ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА

2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

6. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

7. П.С.О.

8. УГОЛОВНОЕ ПРАВО

9. Ф.П.



ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

 

В мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отличающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:

1) народ — совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях);

2) территория — материальная база государства. Это часть земного шара, с которой исторически связан государственный народ, имеющая границы, признанные международным сообществом. Территория государства — это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть;

3) публичная организованная власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Государственная власть имеет свой особый аппарат в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, чиновники, судьи и т.д.);

5) право — система общеобязательных правил поведения;

6) суверенитет — самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах.

Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства, можно дать следующее его определение. Государство — это политическая организация общества, обладающая полномочиями по управлению территориально-организованным населением с целью выполнения общесоциальных задач.



ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

 

Право — это система установленных или санкционированных государством общеобязательных правил, выражающих волю определенной части общества, на основании которых обеспечиваются и защищаются права и свободы человека, осуществляется государственная власть, обеспечивается нормальная жизнедеятельность личности.

Совокупность законов и других нормативных правовых актов, которые содержат в себе общеобязательные правила поведения для всех, независимо от индивидуальной особенности субъекта, принято называть правом в объективном понимании, а закрепленную в юридических нормах правомочность, т.е. возможность определенного поведения человека, — субъективным правом личности.

 

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

 

Первичными элементами права являются правовые нормы.

Правовая норма — это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения с целью регулирования общественных отношений, которое обеспечивается, в случае необходимости, его принудительной деятельностью.

Правовая норма регулирует группу количественно неопределенных общественных отношений; применяется неоднократно; действует непрерывно; ее действие прекращается в установленном законодательством порядке. Она не только содержит формально-обязательное правило поведения, но и определяет условия ее осуществления и меры ответственности за ее нарушение, т.е. имеет определенную структуру. Составными элементами структуры правовой нормы являются: диспозиция, гипотеза, санкция.

Диспозиция правовой нормы — это та ее часть, в которой указывается правомочие (права и обязанности) субъектов.

Гипотеза правовой нормы — это та ее часть, в которой указываются условия, с наступлением которых диспозиция начинает действовать. Условия, обстоятельства, отмеченные в гипотезе правовой нормы, принято именовать юридическими фактами.

Санкция — это та часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного принуждения в случае невыполнения, нарушения ее диспозиции.

Правовые нормы различаются по характеру диспозиции на регулятивные, охранительные, обязывающие, уполномочивающие, запрещающие.

Правовые нормы отличаются от других социальных норм прежде всего порядком их возникновения и средствами обеспечения. Первые — устанавливаются или санкционируются государством и обеспечиваются, кроме других средств, принудительной силой государства. Вторые — устанавливаются или санкционируются другими негосударственными субъектами и обеспечиваются общественным мнением, индивидуально-психологическими явлениями: чувством, интуицией, убеждением, верованием и др. негосударственными средствами. Конечно, есть и другие признаки, по которым правовые нормы отличаются от других социальных норм.

Экономика является материальной основой права. Каждому типу производственных отношений соответствует обусловленная ими правовая система как совокупность всех юридических явлений, существующих в государстве. Влияние экономики на право заключается в том, что она влияет на право, определяя ее содержание, как прямо, так и через отдельные социальные явления. В свою очередь, и право имеет влияние на экономику.

Политика — это практический вывод из требований объективных экономических законов развития общества. В политике правящей партии должны быть также учтены общественные, групповые и индивидуальные интересы. Только в таком случае политика будет научно обоснованной. Как только политика выработана, она должна объективироваться в соответствующих формах.

Важной формой проявления политики правящей партии является право. Но в праве выражается только та часть политики, которой необходимо придать общую обязательность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, право является сердцевиной политики правящей партии.

 

СИСТЕМА ПРАВА

 

Система права — это распределение всех действующих правовых норм по отраслям и институтам. Распределение юридических норм конкретного государства по отраслям осуществляется в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это совокупность относительно обособленных общественных отношений, урегулированных правом.

Метод правового регулирования — это способ властного воздействия государства на субъекты общественных отношений, осуществляемый с помощью юридических средств.

Институт права — совокупность юридических норм, регулирующих относительно обособленную группу общественных отношений, как правило, внутри определенной отрасли права. Например, институт государственной службы в пределах административного права. В современной системе права Украины есть и межотраслевой институт права — институт ответственности за экологические правонарушения.

Систематизация законодательства — это деятельность по упорядочению нормативно-правовых актов, сведению их в единый комплекс. Систематизация законодательства помогает человеку более-менее уверенно ориентироваться в действующей системе права, найти необходимую юридическую норму.

Существует два способа систематизации законодательства: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация заключается в объединении определенной группы нормативно-правовых актов в одном комплексе (сборнике).

Кодификация состоит в содержательной переработке определенной группы юридических норм, связанных общим предметом регулирования, и объединение их в едином юридическом акте (основы законодательства, кодекс, устав и др.).

Источники права — это внешние формы проявления юридических норм. К источникам права относятся: санкционированные обычаи, судебные (или административные) прецеденты, нормативные акты (законы, постановления правительства, указы, нормативные акты различных ведомств и др.), нормативные договоры.

 

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Правовые отношения — это общественные отношения между людьми, урегулированные нормами права, в которых стороны реализуют гарантированные государством субъективные права и обязанности.

Элементами правовых отношений являются: субъект, содержание, объект.

Субъектами являются граждане, организации, государство как носители юридических прав и обязанностей. Гражданин может стать участником правовых отношений, если он является носителем таких юридических свойств, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности.

Дееспособность — это способность лица осуществлять свои юридические права и обязанности личными действиями. Различают дееспособность неполную, полную и ограниченную.

