найти необходимую юридическую норму.

Существует два способа систематизации законодательства: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация заключается в объединении определенной группы нормативно-правовых актов в одном комплексе (сборнике).

Кодификация состоит в содержательной переработке определенной группы юридических норм, связанных общим предметом регулирования, и объединение их в едином юридическом акте (основы законодательства, кодекс, устав и др.).

Источники права — это внешние формы проявления юридических норм. К источникам права относятся: санкционированные обычаи, судебные (или административные) прецеденты, нормативные акты (законы, постановления правительства, указы, нормативные акты различных ведомств и др.), нормативные договоры.

 

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Правовые отношения — это общественные отношения между людьми, урегулированные нормами права, в которых стороны реализуют гарантированные государством субъективные права и обязанности.

Элементами правовых отношений являются: субъект, содержание, объект.

Субъектами являются граждане, организации, государство как носители юридических прав и обязанностей. Гражданин может стать участником правовых отношений, если он является носителем таких юридических свойств, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности.

Дееспособность — это способность лица осуществлять свои юридические права и обязанности личными действиями. Различают дееспособность неполную, полную и ограниченную.

Содержание правоотношения — это субъективные права и юридические обязанности его участников.

Объект правоотношения — это материальные и нематериальные блага, для использования которых устанавливаются государством взаимные юридические права и обязанности субъектов.

Правовые отношения складываются в большинстве случаев на основании сознательного, добровольного выполнения субъектами этих отношений прав и обязанностей, установленных соответствующей нормой права. Юридическая ответственность возникает только в тех случаях, когда субъекты этих отношений нарушают юридические нормы, совершают правонарушения.

Правонарушение характеризуется как противоправное, виновное деяние (действие или бездеятельность) деликтоспособного лица, наносящее вред личным, общественным интересам или являющееся общественноопасным.



АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Дата: 2019-12-10, просмотров: 218.