1.Сыма Цзянь (145-86 гг.до н.э.) - китайский историк, автор труда «Ши цзы» («Исторические хроники») Сын Сыма Тана - главного летописца китайского правителя. В качестве наследства Сыма Цзяню достались как должность, так и собранные исторические сведения. В своем вышеуказанном труде Сыма Цзянь отразил историю Китая с древнейших времен до конца 2 в.до н.э. В одном из разделов своего труда, посвященном истории хуннов, Сыма Цзянь поместил события
201 года до н.э., когда правитель хунну шаньюй Модэ подчинил себе некоторые племена, в том числе и гяныуней. Учеными доказано, что гяныунями (гэгунь, цйгу, киту и др.) китайцы называли древних кыргызов. Эти сведения, являясь первым упоминанием этнонима «кыргыз», имеют огромное значение для истории Кыргызстана.
2. Барс-бек - Ынанчу Алп Бильге - правитель кыргызского государства на Енисее, выходец из древней кыргызской правящей династии. Род Барсбека находился под особым покровительством божества Умай-Эне. Его родственники носили редкий титул «Умайбег». Обладал незаурядными личными качествами, благодаря которым он смог возглавить кыргызское государство в сложных внешнеполитических условиях — условиях захватнических устремлений Второго Восточно-Тюркского каганата. С целью борьбы с тюрками к 709 году в результате успешных дипломатических усилий он организовал антитюркскую коалицию, в состав которой, кроме кыргызов, вошли империя Тан и Тюргешский каганат. Однако каган восточных тюрок Капаган опередил действия союзников и первым, внезапно напал на кыргызов. В 711 году Барс-бек погиб в бою.
3. Ж.Баласагуни и его поэма «Кутадгу билиг». Родился примерно в 1010-1016 (1018) г.г. в г.Баласагын (окрестности современного г.Токмок). Был высокообразованным человеком своей эпохи: имел познания в таких отраслях наук, как математика, медицина, литература, история, философия, этика и эстетика, был знатоком арабской и ирано-таджикской поэзии, фольклора тюрок и языка фарси. ЖБаласагын - автор величайшего произведения - поэмы «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») или («Наука об управлении государством»). Свой труд автор преподнес в дар правителю Кашгара Тавгач Бугра Карахану Абу-Али Хасану, который по достоинству оценил это произведение: поэту было присвоено высокое звание Улуг Хасс-Хажиб (по-арабски, хасс - уважаемый человек при дворе правителя). Этого звания удостаивались только самые авторитетные и наиболее приближенные ко двору хана личности.
«Благодатное знание» Жусупа Баласагына - это труд, написанный в стиле распространенного в восточной культуре этико-дидактического жанра, характерной чертой которого, является назидательно-воспитательная направленность содержания. Это своего рода духовная, нравственно-этическая энциклопедия, в которой отражены история, культура, религиозные воззрения общества, в котором жил автор. В нем содержится информация о месте и роли социальных групп об общественных нормах и правилах. Есть и рассуждения о таких общечеловеческих понятиях, как добро и зло, правда и ложь, великодушие и жадность, благоразумие и невыдержанность и др.
Жусуп Баласагын размышляет в своем труде над такими понятиями, как сущность и цель человеческой жизни, делая такой вывод, что каждый человек, независимо от своего социального положения должен прожить достойную жизнь, принося людям только добро доставлять радость. Имя человека может сохраниться в благодарной памяти людей только благодаря этому. В жизни нет ничего выше доброго и внимательного отношения к людям, уважения их человеческого достоинства. Такие человеческие пороки, как жадность, зависть, хвастливость, высокомерие нужно осуждать и изживать. Таким образом, основу этико-философского, политического и социального мировоззрений Ж.Баласагына, отраженных в его знаменитой дидактической поэме, составляет гуманизм и общечеловеческие морально-нравственные ценности.
4. Махмуд Кашгари и его произведение «Дивану лугат ат тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Махмуд Кашгари, как и Ж.Баласагын также является крупнейшим мыслителем и видным ученым XI века. Годы его рождения и смерти не установлены. Родом он с южного побережья Иссык-Куля (Барсган). Позднее он переселился
в Кашгар и стал создавать свои труды под именем Махмуда Кашгари. Получил хорошее по тем временам образование в Кашгаре, Бухаре, Самарканде, Нишапуре, Багдаде. Он владел арабским языком, хорошо знал жизнь, обычаи многих тюркских народов. «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари представляет собой средневековую энциклопедию жизни тюркских народов, отразившую их быт, этнонимы и топонимы, родоплеменное деление, термины родства, титулы и наименования должностных лиц, названия видов животных и птиц, народный календарь, познания тюрок в области астрономии, и медицины и др. Особый ингерес представляет его круглая карта мира и
сведения о социальной структуре общества, об экономике и культуре тюрок.
Словарь Махмуда Кашгари - это не только исторический и философский источник, он представляет немалую ценность и как сборник социально-философской мысли тюркских народов, отразивший их мировосприятие, этические нормы поведения, уровень мышления людей.