Содержание правоотношения — это субъективные права и юридические обязанности его участников.

Объект правоотношения — это материальные и нематериальные блага, для использования которых устанавливаются государством взаимные юридические права и обязанности субъектов.

Правовые отношения складываются в большинстве случаев на основании сознательного, добровольного выполнения субъектами этих отношений прав и обязанностей, установленных соответствующей нормой права. Юридическая ответственность возникает только в тех случаях, когда субъекты этих отношений нарушают юридические нормы, совершают правонарушения.

Правонарушение характеризуется как противоправное, виновное деяние (действие или бездеятельность) деликтоспособного лица, наносящее вред личным, общественным интересам или являющееся общественноопасным.



АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

 

Право собственности — центральный институт гражданского права. Его значение обусловлено тем, что право собственности юридически закрепляет сложившиеся в обществе экономические отношения. Конституция Украины установила принцип нерушимости (неприкосновенности) частной собственности. Сущность этого принципа состоит в том, что никто не может быть противоправно лишен права собственности. Далее устанавливаются правовые основания для лишения права собственности:

1) принудительное отчуждение объектов права частной собственности. Мотивом такого отчуждения может служить исключительно общественная необходимость. Принудительное отчуждение объекта частной собственности в мирное время осуществляется только при условии предварительного и полного возмещения его стоимости. Принудительное отчуждение объекта частной собственности в условиях военного или чрезвычайного положения допускается с последующим полным возмещением его стоимости;

2) конфискация имущества. Она может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом.

Конституция Украины устанавливает также ограничения права собственности. Использование собственности не должно наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.

Гражданский кодекс Украины определяет право собственности как право лица на вещь (имущество), которое она осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом:

1) владение — фактическое обладание вещью, соединенное с намерением считать вещь своею. Фактически обладает вещью и тот, кто буквально держит ее в руках, физически ощущает ее, и тот, кто имеет к вещи доступ в силу нахождения вещи в своем хозяйстве;

2) пользование — извлечение из вещи полезных свойств. Это главное правомочие собственника, своего рода цель права собственности. Вещь приобретается для того, чтобы удовлетворить личные, бытовые, хозяйственные потребности собственника. Пользование может осуществляться в различных формах. Например, бревно можно использовать в качестве средства отопления, для изготовления досок, для подпорки строительной конструкции. Важно лишь, чтобы пользование вещью не нарушало прав других людей и не было запрещено законом;

3) распоряжение — возможность решить юридическую и фактическую судьбу вещи: переделать вещь, уничтожить (таковы варианты решения фактической судьбы вещи), выбросить, передать другому лицу (решение юридической судьбы вещи).

Субъектами права собственности являются Украинский народ, физические и юридические лица, государство Украина, Автономная Республика Крым, территориальные громады, иностранные государства. Все субъекты права собственности равны перед законом.

Формы права собственности — это законодательно установленные виды права собственности.

Гражданский кодекс Украины установил следующие формы права собственности: право собственности Украинского народа, частная, государственная и коммунальная.

Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа.

Субъектами права частной собственности являются физические лица (граждане Украины, иностранные граждане и подданные) и юридические лица (предприятия, учреждения, организации). В качестве объекта права частной собственности могут выступать разнообразные вещи: предприятия, строения, транспортные средства, деньги, ценные бумаги и многое другое. Разновидностью частной собственности является общая собственность — собственность нескольких лиц на одну и ту же вещь (имущество). Например, возможна общая собственность супругов.

Субъектом права государственной собственности является государство Украина, от имени которого право собственности осуществляют государственные органы. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество.

Субъектом права коммунальной собственности являются территориальные громады и органы местного самоуправления. В их собственности может находиться движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов и другие средства, земля, природные ресурсы, предприятия, учреждения, организации, в том числе банки, страховые общества, пенсионный фонд доля в имуществе предприятий, жилищный фонд, нежилые помещения, учреждения культуры, образования, спорта, охраны здоровья, науки, социального обслуживания.

Право собственности, помимо конституционного права, охраняется нормами гражданского, уголовного, административного и ряда других отраслей права. Особенностью гражданско-правовой защиты права собственности является ее реализация исключительно в судебном порядке.

Право собственности защищается следующими гражданско-правовыми средствами:

1) истребование имущества из чужого незаконного владения. Собственник имеет право истребовать свое имущество у лица, которое незаконно, без соответствующего правового основания завладело им. Судебный иск, содержащий такое требование, называют виндикационным;

2) устранение препятствий в реализации правомочий собственника. Например, собственник не может в полной мере использовать принадлежащий ему земельный участок, так как проезд к нему загорожен соседним строением. В данном случае собственник участка вправе предъявить негаторный иск;

3) признание права собственности. Собственник вправе предъявить иск о признании права собственности, если это право оспаривается или не признается иным лицом, а также в случае утраты документов, которые удостоверяют его право собственности;

4) признание незаконным правового акта, который нарушает право собственности. Собственник вправе предъявить иск против органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, если ими издан правовой акт, нарушающий его право собственности. Собственник имеет право требовать восстановления того положения, которое существовало до издания данного акта;

5) возмещение вреда, причиненного собственнику земельного участка, жилого дома, иных строений в связи со снижением их ценности. Собственник имеет право на компенсацию в случае ухудшения экологической обстановки (например, рядом с домом проложена линия скоростного трамвая).

