ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЛОГИСТИКА
1. Цели изучения дисциплины
Логистика – это наука об управлении материальными и сопутствующими им финансовыми и информационными потоками.
Целью данной дисциплины является получение теоретических знаний и развитие практических навыков организации и управления логистическими процессами транспортировки, складирования, грузопереработки товарной продукции, управления запасами, закупками и реализацией продукции на рынке, производственными операциями, а также процедурами заказов и логистическим сервисом.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны:
- знать основные понятия, функции и методы логистики, специфику логистического подхода к организации и управлению материальными, информационными и финансовыми потоками, процедуры построения логистических систем;
- уметь формулировать и решать задачи в области логистики закупок, транспортировки, производства, складирования и реализации;
- знать системы управления данными, принципы построения информационных систем в логистике;
- уметь ставить задачи организации и управления предприятием на базе оптимизации материальных потоков, а также решать наиболее распространенные из них.
2. Место дисциплины в учебном плане
Дисциплина «Логистика» изучается в 5-м и 6-м семестрах. Она базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин “Экономическая теория”, “Технология важнейших отраслей промышленности”, “Математика”, ”Математические методы в экономике”, “Основы маркетинга”, “Менеджмент” и других общенаучных и специальных дисциплин.
Знания, полученные в данном курсе, потребуются при изучении большинства последующих профилирующих дисциплин в области маркетинга и рекламы: “Управление маркетингом”, “Маркетинговые коммуникации”, “Планирование продукта” и других; в области бухгалтерского учета, анализа и аудита: “Бухгалтерский финансовый учет”, “Экономический анализ”, “Финансовый менеджмент” и других; а также в дисциплинах по информационным системам в маркетинге, рекламе и бухгалтерском учете.
Данная дисциплина позволит выпускникам быстрее адаптироваться в практической деятельности.
3. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля
Виды занятий и формы контроля |
Объем по семестрам
5-й сем.
Лекции, ч/нед
Практические занятия, ч/нед
Лабораторные занятия, ч/нед
Самостоятельные занятия, ч/нед
Экзамены, шт/сем
Зачеты, шт/сем
Курсовые проекты, шт/сем
Курсовые работы, шт/сем
Общая трудоемкость дисциплины составляет 221 час.
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Разделы дисциплины | Виды занятий | ||
ЛК | ЛБ | САМ | |
Введение | 1 | - | - |
1. Основы логистики | 4 | 1 | 2 |
2. Логистический менеджмент | 8 | 2 | 8 |
3. Промышленная логистика | 38 | 14 | 40 |
4. Коммерческая логистика | 26 | 26 | 30 |
5. Обеспечение логистического процесса | 8 | 8 | 5 |
ИТОГО | 85 | 51 | 85 |
4.2. Содержание разделов дисциплины
Введение
Понятие и сущность логистики. Её значение в подготовке специалистов по маркетингу, рекламе, бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.
Раздел 1. Основы логистики
1.1. Введение в логистику
Происхождение и трактовка термина «логистика». Краткая история развития логистики: основные этапы и их характеристика. Разграничение понятий коммерческой и промышленной логистики. Синонимы термина «логистика», встречающиеся в зарубежной литературе. Понятие парадигмы. Основные парадигмы логистики. Методология и научная база логистики. Перспективы развития логистики в России.
1.2. Определение логистики как науки и ее терминология
Определение логистики как теоретической науки и как прикладной бизнес-дисциплины. Сравнительный анализ определений логистики, известных в зарубежной литературе. Понятие материального потока. Основные характеристики и классификация материального потока. Понятия логистической функции и логистической операции. Классификация логистических функций. Базовый перечень логистических операций.
1.3. Логистические системы
Основные термины и понятия системного анализа. Системный подход в сфере логистики. Понятие логистической системы (ЛС) и ее характеристики. Классификация ЛС. Элементы и формы связей в микро-ЛС. Понятия логистической цепи, логистического канала и логистической сети. Взаимодействие элементов ЛС и их формальное описание. Понятие логистических издержек.
Лабораторный практикум
Лабораторный практикум проводится по отдельным разделам курса с целью закрепления теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельного изучения рекомендуемой литературы, а также выработки необходимых практических навыков по организации и управлению процессом товародвижения.
Лабораторный практикум по логистике включает в себя решение следующих задач:
1. Организация производственного процесса во времени: обработка партии предметов по нескольким операциям (последовательный, параллельный и смешанный виды движения партии предметов по операциям); обработка нескольких партий деталей.
