Глава 1. Теоретические основы доходного подхода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что оценка бизнеса – достаточно творческий процесс. Каждый бизнес индивидуален и в зависимости от ситуации его стоимость может существенно варьироваться.

Развитие рыночной экономики России проходит очень сложный и длительный путь.

Трудно прогнозируемая динамика рынка, обилие новых директивных решений и законодательных актов создают для российских предприятий многочисленные препятствия для развития. В подобных условиях особую важность принимает стратегическое управление предприятием. Оно становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Сегодня ведущими экономистами мира признано, что главной финансовой целью стратегического управления предприятием является увеличение его стоимости. Однако реализация принципов управления стоимостью в условиях нестабильной экономической ситуации сталкивается с серьезными затруднениями.

Важнейшим элементом в системе управления стоимостью является оценка бизнеса. Существующие методики оценки не приспособлены для решения задачи принятия решений в условиях неопределенности. Подтверждением этому служит тот факт, что традиционные методы доходного подхода не позволяют учесть эффекты, вытекающие из условий развивающейся рыночной экономики, такие как высокие и изменяющиеся темпы роста, слабая прогнозируемость результатов деятельности.

Кроме того, расчет стоимости бизнеса в рамках данных методов, в недостаточной мере учитывает финансовые показатели деятельности предприятия (рентабельность капитала, коэффициент реинвестиций).

Также используемые методы расчета стоимости предприятия не позволяют учесть неопределенность, сопутствующую процессу стратегического управления при составлении прогнозов. Как следствие, современные методы оценки не позволяют определить влияние управляющих воздействий на повышение стоимости предприятия.

В научной литературе изложены основополагающие принципы оценки стоимости предприятий. Однако методические аспекты их практического применения для целей анализа стратегических решений разработаны недостаточно полно.

Знание основ оценки стоимости предприятия (бизнеса), умение применять на практике результаты такой оценки – залог принятия эффективных управленческих решений, достижения требуемой доходности от функционирования предприятия.

Цель и задачи исследования. Главной целью исследования является обоснование и разработка моделей прогнозирования стоимости предприятий (бизнеса) на основе интегрального метода прогнозирования основных финансовых показателей, позволяющих дать объективную оценку текущей и перспективной стоимости предприятий.

В качестве объекта исследования рассматриваются модели прогнозирования стоимости предприятий в системе управления финансами.                               Предметом исследования является процесс прогнозирования стоимости предприятия (бизнеса).

Методы исследования, используемые в работе, базируются на основах экономической теории, статистики, системном анализе, методах и моделях эффективного управления предприятиями. Применяются методы структурного системного анализа и проектирования. Требований, предъявляемых к оценке, и оснований, по которым она проводится, столько же, сколько клиентов, заказывающих оценку. Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценку стоимости предприятия (бизнеса) в Российской Федерации, представлены в таблице.

 

Глава 1. Теоретические основы доходного подхода

Таблица 1. Расчет ставки капитализации.

Показатель Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие 3
Цена продажи, тыс. руб. 1000 800 1200
Усредненный нормализованный денежный поток за один год, тыс. руб.   240   200   360

Решение

Ставка капитализации для анализируемых продаж, % 24,0 25,0 30,0
Весовой коэффициент (учитывает степень похожести аналога на объект оценки и качество информации) 0,4 0,4 0,2
Взвешенное значение ставки капитализации, % 9,6 10,0 6,0
Общая ставка капитализации, %

25,6

Таблица 2. Расчет стоимости предприятия методом капитализации дохода.

Показатель Значение
Ожидаемый годовой доход, руб. 100 000
Ставка капитализации, % 25
Стоимость предприятия, руб. 400 000 (100 000:0,25)

В оценке бизнеса метод капитализации дохода применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.

 

Глава 2. Составление и требования к содержанию отчета об оценке

Требования к содержанию отчета об оценке.

Общие требования к оформлению результатов оценки установлены Федеральным законом от 29.07.1998 № 153-ФЗ ≪Об оценочной деятельности в Российской Федерации≫. Согласно ст. 11 указанного Закона ≪отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете ≫.

Если при проведении оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии их установления и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости.