Наряду с правом собственности Гражданский кодекс Украины признает существование прав на чужое имущество:

1) право владения. Владение — это фактическое господство над чужой вещью, держание чужой вещи. Например, владельцем является лицо, получившее вещь от собственника во временное безвозмездное пользование, лицо, присвоившее находку и т.д. Недобросовестный владелец обязан немедленно вернуть вещь собственнику или иному лицу, имеющему на нее право;

2) право пользования (сервитут). Сервитут — это право пользования чужой недвижимостью, в частности, право прохода по чужому участку, право прокладывания линии электропередачи, связи и трубопроводов. Особый вид сервитута — право членов семьи собственника жилья на пользование жильем. Сервитут может носить возмездный или безвозмездный характер;

3) право пользования земельным участком для сельскохозяйственных надобностей (эмфитевзис). Эмфитевзис — это основанное на договоре платное отчуждаемое пользование чужим земельным участком сельскохозяйственного назначения. Иначе говоря, это аренда земли, которая может продаваться и передаваться по наследству;

4) право застройки земельного участка (суперфиций). Суперфиций — это основанное на договоре или завещании право постройки зданий и сооружений на чужом земельном участке. Подобно эмфитевзису суперфиций является платным отчуждаемым пользованием.

Право интеллектуальной собственности — это право лица на результат интеллектуальной, творческой деятельности. Интеллектуальная собственность — это идеи и духовные ценности, принадлежность которых автору закреплена в законном порядке.

Объекты права интеллектуальной собственности:

— литературные и художественные произведения;

— компьютерные программы;

— компиляции данных (базы данных);

— исполнение;

— фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания;

— научные открытия (удостоверенные дипломом);

— изобретения, полезные модели, промышленные образцы (удостоверенные патентом);

— компоновки (топографии) интегральных микросхем (удостоверенные свидетельством);

— рационализаторские предложения (принятые юридическим лицом, которому они поданы);

— сорта растений, породы животных (удостоверенные государственной регистрации и патентом);

— коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг), географические указания. Коммерческое наименование не нуждается в обязательном удостоверении, а торговая марка должна быть удостоверена свидетельством. Географические указания на производимом товаре подлежат государственной регистрации;

— коммерческие тайны.

Субъектами права интеллектуальной собственности являются творец объекта права интеллектуальной собственности (автор, исполнитель, изобретатель), а также некоторые иные лица, например, лица, которым автор передал свои имущественные права.

Субъекты права интеллектуальной собственности имеют личные неимущественные и имущественные права. К личным неимущественным правам относятся:

1) право на признание человека творцом объекта интеллектуальной собственности;

2) право воспрепятствовать любому посягательству на право интеллектуальной собственности, которое может нанести ущерб чести или репутации творца объекта интеллектуальной собственности.

Личные неимущественные права действуют бессрочно. К имущественным правам относятся:

1) право на использование объекта права интеллектуальной собственности;

2) исключительное право разрешать использование объекта права интеллектуальной собственности;

3) исключительное право воспрепятствовать использованию объекта права интеллектуальной собственности, в том числе — запретить такое использование.

Имущественные права творца объекта права интеллектуальной собственности действуют на протяжении сроков, установленных законом или договором. Например, имущественные права автора литературного произведения действуют на протяжении его жизни и в течении 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

НАСЛЕДОВАНИ Е

 

Наследование — это переход имущественных прав и обязанностей умершего лица (наследодателя) к другим лицам (наследникам).

Наследодателем может быть только физическое лицо. Наследниками могут быть лица, которые находились в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети умершего, зачатые при его жизни и родившиеся живыми после его смерти.

Есть категория лиц, которых называют негодными наследниками. Это лица, умышленно лишившие жизни наследодателя или кого-либо из возможных наследников, либо совершившие покушение на жизнь этих лиц, а также родители или совершеннолетние дети, злостно уклонявшиеся от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя. Эти лица не имеют права на наследство.

Помимо физических лиц, наследниками могут быть юридические лица, государство и территориальные громады.

Государство является наследником, если это прямо оговорено завещанием. Территориальная громада является наследником выморочного наследства. Наследство признается выморочным по решению суда, если:

1) нет наследников ни по закону, ни по завещанию;

2) все наследники отказались от наследства;

3) все наследники лишены права наследования;

4) ни один из наследников не принял наследства.

Существует два вида наследования: по закону и по завещанию. Наследованию по завещанию отдается предпочтение, так как оно выражает волю наследодателя. Завещание — это личное распоряжение физического лица на случай своей смерти. Право на завещание имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью.

Завещание относится к числу юридических актов, которые носят строго личный характер, т.е. возможно составление завещания только от своего имени. Завещание собственноручно подписывается завещателем и удостоверяется нотариусом или иными лицами, круг которых определен Гражданским кодексом Украины.

Гражданское право Украины исходит из принципа свободы завещания. Это значит, что завещатель может:

1) оставить свое имущество одному или нескольким лицам, независимо от наличия родственных отношений с ними, а также юридическим лицам или государству;

2) лишить права наследования одного, нескольких или всех наследников по закону;

3) возложить на наследника по завещанию исполнение какого-либо обязательства. Например, он может обязать наследника предоставить право пожизненного пользования частью жилого дома лицу, не входящему в число наследников;

4) в любое время изменить или отменить завещание.

Наследование по закону имеет место в следующих случаях:

1) когда отсутствует завещание;

2) когда отсутствуют наследники по завещанию. Наследниками по закону являются переживший супруг и родственники наследодателя (родители, дети, в том числе усыновленные, братья и сестры и т.д.). Все наследники по закону получают равные доли наследственного имущества.

Наследование по закону осуществляется в порядке очередности. Каждая следующая очередь наследников по закону получает право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди или их отказа от принятия наследства. Принцип очередности при призвании к наследству позволяет справедливо распределить имущество умершего: в таком случае его получают наиболее близкие к наследодателю люди.