2. Построение подетально-пооперационного календарного плана графика, определение оптимальной последовательности запуска деталей в обработку методами Джонсона, Петрова-Соколицына.
3. Построение сетей. Расчет параметров сетей: сроков свершения событий, начала и окончания работ, резервов.
4. Организация производственных участков: расчет потребного количества и загрузки оборудования и рабочих.
5. Расчет поточных линий.
6. Оперативное управление производством: расчет ГППЗ, КПН, месячных производственных заданий цехам и участкам.
7. Управление запасами с использованием моделей EOQ, точки заказа, периода заказа, совместного заказа.
8. Пространственное планирование складской сети по методу центра тяжести.
9. Решение транспортных задач развозки и оперативное планирование в системе развозки по методу Кларка-Райта.
10. Выполнение расчетов на сети с помощью метода потенциалов и метода “мельницы”.
Курсовой проект
В курсовом проекте осуществляется оперативно-календарное планирование (ОКП) на условном машиностроительном заводе.
Индивидуально для каждого студента руководителем курсового проекта задается подетальный состав каждого изделия, а также верхний и нижний пределы выпуска изделий в соответствии с договорными обязательствами.
В курсовом проекте определяется оптимальная годовая производственная программа завода (ГППЗ), расчет которой осуществляется на ПЭВМ с использованием ППП Quantitative Systems for Business (QSB) или Statistical Graphics System (STATGRAF).
Решается также задача улучшения ГППЗ путем ликвидации диспропорций в структуре производственной мощности предприятия, производится расчет потребного количества и загрузки оборудования. (Студенты заочной формы обучения ГППЗ не рассчитывают. Им ГППЗ, а также подетальный состав изделий задаются преподавателем. Варианты индивидуальных заданий представлены в приложении 1).
Годовая производственная программа завода распределяется по кварталам и месяцам. Рассчитываются календарно-плановые нормативы: ритмы и размеры партий деталей, длительность производственного цикла их изготовления, заделы, опережения запуска и выпуска партий деталей. Определяется подетальная месячная производственная программа по цехам, строятся календарный план-график запуска и выпуска партий деталей и подетально-пооперационный календарный план-график обработки деталей.
В процессе выполнения курсового проекта студент должен практически овладеть техникой плановых расчетов и их анализа, составления моделей планирования и их решения на ПЭВМ, приобрести опыт использования нормативных, справочных и литературных данных, развить навыки самостоятельной работы, подготовиться к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Рекомендуемая литература
Основная
1. Гаджинский А.М. – Логистика: Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 375с.
2. Логистика: Учебник /Под. ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 352 с.
3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. – М.: Инфра-М, 2001. – 608 с.
4. Соколицын С.А., Дуболазов В.А. Автоматизированные системы управления машиностроительным предприятием. –Л.: ЛГУ,1980. – 284с.
Дополнительная
1. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP-II. – СПб.: Питер, 2002. – 320с.
2. Кузин Б.И., Соколицын С.А. Организация и оперативное управление машиностроительным производством. – Л.: Машиностроение, 1988. – 507с.
3. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. – М.: Изд. дом «Дашков и К0», 1999. – 412 с.
4. Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: Инфра-М, 2001. – 280 с.
5. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 389 с.
6. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами: Логистика / Пер. с англ. – СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. – 768с.
7. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 389 с.
8. Дуболазов В.А. Методические указания по дисциплине “Логистика” для заочной формы обучения. – Спб.: СПБГПУ, 2002. – 86с.
7.2. Техническое обеспечение дисциплины
Пакет прикладных обучающих программ по логистике LOGWARE, Microsoft Corp., ППП QSB, Statgraph, обучающая программа Router.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс, имеющий выход в Интернет и объединённый в локальную сеть.
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Лабораторные занятия проводятся по всем темам курса с целью закрепления практических знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельного изучения рекомендуемой литературы. При выполнении расчётов на ПЭВМ широко используются пакеты прикладных программ QSB, STATGRAF, LOGWAR, обучающая программа Router. Проводятся деловые игры, разбираются практические ситуации. Внимание уделяется не только решению задач, но и их постановке, моделированию, анализу, использовании в практике предприятий.
ВВЕДЕНИЕ
В курсовом проекте осуществляется оперативно-календарное планирование (ОКП) на условном машиностроительном заводе, состоящем из трех цехов: первый и второй — механические, третий — сборочный. Известны состав и количество оборудования по цехам, сменность его работы. На заводе обрабатывается и собирается определенная номенклатура деталей (10 наименований) и изделий (5 наименований). Заданы маршрут и трудоемкость обработки деталей по группам взаимозаменяемого оборудования, другие нормативно-справочные данные, необходимые для ОКП.