В отчете должны быть указаны (ст. 11 «Закона об оценочной деятельности»):

— дата составления и порядковый номер отчета;

— основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

— юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

— точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу,

— реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

— стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта, перечень использованных при проведении оценки объекта данных с указанием источников их получения;

— последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

— дата определения стоимости объекта оценки;

— перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Оценщик имеет право запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной. Оценщик не должен разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 № 519 ≪Об утверждении стандартов оценки≫ итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Законом об оценочной деятельности, стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев. Недобросовестность оценщика может привести к значительным финансовым потерям со стороны его клиентов.

Оценщик должен составлять и передавать заказчику отчеты об оценке имущества в установленные договором сроки и хранить копии отчетов об оценке в течение трех лет.

Результаты оценки действительны только для указанной даты оценки и заявленной цели.

 

Таблица 3. Объём производства кондитерских изделий в России по годам

Год Объём производства кондитерских изделий, тыс. т
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 1530,3 1262,7 1369,9 1403,5 1508,5 1627,5 1792,8

Из таблицы 3 видно, что объем производства кондитерских изделий в последние годы постоянно увеличивается. Отрасль считается инвестиционно привлекательной, поэтому за последние годы организован целый ряд новых предприятий и цехов.

Из имеющихся на сегодняшний день около 1500 специализированных предприятий по выпуску кондитерских изделий более половины — небольшие, мощностью до 5 тыс. тонн в год. В то же время растет число предприятий, располагающих мощностью свыше 20 тыс. тонн и наблюдается тенденция объединения и укрупнения с целью консолидации усилий в конкурентной борьбе, имеет место и специализация отдельных предприятий по выпуску более узких товарных групп кондитерских изделий.

По информации российского подразделения швейцарской компании ≪Нестле≫ российский рынок кондитерских изделий к 2010 г. вырос на 15%.

Большая проблема, с которой сталкиваются предприятия по производству кондитерских изделий, — рост мировых цен на сахар, какао-бобы, сою и др. Рост цен на сахар отрицательно сказывается на промышленности, так как на сахар приходится более 25% себестоимости всех кондитерских изделий. Конкурентная борьба между существующими на рынке предприятиями достаточно интенсивна.

Нарастающая тенденция к слиянию и поглощению повышает барьеры вхождения на этот рынок. Так, формирование холдингов ≪Красный Октябрь≫ и концерна ≪Бабаевский≫ происходило за счет приобретения мощными московскими кондитерскими заводами профильных предприятий в регионах, что одновременно помогло расширить географию сбыта.

Одно из последних событий — создание кондитерского объединения ≪Нива≫, в состав которого вошла курская кондитерская фабрика ≪Конти≫.

При слиянии и поглощении предприятия продолжают ориентироваться на производство широкого спектра продуктов (конфеты, шоколад, торты, печенье, халва и т.д.). Это приводит к дальнейшему вытеснению или присоединению конкурентов.

В целом кондитерский рынок России характеризуется следующим:

1) тенденция роста объемов производства наблюдается с начала 2001г.;

2) прирост объема выпуска кондитерских изделий в целом по России составил 8,8% по сравнению с приростом 2005г.;

3) среднегодовой рост производства в отрасли за шестилетний период составил 9,1%;

4) объем импорта кондитерских изделий за последний год составил более 16% от объема производства, объем экспорта — 5% от объема производства;

5) конкурентная борьба между существующими на рынке предприятиями достаточно интенсивна и все же отрасль инвестиционно привлекательна.

 

Характеристика ООО «Нива»

ООО ≪Нива≫ зарегистрировано в 2005г.

Основное направление деятельности — производство, оптовая и розничная торговля кондитерскими изделиями (конфеты, шоколад, торты, печенье, вафли). В среднем около 60% ассортимента реализуемой продукции составляет продукция кондитерского объединения ≪Нива≫, 40% — продукция других производителей.

Сбыт кондитерской продукции производится в Курске, Курской области и ряде городов региона.

Существует шесть признаков ≪хорошего≫ баланса:

1) валюта баланса увеличивается за период;

2) темпы роста оборотных активов выше темпа роста внеоборотных активов;

3) темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы;

4) собственных средств больше, чем заемных;

5) темп роста собственных средств больше, чем заемных;

6) отсутствует статья ≪Убыток≫.

 

Таблица 4. Сокращенный аналитический баланс ООО «Нива»

№ п/п

Статья баланса

Сумма, тыс. руб.

