I.1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты населения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, развивать всевозможные инициативы, формировать ценностные ориентации личности по отношению к себе, к окружающей природе, социальной среде.

Одним из важнейших системообразующих элементов социальной педагогики как науки являются закономерности, проявляющиеся в ее предметном пространстве. Закономерности социальной педагогики являются формой концентрации знаний предмета и занимают центральное место в структуре науки. Они выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе.

В настоящее время педагогическая должность была остро востребована. Нужен был не учитель с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний.

Таким специалистом является социальный педагог, в основные трудовые операции которого входит:

- Сбор и анализ информации о личности;

- Диагностика микросреды;

- Прогноз дальнейшего развития и социализации личности;

- Профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;

- Организационно-коммуникативная педагогизация среды;

- Охранно-правовая защита;

- Образовательно-воспитательные задачи;

- Составление и ведение документации;

- Работа с педагогическим коллективом.

 

Социальный педагог занимается плановой, консультативной и управленческой деятельностью, используя специальные профессиональные методы.

 Теперь это стало реально, но возникла новая проблема – угроза дискредитации профессии.

Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального педагога, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр». Задача же социального педагога не в этом, она звучит так:

«Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде ребенка». При этом социальный педагог не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.

Проблемное поле социальной педагогики огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального педагога конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.

В своей практике социальный педагог выполняет различные социальный роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между ребенком и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о ребенке. Одновременно социальный педагог – защитник интересов ребенка, защитник его прав и прав каждой семьи.

В связи с тем, что Россией была подписана ювенальная декларация, в настоящее время в Российской Федерации должна действовать ювенальная юстиция, где социальный педагог может играть не последнюю роль. Однако несовершенство судебной системы в России не позволяет иметь этой подсистемы защиты прав детей в нашей стране.

Также, социальный педагог должен быть участником совместной деятельности с ребенком, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет ребенка и его семью, на протяжении нескольких лет осуществляет психологическое сопровождение ребенка, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.

Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

Социальному педагогу отводится место судьи, который не должен судить, но должен что-то предпринимать для разрешения этих конфликтных ситуаций.

Выполняя различные социальные роли, социальный педагог реализует следующие функции:

· Образовательно-воспитательную – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;

· Диагностическую – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

· Организаторскую – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адоптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

· Прогностическую – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

· Профилактическую и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

· Организационно-коммуникативную – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

· Охранно-защитную – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента;

· Посредническую – специалист осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

 

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь лидерами социально уязвимых групп населения.

Для того чтобы профессионально реализовать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на трудности, проблемы, общественные условия жизни отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием собственной активности людей, с раскрытием возможностей их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.

Требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Сформировалась концепция социальной службы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные варианты и модели, различающиеся по способам и средствам реализации в конкретных национально-региональных и местных условиях. Основным, базовым положением общей модели социальной службы является построение ее структур и применение технологий на основе территориального принципа, максимального приближения к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессии, поколений, взрослых и детей.

С введением в стране института социальных педагогов развивается процесс создания медико-психолого-педагогической службы семьи, оснащенной кадрами социальных педагогов «семейного типа».

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи и защиты своим клиентам – детям, подросткам, семьям.

«Социальный педагог, в идеале, должен вводится из расчета один на 25-30 семей, работающих со всеми семьями независимо от количества и возраста детей, категорий семей, от наличия проблем и других особенностей». Виды и направления деятельности социальных служб по работе с семьей, их подходы, сочетания, кадровое и материальное обеспечение специфичны для каждого микрорайона и имеют ведомственные особенности.

Таким образом, сфера деятельности социального педагога многогранна, многофункциональна и востребована обществом.

Поиски путей решения проблем, возникающих в пределах и за пределами учебно-воспитательного процесса, привели к необходимости введения новых должностей педагогов для решения задач воспитания, развития и социализации личности.

Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

· Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

· Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его успеваемость и посещение учреждения;

· Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

· Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

· Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;

· Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений, организаций;

· Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;

· Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

· Пропаганда и разъяснения прав детей, родителей, педагогов;

· Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

 

Работа социального педагога разнообразна. Можно выделить узкую направленность деятельности, например, социальный педагог - организатор работы с трудными детьми; социальный педагог - специалист по организации культурного досуга детей и взрослых в микрорайоне; социальный педагог, работающий в области охраны прав ребенка, и так далее.

Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося, обеспечению охраны жизни и здоровья ребенка, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный педагог должен обладать следующими качествами:

- Веселый характер

- Умение помочь

- Дружелюбие

- Вежливость

- Справедливость

и именно в этой последовательности.

Но не только от этого зависит успешность деятельности социального педагога, она зависит и от условий труда, здесь важны:

1. Наличие должностных обязанностей, составленных с учетом специфики учреждения;

2. Четкое и ясное информирование о должностных обязанностях социального педагога – (должна быть у всех членов педагогического коллектива, а не только у администрации и самого социального педагога);

3.  График работы с учетом времени на связи во внешнем реабилитационном пространстве;

4. Собственный кабинет;

5. Средства на методическую литературу;

6. Возможность профессионального роста;

7. Адекватная оплата труда;

8. Адекватный социальный статус.

 

 

I .2. Социально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения

В соответствии со статьей 123 Семейного Кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на попечение государственных учреждений всех типов и видов. Эта предоставляет широкие полномочия для местных органов управления образованием, согласно которой законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Основным нормативно – правовым документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является «Типовое положение об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденное Правительством Российской Федерации от 1 мая 1995 г. № 676. Это же Типовое положение выполняет функции примерного и для других образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, негосударственных.

Появление таких учреждений – результат политики в сфере негосударственного образования в субъектах Российской Федерации. Основными учредителями являются физические и юридические лица.

Порядок открытия негосударственного учреждения для детей – сирот следующий:

1. По заявлению одного из учредителей готовиться проект постановления главы администрации района, области, на территории которых создается детский дом, об открытии учреждения.

2. Учредитель (учредители) назначают директора детского дома на контрактной основе.

3. Директор детского дома готовит по согласованию с учредителями пакет документов, необходимый для лицензирования учреждения.

 

Учитывая специфику негосударственного учреждения, по согласованию учредителей может быть оговорен пол, возраст принимаемых детей, их индивидуальные особенности. Эти и другие положения должны быть отражены, в частности, в Уставе учреждения – одном из главных учредительных документов.

 

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях государственного попечения, между тем потребность в такого рода социальной защите и помощи в России испытывают сегодня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для школьников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома. Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским фондом им. В.И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 года «О создании детских домов семейного типа».

Детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.

 

Основными задачами детских домов являются:

· создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

· обеспечение охраны здоровья детей;

· обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

· охрана интересов и прав воспитанников;

· освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

· формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;

· формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

· создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

 

В государственной системе попечения детей-сирот существует особый тип учреждения — приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты — возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

Изменение социально-экономической ситуации в стране требует принципиально новых подходов к решению многих проблем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационных проблем.

 

Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей:

· осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях;

· осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера;

· организация получения детьми общего образования.

 

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходимость в социально- педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широко спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Рассматривая социально-педагогическую деятельность, вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности. Цель деятельности — социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физической культуре, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом.

Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развить Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых.

Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании.

Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей. Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением с взрослыми. Ученые обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность — задержка психического развития ребенка. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.

Наряду с этими медико-психолого-педагогическими проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем:

· личные — получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.);

·  материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников, и их дальнейшее профессиональное образование.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.