В процессе ОКП необходимо установить, в каких производственных подразделениях и когда должны выполняться производственные задания по изготовлению деталей и сборке изделий, подлежащих выпуску. Правильная организация ОКП должна обеспечить равномерное выполнение заданного плана выпуска продукции по количеству и номенклатуре с наилучшими технико-экономическими показателями.
Основой ОКП являются календарно-плановые нормативы (КПН), позволяющие произвести взаимную увязку календарных планов и согласование работы взаимосвязанных рабочих мест, участков, цехов и обеспечивающие наиболее эффективное использование оборудования, материальных и денежных ресурсов предприятия.
Рассчитанные КПН и результаты распределения годовой производственной программы завода по плановым периодам используются для составления подетальной месячной производственной программы цехам, графика запуска и выпуска партий деталей по цехам, подетально-пооперационного календарного плана-графика.
При решении и исследовании данных задач рекомендуется использовать ПЭВМ с составлением студентами индивидуальных программ. В процессе выполнения курсового проекта студент должен практически овладеть техникой плановых расчетов и их анализа, составления моделей планирования и их решения на ПЭВМ, приобрести опыт использования нормативных, справочных и литературных данных, развить навыки самостоятельной работы, подготовиться к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта.
По возможности все расчеты должны быть сведены в таблицы, формы которых приведены в данных методических указаниях. Графическая часть проекта содержит календарный план-график (КПГ) запуска-выпуска партий деталей и подетально-пооперационный КПГ. По каждому разделу проекта студентом дается краткое описание существа вопроса, примеры и результаты расчета, их анализ.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Исходные данные по курсовому проекту приведены в таблицах 1 - 4.
Таблица 1
Общие исходные данные
Показатель | Обозначение | Единица измере-ния | Значение показате-ля |
Резервное опережение между цехами | Т р | раб. дн | 1 ... 3 |
Резервное опережение перед сборкой изделий | Т р. сб | раб. дн | 3 ... 5 |
Длительность производственного цикла сборки изделий | Т ц. сб | раб. дн | 2 ... 5 |
Ритм запуска-выпуска партий изделий на сборке | R | раб. дн | 1 |
Межоперационное время | t мо | ч | 2 ... 8 |
Число смен работы | K см | — | 2 |
Продолжительность смены | T см | ч | 8 |
Коэффициент выполнения норм времени | | — | 0,9 ... 1,4 |
Процент времени простоя оборудова-ния в ремонте от номинального фонда времени | P пр | % | 5 ... 15 |
Таблица 2
Исходные данные об обработке деталей по группам оборудования
Номер цеха
Номер груп-пы взаимоза-меняемого оборудования
Количест-во единиц оборудо-вания в группе
Норма штучно-калькуляционного
времени обработки деталей по операциям t шк ij, ч/шт
Таблица 3
Фактические остатки деталей в заделах (в процентах от нормативных заделов)
Вид задела
Показатель
Номера изделий
В табл. 4 показано, что в изделие 2 входят деталь 4 в количестве 1 штука, деталь 6 в количестве 1 штука и деталь 7 в количестве 2 штуки, а в изделие 3 входит деталь 2 в количестве 2 штуки, деталь 3 в количестве 3 штуки и деталь 1 в количестве 1 штука.
Индивидуальное задание (количество изделий, выпускаемых заводом за год; номера деталей, входящих в каждое изделие; применяемость (комплектность) деталей в изделиях) задается каждому студенту преподавателем.
Дополнительные сведения
Условно задается, что на каждой группе оборудования выполняется одна операция, поэтому принимается, что индекс группы оборудования соответствует индексу операции.
Технологический процесс обработки деталей и группы оборудования, на которых выполняются операции, выбираются студентом самостоятельно.
Самостоятельно студентом выбираются и значения показателей, по которым в табл. 1 приведены предельные значения.
Номера изделий
1
2
3
4
5
Трудоемкость изготовления первого изделия в первом цехе с учетом выполнения норм времени (Т11) определяется как
T11 = 0,67 560 + 0,58 159 + 1,83 530 + 0,67 3768 + 1,0 490 4451,9,
где 0,67; 0,58; 1,83; 0,67 и 1,0 –– трудоемкость изготовления первого, второго, третьего, четвертого и пятого изделий на первой группе оборудования в первом цехе с учетом коэффициента выполнения норм времени (табл. 5); 560; 159; 530; 3768; 490 –– выпуск этих изделий за год (из табл. 4 –– индивидуального задания).