Изменение

На начало 2006 года На конец 2006 года На начало 2006 года На конец 2006 года Абсолютный прирост, тыс. руб. Темп прироста Темп роста 1 Имущество предприятия 147828 196977 1 1 49149 0,3325 1,3325 1.1 Внеоборотные активы 118370 118744 0,8007 0,6028 374 0,0032 1,0032 1.2 Оборотные средства 29458 78233 0,1993 0,3972 48775 1,6557 2,6557 1.2.1 Запасы и затраты 17846 25278 0,1207 0,1283 7432 0,4165 1,4165 1.2.2 Денежные средства 1144 698 0,0077 0,0035 146 -0,3899 0,6101 1.2.3 Дебиторская задолженность 10468 52257 0,0708 0,2653 41789 3,9921 4,9921

№ п/п

Статья баланса

Сумма, тыс. руб.

Изменение

На начало 2006 года На конец 2006 года На начало 2006 года На конец 2006 года Абсолютный прирост, тыс. руб. Темп прироста Темп роста
2 Источники средств 147828 196977 1 1 49149 0,3325 1,3325
2.1 Собственные средства 127468 131920 0,8623 0,6697 4452 0,0349 1,0349
2.2 Заемные средства 20360 65057 0,1377 0,3303 44697 2,1953 3,1953
2.2.1 Долгосрочные кредиты и займы 7000 29431 0,0474 0,1494 22431 3,2044 4,2044
2.2.2 Краткосрочные кредиты и займы 3000 0 0,0203 0,0000 -3000 -1,0000 0,0000
2.2.3 Кредиторская задолженность 10360 35626 0,0701 0,1809 25266 2,4388 3,4388

 

Таблица 5. Расчет стоимости чистых активов ООО «Нива»

№ п/п Показатель

152029

         

Нематериальные активы. Рыночная и балансовая стоимость нематериальных активов совпадают, поэтому рыночная стоимость нематериальных активов на дату оценки принимается равной 8312 тыс. руб.

Основные средства. Эта статья подверглась существенной корректировке. В основном из-за того, что рыночная стоимость недвижимого имущества, принадлежащего предприятию, значительно выше его балансовой стоимости. По итогам проведенной оценки рыночная стоимость основных средств на дату оценки составила 130 568 тыс. руб.

Запасы. Выявлено устаревших запасов, подлежащих списанию, на сумму 27 тыс. руб. По результатам оценки остальных запасов установлено, что указанная в балансе и рыночная стоимость этих запасов совпадают. Таким образом, рыночная стоимость запасов на дату оценки составляет 23 208 тыс. руб.

НДС по приобретенным ценностям. Этот НДС принят равным балансу, поскольку соответствующие суммы НДС учтены в отчетности корректно. Таким образом, величина НДС по приобретенным ценностям на дату оценки составляет 2043 тыс. руб.

Дебиторская задолженность. При анализе дебиторской задолженности не выявлено ни сомнительных векселей, выпущенных другими предприятиями, ни нереальных для взыскания задолженностей. Отсутствует дебиторская задолженность с длительными сроками погашения, поэтому дисконтирования будущих основных сумм и выплат процентов к текущей стоимости не проводилось. Помимо авансов, выданных работникам оцениваемого предприятия, дебиторская задолженность состоит из сумм по продаже продукции надежным дебиторам в рассрочку на срок менее трех месяцев.

Таким образом, по мнению оценщика балансовая и рыночная стоимость дебиторской задолженности совпадают и на дату оценки дебиторская задолженность составляет 52 257 тыс. руб.

Денежные средства. Статья ≪денежные средства≫ не подлежит переоценке. Величина денежных средств составляет на дату оценки 698 тыс. руб.

Пассивы. Стоимость пассивов, указанных в балансе, не корректировалась ввиду нецелесообразности и принята равной величине, указанной в балансе, и составляет 65 057 тыс. руб.

Таким образом, стоимость собственного капитала предприятия, определенная на основе стоимости его активов, составила 152 029 тыс. руб.

Оценка предприятия методом дисконтирования денежных потоков. Высокий уровень риска, характеризующий российский рынок инвестиций, делает неоправданным рассмотрение длительного периода в качестве прогнозного. В процессе расчета будущих денежных потоков был определен прогнозный период равный трем годам.

В результате проведенного анализа с использованием экспертных оценок величины премий за риск была определена ставка дисконтирования в размере 28,79%.

В процессе оценки методом дисконтирования будущего денежного потока установлена стоимость предприятия с учетом существующих и планируемых объемов выручки от реализации продукции и затрат, а также рыночный аспект, так как ставка дисконтирования основывалась на рыночных данных.

