Введение.
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщенности данных.
Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.
Бухгалтерская отчетность (ее состав, содержание и методические основы формирования) организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме бюджетных и кредитных организаций, установлены в ПБУ 4/99 «Отчетность организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (с изменениями и дополнениями от 18 сентября 2006 года) [5]. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2006 года) были утверждены примерные формы бухгалтерской отчетности и указания по их заполнению. [1]
Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.
В связи с внесением множества изменений и дополнений Минфином РФ в недавнее время в бухгалтерскую отчетность и правила ее заполнения, в том числе и в отчет об изменениях капитала (форма №3), и учитывая важность этого вида отчетности для всех организаций, следует подчеркнуть актуальность темы данной курсовой работы.
Основные задачи, которые необходимо решить при выполнении курсовой работы заключаются в следующем:
· изучение теоретических основ бухгалтерской отчетности, правового и информационного обеспечения отчетности в целом, и в том числе отчета об изменении капитала;
· также необходимо выяснить цели и важность составления Отчета, порядок его заполнения в соответствии с нормативными документами, принципы построения.
При написании данной курсовой работы была использована литература из учебных изданий, нормативно-правовая, а также информация из периодических изданий.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры и порядка формирования отчета об изменениях капитала (форма №3) на примере организации ООО «ЕвроТрактДеталь».
Расчет чистых активов.
Формируя годовой отчет, бухгалтерия должна определить чистые активы компании. От их величины напрямую зависит финансовая стратегия предприятия.
Методика расчета чистых активов ОАО и ЗАО закреплена приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н, № 03-6/пз. Официального способа расчета чистых активов для обществ с ограниченной ответственностью нет. Однако в Минфине считают, что ООО могут воспользоваться методикой, предназначенной для акционерных обществ (письмо Минфина России от 26 января 2007 г. № 03-03-06/1/39).
Согласно приказу № 10н, № 03-6/пз, чистые активы нужно определять по следующей формуле:
ЧА = (РI + РII – Сс – Зу) – (РIV + РV – Дбп),
где ЧА – величина чистых активов компании;
РI – сумма раздела I баланса;
РII – сумма раздела II баланса;
Сс – сумма средств, истраченных компанией на покупку собственных акций (долей) у акционеров (участников);
Зу – задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
РIV – сумма раздела IV баланса;
РV – сумма раздела V баланса;
Дбп – доходы будущих периодов.
Полученная величина должна быть отражена в справке к форме № 3 «Отчет об изменениях капитала». Форму № 3 обязаны представлять все компании, за исключением субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций.[9]
Величина чистых активов показывает, насколько эффективно работает организация. Именно на этот показатель ориентируются потенциальные инвесторы и кредиторы предприятия.
Кроме того, от величины чистых активов зависит собственная финансовая стратегия организации. Данная зависимость обусловлена следующими причинами:
1. Необходимость контроля соотношения чистых активов и величины уставного капитала. Определив свои чистые активы, компания в первую очередь должна сравнить их с величиной уставного капитала организации. Если сумма чистых активов окажется больше уставного капитала, то можно сделать вывод о том, что предприятие в целом работает эффективно. Допустим, оказалось, что уставный капитал компании превышает ее чистые активы. В этой ситуации предприятие должно уменьшить свой уставный капитал (п. 4 ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Ведь если сумма чистых активов снизится настолько, что окажется меньше минимальной величины уставного капитала (для ООО и ЗАО – 10 000 руб., для ОАО – 100 000 руб.), компанию могут ликвидировать по решению суда.
2. Определение стоимости долей в уставном капитале. Чистые активы нужно определять также для того, чтобы компании-учредители могли подсчитать налоговую стоимость своей доли в уставном капитале при реорганизации предприятия. При продаже доли данная стоимость не будет облагаться налогом на прибыль (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ).
3. Возможность выплаты дивидендов. Кроме того, если чистые активы меньше уставного капитала, компания не вправе выплачивать дивиденды своим акционерам (участникам) (п. 1 ст. 43 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 1 ст. 29 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Если предприятие в этих условиях перечислит какие-либо средства своим акционерам (физическим лицам), то придется удержать с выплат НДФЛ по ставке 13 процентов, а не 9 (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 июня 2007 г. № А42-8832/2006).
Если по итогам года оказалось, что величина чистых активов мала и это создает проблемы, то руководство может попробовать увеличить данный показатель. А делают это, как правило, одним из следующих приемов:
1. Компания переоценивает свое имущество. Это наиболее простой вариант решения проблемы. Он применим в ситуации, когда у компании есть какие-то недооцененные активы. Проведенная переоценка увеличит их стоимость. Результат в бухгалтерском учете будет отражен проводкой:
Дебет 01 Кредит 83 – отражена переоценка основных средств.
В результате будет увеличена балансовая стоимость имущества. Следовательно, увеличатся и чистые активы.