Результаты расчета Тsl заносятся в графу 5 табл. 6.
Эффективный фонд времени единицы оборудования s-й группы в l-м цехе Фўэф sl равен
Фўэф sl = Фн (1 - Рпp s /100), | (5) |
где Фн — номинальный фонд времени работы единицы оборудования за год, ч/год; Рпp s — процент времени простоя s-й группы оборудования в ремонте, % (выбирается студентом самостоятельно с учетом табл. 1).
Номинальный фонд времени работы единицы оборудования определяется по производственному календарю планируемого года по формуле
(6) | ||
или | ||
Фн = Др Ксм Тсм – Тпр | (7) |
где Др – число рабочих дней в году, раб.дн.; Ксм – число рабочих смен в рабочем дне, см.; Тсм – продолжительность смены, ч.; Тпр –– число часов, на которое сокращена продолжительность смены в предпраздничные дни., ч.
Номинальный фонд времени в 2002 году при двухсменной работе при расчете по формуле (6) составил
Фн = 242 2 8 + 8 2 7 = 3984 (ч/год),
где 242 –– число полных рабочих дней в 2002 году; 2 –– две рабочих смены в сутки; 8 –– продолжительность смены, ч.; 8 –– число предпраздничных дней в 2002 году; 7 –– продолжительность сокращенной предпраздничной рабочей смены, ч. (на один час короче).
Можно произвести расчет Фн по формуле (7).
Фн = 250 . 2 . 8 –8 .2 .1= 3984 (ч/год),
где 1 –– число часов (один), на которое сокращена смена в предпраздничный день, ч.
Эффективный фонд времени единицы оборудования первой группы в первом цехе (Фэф 11) в 2002 году составит:
Фўэф 11 = 3984 (1 – 12/100) = 3505,9 (ч/год),
где 12 –– процент времени простоя оборудования в плановом ремонте (табл. 1).
Тогда для выполнения ГППЗ в первом цехе потребуется следующее количество единиц первой группы оборудования:
q11= ] [ = 2 ед.
Результаты расчета Тsl, Фўэф sl и qsl вносятся в табл. 6. По этим данным можно рассчитать излишнее оборудование ( qsl) (графа 10 табл. 6) как разницу между установленным (qўsl) и потребным (qsl) оборудованием по каждой группе:
qsl = qўsl – qsl
Определяют также коэффициент загрузки установленного оборудования
αўsl =
и коэффициент загрузки потребного оборудования
αsl = .
Пример. Для первой группы оборудования в первом цехе
q11 = 5 – 2 = 3 (ед.)
αў11 = = 0,25
α11 = =0,63
Данные табл. 6 позволяют оценить загрузку оборудования ГППЗ и на ее основе выработать предложения по повышению эффективности использования оборудования. Например, загрузить его дополнительной продукцией, требующей обработки только на неиспользуемом оборудовании, сдать излишнее оборудование в аренду, продать излишнее оборудование и т.д.
Эффективный фонд времени работы s-й группы оборудования в l-м цехе
Фэфsl = Фўэфsl qsl . | (8) |
Таблица 6
Потребное количество оборудования для выполнения ГППЗ и загрузки установленного оборудования
Номера цеха | Номер группы оборудования | Плановый простой обору-дования в ремонте Рпр, % | Эффективный фонд времени единицы обо-рудования Фўэф sl, ч/год | Трудоемкость ГППЗ Тsl, ч/год | Потребное количество оборудования qsl, шт. | Количество установлен-ного оборудования, шт. | Эффективный фонд вре-мени установленного обо-рудования Фэфsl, ч/год | Коэффициент загрузки установленного оборудования | Количество лишнего (+) и недостающего (-) оборудования, шт. | Коэффициент загрузки потребного оборудования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | 1 | 12 | 3505,9 | 4451,9 | 2 | 5 | 17529,5 | 0,25 | 3 | 0,63 |
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | 4 | |||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 |
РАСЧЕТ КАЛЕНДАРНО-ПЛАНОВЫХ НОРМАТИВОВ
Научно обоснованные календарно-плановые нормативы (КПН) являются основой качественного оперативно-календарного планирования, служат исходной базой для составления взаимосвязанных планов, обеспечивающих равномерную работу рабочих мест, участков, цехов и эффективное использование основных фондов, материальных и трудовых ресурсов, облегчают оперативный контроль за ходом производства и регулирование производственного процесса.