Первая очередь наследников по закону включает: детей (в том числе зачатых при жизни наследодателя и рожденных после его смерти); пережившего супруга; родителей.

Внуки и правнуки наследодателя призываются к наследству в порядке представления. Они становятся наследниками только тогда, когда ко времени смерти наследодателя нет в живых того из их родителей, кто был бы наследником. Внуки и правнуки, таким образом, замещают, представляют своих родителей в качестве наследников.

Вторая очередь наследников по закону включает: родных братьев и сестер наследодателя; деда и бабку, как со стороны отца, так и со стороны матери. Прадед и прабабка, племянники наследуют по праву представления.

Третья очередь наследников по закону состоит из родных дяди и тетки наследодателя. Двоюродные братья и сестры наследуют по праву представления.

Четвертая очередь наследников по закону включает лиц, проживших одной семьей с наследодателем не менее пяти лет до его смерти.

К пятой очереди наследников по закону относятся все иные родственники наследодателя до шестой степени родства включительно, причем ближайшая степень исключает последующую. Степень родства вычисляется путем сложения рождений, отделяющих наследодателя от наследодателя, причем рождение наследодателя не учитывается. Например, отец и сын являются родственниками в первой степени, троюродные братья — родственниками в шестой степени. Кроме того, к пятой очереди наследования относят иждивенцев наследодателя, которые не были членом его семьи, но в течение не менее пяти лет получали от него материальную помощь, которая была основным источником средств их существования.

Гражданское право Украины в некоторой степени ограничивает завещательную свободу — свободу распоряжения своим имуществом на случай смерти. Независимо от воли завещателя ряд лиц имеет право на обязательную долю в наследстве. К числу таких лиц относятся:

1) несовершеннолетние дети наследодателя;

2) совершеннолетние нетрудоспособные дети наследодателя;

3) нетрудоспособная вдова (вдовец) супруг наследодателя;

4) нетрудоспособные родители наследодателя.

Все эти лица наследуют половину доли наследственного имущества, которая причиталась бы им при отсутствии завещания. Для того, чтобы определить эту долю, прибегают к юридической фикции — допускают, что завещание отсутствует. Наследственное имущество мысленно делится между наследниками по закону. Предположим, что их трое, в том числе — наследник, имеющий право на обязательную долю в наследстве. При отсутствии завещания каждому досталась бы одна третья часть имущества умершего. Но, поскольку завещание существует, наследник, имеющий право на обязательную долю в наследстве, получит только половину этой доли, то есть одну шестую имущества наследодателя. Остальная часть имущества будет унаследована наследниками, назначенными завещанием.

 

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ

 

Брачный договор — соглашение лиц вступающих в брак или состоящих в браке, направленное на урегулирование их имущественных отношений.

Брачный договор может быть заключен лицами, подавшими заявление о регистрации брака, а также супругами.

Содержание брачного договора включает только имущественные права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к их детям. Личные отношения супругов, а также личные отношения родителей и детей не могут включаться в содержание брачного договора. Не допускается ограничение прав ребенка, а также постановка одного из супругов в чрезвычайно невыгодное материальное положение. Брачный договор заключается в письменной форме и удостоверяется нотариально.

Если брачный договор заключен до регистрации брака, он вступает в силу в день регистрации брака. Если брачный договор заключен супругами, он вступает в силу в день его нотариального удостоверения. Супруги вправе изменить условия брачного договора либо вообще отказаться от договора. Эти решения супругов должны быть нотариально удостоверены. По требованию одного из супругов брачный договор может быть изменен, расторгнут или признан недействительным в судебном порядке

 

ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА

 

Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения между работниками и собственниками предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности.

Основные трудовые права человека и гарантии их реализации закрепляет Конституция Украины.

Отрасль трудового права отличается многообразием источников, среди которых: международные договоры, в частности конвенции Международной Организации Труда, нормативно-правовые акты, нормативные договоры. Основной нормативно-правовой акт в этой отрасли права — Кодекс законов о труде Украины, принятый 10 декабря 1971 г. и с тех пор неоднократно подвергавшийся изменениям и дополнениям. Кодекс законов о труде Украины регулирует наиболее важные аспекты трудовых правоотношений, а именно:

1) порядок заключения и исполнения коллективного договора;

2) порядок заключения и расторжения индивидуального трудового договора;

3) порядок высвобождения работников и последующего их трудоустройства;

4) продолжительность рабочего времени и времени отдыха работников;

5) основы нормирования труда;

6) общие нормы определения оплаты труда;

7) гарантии трудовых прав;

8) обеспечение трудовой дисциплины;

9) обеспечение охраны труда;

10) порядок разрешения трудовых споров;

11) права и полномочия профсоюзов и трудовых коллективов.

Среди иных нормативно-правовых актов, регулирующих тРУДовые отношения, следует назвать Законы Украины «Об охране труда» (14 октября 1992 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (1 июля 1993 г.), «Об оплате труда» (24 марта 1995 г.), «Об отпусках» (15 ноября 1996 г.).

К числу подзаконных актов принадлежат постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, акты Министерства труда и социальной политики Украины, ведомственные акты, как правило, отраслевого характера.

Особенностью отрасли трудового права является регулирование трудовых отношений актами социального партнерства — коллективными договорами и соглашениями, которые заключаются на государственном, отраслевом, региональном уровнях. Кроме того, в рамках одного предприятия создаются и действуют локальные нормативно-правовые акты — коллективные договоры, правила внутреннего распорядка, положения о порядке премирования и т.д.

