Научность и лженаучность в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научность и лженаучность в психологии

 

Содержание

Введение: какие есть виды знаний......................................................................................... 2

Учения о людях и их характерах: научны они или нет?............................................. 2

Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия 2

Наука и обыденные знания: заглядывание за горизонт и строгий анализ............... 3

Как устроена научная методология........................................................................................ 5

Почему в науке нужна логика, почему учёные - негативисты, а соционики и астрологи - не учёные.............................................................................................................................. 5

О понятиях и определениях в науке............................................................................. 6

Аксиомы и теоремы есть не только в геометрии........................................................ 7

Связь науки с практикой: систематические и бессистемные наблюдения............... 8

Когнитивные искажения, мешающие наблюдениям.......................................................... 10

Почему даже систематических наблюдений недостаточно для подтверждения гипотез 10

Как ставить эксперименты.................................................................................................... 15

Как эксперименты помогают избежать когнитивных искажений.......................... 15

Статистические эксперименты. Ошибки первого и второго рода.......................... 16

Почему выборка должна быть случайной и почему в психологии достичь этого нереально......................................................................................................................................... 19

Почему выборка для эксперимента должна быть независимой.............................. 20

О некорректных "экспериментах", выдающих себя за эксперименты.................... 20

Проблема объективности измерений в психологии................................................. 21

Почему проверяемую гипотезу надо формулировать до начала эксперимента..... 22

Двойной слепой метод: информацию иногда полезно скрывать............................ 22

Другие когнитивные искажения и как избежать их в экспериментах................... 23

Основные требования к научной теории............................................................................. 24

Примеры научных и лженаучных теорий........................................................................... 26

Дифференциальная психология: наука или лженаука?............................................ 26

Соционика: наука или лженаука?............................................................................... 27

Астрология: наука или лженаука?.............................................................................. 29

 


 


Введение: какие есть виды знаний

Учения о людях и их характерах: научны они или нет?

А давайте-ка обсудим науку и научный метод. На примере трёх учений о людях и их характерах: дифференциальной психологии, соционики и астрологии. Чтобы понять, почему

- дифференциальная психология - это наука (хотя и с определёнными проблемами, свойственными гуманитарным наукам);

- соционика - не наука, но имеет шанс стать наукой;

- астрология - не наука и никогда ею не станет.

 

Начнём с того, что наука - не синоним единственно верной истины. Поэтому не надо оскорбляться, когда вашему любимому мультику или ролевой игре отказали в праве на научность. У человечества есть разные формы знаний: наука, искусство, религия, философия, магия и мифология, обыденные знания. Одни формы знаний не лучше и не хуже других. Одной наукой жив не будешь.

Формы знаний различаются, во-первых, по источнику: откуда знания взялись? Как они проверяются на истинность? Во-вторых, по методу обработки знаний:

- рациональные методы - используется логическое мышление, анализ, точные определения и классификации, математика (короче, БЛ);

- эмоциональные методы - эмоциональное вовлечение, одобрение либо отвержение, вдохновение, мотивация (то есть ЧЭ и БЭ);

- практические методы - практическая проверка, постановка целей, выделение нужного и отбрасывание лишнего (в общем, ЧЛ).

 

  • Наука. Источник: исследование окружающего мира. Методы: рациональные, в меньшей степени практические.
  • Искусство. Источник: жизненный опыт, рефлексия, мистический опыт. Методы: эмоциональные.
  • Религия. Источник: мистический опыт, рефлексия. Методы: эмоциональные и рациональные (синтез разума и веры).
  • Философия. Источник: рефлексия. Методы: рациональные, в меньшей степени эмоциональные.
  • Магия и мифология. Источник: рефлексия, мистический опыт. Методы: эмоциональные и практические.
  • Обыденные знания. Источник: жизненный опыт. Методы: практические, в меньшей степени эмоциональные.

 

Давайте теперь возьмём дифференциальную психологию, соционику и астрологию и посмотрим, куда их можно отнести по этой классификации. Тогда окажется, что все они относятся не к одной категории, а сразу к нескольким...

 

 

Как устроена научная методология

Когнитивные искажения, мешающие наблюдениям                                                 

Как ставить эксперименты

Примеры научных и лженаучных теорий

Научность и лженаучность в психологии

 

Содержание

Введение: какие есть виды знаний......................................................................................... 2

Учения о людях и их характерах: научны они или нет?............................................. 2

Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия 2

Наука и обыденные знания: заглядывание за горизонт и строгий анализ............... 3

Как устроена научная методология........................................................................................ 5

Почему в науке нужна логика, почему учёные - негативисты, а соционики и астрологи - не учёные.............................................................................................................................. 5

О понятиях и определениях в науке............................................................................. 6

Аксиомы и теоремы есть не только в геометрии........................................................ 7

Связь науки с практикой: систематические и бессистемные наблюдения............... 8

Когнитивные искажения, мешающие наблюдениям.......................................................... 10

Почему даже систематических наблюдений недостаточно для подтверждения гипотез 10

Как ставить эксперименты.................................................................................................... 15

Как эксперименты помогают избежать когнитивных искажений.......................... 15

Статистические эксперименты. Ошибки первого и второго рода.......................... 16

Почему выборка должна быть случайной и почему в психологии достичь этого нереально......................................................................................................................................... 19

Почему выборка для эксперимента должна быть независимой.............................. 20

О некорректных "экспериментах", выдающих себя за эксперименты.................... 20

Проблема объективности измерений в психологии................................................. 21

Почему проверяемую гипотезу надо формулировать до начала эксперимента..... 22

Двойной слепой метод: информацию иногда полезно скрывать............................ 22

Другие когнитивные искажения и как избежать их в экспериментах................... 23

Основные требования к научной теории............................................................................. 24

Примеры научных и лженаучных теорий........................................................................... 26

Дифференциальная психология: наука или лженаука?............................................ 26

Соционика: наука или лженаука?............................................................................... 27

Астрология: наука или лженаука?.............................................................................. 29

 


 


Дата: 2019-12-09, просмотров: 185.