Состав КПН различен в зависимости от типа производства и других факторов. В серийном производстве, рассматриваемом в курсовом проекте, основными КПН являются размеры и ритмы партий деталей, сборочных единиц и изделий; длительность производственных циклов обработки партий деталей, сборки сборочных единиц и изделий; опережения запуска и выпуска партий деталей и сборочных единиц; размеры заделов.
Итого
2,14
…
Коэффициент параллельности d 2
1,0
…
Размер партии деталей ni 1
33
…
Длительность производственного цикла во втором цехе Тц i 2
6
…
Заделы, шт
Опере-жение выпуска, шт
Опере-жение запуска, шт
цикловой Нц
оборотный Ноб
резервный Нр
Нормативное Ов i1
Фактическое Ов i1
Нормативное Оз i1
Фактическое Оз i1
нормативный, шт
Факти-ческий
нормативный, шт
Факти-ческий
нормативный, шт
Факти-ческий
2
3
4
5
6
7
8
1
1650
6,6
1
5
33
4
26
2
5
33
6
40
3
1
7
3
20
2
3
…
…
…
…
…
…
…
10
1
2
3
Номера деталей
Календарно-плановые нормативы
Номер партии
1
2
3
4
5
Дата запуска и выпуска партий деталей в первом цехе на январь 200… года, раб. дн
D з l5
16
…………………………………………………………………………………….
По выпуску
126
82
По запуску
152
100
Рабочие дни
22
7
267
38/309
4
113
20/155
21
7
260
3
109
20
7
253
4
106
20/135
19
7
246
3
102
18
7
239
4
99
17
7
232
38/271
3
95
16
7
225
4
92
15
6
218
3
88
14
6
212
4
85
20/115
13
6
206
3
81
12
6
200
38/233
4
78
11
6
194
3
74
10
6
188
4
71
9
6
182
3
67
8
6
176
3
64
7
6
170
3
61
6
6
164
3
58
5
6
158
38/
195
3
55
4
6
152
3
52
20/75
3
6
146
12/
157
3
49
2
6
140
3
46
1
6
134(128+6)
3
43(40+3)
22/55
Показатели плана-графика
Выпуск за день
Выпуск нарастающим итогом с начала года
График запуска партий деталей
Выпуск за день
Выпуск нарастающим итогом с начала года
График запуска-выпуска партий деталей
Срок выпуска первой партии деталей Dв il , раб. дн.
Принятый
3
1
Расчетный
3
2
Выпуск нарастающим итогом с начала года, шт.
Фактический
Nв il
145
33
Планируемый
Nв il
128
40
Средне дневной выпуск деталей из цеха
6,3
3,3
Месячная программа по выпуску Nвм il
122
80
Номер детали
1
2
Составление подетально-пооперационного КПГ — многовариантная, сложная и трудоемкая задача. Многовариантность ее обусловливается двумя моментами:
1) выбором партии деталей конкретного наименования из числа всех, требующих обработки на соответствующей группе взаимозаменяемого оборудования (рабочем месте),
2) выбором из группы взаимозаменяемого оборудования рабочего места для обработки на нем рассматриваемой партии деталей.
В зависимости от целей подетально-пооперационные КПГ могут составляться на различные отрезки времени: на месяц — для получения более обоснованных месячных производственных программ, а также сроков запуска и выпуска партий деталей, увязанных с загрузкой оборудования; неделю, декаду — для моделирования хода производства с целью его анализа и выявления "узких мест", а также для выполнения при устойчивом ходе производства; на сутки — при составлении сменно-суточных заданий с учетом фактического хода производства — в качестве руководства для выполнения.
В курсовом проекте подетально-пооперационный КПГ строится для одного цеха — того же, что и подетальный КПГ, на основе следующих данных:
- по цеху известны номенклатура обрабатываемых деталей, состав оборудования и сменность его работы;
- по наименованию детали заданы маршрут обработки по операциям — группам оборудования (устанавливаются студентами), календарно-плановые нормативы, сроки выпуска партий деталей исходя из подетального КПГ;
- по деталеоперации даны норма штучно-калькуляционного времени, закрепление за группой взаимозаменяемого оборудования (рабочим местом), длительность обработки партии деталей в сменах, определяемая по формуле
ni tшк ij tn ij = –––––––––––––– g j Tсм | (45) |
Построение подетально-пооперационного КПГ по каждой партии деталей вручную производится обратно ходу технологического процесса, начиная с последней операции, срок окончания которой берется из подетального КПГ. Время контроля и транспортировки партии деталей с операции на операцию задается самими студентами, например, в пределах 0…3 часа.