 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

 

Особенностью отрасли трудового права является то, что одним из источников правовых норм, наряду с законами и подзаконными актами, выступает коллективный договор.

Коллективный договор — это соглашение между работодателем и профсоюзным органом (либо представителями трудового коллектива), содержащее правовые нормы по вопросам оплаты труда, иных социальных и трудовых прав работников.

Коллективный договор — это локальный правовой акт, действующий в пределах организации, где он принят, в течение установленного срока. Коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации органами исполнительной власти.

Коллективный договор заключается на основе действующего законодательства. Поэтому не допускается заключение соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.

В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства работников и работодателя по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений. В частности, содержание коллективного договора включает:

1) изменения в организации производства и труда;

2) меры по обеспечению продуктивной занятости;

3) нормирование и оплату труда (размеры заработной платы и иных выплат);

4) установление гарантий, компенсаций, льгот;

5) формы участия трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли (если это предусмотрено уставом организации);

6) режим работы;

7) условия и охрану труда;

8) обеспечение жилшцно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организацию оздоровления и отдыха работников и ряд других мер.

 

ПЕРЕВОД НА ДРУГУЮ РАБОТУ

 

Перевод на другую работу — это изменение трудовой функции работника (изменение места работы, должности, квалификации и т.д.). Осуществляется как по инициативе работника, так и по инициативе собственника (но обязательно — с согласия работника).

Различают постоянные и временные переводы на другую работу.

К постоянным переводам на другую работу относят:

1) перевод в рамках того же предприятия, учреждения или организации, у того же собственника для исполнения работы по другой специальности, квалификации, на другой должности;

2) перевод на работу на другое предприятие, в другое учреждение или другую организацию, к другому собственнику;

3) перевод с предприятием, учреждением, организацией на работу в другую местность.

К временным переводам на другую работу относят:

1) перевод на другую работу в рамках того предприятия, учреждения, организации для предотвращения, устранения или ликвидации последствий стихийного бедствия, производственной аварии, эпидемии, эпизоотии (сроком до одного месяца);

2) перевод на другую работу в случае простоя (сроком до одного месяца);

3) перевод на более легкую работу по состоянию здоровья работника.

Не считается переводом на другую работу перемещение на иное рабочее место в рамках того же предприятия, учреждения, организации, так как при этом трудовая функция работника остается неизменной.

 

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

 

Рабочее время — это установленное законодательством, коллективным договором и трудовым договором время, в течение которого работник обязан исполнять трудовую функцию.

Кодекс законов о труде Украины устанавливает нормальную продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю. Коллективным или трудовым договором может быть установлена меньшая норма, но ни в коем случае не большая норма продолжительности рабочего времени. Иначе говоря, нормальное количество рабочих часов в рабочей неделе является в то же время максимально допустимым.

Наряду с нормальным рабочим временем существуют другие виды рабочего времени:

1) сокращенное рабочее время предусмотрено законодательством для ряда категорий работников. Эти пределы, установленные законом, носят обязательный характер и не могут быть изменены условиями коллективного или трудового договора. Сокращение рабочего времени не отражается на размере оплаты труда — она является такой же, как и при нормальной продолжительности рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

— для несовершеннолетних (лиц, не достигших 18-летнего возраста);

— для работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

— для иных категорий работников, чей труд требует особых физических или умственных усилий (учителя, врачи и др.).

Кроме того, работа в ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра) и работа накануне праздничных и нерабочих дней сокращается на 1 час для всех категорий работников;

2) неполное рабочее время. Данный вид рабочего времени устанавливается трудовым договором. В отличие от сокращенного рабочего времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени. Неполное рабочее время может быть по соглашению с работодателем установлено для любого работника, но в ряде случаев работодатель обязан по просьбе работника установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю:

— для беременной женщины;

— для женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;

— для лица, осуществляющего уход за больным членом семьи;

3) сверхурочная работа. Сверхурочной считается работа сверх установленной продолжительности рабочего времени. Она допускается в исключительных случаях (социальное или стихийное бедствие, производственная авария, острая производственная необходимость). К сверхурочным работам запрещено привлекать беременных женщин; женщин, имеющих детей до 3 лет; несовершеннолетних; лиц, обучающихся в средних общеобразовательных школах или профессионально-технических училищах без отрыва от производства. Продолжительность сверхурочных работ не должна превышать 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.

ВРЕМ Я ОТДЫХА

 

Право на отдых является одним из конституционных прав работника.

Время отдыха — это время, в течение которого работник вправе не выполнять свои трудовые обязанности. Существуют следующие виды времени отдыха:

1) перерыв в работе. Перерыв в работе предоставляется для отдыха и питания (не более 2 часов). Перерыв не включается в рабочее время. Его начало и окончание устанавливаются правилами внутреннего распорядка;

2) ежедневный (междусменный) отдых. Его продолжительность — не менее двойной продолжительности рабочего дня за исключением перерыва в работе. Т.е., если рабочий день составляет 8 часов, а перерыв в работе — 1 час, то продолжительность междусменного отдыха: 16-1 = =15 часов;

3) еженедельный отдых (выходные дни). Продолжительность этого вида отдыха должна быть не менее 42 часов. При пятидневной рабочей неделе выходными являются два, а при шестидневной рабочей неделе — один день. Общим выходным днем является воскресенье, а второй выходной день должен, как правило, предоставляться подряд с общим выходным днем;

4) праздничные и нерабочие дни. Эти дни отдыха установлены законодательно: 1 января (Новый год), 7 января (Рождество Христово), 8 марта (Международный женский день), 1 и 2 мая (День международной солидарности трудящихся), 9 мая (День Победы), 28 июня (День Конституции Украины), 24 августа (День независимости Украины). Кроме того, работа не производится в дни Пасхи и Троицы. Если выходной и праздничный день совпадают, выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день;

5) отпуск. Согласно Закону Украины «Об отпусках» (15 ноября 1996 г.) установлены следующие виды отпусков:

— ежегодные отпуска, включающие основной отпуск (продолжительность — не менее 24 календарных дней), дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, дополнительный отпуск за особый характер работы;

— дополнительные отпуска в связи с учебой без отрыва от производства;

— творческий отпуск (для завершения диссертационного исследования, написания учебника и т.д.);

— социальные отпуска, включающие отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, дополнительный отпуск женщине, имеющей двух и более детей в возрасте до 15 лет;

— отпуск без сохранения заработной платы.