5. Мухаммед Кыргыз (Тагай бий) - первый известный предводитель кыргызов 16 века, объединивший два племенных объединения — «правого» и «левого» крыла кыргызов, проживавших на территории современного Кыргызстана. Территория, где он предводительствовал, называлась «кыргызский улус», а сам Мухаммед кыргыз был удостоен титула бека (Эмира). Всю жизнь он посвятил
дальнейшему объединению, усилению мощи кыргызов. Когда могольские ханы попытались захватить Кыргызстан и юго-восточные области Казахстана, Мухаммед Кыргыз заключил с казахскими правителями союз в целях совместных действий против общего врага. Под его предводительством кыргызы принимали активное участие в
походе казахов против Шейбанидов. Во время похода на Туркестан Мухаммед взял в плен узбекского царевича Абдуллу, но затем освободил его. Это явилось поводом для хана моголов Сайд хана для нападения на кыргызов. В 1517 году войска моголов вторглись во владения кыргызов. Кыргызы потерпели поражение, сам Мухаммед попал в плен и был уведен в Кашгар. Султан Сайд держал предводителя кыргызов в Кашгарской тюрьме, но позже он освободил Мухаммед Кыргыза, так как ему выгоднее было использовать влияние и авторитет Мухаммеда в своих политических целях. Однако, вернувшись на родину, Мухаммед вновь стал собирать силы для борьбы с моголами. В 1524 году он в ставке кыргызов (Кочкор) заключил договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов. Султан Сайд приказал тайно схватить Мухаммеда и отправить в Кашгар, где предводитель кыргызов находился до самой своей смерти (1533г.)
6. Захириддин Мухаммед Бабур - основатель империи великих Моголов (1483-1530гг.) - основатель империи Моголов в Индии (1526г.), государственный деятель, поэт и писатель. Бабур был очень знатен по своему происхождению. Его отец, Омар Шейх, был внуком знаменитого Амира Темира. Мать - Нигар Ханым происходила из рода Чингизхана. Отец Нигар ханым, Юнус хан правил Моголистаном на Тянь-Шане.
В 12 летнем возрасте после нелепой гибели отца (он упал с голубятни), Захиреддин Бабур унаследовал престол Ферганы. Однако с тех пор он не знал спокойных дней в борьбе за восстановление единства государства. В 1504 году после ряда ожесточенных сражений с узбеками Шейбанихана он был вынужден уйти из Средней Азии в Афганистан. В 1519 году он организовал поход в Индию ив 1526 году завоевал ее северную часть. Владения Бабура простирались от Кабула до Бенгалии, включая г.Дели.
Династия Бабура получила название у европейцев «Великие моголы» в память о происхождении основателя и потому, что большинство его войск составляли тянь-шанские моголы. Его государство достигло культурного и экономического рассвета. Так, одно из чудес света - Тадж-Махал был сотворен потомками Бабура.
Бабур был не только полководцем, но также поэтом и историком. Он оставил потомкам замечательную книгу - «Бабур-намэ», он является создателем ряда лирических произведений, многие из которых переведены на кыргызский язык.
Скончался Бабур после тяжелой болезни в 1530 году и похоронен в Кабуле. Династия великих Моголов надолго пережила своего основателя и была упразднена англичанами лишь в 1858 г.
7.Атаке-бий (Тьгаай бий уулу). Годы рождения и смерти неизвестны. Известный политический деятель кыргызов второй половины 18 века. Выходец из рода сарыбагыш. В русских исторических источниках именуется «князем». В конце 50-х годов 18 века под предводительством Атаке-бия кыргызы начали освобождать северный Кыргызстан, покинутый ими в конце 20-х годов 18 века под натиском калмаков. При активной поддержке таких кыргызских баатыров, как Эр-Солтоной, Бердике, Кошой, Канай, Жайыл-Баатыр и
других он освободил Таласскую, Чуйскую, Кеминскую долину и северную часть Иссык-Куля.
Атаке бий вошел в историю как инициатор установления дружественных отношений с Россией, сумевший заручиться покровительством Российской императрицы в условиях отсутствия собственного государства, когда кыргызы со всех сторон были окружены чуждыми государствами, стремившимися завоевать кыргызские земли. В 1785 году от имени подвластных ему кыргызов он отправил послов в столицу России - Санкт-Петербург для установления связей с Российской империей.
Потомками Атаке-Баатыра являются выдающиеся личности Кыргызстана - Жантай хан, Шабдан баатыр.
8. Кубат-бий. Годрождения и смерти неизвестны. Политический деятель, военачальник и предводитель кыргызских родов, населявших Ферганскую долину во второй половине 18 в. Родоправитель племени кушчи. Он последовательно отстаивал свободу и независимость кыргызских племен от джунгарских завоевателей. Так, он возглавлял кыргызское войско объединенных в результате союза с Кокандом сил против джунгаров. В результате совместных действий враги были изгнаны из Ферганской долины.
Кокандский источник «Тарих-и-рахим-хани» называет его «царем кыргызов». Кубат бий считал себя правомочным от своего имени направлять послания китайскому императору. Правитель Китая прислушивался к мнению предводителя кыргызских племен, так как знал, какую роль способен тот сыграть в политической жизни Тянь-Шаня.
В 1855 году по призыву Жусупа-кожо из Кашгара ведущего освободительную борьбу против Цинской империи, Кубат бий во главе войска ушел в Восточный Туркестан. После этого дальнейшая его судьба неизвестна.
9. Нышаа баатыр - Нышаа Кудаймевде уулу (годы жизни приблизительно 1619-1702) - активный участник борьбы кыргызов против калмаков. Происходит из племени адыгине, рода асылбаш, однако, так как он долгое время рос среди населения племени солто, то в нескольких источниках он упоминается как выходец из этого племени. Совершил немало подвигов в борьбе за освобождение кыргызской земли от калмаков.