При построении подетально-пооперационного КПГ стремятся выдержать сроки выпуска партии деталей из цеха, минимизировать простои оборудования и сократить время пролеживания партий деталей между операциями.
При совпадении сроков изготовления нескольких партий деталей на одном рабочем месте производят сдвиг на более ранний срок изготовления менее трудоемких деталей. Это, с одной стороны, обеспечивает выпуск ее к сроку, а с другой — не приводит к значительному увеличению незавершенного производства.
Если деталеоперация закреплена за группой взаимозаменяемого оборудования, то она включается в КПГ по тому рабочему месту, которое свободно или быстрее всего освободиться, то есть где данная партия деталей может быть обработана раньше всего. Количество рабочих мест, на которых одновременно обрабатывается партия деталей, вид движения партии деталей по операциям (последовательный или параллельно-последовательный), а также размер транспортной партии деталей выбираются в процессе построения КПГ исходя из требований сокращения Tц il (особенно для отстающих партий деталей), простоев оборудования, межоперационного пролеживания партий деталей при условии обеспечения непрерывности обработки партии деталей.
Подетально-пооперационный КПГ составляется по форме, приведенной в табл. 14. Над длительностью обработки партии деталей на каждом рабочем месте (операции), которые для разных наименований деталей следует рисовать разноцветными карандашами или разными линиями, указывается номер детали с индексами, соответствующими номеру операции и порядковому номеру партии деталей в течение планируемого месяца. Например, А31 означает, что первая партия детали А обрабатывается на третьей операции.
В результате составления подетально-пооперационного КПГ получается график загрузки каждого рабочего места. Он дает большие возможности для анализа. С помощью его студентам необходимо проанализировать время межоперационного пролеживания, длительность производственных циклов обработки партий деталей, получить информацию о плановых простоях каждого рабочего места, группы взаимозаменяемого оборудования в цехе, сравнить эти данные с нормативными, заданными в качестве исходных данных в табл.1 и др.
После построения подетально-пооперационного КПГ необходимо перенести полученные по нему с учетом загрузки оборудования сроки изготовления партий деталей на подетальный календарный план-график в табл. 13, выделив их другим цветом, и сравнить.
Таблица 14
Подетально - пооперационный КПГ для цеха ... на ... месяц 200... года
Номера станков | Наименования станков |
В 11 А 21 С 21 ÈÈÈÈÈÈÈÈÈÈ
С 11 А 31 В 31 ÈÈÈÈÈÈÈÈÈ
Tц А
Tц В
Tц С
| |||||||||||||||||||||
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Выполнение курсового проекта начинается после выдачи студенту индивидуального задания. Сдача курсового проекта на проверку и защита происходит в порядке и в сроки, установленные учебным графиком.
Для написания курсового проекта студентом используются конспекты лекций, практических занятий, литература, рекомендуемая преподавателем и настоящими методическими указаниями.
Пояснительная записка оформляется на листах белой бумаги желательно формата А5 (148х210 мм), но можно и формата А4 (210х297 мм). Для формата А5 рекомендуется шрифт «кегль 10» через 1 межстрочный интервал, поля по 1,8 мм. Для формата А4 рекомендуется шрифт «кегль 14» через 1,5 межстрочных интервала, поля – по 20 мм.
Текст печатается на принтере, машинке или пишется от руки темными чернилами (пастой). Допускаются исправления путем подчистки, закрашивания белой краской, заклеивания полосками бумаги.
Страницы нумеруют арабскими цифрами в правом верхнем углу. Титульный лист, реферат и содержание включают в общую нумерацию. Нумерация страниц начинается с содержания.
Каждая структурная часть текста начинается с новой страницы с заголовка, написанного прописными буквами: РЕФЕРАТ, СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Текст основной части делится на разделы, подразделы и пункты. Разделы нумеруются арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела: "1.2.".
Перечисления в тексте при необходимости обозначают арабскими цифрами с круглой скобкой: "1)".
Заголовки разделов располагают на отдельной строке симметрично тексту, заголовки подразделов - с абзаца (15-17 мм от края поля). Заголовки разделов пишут прописными буквами, заголовки подразделов - строчными (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точки в конце заголовка не ставят. Подчеркивание заголовка не допускается.