ОПЛАТА ТРУДА

 

Заработная плата — это вознаграждение, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу.

Размер заработной платы зависит от нескольких факторов: сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.

Структура заработной платы:

1) основная заработная плата. Она представляет собой вознаграждение за выполненную работу в соответствии с нормами труда. Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и подрядных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих;

2) дополнительная заработная плата. Это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи, изобретательность, за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, премии. Причем они могут быть установлены как действующим законодательством, так и распоряжением работодателя.

Существуют две сферы регулирования заработной платы: на государственном и договорном уровнях.

На государственном уровне установлена минимальная заработная плата — размер заработной платы за простую, неквалифицированную работу, ниже которого не может производиться оплата труда. Минимальная заработная плата является обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности.

Размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины, как правило, один раз в год во время утверждения Государственного бюджета Украины. Размер минимальной заработной платы пересматривается в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары и тарифов на услуги.

На государственном уровне также устанавливается размер заработной платы работников государственных и коммунальных предприятий, а также работников учреждений и организаций, которые финансируются из Государственного бюджета или местных бюджетов.

Договорное регулирование оплаты труда осуществляется путем включения соответствующих норм в содержание коллективного договора.



ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Трудовая дисциплина — это институт трудового права Украины, регулирующий внутренний трудовой распорядок, устанавливающий трудовые права и обязанности работников и администрации, меры поощрения и взыскания за выполнение или невыполнение трудовых обязанностей.

Нормы данного института содержатся в Кодексе законов о труде Украины, специальных нормативно-правовых актах (например, в уставах и положениях о дисциплине в различных отраслях экономики, дисциплинарных уставах государственных служащих), а также в локальных актах. К числу последних относятся правила внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативно-правовой акт, принимаемый и действующий исключительно в пределах предприятия, учреждения, организации. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются трудовым коллективом по представлению собственника (работодателя) и профсоюзного комитета на основе типовых правил внутреннего трудового распорядка.

В субъективном смысле слова трудовая дисциплина — это сознательное и добросовестное выполнение работником своих обязанностей. Трудовая дисциплина обеспечивается путем применения двух основных методов воздействия на работника — убеждения и принуждения.

Метод убеждения основан на воспитании у работника сознательного отношения к своим трудовым обязанностям, на формировании у него стойкого желания добросовестно трудиться. Юридическое воплощение метода убеждения — меры дисциплинарного поощрения (объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком и т.д.).

Метод принуждения — способ воздействия на работника, обеспечивающий выполнение им трудовых обязанностей вопреки его воле. Юридическая форма данного метода — дисциплинарные взыскания (увольнение, выговор).

Виновное нарушение дисциплины труда, неисполнение трудовых обязанностей работником является дисциплинарным проступком., иначе говоря, одним из видов правонарушений. За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе применить определенные законодательством меры дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание — мера правового влияния, которая применяется к лицу, совершившему дисциплинарный проступок.

Кодекс законов о труде Украины устанавливает два вида дисциплинарных взысканий: выговор, увольнение. Специальные нормативно-правовые акты (уставы и положения), распространяющиеся на отдельные категории работников (например, государственных служащих) могут содержать и другие дисциплинарные взыскания.

Законодательством о труде установлен строго определенный порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий.

За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. До наложения взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение.

Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется работнику под расписку. Работник вправе обжаловать приказ в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Срок действия дисциплинарного взыскания — один год. В течение этого срока к работнику не применяются меры поощрения.

Законодательно установлен следующий порядок снятия дисциплинарных взысканий. Если в течение года со дня наложения взыскания работник не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применившим его органом, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

Специальная дисциплинарная ответственность — это ответственность конкретно определенных категорий работников на основе уставов и положений о дисциплине. К числу специальных нормативно-правовых актов о дисциплине относятся: Устав о дисциплине работников связи, Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Закон «О квалификационных комиссиях, квалификационную аттестацию и дисциплинарную ответственность судей» и ряд других актов.

Специальной дисциплинарной ответственности подлежат работники ряда отраслей народного хозяйства: связи, железнодорожного транспорта, горнодобывающей промышленности и т.д. Специальную дисциплинарную ответственность несут также все категории государственных служащих, в частности, военнослужащие, работники милиции, работники прокуратуры, судьи.

По отношению к определенным категориям работников применяются более строгие, нежели обычные, требования. Например, безупречный моральный облик является условием деятельности судьи, прокурора, работника правоохранительных органов государства. В силу этого содержание дисциплинарного проступка данных категорий работников гораздо шире. Несоблюдение ими норм морали имеет юридическое значение и является основанием для специальной дисциплинарной ответственности.

Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей дисциплинарной ответственности более широким набором и суровостью санкций. Например, Дисциплинарный устав прокуратуры Украины предусматривает следующие виды взысканий: выговор, понижение в классном чине, понижение в должности, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины», увольнение, увольнение с лишением классного чина.