Известен также и тем, что когда в 1758 году северные кыргызы направили свое посольство в Пекин, его возглавил именно Нышаа батыр, так как он владел китайским языком. Кроме него в состав посольства вошли Черикчи Темир уулу - от племен буту и сарыбагыш, Тороке - от чекир-саяков, Шукур - от племени кушчу. Император Китая Цянь-Лунь тепло принял кыргызских послов, обратившихся к нему с просьбой вернуть захваченные калмаками кыргызские пастбища. Император обещал решить этот вопрос.
10. Тайлак баатыр -Тайлак Рыскул уулу (приблизительно в
1796 г. - местность Каргалык на берегу реки Нарын, погиб в 1838 годув местности Куртка) - видный участник освободительного движения кыргызов в первой половине 19 в. Выходец из племени саяк, внук Жанболота баатыра.
Чтобы укрепить свою власть над нарынскими кыргызами, коканд-цы возвели в 1832 году в Ак-Тале крепость Куртка, где были размещены более тысячи воинов. В этом же году Тайлак баатыр и его брат Атантай начали борьбу против кокандцев, однако семитысячное кокандское войско быстро подавило малочисленные силы кыргызов. Но Тайлак баатыр продолжал борьбу. Тогда Мадали хан отправил специальный отряд воинов с целью пленения Тайлак-баатыра. В урочище Тогуз-Торо они были разбиты кыргызскими воинами. В 30-годах 19 века Мадали хан вновь организует поход против кыргызского батыра, догоюрившись о совместных действиях с одним из казахских предводителей по имени Эдите. Но в схватке в местности Дубанкечуу на Суусамырском плато воины Тайлак-баатыра нанесли захватчикам сокрушительное поражение.
Лишь когда в 1838 году Тайлак баатыр был отравлен кокандским лазутчиком, кокандцам удалось покорить кыргызов Нарына.
1. Ормон хан (1791-1854г.) - манап из рода сарыбагыш, проводивший в середине 19 века активную политику по объеди-нению северных кыргызов и созданию самостоятельного государства.
В конце 1842 года в местности Кутмалды (Иссык-Куль) на курултае представителей кыргызских племен был поднят на белом войлоке и провозглашен ханом. Воеводой ему был назначен Торокелди -батыр, советником - Жантай.
У Ормона были веские основания, чтобы быть ханом кыргызов. Во-первых, сарыбагышское племя было сильнейшим, и отличалось воинственностью. Сам Ормон был богат, владел неисчислимыми стадами, имел собственное знамя, собственную крепость на перевале Санташ. Во-вторых, он получил от кокандского хана высокий государственный чин - парваначи и право собирать налоги со всех племен Северного и Центрального Кыргызстана. В третьих, он обладал безграничным влиянием на сородичей, был авторитетен и среди других племен Северного Кыргызстана.
Впоследствии, в 40-х годах 19 века Ормон хан проявил себя как талантливый, находчивый военный стратег в борьбе против войск казахского предводителя Кененсары Касымова. Совместно с воинами других кыргызских предводителей - Жантая, Жангарача, Ажыбек-баатыра, его джигиты сумели разгромить войско Кененсары. Русское правительство было удовлетворено тем, что кыргызы разгромили отряды Кененсары - серьезного противника в регионе: оно щедро наградило кыргызских предводителей. Так, Ормон хан, наряду с другими участниками победоносного похода был награжден золотой медалью и шитым золотом халатом. Однако, не все кыргызские племена признавали власть Ормон хана. Среди них был род буту, чтобы наказать непокорных, Ормон хан предпринял против них поход, но погиб в битве.
12.Полот хан (Исхак Молдо Хасан уулу). (1844-1876гг.) - один из руководителей антифеодального восстания 1873-1876 гг. против господства Кокадского ханства и русских захватчиков. Родился в кишлаке Охна Маргаланского уезда в семье Молдо Асана из рода бостон. Получил образование в медресе. Затем поселился в Андижане, стал служить у известного аталыка Кокандской орды Абдымомуна. В это время усиление гнета Кудаяр хана, проводимая им политика вытеснения из правящей орды представителей кыргызов и кыпчаков, вызвала возмущение и недовольство, в первую очередь у местной знати. Возглавляемая Шер-датка, группа кыргызских биев начинает борьбу за смещение Кудаяра. Согласно традиции, претендентом на ханский престол мог быть только представитель ханского рода. Кыргызская знать остановила свой выбор на внуке хана Алима Полот-беке - имаме одного из медресе Самарканда. Но слабохарактерный Полот бек отказался от престола. Чтобы найти выход го создавшегося положения, заговорщики собрались у аталыка Коканской орды Абдымомуна, и увидели у него Исхака, оказавшегося похожим на Полот бека. Ему предложили подменить Полота. Исхак согласился возглавить восстание. Так, под именем Полот хана, Исхак отправился в окрестности Намангана, где возглавил восстание. Он был решителен, находчив и на первом этапе, восстания ему сопутствовал успех. Но царское правительство объявило власть Полот-хана незаконной. В 1875 году русские войска под предводительством М.Д.Скобелева вошли на территорию Кокадского ханства, восстание было подавлено. Полот хан был предательски сдан в плен и повешен в марте 1876 года.