В тексте не допускается:
- сокращать наименования единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц в головках и боровиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;
- использовать знак "-" перед отрицательными значениями величин, следует писать "минус";
- употреблять математические знаки ">", "<" , "=" и т.п., а также знаки "N" и "%" без цифр;
- применять индексы стандартов "ГОСТ Р", "ОСТ", "РСТ" без регистрационного номера.
Иллюстрации выполняют карандашом, пастой, чернилами или тушью темного цвета на белой или клетчатой бумаге, миллиметровке или кальке. Иллюстрации могут быть расположены по тексту после первой ссылки на них или на отдельных листах так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации должны иметь название, располагающееся над рисунком, и могут иметь поясняющие надписи под ним. Иллюстрации обозначают словом "Рис." и нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела: "Рис.3.1".
При ссылке на иллюстрацию указывают ее порядковый номер: "рис.1.2".
Для снижения объема и трудоемкости исполнения работы в текстах применяют сокращения. Существуют общепринятые сокращения, например: вуз (высшее учебное заведение), ГОСТ (государственный общероссийский стандарт) и др. Применять общепринятые сокращения следует в соответствии с ГОСТ 7.12-77 «СИБИД. Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании».
Таблицу размещают, по возможности без разрыва, после первого упоминания так, чтобы ее было удобно читать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке. Таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами: "Таблица 2.1". На все таблицы должны быть ссылки в тексте: "табл.2.2".
Таблица должна иметь заголовок, расположенный ниже ее номера и начинающийся с прописной буквы. Если все показатели, приведенные в таблице, имеют одинаковую единицу измерения, то ее обозначение помещают над таблицей через запятую после заголовка. Обозначение единицы, общей для всех данных в строке или графе, указывают в соответствующей строке боковика или в заголовке графы.
Делить головки таблицы по диагонали не допускается.
При переносе таблицы на другой лист заголовок помещают только над первой частью, а головку или боковик повторяют на каждом листе. В правом верхнем углу пишут "Продолжение табл.2.3".
Формулы выделяют из текста свободными строками, если к ним есть пояснения. Пояснение значений символов приводят под формулой, отделив ее запятой, в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Первая строка начинается со слова "где" без двоеточия, значение каждого символа следует с новой строки. Формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела только при наличии ссылок на них в тексте, помещают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Ссылки на формулы указывают порядковые номера формул в скобках: "в формуле (2.1)".
Титульный лист оформляется по прилагаемой форме (Приложение 1). Реферат содержит перечень ключевых слов и краткую аннотацию проекта (Приложение 2).
Приложение 1
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра "Предпринимательство и коммерция"
Курсовой проект
по дисциплине "Логистика"
на тему "Оперативно-календарное планирование на промышленном предприятии"
Выполнил: студент __________ группы
_________________________
(подпись)
_________________________
(Фамилия.И.О.)
Принял: ___________________________
(должность, ученая степень)
___________________________
(подпись)
___________________________
(Фамилия.И.О.)
___________________________
(Дата)
Санкт-Петербург
200_
Приложение 2
Петров И.М. Оперативно-календарное планирование на промышленном предприятии: Курсовой проект по дисциплине "Логистика". СПб.: СПбГПУ, 200_, стр. __, рис. __, табл. __, приложений __.
ОПЕРАТИВНО-КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ПАРТИЯ ДЕТАЛЕЙ, ПЛАН-ГРАФИК, ГОДОВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАВОДА, ЗАПУСК, ВЫПУСК и т.д. (ключевые слова)
В курсовом проекте осуществляется оперативно-календарное планирование на условном машиностроительном заводе. Определяется оптимальная годовая производственная программа завода (ГППЗ), производится ее расчет и т.д.
ЛОГИСТИКА
Методические указания
Составитель: Дуболазов Виктор Андреевич
Лицензия ЛР №020593 от 07.08.97
Подписано в печать 30.04.2002. Формат 60´84/16.
Печать офсетная. Усл. печ. л.3,2 Уч.-изд. л. 3,2 Тираж 500.
Заказ
Отпечатано с готового оригинал-макета, предоставленного составителем,
в типографии Издательства СПбГПУ.
195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29.
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет
ЛОГИСТИКА
Методические указания
Санкт-Петербург
Издательство СПбГПУ
2003
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЛОГИСТИКА
1. Цели изучения дисциплины
Логистика – это наука об управлении материальными и сопутствующими им финансовыми и информационными потоками.
