ГЛАВА I. Общее представление о деятельности социального педагога.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общее представление о деятельности социального педагога

I.1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты детства……………………………………………………………………...7

I.2. Социально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения……………………………..15

I.3. Психолого-педагогические характеристики детей-сирот как объектов профессиональной деятельности…………………………......20

I.4. Функции детского дома в становлении личности

воспитанников…………………………………………………………….26

I.5. Общие методы и содержание работы социального педагога в детском доме………………………………………………………………28

Глава II.  Исследование деятельности социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.

Заключение………………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………...46

Приложение



ВВЕДЕНИЕ

Проблема сиротства в нашей стране приобретает в современных условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях – это дети, от которых отказываются сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает.

В самом словосочетании «ребенок-сирота» скрыты и человеческое несчастье, и горечь за целое поколение, и серьезная проблема существования и выживания в современном жестоком мире «отказных» детей. Еще острее в настоящее время встает проблема жизнедеятельности, социализации и интеграции в нашем обществе вообще и в нашей области и нашем городе в частности детей с нарушениями в развитии, другими словами, детей-инвалидов.

Наряду с ростом числа детей, оставшихся без родительского попечения, распространенным явлением в последние годы стало увеличение размеров «социального сиротства».

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.

Выделяют следующие причины сиротства :

· Ведущей причиной является алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда – жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Более 100 тысяч детей ежегодно отбирается из неблагополучных семей, из них около половины было отобрано через лишение родительских прав;

· увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего вседствие неестественных причин. Если 5 – 7 лет назад доля «круглых» сирот составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в некоторых регионах достигает 25-30 %;

· увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а также подростков. В России ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч – в 16 лет, 36,7 тысяч – в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся;

· увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей.

· отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.

Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса – невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

Анализ данной проблемы позволяет выделить противоречие между увеличением числа детей-сирот и недостаточным изучением особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.

Цель моей работы - изучить специфику работы социального педагога в детском доме.

Задачи - на основе теоретического материала выявить и рассмотреть:

1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты населения.

2. Социально-педагогическую и психологическую деятельность в учреждениях государственного попечения.

3. Функции детского дома в становлении личности воспитанников.

4. Психолого-педагогические характеристики детей-сирот разного возраста

5. Общие методы и содержание работы социального педагога в детском доме.

6. Деятельность социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград

Объект исследования: деятельность социального педагога.

Предмет исследования: специфика работы социального педагога в детском доме.

Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его                      гипотезы: деятельность социального педагога в детском доме «Родничок» имеет свою специфику, которая определяется: типом детского дома, индивидуальными особенностями детей, находящихся на воспитании в данном детском доме, региональными особенностями, личными характеристиками социального педагога.



Содержание работы социального педагога в детском доме

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме

как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей.

Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем  и отсутствия у детей должного социального опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования было изучение специфики работы социального педагога в детском доме.

В первой главе мы изучили теоретический материал по общей деятельности социального педагога. Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи и защиты своим клиентам – детям, подросткам, семьям.

 Также были раскрыты вопросы о психолого-педагогических характеристиках детей-сирот разного возраста, функциях детского дома в становлении личности воспитанников, общих методах и содержания работы социального педагога в детском доме.

Изучив и проанализировав имеющуюся литературу по теме « Специфика работы социального педагога в детском доме», выявили, что изучению данной проблемы, как одного из социальных процессов, в настоящее время придается большое значение.

Во второй главе проведена исследовательская работа по изучению деятельности социального педагога в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.

В результатах проведенного исследования мы смогли найти подтверждения нашей гипотезы, изучив материалы интервью и должностную инструкцию социального педагога в данном учреждении выяснили:

Детский дом «Родничок» имеет статус муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей смешанного вида, следовательно, стоит проблема создания благополучной атмосферы не только в отношениях «социальный педагог – ребенок», но и внутри коллектива воспитанников.

Причины попадания в детский дом у каждого ребенка различны, специфика деятельности социального педагога в этом аспекте проявляется в координации социально-психологического развития каждого ребенка в отдельности, с целью успешной адаптации воспитанников во внешней среде по выпуску из детского дома.

Особенности нашей области так же оказывают влияние на профессиональную деятельность социального педагога, в данном аспекте приоритетом является оформление заграничных паспортов для всех воспитанников детского дома для выезда на отдых в другие регионы Российской Федерации и страны ближнего зарубежья.

Личные характеристики социального педагога, такие как ответственность, стойкость, серьезное отношение к своей работе, а так же открытость, сострадание, добродушие, честность и терпение приносят свои специфические черты в деятельность социального педагога в детском доме «Родничок».

Специфика психолого-педагогической помощи детям-сиротам, прежде всего, заключается в ее комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом возможностей ребенка, рекомендаций психологов и врачей, в целенаправленной работе педагогов.
Как бы хорошо ни было воспитанникам в детском доме, каждый из них мечтает, желает обрести семью, иметь маму и папу. Социальная служба детского дома ведет работу по семейному жизнеустройству воспитанников. В первую очередь ведется работа с кровными семьями, попавшими в трудную ситуацию, по восстановлению их в родительских правах. Анализируется сложившаяся внутрисемейная ситуация, оказывается психологическая, юридическая, моральная поддержка. В случаях, когда возвращение в родную семью невозможно, ведется работа с потенциальными родителями или опекунами.