13.Боромбай Бекмурат уулу (год рождения - неизвестен- умер в 1858г). Один из видных манапов рода Бугу. В 1843г. он возвел крепость Кызыл-Ункур на берегу реки Жууку и сделал эту крепость своей ставкой. В 1844г. от имени рода Бугу Боромбай Бекмурат уулу направил посольство в Западно-Сибирское губернаторство с просьбой о вхождении в русское подданство. В 1853г. он получил чин русского полковника. Послы Боромбая 17 января 1855г. в Омске дали клятву о вхождении в российское подданство. В 1855г. в столкновении сары-багышей и бугинцев Боронбай овладел Текесом. Для спасения рода Бугу просил помощи и Китая. Но результатов не добился. После этого повторно обратился с просьбой к русским властям. В. 1856г. ставку Боромбая на джайлоо посетил ч.Валиханов и нарисовал портрет маната.
14. Байтик баатыр - Байтнк Капай уулу (1821-1886гг.) -видный манап рода солто Чуйской долины, один из руководителей борьбы против гнета Кокандского ханства в 60-х гг. 19 века. В 1862 году он возглавил антикокандское восстание в Чуйской долине. Он перешел под покровительство России, и в результате совместных действий русских войск и кыргызских повстанцев был взят глав-ный опорныйпункт Кокандских завоевателей в Чуйской долине - крепость Бишкек. Позднее Байтик баатыр совместно с русскими отрядами участвовал во взятии Мерке, Алма-Аты, Чимкента и других Коканских крепостей. Его заслуги были высоко оценены царской властью, ему был присвоен чин капитана российской армии, он был награжден орденом Станислава третьей степени, Золотой медалью на Анненской ленте, ему были подарены перстень и почетный кафтан. В 1867 году он в числе 17 пред-ставителей из Центральной Азии был приглашен на церемонию коронования Александра Второго, побывал в Санкт-Петербурге и Москве.
15. Шабдан баатыр. - Шабдан Жантай уулу (1839-1912 гг.) -
крупнейший сарыбагышский манап, сын хана Жантая, один из потомков знаменитого Атаке-баатыра Родился в местности Туюк-Булун на северном берегу Иссык-Куля. С молодых лет активно участвовал в политической жизни. Служил два года в Ташкенте при воеводе Кокандского ханства Кана-ате. Участвовал в сражении против русских
войск близ Узун-Агача. За проявленное геройство при защите Ташкента Кудаяр хан назначил его беком города Туркестан. Но под влиянием отца Жантая Шабдан оставил эту должность, подчинился русским и верно служил царской власти. В 1868 году со своими джигитами он помогал Бишкекскому уездному начальнику Г.Загряжскому утверждать новое административное управление в Центральном Тянь-Шане, участвовал в подавлении мятежа, который поднял манап из рода саяков, Осмон, выступивший против принятия русского подданства. Активно содей ствовал присоединению алайских кыргызов к России во время похода генерал Скобелева в 1876-1877 гг.. В 1876 году принимал участие в завоевании Кокандского ханства, в сражениях против повстанцев Пулатхана, за что получил Георгинский крест. Получил чин войскового старшины, соответствовавший званию подполковника, в 1884 г. ему была пожалована ежегодная пенсия в 300 рублей, в личное пользование ему было выделено 400 десятин земли. В 1883 году находился в составе
туркестанской делегации на коронации Александра Ш.
16.
Курманжан-датка. - Курманжан Маматбай кызы (1811-
1907гг.) - правительница алайских кыргызов, известная под именем «Алайская царица». Родилась в семье простого кыргыза-кочевника из рода монгуш на Алае. На восемнадцатом году жизни была выдана замуж за человека, который ей не понравился, и она, вопреки традициям и религии, ушла к родителям. В 1832 году Алымбек датка, управлявший кыргызами Алая, освободил Курманжан от «брачного контракта» и сам
женился на ней. Она стала неизменной помощницей и советчицей мужа,
прожила с ним 29 лет, родила 5 детей. После смерти Алымбека (в
результате распрей при дворе Кокандского хана) Курманжан, отомстив
убийцам мужа, стала правительницей Алая. Ее признали бухарский
эмир Музафар и Кокандский Худаяр хан, присвоившие ей звание
«датка» (что соответствует чину генерала царской армии). Курманжан
датка осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Однако, учитывая сложившиеся обстоятельства, Курманжан датка в 1876 г. объявила о присоединении алайских кыргызов к России. Царское правительство присвоило Курманжан чин полковника. Умерла она в 1907 г. в возрасте 96 лет.
17. Тоголок Молдо (Байымбет Абдрахманов) — (1860-1942 гг.). Родился в местности Куртка в Нарыне. К поэзии приобщился через своего дядю по отцовской линии - песенника Музооке, грамоте учился у муллы. Был знаком с творчеством известнейших восточных поэтов, таких как Низами, Навои, Фирдоуси, Хафиз, Абай и др. Свои произведения начал создавать с 14 лет. В молодости создавал в основном стихотворения о любви «Кара коз» («Черные глаза»), «Толгонай», «Жигиттин кызга ырдаганы» («Песня джигита девушке») затем создал поэму «Урпукан». В 18 лет, сопровождая знаменитого манасчи Тыныбека, молодой поэт заучивал целые фрагменты эпоса «Манас». Именно манасчи Тыныбек, высоко оценил его грамотность и дал ему творческое имя Тоголок Молдо.
Творчество Тоголока Молдо отличается разносторонностью, богатой тематикой. Он знал множество образцов кыргызского устного народного творчества, мифических понятий, верований кыргызов, связанных с ними произведений, он знал содержание таких народных дастанов, как «Шырдакбек», «Жаньш Мырза», «Мендирман» и кроме того он записал, свои варианты эпосов «Манас», «Семетей». Все они в настоящее время хранятся в рукописном фонде Национальной Академии наук Кыргызстана.
