Научность и лженаучность в психологии
Содержание
Введение: какие есть виды знаний......................................................................................... 2
Учения о людях и их характерах: научны они или нет?............................................. 2
Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия 2
Наука и обыденные знания: заглядывание за горизонт и строгий анализ............... 3
Как устроена научная методология........................................................................................ 5
Почему в науке нужна логика, почему учёные - негативисты, а соционики и астрологи - не учёные.............................................................................................................................. 5
О понятиях и определениях в науке............................................................................. 6
Аксиомы и теоремы есть не только в геометрии........................................................ 7
Связь науки с практикой: систематические и бессистемные наблюдения............... 8
Когнитивные искажения, мешающие наблюдениям.......................................................... 10
Почему даже систематических наблюдений недостаточно для подтверждения гипотез 10
Как ставить эксперименты.................................................................................................... 15
Как эксперименты помогают избежать когнитивных искажений.......................... 15
Статистические эксперименты. Ошибки первого и второго рода.......................... 16
Почему выборка должна быть случайной и почему в психологии достичь этого нереально......................................................................................................................................... 19
Почему выборка для эксперимента должна быть независимой.............................. 20
О некорректных "экспериментах", выдающих себя за эксперименты.................... 20
Проблема объективности измерений в психологии................................................. 21
Почему проверяемую гипотезу надо формулировать до начала эксперимента..... 22
Двойной слепой метод: информацию иногда полезно скрывать............................ 22
Другие когнитивные искажения и как избежать их в экспериментах................... 23
Основные требования к научной теории............................................................................. 24
Примеры научных и лженаучных теорий........................................................................... 26
Дифференциальная психология: наука или лженаука?............................................ 26
Соционика: наука или лженаука?............................................................................... 27
Астрология: наука или лженаука?.............................................................................. 29
Введение: какие есть виды знаний
Учения о людях и их характерах: научны они или нет?
А давайте-ка обсудим науку и научный метод. На примере трёх учений о людях и их характерах: дифференциальной психологии, соционики и астрологии. Чтобы понять, почему
- дифференциальная психология - это наука (хотя и с определёнными проблемами, свойственными гуманитарным наукам);
- соционика - не наука, но имеет шанс стать наукой;
- астрология - не наука и никогда ею не станет.
Начнём с того, что наука - не синоним единственно верной истины. Поэтому не надо оскорбляться, когда вашему любимому мультику или ролевой игре отказали в праве на научность. У человечества есть разные формы знаний: наука, искусство, религия, философия, магия и мифология, обыденные знания. Одни формы знаний не лучше и не хуже других. Одной наукой жив не будешь.
Формы знаний различаются, во-первых, по источнику: откуда знания взялись? Как они проверяются на истинность? Во-вторых, по методу обработки знаний:
- рациональные методы - используется логическое мышление, анализ, точные определения и классификации, математика (короче, БЛ);
- эмоциональные методы - эмоциональное вовлечение, одобрение либо отвержение, вдохновение, мотивация (то есть ЧЭ и БЭ);
- практические методы - практическая проверка, постановка целей, выделение нужного и отбрасывание лишнего (в общем, ЧЛ).
Давайте теперь возьмём дифференциальную психологию, соционику и астрологию и посмотрим, куда их можно отнести по этой классификации. Тогда окажется, что все они относятся не к одной категории, а сразу к нескольким...
Как устроена научная методология
Когнитивные искажения, мешающие наблюдениям
Как ставить эксперименты
Примеры научных и лженаучных теорий
Научность и лженаучность в психологии
Содержание
Введение: какие есть виды знаний......................................................................................... 2
Учения о людях и их характерах: научны они или нет?............................................. 2
Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия 2
Наука и обыденные знания: заглядывание за горизонт и строгий анализ............... 3
Как устроена научная методология........................................................................................ 5
Почему в науке нужна логика, почему учёные - негативисты, а соционики и астрологи - не учёные.............................................................................................................................. 5
О понятиях и определениях в науке............................................................................. 6
Аксиомы и теоремы есть не только в геометрии........................................................ 7
Связь науки с практикой: систематические и бессистемные наблюдения............... 8
Когнитивные искажения, мешающие наблюдениям.......................................................... 10
Почему даже систематических наблюдений недостаточно для подтверждения гипотез 10
Как ставить эксперименты.................................................................................................... 15
Как эксперименты помогают избежать когнитивных искажений.......................... 15
Статистические эксперименты. Ошибки первого и второго рода.......................... 16
Почему выборка должна быть случайной и почему в психологии достичь этого нереально......................................................................................................................................... 19
Почему выборка для эксперимента должна быть независимой.............................. 20
О некорректных "экспериментах", выдающих себя за эксперименты.................... 20
Проблема объективности измерений в психологии................................................. 21
Почему проверяемую гипотезу надо формулировать до начала эксперимента..... 22
Двойной слепой метод: информацию иногда полезно скрывать............................ 22
Другие когнитивные искажения и как избежать их в экспериментах................... 23
Основные требования к научной теории............................................................................. 24
Примеры научных и лженаучных теорий........................................................................... 26
Дифференциальная психология: наука или лженаука?............................................ 26
Соционика: наука или лженаука?............................................................................... 27
Астрология: наука или лженаука?.............................................................................. 29
Дата: 2019-12-09, просмотров: 223.