Факторный анализ рентабельности активов в принятии управленческих решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На предприятии проводится анализ эффективности использования активов, для этого рассчитывается рентабельность активов и исследуется влияние факторов эффективность использования активов.

Изучение рентабельности активов на предприятии проводится на основе следующей модели: [1]

Ra=P/A= (N-S)/A=(N/S-1)/((A/OA)*(OA/Q)*(Q/S))=(X-1)*Y*Z*L , где

X=N/S – доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции (работ, услуг),

Y=OA/A – доля оборотных активов в формировании активов,

Z=Q/OA – доля запасов в формировании оборотных активов,

L=S/Q – оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели обозначает ценовую политику организации, он показывает базовую наценку, заложенную непосредственно в цене оказываемых услуг. 

Второй и третий факторы дают оценку структуры активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность эффективно использовать оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и показывает эффективность использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, совершаемых запасами за отчетный год. [1]

Для расчета средних остатков по запасам берутся данные бухгалтерского баланса. Показатели выручки, себестоимости и прибыли берутся из отчета о прибылях и убытках.

Для исследования влияния факторов на конечный результат проводился факторный анализ показателей по четырехфакторной модели, использовался метод цепных подстановок с использованием абсолютных разностей.

Исходные и полученные данные анализа представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Показатель 1 кв. 2009г 2 кв. 2009г 3 кв. 2009г

Исходные данные, тыс. руб.

Прибыль от реализации (Р) -1344 1748 5885
Выручка от продаж (N) 19920 36075 54289
Полная себестоимость оказанных услуг (S)  21264 34327 48404
Средние остатки МПЗ (Q) 3926,50 8226,50 18879
Средние остатки оборотных активов (ОА) 39943,50 37990 48820
Средние остатки активов (А) 58953,50 61862 71781,5

Расчетные данные — факторы

Выручка на 1 руб. себестоимости (Х) 0,9368 1,0509 1,1216
Доля оборотных активов в формировании активов (У) 0,6775 0,6141 0,6801
Доля МПЗ в формировании оборотных активов (Z) 0,0983 0,2165 0,3867
Оборачиваемость запасов в оборотах (L) 5,4155 4,1727 2,5639

Результирующий показатель

Рентабельность активов (Ra) -0,0228 0,0283 0,0820
Динамика - 0,0511 0,0537

Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов

Выручка на 1 руб. себестоимости, Х - 0,0412 0,0392
Доля оборотных активов в формировании активов, У - -0,0017 0,0073
Доля запасов в формировании оборотных активов, Z - 0,0200 0,0587
Оборачиваемость запасов в оборотах, L - -0,0084 -0,0514
Общее влияние всех факторов - 0,0551 0,0537

 

По результатам произведенных вычислений выявлено, что в 1 квартале 2009г выручка от реализации была ниже себестоимости. Это было связано с тем, что большую долю затрат составили постоянные затраты (57% от общей суммы себестоимости). При этом довольно неплохая оборачиваемость материальных запасов и значительная доля оборотных активов, что свидетельствует об активном спросе на услуги компании.

Для повышения прибыли руководством предприятия принято решение снизить долю постоянных расходов, при этом увеличить базовую наценку реализуемой продукции. Снижение постоянных затрат позволило получить прибыль и повысить выручку на 1 рубль себестоимости на 18,48%.

При этом из-за нехватки свободных денежных средств принято решение приостановить обновление основных средств, которые на исследуемом предприятии в основном представлены в виде грузовых автомобилей, контейнеров для сбора отходов и спецтехники для утилизации. Это привело к увеличению доли оборотных активов в составе активов на 0,26%.

Для обеспечения бесперебойной работы с устаревшей техникой решено закупить достаточное количество запчастей и комплектующих. Топливо также закуплено в расчете на то, что количество заказов останется на прежнем уровне. Но из-за увеличения стоимости услуг произошло снижение спроса, что привело к увеличению остатков запасов на складах на 28,84% и снижению их оборачиваемости на 2.8516 оборота.

Это говорит о низком качестве управления структурой оборотного капитала и влечет за собой дополнительные затраты и снижение эффективности деятельности фирмы. Руководством предприятия было отмечено, что этот процесс не является положительным с точки зрения роста эффективности производства. Но необходимых управленческих решений не было принято и меры по устранению выявленных недостатков не разработаны.

Для того чтобы более подробно оценить влияние каждого фактора на рентабельность активов предприятия, на предприятии был проведен факторный анализ показателей. Результаты этого анализа представлены в последней части таблицы 2.1. На основе полученных данных были сделаны следующие выводы.

Во 2-ом квартале, по сравнению с 1-ым, основным фактором, повлиявшим на повышение рентабельности активов, был ценовой фактор - доля выручки на 1 руб. себестоимости, в результате его влияния рентабельность активов увеличилась на 4.12%, а также увеличение доли запасов в формировании оборотных активов (на 4,49%). Влияние других факторов было незначительно и не изменило существенно результат. Изменение оборачиваемости запасов в такой ситуации оказало некоторое отрицательное влияние на результирующий показатель и составило -0,84%.

В 3 квартале большую роль играет снижение оборачиваемости запасов. В результате его изменения рентабельность активов упала на 5,14%. Однако рост доли запасов в формировании активов увеличил рентабельность активов на 5,87%, но эту тенденцию нельзя считать положительной, так как происходит застой запасов вместо их активного использования. Важную роль, как и во 2-ом квартале играет ценовой фактор, в результате его увеличения рентабельность возросла на 3,92%.

Сравнивая рентабельность активов за первый и третий квартал можно увидеть, что руководством предприятия были приняты решения как положительно, так и отрицательно повлиявшие на деятельность фирмы. Увеличение наценки на оказываемые услуги повысило рентабельность активов, при этом не был учтен фактор появления конкуренции и что самое важное готовность потребителя к увеличению цен. Как следствие снижение потребительского спроса и необоснованное вложение средств в запасы.

В целом в результате принятых решений на основе экономического анализа компании удалось повысить прибыль от реализации на 7229 тыс. руб., а рентабельность активов на 10,48%.

Отмечено, что на предприятии существуют внутренние резервы роста эффективности производства, например, оптимизация структуры активов, рост оборачиваемости активов. Так как администрация предприятия не в силах влиять на изменение внешних факторов, то было принято решение с еще большей энергией использовать внутренние ресурсы.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.