Тоголок Молдо является создателем также и ряда произведений в жанре басни: широко известны его произведения «Осел и соловей», «Журавль и лиса» и др. В целом творчество Тоголока Молдо основано на традициях устного народного творчества, характеризуется наличием демократического начала.
18. Токтогул Сатылганов - великий акын кыргызского народа (1864-1933гг.). Родился в Кетмень-Тюбинской долине, в селении Сасык-Жийде в семье бедняка. Его заслуга заключается в том, что он заложил основы демократического направления акынской поэзии и одним из первых начал распространять идеи свободы и равенства. Становлению его поэтического мастерства способствовал богатый фольклор кыргызского народа, традиционная акынская поэзия. Большое влияние на его мировоззрение и поэтический рост оказали Чонду, Сартбай, Кочбай, Ниязаалы. Уже в своих ранних произведениях он изображает нищету и нужды простого народа («Из-за нищеты»), а также создает лирические песни «Насылкан», «Бакшы кыз», «Алымкан» и др).
Особое место в творчестве Токтогула занимают произведения — размышления о тяжелой судьбе простых людей, об их бесправном положении. За эти песни против произвола баев и манапов по ложному доносу недругов царские власти сослали его в Сибирь в 1898 году как участника Андижанского восстания. Страдания узника отражены в его
произведениях: «Беркут, парящий над горами», «Страданиям подверглась моя жизнь», «Песня узника» и др.
Когда в Кыргызстане победила Советская власть, Токтогул с радостью встретил это событие, отразив свои чувства в таких песнях, как «Ленин открыл дорогу», «Да здравствует Советская власть», «Выше держи свое знамя» и др, в которых выразил идеологию своего времени. Его эпическая поэма «Какая женщина родила такого сына, как Ленин» (1919г.), стала достоянием не только акынской поэзии, но и стала заметным явлением профессиональной национальной поэзии. Произведение было переведено на 18 языков.
Талант Токтогула, его гуманизм были высоко оценены его современниками и учениками. В знак уважения Токтогула дважды посетил Тоголок Молдо, а Барпы в 1915 году пришел к великому акыну и выдержал испытание на поэтическое мастерство. Он был учителем таких акынов, как Эшмамбет, Калык, Алымкул, Коргол и др. Его богатое наследие сохранилось для потомков благодаря многочисленным ученикам. В связи с поэтическим творчеством развивалась и музыкальное творчество акына. Параллельно с исполнением знаменитых народных мелодий он создавал и исполнял на комузе и собственные мелодии. В 1928 году исследователь ПЗатаевич переложил на ноты 18 мелодий, которые исполнялись Токтогулом. В.Виноградовым были переложены на ноты 81 кюю Токтогула.
19. Моддо Кылыч Щамырканов (1868-1917 гг) . Родился в Нарынской области, в селе Бугучу. Первый акын- письменник кыргызского народа. Получив начало образованности у мулл, он далее учился самостоятельно. Интересовался восточной поэзией, историей литературы, философией. В 1911-году он издал в г.Казани сборник газелей «Зилзала», (дословно «Землетрясение»),Эго было первое печатное произведение кыргызской поэзии.
В своем творчестве Молдо Кылыч стремился отразить наиболее злободневные вопросы общественной жизни. Его философские и мировоззренческие позиции во многом определялись условиями феодально-патриархальных устоев, социального неравенства, существующими в обществе. С присоединением Кыргызстана к Кокандскому ханству, усилилось влияние ислама на местное население, в связи с этим в творчестве Молдо Кылыча явственно проявились и религиозные мотивы.
Молдо Кылыч проповедовал, что счастье человека не в материальном богатстве, а в духовном, оно зависит от широты его сердца. Злой, мстительный человек никогда не будет счастливым. Основа счастья человека - его семейное благополучие.
Вокруг наследия Молдо Кылыча в разное время возникало много споров, а его исследователи подверглись в советское время репрессиям. Дело в том, что Молдо Кылыч был объективен и прямолинеен в своих оценках событий действительности. С одной стороны, он не мог отказаться от прошлого, а с другой, понимая
необходимость изменений, призывает приспособиться к новым условиям и вести хозяйство по-новому. Вместе с осуждением политики колонизаторства русских, связанной с лишением народа его самобытности, плодородных земель, он приветствует нововведения, связанные с реформами в области законодательства и образования.
20. Осмонаалы Сыдык уулу (1875-1940гт.) - первый кыргызский историк, известный просветитель. Родился в семье крупного манапа Кочкорской долины Абайылды из рода сарыбагыш. В начале учился у местного муллы, с 1899 года учился в Уч-Турфанеком медресе. Уже в годы учебы он начал собирать материалы об истории кыргызов, их
происхождении. Затем продолжил свое образование в Бухаре и Уфе. Он владел русским языком, был знаком с трудами европейских ученых. В 1913 и 1915 гг. в г.Уфе вышли две его книги на кыргызском языке на основе арабского алфавита: «Муктасар тарых-и-кыргызийа» («История кырызов») и «Тарых-и-кыргыз шадманийа» («История кыргызов,
посвященная Шабдану»). Эти труды считаются первыми исследованиями, посвященными истории кыргызов. После событий восстания 1916 года, жизнь Осмонаалы была связана с просветительской деятельностью. В 1919 году он становится руководителем школы в Бишкеке, затем он стал учителем школы союза «Кошчу», с 1925 года -
учитель родного языка в школе.