Переоценивать имущество можно не чаще одного раза в год. Результат переоценки надо отразить в балансе на начало отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Так, если переоценка проведена на 1 января 2008 года, то ее не надо показывать в бухгалтерской отчетности за 2007 год. Результаты переоценки необходимо учесть при определении входящих остатков на начало 2008 года.
В налоговом учете результаты переоценки основных средств не признаются доходом, не изменяют восстановительную стоимость основного средства и не влияют на сумму начисленной амортизации (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Следовательно, в учете появятся разницы по ПБУ 18/02.
2. Компания просит помощи у учредителей. Другими словами, организация получает от учредителей безвозмездную помощь. Эту операцию нужно отразить в бухучете следующей проводкой:
Дебет 01 (10, 51) Кредит 98 субсчет «Безвозмездные поступления» – отражено безвозмездное поступление.
Доходы будущих периодов не учитываются при расчете чистых активов. Следовательно, чистые активы вырастут, если увеличить актив баланса.
Этот способ выгоден, если доля учредителя, который передает помощь, превышает 50 процентов. Тогда с такого «подарка» компания не обязана платить налог на прибыль (подп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
3. Владельцы реорганизуют компанию. Это наиболее сложный вариант решения проблемы, обычно его реализуют в рамках холдинга. Как правило, компании пытаются увеличить свои чистые активы через слияние или присоединение к другим предприятиям, обладающим более устойчивой структурой баланса: с большой величиной активов при малой доле обязательств. Ведь в результате к новой компании – правопреемнику – переходят и имущество, и долги реорганизованных фирм. При этом отметим, что активы, полученные в порядке правопреемства, не считаются доходом нового предприятия и, следовательно, не облагаются налогом на прибыль (п. 3 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
Рассчитаем чистые активы на примере ООО «ЕвроТрактДеталь». Воспользуемся формулой приведенной выше.
ЧА = (РI + РII – Сс – Зу) – (РIV + РV – Дбп) =(52+4217)-(1825+2031)=414 тыс. руб.
Величина чистых активов организации превышает ее уставный капитал, это свидетельствует об эффективной работе предприятия в целом.
Заключение.
В данной работе был рассмотрен порядок формирования в бухгалтерском учете показателей, характеризующих изменение собственного капитала организации, а также порядок отражения этих показателей в бухгалтерской отчетности организации (в частности, в специальной рекомендованной Минфином России форме № 3 «Отчет об изменениях капитала).
В процессе работы были решены следующие задачи:
· Изучен вопрос нормативного регулирования ведения бухгалтерского учета показателей, характеризующих собственный капитал организации и составления отчетности по ним;
· Изучены особенности бухгалтерского учета и формирования показателей, характеризующих величину капитала организации;
· Определен порядок заполнения формы бухгалтерской отчетности организации №3 «Отчета об изменениях капитала».
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В настоящее время организация самостоятельно разрабатывает и принимает формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России в Приказе от 22.07.2003г. N 67н. При разработке указанных форм в них не включаются предусмотренные в образцах форм показатели (строки, графы) в случае отсутствия у организации данных по активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, которые подлежат отражению в этих строках (графах).
В сегодняшних нормативных документах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета, отсутствует определение капитала как такового. Для определения величины капитала мы руководствуемся порядком, соответствующим международным стандартам финансовой отчетности.
Целью данной курсовой работы была выполнена, структура и порядок формирования отчета об изменениях капитала (форма №3) на примере организации ООО «ЕвроТрактДеталь» были рассмотрены.
Список литературы.
1. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
2. Письмо ФНС России от 12.12.2005 № ММ-6-01/247 «О представлении бухгалтерской отчетности»
3. Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 N 72н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы российской федерации»
4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)
5. ПБУ 1-22. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Методические указания. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во,2008.-207с.-(Бухгалтер.Нормаьтивные документы).
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт-Издат,2007.-176с.
7. Ронова Г.Н. Анализ финансовой отчетности. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2003. – 156 с.
8. Бухгалтерская отчетность предприятия: сборник нормативных документов. М., 2004
9. Журнал «Главбух» №2 январь 2008. «Зачем бухгалтеру считать чистые активы».
10. Журнал "Учет в производстве" №1 I квартил 2009. "О предоставлении форм бухгалтерской отчетности малыми предприятиями".
11. Книга «Годовой отчет-2008». «Взаимосвязь между показателями форм 1, 2 и 3».
12. http://www.consultant.ru
13. http://www.1gl.ru
14. http://www.1c.ru
Введение.
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщенности данных.
Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.
Бухгалтерская отчетность (ее состав, содержание и методические основы формирования) организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме бюджетных и кредитных организаций, установлены в ПБУ 4/99 «Отчетность организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (с изменениями и дополнениями от 18 сентября 2006 года) [5]. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2006 года) были утверждены примерные формы бухгалтерской отчетности и указания по их заполнению. [1]
Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.