Методы сравнительного подхода невозможно применить из-за отсутствия информации о ценах продаж аналогичных предприятий ни целиком, ни по частям.

 

Таблица 6. Оценка собственного капитала ООО «Нива» методом дисконтирования денежных потоков

Показатель 2004 год 2005 год 2006 год Постпрогнозный период
Выручка от реализации, тыс. руб. 395514 415290 427748 436303
Себестоимость продукции, тыс. руб. 316411 332232 342199 349043
Валовая прибыль, тыс. руб. 79103 83058 85550 87261
Коммерческие расходы, тыс. руб. 9215 9814 10216 10625
Прибыль от продаж, тыс. руб. 69888 73244 75333 76636
Налог на имущество, тыс. руб. 3261 3982 4735 4730
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.  66627 69262 70598 71906
Налог на прибыль, тыс. руб. 15990,43 16622,872 16943,6 17257,361
Чистая прибыль, тыс. руб. 50636 52639 53655 54648
Денежный поток

 

Чистая прибыль, тыс. руб. 50636 52639 53655 54648
Начисление износа, тыс. руб. 14100 15120 15780 15600
Капитальные вложения, тыс. руб. 17000 16000 16000 15600
Денежный поток, тыс. руб. 47736 51759 53435 54648
Темп роста денежного потока в постпрогнозный период - - - 3%
Стоимость реверсии, тыс. руб. - - - 211897,28
Коэффициент текущей стоимости 0,7765 0,6029 0,4681 0,4681
Текущая стоимость денежных потоков и реверсии, тыс. руб. 37067,29 31205,557 25012,8 99189,118
Всего текущая стоимость денежных потоков, тыс. руб.

192474

Здания и сооружения непроизводственного характера, тыс. руб.

4028

Итого стоимость предприятия, тыс. руб.

196502

Таким образом, рыночная стоимость собственного капитала предприятия, определенная методом дисконтирования денежных потоков, составила 196 502 тыс. руб. Применение двух подходов в процессе определения стоимости действующего предприятия дало результаты, значительно отличающиеся друг от друга.

Для определения итоговой величины рыночной стоимости предприятия необходимо проанализировать каждый из примененных методов с учетом характера деятельности предприятия, структуры его активов, количества и качества данных, подкрепляющих каждый метод. При использовании метода чистых активов и метода дисконтирования денежных потоков была получена стоимость контрольного пакета акций.

Исходя из вышесказанного, необходимо правильно выбрать окончательный результат стоимости полного контроля над предприятием. Логичнее всего за величину рыночной стоимости собственного капитала предприятия принять сумму, которую инвестор будет готов заплатить с учетом будущих ожиданий от бизнеса, т.е. полученную в доходном подходе, а результаты затратного подхода учесть, как менее существенно влияющие на итоговую стоимость предприятия.

Поэтому более высокий вес (60%) присвоен доходному подходу, а результаты затратного подхода учтены как меньше влияющие на итоговую стоимость предприятия и предпочтения инвестора (≪вес≫ затратного подхода — 40%). Результаты согласования представлены в таблице 7.

Таблица 7. Согласование результатов, полученных различными

Подходами к оценке

Подход к оценке Стоимость объекта оценки, тыс. руб. «Вес», % Взвешенное значение, тыс. руб.
Затратный 152029 40 60812
Доходный 196502 60 117901
Сравнительный Не применялся - -

Итого

100 178713

В итоге при согласовании получается следующий результат: 178 713 тыс. руб. Рыночная стоимость предприятия составляет округленно 178 710 тыс. руб. Рекомендации по результатам оценки стоимости предприятия. Анализ кондитерской отрасли показал, что отрасль развивается и считается инвестиционно привлекательной. ООО ≪Нива≫, занимающееся реализацией продукции кондитерской отрасли, имеет достаточно устойчивое финансовое положение. Для расширения деятельности целесообразно привлекать заемные средства.

Важнейшая задача, стоящая перед ООО ≪Нива≫, — обеспечение наличия товара в торговых точках. Отгрузка продукции кондитерских фабрик предприятию проводится только после оплаты. Анализ баланса показал, что в имуществе предприятия существенную роль играют внеоборотные активы (80,07%), а в пассиве (источники средств) — собственные средства (86,23%). С одной стороны это хорошо, так как внеоборотные активы и собственные средства являются соответственно постоянными активами и пассивами предприятия.