В своих труда он призывал людей к знаниям. В конце 20-х гг. подвергся преследованиям как выходец из бай-манапского сословия. Скрывался в Восточном Туркестане. Умер в 1940 г. В 1958 году реабилитирован.
21. Ишенаалы Арабаев (1882-1943 гг.). - известный ученый- просветитель, автор первой азбуки кыргызского языка. Родился в айыле Кюн-Батыш Кочкорского округа. Первичное образование он получил у муллы. В 1900-1910 гг. занимался преподавательской деятельностью. В 1910-1913 г. повышал свое образование в городах Оренбург, Уфа,
Казань. Учась в медресе «Галия» в г.Уфа, он в 1911 году в соавторстве с Сарсикеевым издал «Алип бээ хаки того оку», написанную для кыргызских и казахских детей арабским штрифтом. В 1912 году он написал книгу «Образец чистописания», в которой были помещены правила красивого и правильного написания каждой буквы.
После установления Советской власти в Кыргызстане он работал на различных ответственных должностях Жети-Суйской области и одновременно развернул активную деятельность по подготовке первых учительских кадров для школ. Он создает первые курсы по обучению педагогов. В 1925году он создал первое учебное пособие для молодых учителей - «Почин». Затем некоторое время преподавал в САГУ.
Разносторонней была и политическая деятельность Ишенаалы Арабаева. Он был членом Жети-Суйского ревкома, заместителем областного Совета Союза «Кошчу», в 1922-24г.г. работал в Нарком-просе Туркестанской АССР, возглавлял кыргызскую научную комис-
сию, организованную в 1922 году, принимал активное участие в работе по подготовке и изданию первой кыргызской газеты «Эркин-Тоо».
В 20-е годы наряду с другими известными политическими деятелями Кыргызстана Ишенаалы Арабаев развернул работу по созданию кыргызской государственности в составе группы так называемой «Тридцатки» участвовал в составлении заявления -официально оппозиционного документа тому курсу, который проводился партией коммунистов в Кыргызстане.
В числе других он попадает под «Дело» о так называемой Туранской партии, был репрессирован. В 1958 году реабилитирован посмертно. В 1999 году его имя присвоено кыргызскому государственному педагогическому университету.
22. Белек Солтоноев - кыргызской историк, литератор и поэт (1878-193 8г.г.). Родился в Кемине в семье бедняка. Первичное образование получил у муллы, затем он учился в Каракольской русской школе, в Пишпекской кыргызской школе садоводов. С 1890 года, увлекшись историей, собирал легенды, были, предания кыргызов, изучал труды мусульманских и русских историков.
В 1916 году он был избран волостным в волости Атаке-Бия. Во время восстания 1916года, спасаясь от преследований царской администрации, бежал с родными в Китай, 1917 году вернулся на родину. В1918-1920 годы проводил агитационную деятельность в пользу Советской власти в Алматы. Затем до 1924 года работал в учреждениях по ликвидации неграмотности населения в Кыргызстане. В 1927-1937 г.г. занимался научными исследованиями при Совете Народных Комиссаров Кыргызской АССР. Его основной труд: «Кызыл кыргыз тарыхы» (другие название «Кыргыз - казак - тарыхы») -«История Кыргызов». Этот труд состоит из исторической, этнографической, археологической и фольклорной частей. В исторической части помещены отрывки из произведений В. Бартольда, Н.А.Аристова, материалы из эпоса «Манас», преданий кыргызов, которым автор дает научную оценку. В этнографической и фольклорной частях описаны обычаи, традиции, религиозные воззрения, народные игры кыргызов, сведения об их родоплеменной структуре. В археологической части автор поместил свои исследования о средневековом городе Баласагын. Кроме того, Белек Солтоноев описал и события восстания 1916 года.
Белек Солтоноев был невинно репрессирован и рассгрелян. Реабилитирован в 1955 году.
23. Абдыкерим Сыдыков - (1889-1938г.г) - государственный, партийный деятель. Родился в семье манапа рода солто в с Баш-Кара- Суу. Учился в мусулманской школе, затем в 1904-1911 годы-в мужской гимназии города Верный.
После Февральской революции 1917 года был представителем Временного правительства в качестве заместителя комиссара Пишпекского уезда. Состоял в партии «Алаш», позже в партии левых эсеров. Принимал активное участие в образовании автономной государственности кыргызов. В1922 году был председателем организационного комитета по созданию Кыргызской Горной области. С1926 года преподавал на сельскохозяйственном факультете Среднеазиатского университета, работал заместителем декана факультета водного хозяйства Среднеазиатского хлопкового института. В 1932 году назначен заместителем председателя Государственного комитета планирования Кыргызской АССР.Через год по ложному обвинению арестован и осужден. 18 февраля 1938 г. расстрелян как «контрреволюционер».
А.Сыдыков - автор ряда трудов и исследований: «Краткий очерк исторического развития кыргызского народа» (1926 г.), «Родовое разделение кыргызов» (1927 г.), «О джуте в Средней Азии и недостатке кормов. Историческая характеристика» и др.