Как правило, дисциплинарные уставы и положения предусматривают несколько иной порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий. В частности, взыскание может применяться по отношению к работнику не только непосредственным работодателем, но и вышестоящим органом. Иными являются также сроки наложения взыскания. Например, Дисциплинарный устав прокуратуры устанавливает, что дисциплинарное взыскание применяется на протяжении одного месяца со дня выявления проступка, не считая времени служебной проверки, временной нетрудоспособности работника и пребывания его в отпуске, но не позднее одного года с момента совершения проступка.

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

 

Индивидуальный трудовой спор — это разногласия между работником и работодателем по вопросам применения норм трудового законодательства, о которых заявлено в орган, компетентный рассматривать трудовые споры.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров урегулирован главой XV Кодекса законов о труде Украины и Гражданско-процессуальным кодексом Украины.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и местными судами. Комиссия по трудовым спорам (КТС) избирается трудовым коллективом с численностью работающих не менее 15 человек.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Заявление работника регистрируется КТС и подлежит рассмотрению в десятидневный срок. Трудовой спор рассматривается в присутствии работника, представителя профсоюзного органа или адвоката (по желанию работника) и работодателя или его представителя. Решение КТС принимается большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Копии решения вручаются работнику и работодателю. Решение КТС может быть обжаловано сторонами в суде.

Работник вправе обратиться в суд, минуя КТС в следующих случаях:

1) если КТС не избрана на предприятии, в учреждении, организации, где он трудится;

2) по вопросу о восстановлении на работе;

3) по вопросу об изменении даты и формулировки причины увольнения;

4) по вопросу об оплате за время вынужденного прогула;

5) по вопросу об отказе в приеме на работу.

Работник может обратиться в суд с заявлением о разрешении трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, по делам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, а по вопросам выплаты заработной платы — бессрочно.

Решение суда по рассмотрению трудового спора подлежит немедленному исполнению.

Коллективный трудовой спор возникает тогда, когда появляются разногласия между сторонами социально-трудовых отношений.

В соответствии с Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (3 марта 1998 г.) коллективный спор может возникнуть относительно:

а) установления новых или изменения существующих условий труда;

б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

в) исполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;

г) невыполнения требований законодательства о труде.

При возникновении трудового спора требования трудового коллектива утверждаются на общем собрании (конференции). Администрация должна рассмотреть эти требования в пятидневный срок. Если стороны коллективного спора не пришли к соглашению, то спор рассматривается в специально образованных органах: в примирительной комиссии или трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия рассматривает трудовые споры по п.п. «а» и «б», а трудовой арбитраж по п.п. «в» и «г» и в случае непринятия решения примирительной комиссией по п.п. «а» и «б».

Примирительная комиссия — орган, предназначенный для выработки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора и состоит из представителей сторон. Решение примирительной комиссии принимается по достижению соглашения между ее членами и имеет обязательную силу для каждой из сторон.

Трудовой арбитраж — орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и принимает решение по сути трудового спора (конфликта). Количественный и персональный состав трудового арбитража определяют стороны. В его состав могут входить народные депутаты, представители органов местного самоуправления, иные лица. Представители трудового коллектива и администрации в состав трудового арбитража входить не могут. Решение трудового арбитража является обязательным, если стороны предварительно об этом договорились.

Крайним способом разрешения коллективного спора является забастовка. Забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, неисполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования работников или уполномоченного ими органа.

Решение об объявлении забастовки утверждается общим собранием (конференцией) работников путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство работников или две трети делегатов конференции. Закон запрещает проведение забастовки работниками органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка. Забастовка считается незаконной и тогда, когда спор предварительно не рассматривался в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Решение о признании забастовки незаконной может принять только суд, после чего бастующие должны приступить к работе.



СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Состав преступления — это совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление. Значение состава преступления состоит в том, что он является необходимым основанием уголовной ответственности.

Состав преступления образуют четыре группы признаков:

1) объект преступления;

2) объективная сторона преступления;

3) субъект преступления;

4) субъективная сторона преступления.

Отсутствие хотя бы одного из этих элементов свидетельствует об отсутствии состава преступления в целом и исключает уголовную ответственность.

Составы конкретных преступлений описаны в статьях Особенной части Уголовного кодекса Украины.

Объект преступления — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, блага и ценности, на которые совершено посягательство.

Объективная сторона преступления — это внешняя сторона преступления. Все ее признаки (элементы) содержатся в диспозициях статей Особенной части Уголовного кодекса. Признаки объективной стороны состава преступления:

1) общественно опасное деяние (в форме действия или бездействия);

2) общественно опасные последствия деяния;

3) причинная связь между деянием и его последствиями;

4) место, время, обстановка, способ и средства совершения преступления.

Субъект преступления — это лицо, совершившее преступление и подлежащее уголовной ответственности. Субъектом преступления может быть только физическое лицо, вменяемое и достигшее возраста, с которого может наступать уголовная ответственность. Субъективная сторона преступления — это внутренняя сторона преступления, то есть психическая деятельность лица, отражающая его отношение к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям.

Субъективная сторона включает обязательные и факультативные признаки.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина в формах умысла или неосторожности. Различают прямой и косвенный умысел.

Прямым признается умысел, если лицо: во-первых, сознавало общественно опасный характер своего деяния; во-вторых, предвидело его общественно опасные последствия; в-третьих, желало их наступления.