В связи с внесением множества изменений и дополнений Минфином РФ в недавнее время в бухгалтерскую отчетность и правила ее заполнения, в том числе и в отчет об изменениях капитала (форма №3), и учитывая важность этого вида отчетности для всех организаций, следует подчеркнуть актуальность темы данной курсовой работы.
Основные задачи, которые необходимо решить при выполнении курсовой работы заключаются в следующем:
· изучение теоретических основ бухгалтерской отчетности, правового и информационного обеспечения отчетности в целом, и в том числе отчета об изменении капитала;
· также необходимо выяснить цели и важность составления Отчета, порядок его заполнения в соответствии с нормативными документами, принципы построения.
При написании данной курсовой работы была использована литература из учебных изданий, нормативно-правовая, а также информация из периодических изданий.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры и порядка формирования отчета об изменениях капитала (форма №3) на примере организации ООО «ЕвроТрактДеталь».
Теоретические основы и нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности. Форма №3 «Отчет об изменениях капитала».
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационной основой финансового менеджмента, одним из основных инструментов финансового менеджмента, средством взаимодействия предприятия с финансовым рынком.
Анализ бухгалтерской отчетности является неотъемлемой частью процесса контроля за принятыми и принимаемыми управленческими решениями финансовых менеджеров, основой анализа финансового состояния предприятия, составным элементом экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период. [7]
Числовые показатели в бухгалтерской отчетности приводятся минимум за два года – отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый год).
Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации (кроме бюджетных) является открытой для заинтересованных пользователей. Предприятие должно обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с ней.
Внешними пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности являются банки, инвесторы, кредиторы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, работающие на предприятии, органы власти, общественные организации и другие. Внешние пользователи могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.
К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся руководители, менеджеры различных уровней, учредители, участники и собственники имущества предприятия.
Национальными стандартами, определяющими правила ведения бухгалтерского финансового учета и составления финансовой отчетности являются:
· Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98
· Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94
· Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01
· Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98
· Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98
· Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99
· Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99
· Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000
· Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000
· Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000
· Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных ценностей" ПБУ 14/2000
В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма №3 «Отчет об изменениях капитала». В ней отражаются показатели, характеризующие формирование уставного, добавочного и резервного капитала предприятия, а также нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Кроме того, форма №3 содержит сведения о формировании и использовании резервов.
Форму №3 «Отчет об изменениях капитала» (утвержденную приказом Минфина России от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2006 года)) заполняют в составе годовой бухгалтерской отчетности коммерческие организации. Малые предприятия, которые не подлежат обязательному аудиту, и такие организации, как, например кооперативы, некоммерческие организации (НКО), бюджетные и унитарные предприятия, учреждения, отчет об изменениях капитала не обязаны предоставлять.
Отчет об изменениях капитала должен раскрывать дополнительные данные об изменениях в капитале (уставном, добавочном, резервном, нераспределенной прибыли (непокрытом убытке)) организации (остатки на начало отчетного года, поступление (уменьшение) за отчетный период, остатки на конец отчетного года).
Отчет об изменениях капитала должен содержать как минимум данные о величине капитала на начало отчетного периода, об увеличении капитала с выделением раздельно увеличения за счет дополнительного выпуска акций, за счет переоценки имущества, за счет прироста имущества, за счет реорганизации юридического лица (слияния, присоединения), за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала, об уменьшении капитала с выделением раздельно уменьшения за счет уменьшения номинала акций, за счет уменьшения количества акций, за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение), за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитал, о величине капитала на конец отчетного периода.
Уставный капитал – основной источник формирования собственных средств предприятия и представляет совокупность средств, первоначально вложенных в предприятие его собственником (собственниками). Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами. Учет движения средств уставного капитала осуществляется на счете 80 «Уставный капитал». [6]
Добавочный капитал – один из внутренних источников финансовых средств, образуется, в основном, за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, безвозмездно полученных ценностей, эмиссионного дохода. Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами. Добавочный капитал учитывается на счете 83 «Добавочный капитал». [6]
Резервный капитал создается в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия на покрытие возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь. Резервный капитал образуется за счет отчислений от прибыли в размерах, установленных уставом или учредительными документами предприятия. Средства используются на покрытие балансового убытка предприятия за отчетный год и на другие цели, предусмотренные законодательством. В случае когда резервный капитал образуется за счет отчислений от чистой прибыли, средства могут использованы на выплату дивидендов при недостаточности прибыли отчетного года. Учет движения средств уставного капитала осуществляется на счете 82 «Резервный капитал». [6]
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – прибыль акционерного общества, компании, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, используемая в целях реинвестирования, на нужды развития. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) осуществляется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». [6]
В этом разделе отчета отражаются суммы, повлиявшие на изменение уставного, добавочного, резервного капитала и на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации. Раздел можно условно разделить на две части. В первой части отражаются данные за год, предшествующий отчет ному, во второй части — те же показатели за отчетный год.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 288.