24. Абдыкадыр Орозбеков (1889-1938) - советский партийный деятель. Родился в кишлаке Охна, Маргаланского уезда. Участвовал в рабочем движении Туркестана. Был активным борцом за установление и укрепление Советской власти в Кыргызстане. В годы гражданской войны был командиром отряда Красной Гвардии.В
1919 - 1923 г. работал председателем революционных комитетов вначале Чимионского, Вуадиловского районов, затем Мархаматского района. В 1924-1925 годы руководил аграрным отделом революционного комитета Ошского округа, с 1925 г. ответственный секретарь окружного комитета РКП (б). В 1925 году был избран делегатом учредительного съезда Советов рабочих, крестьянских и
солдатских депутатов Кара-Кыргызской Автономной области, на котором был избран председателем облисполкома. В 1927-1937 гг. - работал председателем ЦИК Кыргызской АССР. По ложномуобвинению арестован и приговорен к расстрелу. В мае 1938 г. умер после тяжелой болезни. Реабилитирован в 1956 г.
25. Баялы Исакеев (1897-1937г.г.) - государственный и партийный деятель. Выходец из семьи бедняка. Закончил русско- туземную школу в г. Нарыне в 1916 году, затем учился на трехмесячных курсах Ташкентского Среднеазиатского коммунистического универси тете (САКУ) в 1923 году, а в 1926 году - на годовых курсах уездных партийных работников при ЦК ВКП (б) в г. Москве. В 1917-1920 годах работал на почтовых станциях Кумбель-Арала и Орто-Токоя. В 1921- 1922г.г секретарь народного суда Кочкорского участка, в 1922-1923 годы - работает начальником отдела партийного Комитета Нарынского
уезда В 1924-25 г.г. руководит парткомом Каракольского горкома КП (б) Туркестанской АССР, округкома КП (б) Кыргызской АССР (1926- 1927г.г.). В 1927-1928г.г.- работал ответственным редактором газеты «Кызыл Кыргызстан», а в 1928-1929 г.г. -секретарем обкома в КП (б) Кыргызстана. С 1933 по 1937 годы - председатель Совета народных
комиссаров Кыргызской ССР. Был репрессирован безвинно как член контрреволюционной организации. Реабилитирован в 1957 году.
26. Жусуп Абдрахманов (1904-1938 г.г.) - советский, партийный деятель. Родился в селе Чиркей Ак-Суйской волости Кара-Колького уезда В 1911-1916 годы учился в русско-туземной школе села Сосновка, а затем в начальном учебном заведении г. Каракола. Во время восстания кыргызов 1916 года в числе других беженцев бежал в Китай. После
возвращения в родину вступил в Красную Гвардию и участвовал в установлении Советской власти в Кыргызстане. В 1919 году учился на командирских курах в г. Верный. До мая 1920 года был вторым секретарем партбюро Кара-Кыргызкой автономной области. В 1920 году как делегат участвовал в работе 3 съезда РКСМ в Москве, разговаривал
там с В.И. Лениным, в 1924 году с марта месяца был избран членом, затем ответственным секретарем президиума центрального исполкома Туркестанской АССР, позже назначен ответственным секретарем областного партбюро КАО. С мая 1925 года работал заместителем председателя оргкомитета Среднеазиатского бюро РКП (б), с августа
этого же года - в Москве, инструктором аппарата РКП (б), с марта 1957 года - председатель Совета Народных комиссаров Кыргызской АССР. В 1933 году по ложному обвинению был снят с занимаемой должности и направлен на работу в Самару, затем в Оренбургскую область. В 1937 году по клевете в принадлежности к контрреволюционной организации «Алаш-Ордо» арестован и доставлен из Оренбурга во Фрунзе, 5 ноября 1938 года расстрелян. Реабилитирован в 1958 году.
Жусуп Абдрахманов известен так же как исследователь истории своего народа. Его первый исторический труд «Кыргызстан» вышел в свет в 1928 году. Известны его «Дневники» и другие труды, раскрывающие подлинные события восстания 1916 года.
27. Касым Тьшыстанов (1901-1931г.г.) - языковед, акын, общественный деятель, профессор. Родился в с. Чырпыкты на Иссык-Куле. Начальное образование получил в 1909-1912г.г. в местной мусульманской школе, затем в 1913-1914 годы - учился в новометодной школе, а с 1914-1916г.г. - в русско-туземной школе г.Пржевальска. В
1924году, после окончания в г. Ташкенте казахско-кыргызского института просвещения, работал секретарем, а затем – председателем кыргызского областного отделения Академического центра Туркестанской республики. С 1925г. работал редактором газеты «Эркин-Too». В 1927-1930г.г. - комиссар Народного просвещения Кыргызской АССР. В 1930-1937 годы - научный сотрудник, а затем директор Кыргызского института культурного строительства.
Касым Тыныстанов является автором первых учебников на кыргызском языке, таких как: «Окуу китеби»(1924г.), « Чондор учун алиппе» (1926г.); первой грамматики кыргызского языка «Биздин тил» (1927г.); на латинской графике книги для чтения «Эне тилибиз» (1928г), «Кыргьв тилинин морфологиясы» (1934г) и др. При его непосредственном участии проводилась работа по приспособлению арабского алфавита к кыргызскому языку, а затем по переводу кыргызской письменности с арабской графики на латинскую, а с латинского - на русский алфавит.
К.Тыныстанов проявил себя также и как талантливый поэт, драматург, переводчик. В 1925г. в Москве вышел в свет его поэтический сборник «Касым ырларынын жыйнагы» («Сборник стихотворений Касыма»). Он перевел на кыргызский язык знаменитый «Интернационал», басни И.А.Крылова. За пьесу «Академические вечера» и ряд других Касым Тьшыстанов был подвергнут гонениям. В 1937г. по обвинению в бай-манапской принадлежности, буржуазном национализме был арестован и в 1938г. расстрелян. Реабилитирован полностью в 1988 году.