Сегодня в России проводится масштабная социальная работа по усыновлению, устройству детей в патронатные семьи. Целью этой работы является сокращение до минимума количества детских домов, домов-интернатов, приютов, так как важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену.

Ребенок - это личность с самого рождения, а детство - часть жизни, которая должна оставить самые лучшие и яркие воспоминания. В наших силах сделать все для счастья ребенка. Для этого нужно лишь любить его всем сердцем.


 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992.

2. Брутман, В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей – М.: Педагогика, 1994. – кн.1. – 182 с.

3. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. - М., 2000.

4. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 1992. - №10.

5. Камина И. Работа органов социальной защиты по защите прав ребёнка / И. Камина // Социальное обеспечение. - 2000. - №11.

6. Клемантович И. Культура профессионального мышления социального педагога // Воспитание школьников. М., 2000

7. Кобринский. М.Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений. – Гомель.: Просвещение, 1996. – 160 с.

8. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногор. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.

9.    Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.– М. 2001

10.   Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. М., 2000

11.    Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. – М.: Академия, 2002. – 310 с.

12.  Павленок.П.Д. Методлогия и теория социальной работы. –М.:ИНФРА-М, 2008.-267с.

13. Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми,    оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.

14.    Приказ Минобразования Российской Федерации от 26.06.2000 № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

15.    Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.

16. Семейный кодекс Российской Федерации. - 4-е изд. - М.: «Ось – 89»,   2000. - 96 с.

17.    Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

18.    Темникова Л.А. Теория и методика социальной работы. – Калуга: Изд-во КГПИ, 1993. – 310 с. 

19.     Социальная работа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М. 2001.

20.    Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.

21.    Федеральный Закон от 17.07.1999 № 178-Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29.
22.    Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26.
23.    Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1999. №33.
24.    Федеральный Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Собрание законодательства РФ. 1996. № 52.

25. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общее представление о деятельности социального педагога

I.1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты детства……………………………………………………………………...7

I.2. Социально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения……………………………..15

I.3. Психолого-педагогические характеристики детей-сирот как объектов профессиональной деятельности…………………………......20

I.4. Функции детского дома в становлении личности

воспитанников…………………………………………………………….26

I.5. Общие методы и содержание работы социального педагога в детском доме………………………………………………………………28

Глава II.  Исследование деятельности социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.

Заключение………………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………...46

Приложение



ВВЕДЕНИЕ

Проблема сиротства в нашей стране приобретает в современных условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях – это дети, от которых отказываются сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает.

В самом словосочетании «ребенок-сирота» скрыты и человеческое несчастье, и горечь за целое поколение, и серьезная проблема существования и выживания в современном жестоком мире «отказных» детей. Еще острее в настоящее время встает проблема жизнедеятельности, социализации и интеграции в нашем обществе вообще и в нашей области и нашем городе в частности детей с нарушениями в развитии, другими словами, детей-инвалидов.

Наряду с ростом числа детей, оставшихся без родительского попечения, распространенным явлением в последние годы стало увеличение размеров «социального сиротства».

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.

Выделяют следующие причины сиротства :

· Ведущей причиной является алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда – жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Более 100 тысяч детей ежегодно отбирается из неблагополучных семей, из них около половины было отобрано через лишение родительских прав;

· увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего вседствие неестественных причин. Если 5 – 7 лет назад доля «круглых» сирот составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в некоторых регионах достигает 25-30 %;

· увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а также подростков. В России ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч – в 16 лет, 36,7 тысяч – в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся;

· увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей.

· отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.

Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса – невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

Анализ данной проблемы позволяет выделить противоречие между увеличением числа детей-сирот и недостаточным изучением особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.

Цель моей работы - изучить специфику работы социального педагога в детском доме.

Задачи - на основе теоретического материала выявить и рассмотреть:

1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты населения.

2. Социально-педагогическую и психологическую деятельность в учреждениях государственного попечения.

3. Функции детского дома в становлении личности воспитанников.

4. Психолого-педагогические характеристики детей-сирот разного возраста

5. Общие методы и содержание работы социального педагога в детском доме.

6. Деятельность социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград

Объект исследования: деятельность социального педагога.

Предмет исследования: специфика работы социального педагога в детском доме.

Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его                      гипотезы: деятельность социального педагога в детском доме «Родничок» имеет свою специфику, которая определяется: типом детского дома, индивидуальными особенностями детей, находящихся на воспитании в данном детском доме, региональными особенностями, личными характеристиками социального педагога.



ГЛАВА I. Общее представление о деятельности социального педагога.

 

Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:

- Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

- Эмоциональные и психологические проблемы;

- Нужда и бедность;

- Алкоголизм и наркомания;

- Насилие и дискриминация;

- Национальные проблемы и миграция;

- Преступление и правонарушение;

- Безработица и профессиональная адаптация;

- Жилищная проблема;

- Опекунство, попечительство, усыновление;

- Родительская жестокость и другие.

Для практики социальной работы с детьми в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики. При этом важно пояснить, что понятие «социальная педагогика» не тождественно понятию «школьная социальная работа», так как социальный педагог может работать в детских, образовательных, здравоохранительных и социозащитных учреждениях.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 217.