Внедрение бюджетного управления приводит к радикальным изменениям. Каждое предприятие планирует свою деятельность на протяжении года в соответствии с установленной для него структурой бюджета, отражающего все существенные показатели ее деятельности. Контроль фактического исполнения планов обеспечивает возможность оперативного перераспределения ресурсов в случае изменения ситуации, не предусмотренной планами. Краткосрочные выгоды от внедрения бюджетирования состоят в повышении эффективности использования оборотного капитала и в конечном счете в росте прибыли. В долгосрочной перспективе компания выигрывает от повышения «прозрачности» бизнеса и возможности принимать более обоснованные инвестиционные решения, в результате чего возрастает отдача на инвестиции.
Большинство западных систем, представленных на Российском рынке, отличаются высоким технологическим уровнем, развитой функциональностью и гибкостью. Они позволяют работать с программой одновременно большому количеству сотрудников, в том числе, в удаленном режиме и обрабатывать большие объемы данных.
Однако, зарубежные системы имеют высокую стоимость как лицензий, так и внедрения. Общая средняя стоимость таких проектов (включая ПО, внедрение и техподдержку) находится в диапазоне 40 – 200 тыс. долларов. Кроме того, сопровождение таких систем потребует либо регулярного привлечения внедренцев, либо наличия в штате компании соответствующих специалистов.
Высокая стоимость, как правило, оправдывается высоким качеством и надежностью, подтверждаемыми сотнями внедрений во всем мире. Все большую роль начинает играть и фактор престижности – внедрение в компании передовой технологии на базе информационной системы известного производителя повышает стоимость компании-клиента.
К условным недостаткам западных систем можно отнести неполную локализацию программ и пользовательской документации, сложность внесения изменений в настроенную систему, а также некую «технологическую громоздкость», обусловленную необходимостью поддержки многопользовательской работы со сложными моделями и большими объемами данных.
На основании вышесказанного такие системы можно рекомендовать крупным предприятиям, имеющим несколько направлений бизнеса, большую номенклатуру продукции, развитую филиальную сеть.
Выводы главы 3:
В результате проведённого исследования были разработаны рекомендации:
1. Взаимосвязь бюджетирования и стратегического плана.
2. Планирование деятельности должно осуществляться с учетом окружающей предприятия действительности.
3. Сначала необходимо разработать методологию бюджетирования и только потом выбирать информационную систему.
4. Чтобы бюджет исполнялся, нужно мотивировать сотрудников на достижение запланированных показателей и т.д..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетирование представляет собой процесс составления и исполнения бюджета, то есть документа, содержащего инструкции по формированию, распределению и расходованию ограниченных ресурсов организации.
Существует три источника, которые предстоит задействовать при постановке внутрифирменного бюджетирования: методологию бюджетирования, базирующуюся на западных принципах финансового менеджмента (естественно, адаптированных к российским условиям); создание корпоративных баз данных, основанных на сборе и обработке первичной документации, включая всю информацию, циркулирующую в бухгалтерской отчетности; строгое следование принципам конфиденциальности.
Выделяют три составные части бюджетирования:
1.Технология бюджетирования.
2.Организация бюджетирования.
3.Автоматизация финансовых расчетов.
Назначение бюджетирования на предприятии заключается в том, что это основа:
- планирования и принятия управленческих решений на предприятии;
- оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
- укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом и собственникам ее капитала.
Выделяют следующие методы бюджетирования: нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод интерполяции; метод факторного анализа; матричный метод; методы экономико-математического моделирования.
В ОАО «УАЗ» существует модель на основе модуля «Бюджетирования».
Суть ее состоит в том, что основой формирования бюджета на планируемый период становится понятие центра затрат. Центр затрат – условно определенное место возникновения затрат. В рассматриваемой модели было принято, что таковым являются производственные секции технологического процесса.
Управление бюджетированием на предприятии осуществляется под руководством директора по бюджету.
Основными проблемами постановки системы бюджетирования на предприятии являются:
1. Недостаточная оперативность составления отчетов;
2. Низкая профессиональная подготовка персонала;
3. Использование бюджетирования в отрыве от стратегического планирования;
4. Слабая мотивация сотрудников на достижение запланированных показателей.
Начиная с конца 2000 г. на предприятии ведется установка и внедрение
программного комплекса - «Интегрированная система управления предприятием М-2». В этом комплексе есть модуль, отвечающий за постановку вопроса бюджетирования.
В целях совершенствования системы бюджетирования автором предложены рекомендации на основе опыта бюджетирования в зарубежных компаниях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ»
2.Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник + практикум / В.Д. Грибов – М.: Финансы и статистика, 2007. – 334 с.
3.Коноплёв С.П. Экономика организации: учебник / С.П. Коноплёв. – М.: Велби, 2008. – 160 с.
4.Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: Маркетинг, 2007. – 693 с.
5.Савруков Н.Т. Экономика предприятия / Н.Т. Савруков, А.И. Егоров. – СПб: Политехника, 2007. – 199 с.
6.Сергеев И.В. Экономика предприятия / И.В. Сергеев– М.: Финансы и статистика, 2008. – 303 с.
7.Скляренко В.К. Экономика предприятия / В.К. Скляренко – М.: ИНФРА – М, 2007. – 528 с.
8.Титов В.И. Экономика предприятии: Учебник / В.И. Титов. – М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
9.Экономика предприятия и отрасли промышленности: Учебник для вузов – 3 – е изд. Перераб. и доп. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 608 с.
10.Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – М.: ИНФРА – М., 2007. - 601 c.
11.Экономика предприятии: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я, Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3 – е изд., перераб. идоп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 718 с.
12.Экономика организации: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 608 с.
13.Экономика предприятия (фирмы): учеб. пособие / Под ред. А.С. Пелиха. – М.: Эксмо, 2008. – 464 с.
14.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2007. – 608 с.
15. htt: edu. nstu.ru / courses / econ / ecpr / demo / content. html.
16. Траченко М. «Тюнинг» для бюджетирования //http://www.intalev.ua/index.php?id=9662
Дата: 2019-12-10, просмотров: 266.