28. Исхак Раззаков (1910-1979г.г.) — советский государственный и партийный деятель. Родился в с. Хоросон (современный Лейлекский район). С 1918г. воспитывался в Ходжентском детском доме. Закончил Ташкентский педагогический техникум (1931 г), затем – Московский институт планирования (1936г.) В 1936-1938 годы работал в
Государственном плановом комитете Узбекской ССР ( экономистом, затем зампредседателя, председателем). В 1941-1944 годы работал комиссаром Народного просвещения Узбекской ССР, в 1944-1945 годы - секретарем отдела агитации и пропоганды ЦК Компартии Узбекистана. В 1945-1950 годы - работал председателем Совета Министров Кыргызской ССР. С 1950 - по 1961 годы - первый секретарь ЦК Компартии Киргизии.
Во время своей работы в Кыргызстане Исхак Раззаков проводил целенаправленную работу по расширению прав республики в решении региональных вопросов в экономической, политической сфере, по определению путей ее самостоятельного развития. В результате 225 крупных промышленных предприятий, высшие, среднеспециальные и профтехучилища из союзного управления были переведены в ведомство Кыргызской ССР. Существенно бьши расширены также и права органов местного самоуправления и органов судебной власти по осуществлению надзорных функций.
29. Чынгыз Айтматов - писатель, общественный и государ ственный деятель. Родился в 1928 году в сШекер Таласской области. Народный писатель Кыргызстана (1968г), Герой Социалистического Труда (1978г), академик Академии наук Кыргызстана (1974г). Был удостоен высокого звания - «Герой Кыргызской Республики».
В 1956-1958 годы был слушателем Высших литературных курсов в Москве, в 1959-60 г.г. - работал редактором журнала «Литературный Киргизстан», в 1960-1965 годы - собственный корреспондент газеты «Правда», в 1965-86 годы - председатель правления союза кинематографистов Кыргызстана, в 1986-1991 годы — возглавлял союз писателей Кыргызстана, в это же время, с 1988 года — главный редактор журнала «Иностранная литература». В 1991-1993 годы был направлен послом СССР (с 1992 года - России) в Люксембург, а с 1994г. - послом Кыргызстана в Бельгию. Творческая деятельность Чынгыза Айтматова началась в 50-годы. Он пишет как на кыргызском, так и на русском языках. Его литературным дебютом, написанным с новаторских позиций, считается вышедшая в свет в 1957 году повесть «Лицом к лицу». С тех пор из-под пера писателя вышло немало произведений: «Жамийла» (1958г.), «Первый учитель» (1962г.), «Материнское поле» (1963г.), «Белый пароход» (1970г.) и др. Ч.Айтматов сумел поднять до мирового уровня жанр повести в кыргызской прозе. Его произведения были изданы на более чем 50 языках мира тиражом в 8 млн.экземпляров. Он дважды - в 1968 год за роман «Прощай, Гульсары» и в 1983г. за роман «И дольше века длится день» - удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
Ч.Айтматов также является членом многих республиканских, международных общественно-политических и творческих обществ. Он -инициатор и организатор «Иссык-Кульского форума» ( 1986г), обладатель литературных премий «Этрурия» (Италия, 1980г), премии им. ЖЛеру (1985г) и др. Член-корр. Академии искусств ГДР (1978г), Европейской академии искусства и литературы (Париж, 1983г), действительный член Всемирной академии науки и искусства (Стокгольм, 1987г).
С 1995г. ЧАйтматов - депутат ЖК КР, удостоен двух орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов и других почетных наград.
30. Аскар Акаев - первый Президент Кыргызской республики. Родился в 1944 году в с. Кызыл-Байрак Кеминского района. В 1961 году после окончания с золотой медалью средней школы села Ново-Российка, поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики. Там же окончил аспирантуру и докторантуру. В 27 лет защитил докторскую диссертацию, в 36 лет он стал доктором технических наук, а в 43 года - академиком. Является специалистом по оптическим методам хранения и обработки информации, ученый с мировым именем.
Успешно работал профессором во Фрух енском политехническом институте. Его политическая деятельность началась с должности руководителя отдела науки и высших учебных заведений ЦК КП Киргизии (1986-87г.г.) . С 1987г вице-президент Академии наук Киргизской ССР, с 1989 году избран президентом Академии наук. В этом же году избран народным депутатом СССР.
27 октября 1990 года на сессии Жогорку Кенеша на альтернативной основе, а 12 октября 1991г. на проведенных впервые в истории Кыргызстана всенародных выборах он был избран Президентом суверенной Кыргызской Республики.
В декабре 1995г. в стране прошли президенские выборы на альтернативной основе, в ходе которой кандидатура А.Акаева вновь получила большинство голосов избирателей. Затем, согласно Конституции КР 29 октября 2000г. вновь состоялись президентские выборы. О своем желании выставить свою кандидатуру на выборах заявили 19 человек, 6 претендентов прошли через проверки предусмотренные законом и были включены в избирательный список кандидатов. Однако по итогам выборов, кандидатура А.Акаева вновь получила большинство голосов избирателей - 74,4%, и он был избран на новый президентский срок.
Однако события 24 марта привели к смене власти в Кыргызстане. После проведенных переговоров с парламентской делегацией А.Акаев подписал заявление о добровольном сложении президентских полномочий с 5 апреля.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 2299.