С другой стороны, небольшая доля оборотных и заемных средств может свидетельствовать о замораживании деятельности предприятия, застое в его развитии. Поскольку около 40% выручки от реализуемой продукции предприятие получает за счет реализации кондитерской продукции других производителей, важная задача, стоящая перед ООО ≪Нива≫, — обеспечение денежных средств на закупку товара у других производителей. Возможна отсрочка оплаты, но не более чем на 14—21 день. При этом закупочная цена на приобретаемую без предоплаты продукцию увеличивается на 3%.

Учитывая, что банковский процент составляет в среднем 2% в месяц, а без предоплаты в случае недостатка оборотных средств, предприятие за 14—21 день теряет 3%, привлечение заемных средств в случае недостатка собственных представляется целесообразным.

Для расширения деятельности ООО ≪Нива≫ имеется возможность привлечь заемные средства под залог принадлежащего предприятию недвижимого имущества, однако этот вывод ориентировочный, в рамках оценки стоимости предприятия все активы оцениваются как часть функционирующего бизнеса, поэтому при использовании недвижимости в качестве залогового обеспечения кредита потребуется отчет об отдельной оценке подлежащего залогу недвижимого имущества.

 

 

Заключение

И если оценка стоимости бизнеса приходит к очень позитивным выводам, то владелец данной организации может быть уверен: бизнес можно продавать, со всеми его идеями, планами, проектами и наработками. Иногда же собственник бывает настолько окрылен результатами оценки бизнеса предприятия, что ни за средства не желает расставаться с делом своей жизни, и отказывается его продавать.

Оценка бизнеса, однако, не всегда приходит к столь оптимистичным выводам, что может обернуться большой выгодой для покупателя: появляется возможность купить готовое дело за совсем небольшую стоимость, а затем заставить его заработать как надо в сильных руках. В общем, оценка стоимости бизнеса может быть невероятно полезной как для продавца, так и для покупателя. 

Таким образом, без экспертной оценки бизнеса сегодня не может обойтись ни одного предприятие, заботящееся о прибыльности своего дела. Если у вас есть собственная компания, приносящая вам доход, то настоящий независимый эксперт в данном направлении обязательно порекомендует вам рано или поздно заняться оценкой стоимости собственного бизнеса. В противном случае, можно просто пропустить какой-то важный момент и потерять уверенность в том, что ваше дело готово и дальше приносить вам радость и существенный доход.

Если вы будете осознавать факторы, учитывающиеся при оценке бизнеса, это осознание наверняка принесет вам ощутимые дивиденды и подскажет пути к увеличению прибыльности вашей фирмы в ближайшем и дальнейшем будущем. Поэтому не нужно откладывать на завтра все возникающие в этом отношении вопросы.

Существуют различные модели для оценки факторов, необходимых для расчета стоимости предприятия методом дисконтированных денежных потоков. Все они адекватны и проверены временем. Именно это дает основание утверждать, что данная методика является отлично работающей, и с ее помощью можно оценить инвестиционную привлекательность практически любого бизнеса.

Однако метод в целом сложный, многоэтапный и трудоемкий. Он требует как определенного уровня знаний, так и профессионального навыка. Тем не менее, при всей сложности, метод дисконтированных денежных потоков применяется при оценке крупных и средних предприятий в 80-90% случаев. Дело в том, что это – единственный из всех известных оценочных методов, в основе которого лежат прогнозы будущего развития рынка. То есть именно то, что отвечает интересам инвестора.

Таким образом, можно смело утверждать, что объективная оценка бизнеса – это не только подведение итогов, но и разумный взгляд в будущее.

 

Библиографический список

1. Богатин Ю., Швандар В. «Оценка и бизнес» – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

2. Беренс Варнер, Хавранек Питер М. «Руководство по оценке эффективности инвестиций» / Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 2008г.

3. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет». – М.: ИНФРА – М, 2008г.

4. Кочович Е. «Финансовый анализ». – М.: Финансы и статистика, 2007г.

5. Шеремет А.Д. «Финансы предприятий». – М.: ИНФРА – М, 2008г.

6.Григорьев В.В., Островкин И.М. «Оценка предприятий. Имущественный подход»: Учебно-практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2007г.

7. Федотова М.А., Уткин Э.А. «Оценка недвижимости и бизнеса». Учебник. – М.: ЭКМОС, 2008г.