Целью данной дисциплины является получение теоретических знаний и развитие практических навыков организации и управления логистическими процессами транспортировки, складирования, грузопереработки товарной продукции, управления запасами, закупками и реализацией продукции на рынке, производственными операциями, а также процедурами заказов и логистическим сервисом.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны:
- знать основные понятия, функции и методы логистики, специфику логистического подхода к организации и управлению материальными, информационными и финансовыми потоками, процедуры построения логистических систем;
- уметь формулировать и решать задачи в области логистики закупок, транспортировки, производства, складирования и реализации;
- знать системы управления данными, принципы построения информационных систем в логистике;
- уметь ставить задачи организации и управления предприятием на базе оптимизации материальных потоков, а также решать наиболее распространенные из них.
2. Место дисциплины в учебном плане
Дисциплина «Логистика» изучается в 5-м и 6-м семестрах. Она базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин “Экономическая теория”, “Технология важнейших отраслей промышленности”, “Математика”, ”Математические методы в экономике”, “Основы маркетинга”, “Менеджмент” и других общенаучных и специальных дисциплин.
Знания, полученные в данном курсе, потребуются при изучении большинства последующих профилирующих дисциплин в области маркетинга и рекламы: “Управление маркетингом”, “Маркетинговые коммуникации”, “Планирование продукта” и других; в области бухгалтерского учета, анализа и аудита: “Бухгалтерский финансовый учет”, “Экономический анализ”, “Финансовый менеджмент” и других; а также в дисциплинах по информационным системам в маркетинге, рекламе и бухгалтерском учете.
Данная дисциплина позволит выпускникам быстрее адаптироваться в практической деятельности.
3. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля
Виды занятий и формы контроля |
Объем по семестрам
5-й сем.
Лекции, ч/нед
Практические занятия, ч/нед
Лабораторные занятия, ч/нед
Самостоятельные занятия, ч/нед
Экзамены, шт/сем
Зачеты, шт/сем
Курсовые проекты, шт/сем
Курсовые работы, шт/сем
Общая трудоемкость дисциплины составляет 221 час.
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Разделы дисциплины | Виды занятий | ||
ЛК | ЛБ | САМ | |
Введение | 1 | - | - |
1. Основы логистики | 4 | 1 | 2 |
2. Логистический менеджмент | 8 | 2 | 8 |
3. Промышленная логистика | 38 | 14 | 40 |
4. Коммерческая логистика | 26 | 26 | 30 |
5. Обеспечение логистического процесса | 8 | 8 | 5 |
ИТОГО | 85 | 51 | 85 |
4.2. Содержание разделов дисциплины
Введение
Понятие и сущность логистики. Её значение в подготовке специалистов по маркетингу, рекламе, бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.
Раздел 1. Основы логистики
1.1. Введение в логистику
Происхождение и трактовка термина «логистика». Краткая история развития логистики: основные этапы и их характеристика. Разграничение понятий коммерческой и промышленной логистики. Синонимы термина «логистика», встречающиеся в зарубежной литературе. Понятие парадигмы. Основные парадигмы логистики. Методология и научная база логистики. Перспективы развития логистики в России.
1.2. Определение логистики как науки и ее терминология
Определение логистики как теоретической науки и как прикладной бизнес-дисциплины. Сравнительный анализ определений логистики, известных в зарубежной литературе. Понятие материального потока. Основные характеристики и классификация материального потока. Понятия логистической функции и логистической операции. Классификация логистических функций. Базовый перечень логистических операций.
1.3. Логистические системы
Основные термины и понятия системного анализа. Системный подход в сфере логистики. Понятие логистической системы (ЛС) и ее характеристики. Классификация ЛС. Элементы и формы связей в микро-ЛС. Понятия логистической цепи, логистического канала и логистической сети. Взаимодействие элементов ЛС и их формальное описание. Понятие логистических издержек.
Раздел 2. Логистический менеджмент
2.1. Понятие логистического менеджмента
Роль логистики в реализации миссии фирмы, ее стратегии и тактики на рынке. Логистический менеджмент в системе менеджмента фирмы. Логистический микс или правило «семи R».
2.2. Логистическая среда
Логистическая среда и ее отдельные составляющие. Классификация и характеристика элементов логистического окружения, их влияние на принятие конкретных логистических решений на макро- и микро-уровне.
2.3. Разграничение функций логистики, маркетинга и производства
Проблема разграничения функций логистики с другими областями менеджмента. Понятие утилиты. Примеры взаимодействия логистики и маркетинга на основе правила «четырех P».
Дата: 2019-12-10, просмотров: 191.