Общая земельная площадь суверенного Кыргызстана составляет 19,6 млн.га, из них 10,6 млн.га, или 55,8% пригодны для ведения сельского хозяйства. Без развития селського хозяйства, являющегося основой экономики Кыргызстана, Кыргызстан не сможет эффективно развиваться, особенно если учитывать тот факт, что более 60% населения проживает в сельской местности.
Чтобы развивать сельское хозяйство в русле рыночной экономики, в Кыргызстане с 1991 г. начинается проведение земельно-аграрной реформы. Одним из основных принципов аграрной политики стало постепенное продвижение реформы с учетом интересов жителей, местных особенностей. На первом этапе предполагалось расформировать экономически несостоятельные колхозы и совхозы, а их земли передать крестьянам с правом наследования, создать самостоя-тельные крестьянские хозяйства. Но эти планы не были реализованы из-за ряда нарушений Земельного кодекса, законов «О земельной реформе», «О крестьянских хозяйствах». Была разорена материально-техническая база хозяйств. Резко снизилось сельскохозяйственное производство.
В ноябре 1991 г. президент А.Акаев издал специальный указ, в соответствии, с которым было намечено до 1 декабря 1992 г. сельским и городским жителям выделить земельные участки. Кроме того, предусматривалось до 1 февраля 1993 г. колхозы преобразовать в сельскохозяйственные кооперативы. К концу 1993 г. было расформировано 172 колхоза и совхоза, вместо них образовано 17,5 тыс. крестьянских хозяйств, 197 кооперативов, 120 мелких предприятий, 119 ассоциаций, 9 акционерных обществ. Часть хозяйств сумела приспособиться к условиям рыночных отношений и наладить производство, но большая их часть оказалась в тяжелом экономическом положении. Большинство образованных хозяйств были маломощны и не способны к конкуренции.
Сильный спад произошел и в животноводстве. Резко снизилось поголовье скота.
В феврале 1994 г. Президент издал указ «О мерах по углублению земельной и аграрной реформы в Кыргызской Республике». Земледельцам предоставлялась полная свободы в выборе форм хозяйствования, но обязательным условием для земледельцев оставалось использование их земельных наделов только в сельскохозяйственных целях. В январе 1995 г. был введен единый земельный налог. В этом же году правительство разработало комплексную программу по подъему сельского хозяйства, рассчитанную на 1996-1999 гг. и приступило к ее реализации. Так в 1991 -1998гг. 515 колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных структур Кыргызстана подверглись реформированию, на их базе созданы 54,5 тыс. индивидуальных хозяйств, 367 сельскохозяйственных кооперативов, 318 коллективных крестьянских хозяйств, 47 акционерных обществ, 8 агрофирм.
В итоге реформ преобладающее влияние получили фермерские, кооперативные, индивидуальные хозяйства. Начиная с 1998года земельно-аграрная реформа поднялась на еще одну качественную ступень: была введена частная собственность на землю. В августе 2001 г. правительство Кыргызской Республики утвердило Положения о порядке купли-продажи земельных участков.
В результате проведения земельной и аграрной реформы произошли следующие изменения:
1. Создана основанная на индивидуальной, коллективной и государственной собственности многоукладная экономика;
3. Ликвидирована монополия на производство, распределение сельскохозяйственной продукции; 3. С введением частной собственности созданы условия для повышения результативности производства;
4. Открыты широкие возможности для конкуренции в улучшении качества продукции, в использовании передовых методов ведения хозяйства;
5. Появилась личная заинтересованность тружеников сельского хозяйства в эффективном ведении хозяйства Однако в ходе реформы был допущен и ряд просчетов:
1. Были расхищены техника, оборудования, сельскохозяйственные сооружения;
2. Упала рентабельность и доходность сельского хозяйства;
3. Не хватало средств на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, семян, удобрений, горюче-смазочных материалов и др.
4. Были заброшены ранее использовавшиеся плодородные земли;
5. В сельской местности широко распространились безработица, резко увеличилось численность жителей, живущих за чертой бедности.
56. Основные проблемы социальной политики Кыргызстана в современных условиях
Кризисное состояние экономики Кыргызстана несомненно отразилось и на социальной ситуации в республике. В условиях приватизации, из-за закрытия государственных производств резко сократилась численность работающих. Из года в год растет безработица. Если в 1992 г. число официально зарегистрированных бехработных составляло 136 тыс.человек, то в 1998 году их количество превысило 63 тыс.человек. И это только официально зарегистрированные граждане, реальные цифры намного выше.
Вторая — не менее острая проблема — бедность. В 1996 г. более 60% населения Кыргызстана считались бедными, по сравнению с 1989 г. уровень бедности вырос в 2 раза. Уровень реальных доходов населения год от года уменьшается. Ликвидация бедности - одна из главных задач в деятельности властных структур Кыргызстана.
Произошли существенные изменения в социально-классовой структуре общества. В годы Советской власти население Кыргызстана подразделялось на классы рабочих, колхозников и на прослойку служащих и интеллигенции.
Теперь в обществе стали появляться и другие слои. С проведением приватизации появились владельцы предприятий, банков, корпораций, акционерных компаний. В сфере торговли, обслуживания, промышленности, сельского хозяйства появились мелкие частные предприниматели, владельцы которых образовали еще один социальный слой.
Другой реальный показатель социальной ситуации в стране - из года в год увеличивающаяся разница в жизненном уровне и доходах богатых и бедных людей. Ухудшилось положение граждан престарелого возраста, инвалидов, нетрудоспособных. Для улучшения обеспечения этих слоев населения пенсиями и пособиями правительство Кыргызской Республики в декабре 1993 года образовало Социальный фонд. Хотя размеры пенсий, пособий, выплат низкооплачиваемым категориям населения не раз повышались, однако не секрет, что размеры их не отвечают жизненнымпотребностям людей.
В середине 90-х годов был предпринят ряд мер по решению проблемы обеспечения населения жильем. Для желающих заняться индивидуальным жилищным строительством было произведено массовое выделение земельных участков, предоставлялись льготные кредиты застройщикам. В связи с этим общая площадь жилищного фонда в республике увеличилась, на сегодняшний день из всего жилищного фонда 81% принадлежит частному сектору, 2% -кооперативам. Находящиеся в личном пользовании государственные жилища постепенно приватизируются.
Одним из важных аспектов социальной политики является развитие здравоохранения. Основными центрами по оказанию медицинских услуг населению являются центральные, районные и городские больницы.
В годы Советской власти Кыргызстан в области медицины и здравоохранения достиг неплохих успехов. В настоящее же время негативные последствия экономического кризиса отрицательным образом сказываются и на системе здравохранения. Постепенно сокращается бесплатное медицинское обслуживание. Повышаются цены на медицинские препараты. Основные слои населения испытывают большие трудности в получении медицинской помощи. В связи с этим увеличилась заболеваемость населения различными болезнями.
С 1999 года началась в стране реформа здравохранения, согласно которой особое внимание уделялось расширению сети больниц, поликлиник, диспансеризации населения. Начала вводиться система семейных врачей.
Однако все же необходимо отметить, что пока не будет улучшаться экономическое состояние государства коренные изменения к лучшему в социальной сфере вряд ли приходится ожидать.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 336.