8. «Оценка бизнеса»: Учебник. / Под редакцией А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: «Финансы и статистика», 2007г.

9. Риполь-Сарагоси Ф.Б. «Основы оценочной деятельности»: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2007г.

10.Зимин В.С. и Тришин В.Н. «Прогнозирование и анализ точности метода дисконтирования денежных потоков»// Журнал «Имущественные отношения в РФ», №7, стр. 27-35, 2006г.

11. Лужанский Б.Е. «Оценка стоимости с учетом погрешности и неопределенности исходной информации. Доходный подход», 2006г.

12. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. «Стоимость компаний: оценка и руководство». – М.: Олимп-Бизнес, 2004г.

13. Крушвиц Л. «Финансирование и инвестиции». – СПб.: Питер, 2002г.

14. Калинин Д. «Как определить «настоящую» стоимость инвестиционного проекта? Пример использования метода реальных опционов». // «Рынок ценных бумаг», № 24, 2003г.

15. Кузовлёв В., Угрына В. «Финансовая оценка гибкости инвестиционных проектов», № 4, 2004г.

16. Шепелев А. «Привилегированные акции и некоторые особенности их оценки». // «Рынок ценных бумаг», №3, 2002г.

17. Есипов В.Е, Маховикова Г.А, Терехова В.В. «Оценка бизнеса», 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006г.

18. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. «Финансовый менеджмент». М.: Феникс, 2004г.

19. Зайцева О.П., Бука Л.Ф. «Экономический анализ»: Учебное пособие. - Новосибирск, 2005г.

20. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)». - М.: 2008г.

 

 

 

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что оценка бизнеса – достаточно творческий процесс. Каждый бизнес индивидуален и в зависимости от ситуации его стоимость может существенно варьироваться.

Развитие рыночной экономики России проходит очень сложный и длительный путь.

Трудно прогнозируемая динамика рынка, обилие новых директивных решений и законодательных актов создают для российских предприятий многочисленные препятствия для развития. В подобных условиях особую важность принимает стратегическое управление предприятием. Оно становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Сегодня ведущими экономистами мира признано, что главной финансовой целью стратегического управления предприятием является увеличение его стоимости. Однако реализация принципов управления стоимостью в условиях нестабильной экономической ситуации сталкивается с серьезными затруднениями.

Важнейшим элементом в системе управления стоимостью является оценка бизнеса. Существующие методики оценки не приспособлены для решения задачи принятия решений в условиях неопределенности. Подтверждением этому служит тот факт, что традиционные методы доходного подхода не позволяют учесть эффекты, вытекающие из условий развивающейся рыночной экономики, такие как высокие и изменяющиеся темпы роста, слабая прогнозируемость результатов деятельности.

Кроме того, расчет стоимости бизнеса в рамках данных методов, в недостаточной мере учитывает финансовые показатели деятельности предприятия (рентабельность капитала, коэффициент реинвестиций).

Также используемые методы расчета стоимости предприятия не позволяют учесть неопределенность, сопутствующую процессу стратегического управления при составлении прогнозов. Как следствие, современные методы оценки не позволяют определить влияние управляющих воздействий на повышение стоимости предприятия.

В научной литературе изложены основополагающие принципы оценки стоимости предприятий. Однако методические аспекты их практического применения для целей анализа стратегических решений разработаны недостаточно полно.

Знание основ оценки стоимости предприятия (бизнеса), умение применять на практике результаты такой оценки – залог принятия эффективных управленческих решений, достижения требуемой доходности от функционирования предприятия.

Цель и задачи исследования. Главной целью исследования является обоснование и разработка моделей прогнозирования стоимости предприятий (бизнеса) на основе интегрального метода прогнозирования основных финансовых показателей, позволяющих дать объективную оценку текущей и перспективной стоимости предприятий.

В качестве объекта исследования рассматриваются модели прогнозирования стоимости предприятий в системе управления финансами.                               Предметом исследования является процесс прогнозирования стоимости предприятия (бизнеса).

Методы исследования, используемые в работе, базируются на основах экономической теории, статистики, системном анализе, методах и моделях эффективного управления предприятиями. Применяются методы структурного системного анализа и проектирования. Требований, предъявляемых к оценке, и оснований, по которым она проводится, столько же, сколько клиентов, заказывающих оценку. Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценку стоимости предприятия (бизнеса) в Российской Федерации, представлены в таблице.

 

Глава 1. Теоретические основы доходного подхода

Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.