Косвенным признается умысел, если лицо: сознавало общественно опасный характер своего деяния; предвидело его общественно опасные последствия; хотя не желало, но сознательно допускало их наступление.. Неосторожность тоже имеет две разновидности: преступную самонадеянность и преступную небрежность.

Преступная самонадеянность имеет место тогда, когда лицо не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.

Преступная небрежность имеет место в случае, если лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть.

К факультативным признакам субъективной стороны относятся мотив и цель преступления. Мотив преступления — это внутреннее побуждение к совершению преступления, а цель — представление о желательном для правонарушителя результате преступления.



НАКАЗАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

 

Наказание — мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, которая заключается в ограничении прав и свобод осужденного. Уголовный кодекс предусматривает 12 видов наказаний, которые разделяют на:

— основные наказания;

— дополнительные наказания;

— наказания, которые могут назначаться в качестве основных и дополнительных.

Виды основных наказаний:

1) общественные работы (на срок от 60 до 240 часов при отбывании не более чем по 4 часа в день). Это наказание состоит в выполнении в свободное от работы или учебы время общественно полезных работ;

2) исправительные работы (от 6 месяцев до 2 лет). Из суммы заработка осужденного производится удержание в доход государства от 10 до 20 %;

3) служебные ограничения для военнослужащих (на срок от 6 месяцев до 2 лет). Из суммы денежного обеспечения осужденного производится удержание в доход государства от 10 до 20 %. Во время отбывания осужденный не может быть повышен по должности, в воинском звании, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного звания;

4) арест (на срок от 1 до б месяцев);

5) ограничение свободы (на срок от 1 до 5 лет). Наказание состоит в содержании лица в уголовно-исполнительном учреждении открытого типа без изоляции от общества под надзором и с обязательным привлечением к труду,

6) содержание в дисциплинарном батальоне военнослужащих (на срок от 6 месяцев до 2 лет). Этот вид наказания применяется только по отношению к военнослужащим срочной службы;

7) лишение свободы на определенный срок (от 1 до 15 лет);

8) пожизненное лишение свободы.

Основные наказания могут назначаться лишь как самостоятельные виды.

Виды дополнительных наказаний:

1) лишение воинского, специального звания, ранга, чинам или квалификационного класса;

2) конфискация имущества.

Эти наказания не могут назначаться как самостоятельные, они присоединяются к основным наказаниям.

Виды наказаний, которые могут назначаться в качестве основных и дополнительных:

1) штраф (от 30 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан);

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок от 2 до 5 лет — как основное наказание и на срок от 1 года до 3 лет — как дополнительное наказание).

Эту группу наказаний можно применять как самостоятельно, так и присоединять их к основным наказаниям.

 

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ

 

Государственный бюджет Украины — это централизованный фонд финансовых ресурсов государства, необходимый для материального воплощения функций Украинского государства. Он утверждается Верховной Радой Украины в форме закона на один календарный год.

 Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов, к которым относятся:

1) бюджет Автономной Республики Крым;

2) областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах;

3) бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений).

Государственный и местный бюджет могут состоять из общего и специального фондов.

Общий фонд бюджета включает:

1) все доходы бюджета, кроме предназначенных для зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета относят налоговые поступления, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций и др.;

2) все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на выполнение функций государства, задач местного самоуправления;

3) финансирование общего фонда бюджета. Данный раздел общего фонда бюджета определяет источники покрытия дефицита бюджета, а также расходование финансов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами.

Специальный фонд бюджета включает:

1) бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;

2) гранты или подарки, полученные распорядителями бюджетных средств для конкретной цели;

3) разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.

 

ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО ВИДЫ

 

Для осуществления функций государства и содержания государственного аппарата необходимы финансовые средства. Доходы государства в значительной мере складываются из налоговых поступлений в бюджет.

Налог — это установленный государством обязательный платеж, который вносится в бюджет государства в размерах и в сроки, определенные законом.

Плательщиками налогов являются физические и юридическими лица. Уплата налогов, установленных законом, является конституционной обязанностью каждого человека. Виды налогов в Украине и порядок их внесения в бюджет определяются Законом Украины «О системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.) и другими нормативно-правовыми актами. В настоящее время Верховная Рада Украины работает над принятием Налогового кодекса Украины.

В Украине существуют следующие виды налогов:

1) по действию в пространстве различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины, плательщик вносит их в государственный бюджет (например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, акцизный сбор). Местные налоги устанавливаются местными советами, эти налоги направляются в местный бюджет (например, налог на рекламу, коммунальный налог, гостиничный сбор, рыночный сбор);

2) по методу взыскания налоговых средств различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взыскиваются непосредственно с доходов или имущества физических или юридических лиц (например, подоходный налог с физических лиц). Косвенные налоги, вносят в бюджет производители товаров и услуг, включая сумму налога в цену товара или услуги (например, налог на добавленную стоимость);

3) по субъекту уплаты различают налоги, уплачиваемые физическими лицами (например, подоходный налог), налоги, уплачиваемые юридическими лицами (например, налог на прибыль), налоги уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами (например, налог с владельцев транспортных средств):

4) по объекту налогообложения — различают налоги на имущество (например, налог на землю) и налоги на доходы (например, налог на прибыль);

5) по ставке налогообложения — прогрессивные (рассчитываются по принципу: чем выше доходы, тем выше ставка) и пропорциональные (имеют одинаковую ставку для всех налогоплательщиков независимо от размеров облагаемого имущества или доходов). Примером прогрессивного налога является подоходный налог с граждан, а пропорционального — налог на владельцев транспортных средств.

 

Содержание

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА

2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

6. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

7. П.С.О.

8. УГОЛОВНОЕ ПРАВО

9. Ф.П.



ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.