Ремонтное, энергетическое и транспортное хозяйства являются незаменимыми службами предприятия, без которых невозможен основной производственный процесс.
Организация ремонтного хозяйства
В процессе эксплуатации техническое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности оборудования или его частей путем замены или восстановления неисправных деталей [7, с. 165].
Основные задачи ремонтного хозяйства: 1) поддержание технологического оборудования в эксплуатационной готовности и его обновление; 2) увеличение сроков эксплуатации оборудования без ремонта; 3) совершенствование организации и повышение качества оборудования; 4) снижение затрат на ремонт и технического обслуживания оборудования.
Основной объем ремонтных работ выполняет ремонтно-механическая служба (РМС). В зависимости от соотношения объемов работ РМС и цеховых ремонтных служб различают три формы организации ремонта [9, с. 71]:
1. Централизованная структура: все виды ремонта выполняются специализированными подразделениями, что улучшает качество обслуживания, поднимает производительность труда, снижает себестоимость работ.
2. Децентрализованная структура: все виды ремонта выполняются
ремонтными подразделениями, входящих в состав производственных цехов.
3. Смешанная структура: обслуживание и текущий ремонт выполняются ремонтными подразделениями основных цехов, а капитальный ремонт - специализированным ремонтным цехом.
Существует два метода осуществления ремонтных работ без полной остановки производства:
- агрегатный метод: отдельные единицы оборудования оправляются в ремонт, вместо которых устанавливаются запасные (при большом числе единиц оборудования).
- последовательно-агрегатный метод: отдельные единицы оборудования отправляются в ремонт и заменяются запасными не одновременно, а последовательно во время перерывов в работе оборудования (при оборудовании, имеющем ряд конструктивно обособленных элементов).
Наиболее эффективной формой организации ремонта оборудования является система планово-предупредительного ремонта (ППР), при которой ремонт оборудования носит предупредительный характер. Оборудование ремонтируется в определенной последовательности, в установленные сроки, не дожидаясь момента полного выхода из строя.
В систему ППР включаются [6, с. 240]:
1) Межремонтное обслуживание оборудования предполагает
тщательно организованный уход за оборудованием, наблюдение за его
работой и состоянием, своевременную регулировку и наладку, устранение
мелких неисправностей. Межремонтный период рассчитывается по формуле:
t мр = Tp .ц /( nT + n С +1), (8)
где Т рц - длительность ремонтного цикла; пТ,пС- количество текущих и средних ремонтов в течение ремонтного цикла.
2) Периодические осмотры, промывка оборудования и т.п. Межосмотровый период рассчитывается так:
t мо = Tp .ц /( nT + n С + n О +1), (9)
где пО- количество осмотров в течение ремонтного цикла.
3) Ремонтные работы проводятся по всем видам основных фондов. Бывают текущими (минимальный по объему ремонт - регулировка механизмов), средними (частичный разбор оборудования, замена деталей), капитальными (полная разборка и ремонт базовых деталей).
Система ППР предупреждает возможность случайного выхода оборудования из строя, позволяет ремонтировать его в кратчайшие сроки, сокращает стоимость ремонта и улучшает его качество.
Организация энергетического хозяйства
Еще одной важной составляющей производственной инфраструктуры предприятия является энергетическое хозяйство, основными задачами которого являются [5, с. 257]: 1) бесперебойное снабжение предприятия всеми видами; 3) внедрение новейшей энергетической техники и наиболее полное использование мощностей энергоустановок; 4) повышение производительности труда и снижение себестоимости энергетической продукции; 5) наблюдение и контроль за выполнением в цехах правил эксплуатации энергетического оборудования; 6) организация техосмотров и ремонта энергетического оборудования.
Основные виды энергии на промышленном предприятии: электрическая энергия, тепловая и химическая энергия твердого, жидкого и газообразного топлива, тепловая энергия пара и горячей воды, механическая энергия. Доля в себестоимости продукции данного вида затрат составляет около 25%.
По характеру использования энергия подразделяется на силовую (приводит в движение технологическое оборудование), технологическую (изменяет свойства и состояние материалов), производственно-бытовая (идет на освещение, вентиляцию, отопление).
В зависимости от источников получения энергоресурсов энергоснабжение может быть организовано в трех формах:
- внешнее, т.е. полное удовлетворение потребностей предприятия в энергии всех видов посредством закупок у специализированных поставщиков и посредников энергоснабжения;
- внутреннее, т.е. предприятие имеет технические возможности и считает экономически целесообразным самому вырабатывать энергию всех видов;
- смешанное (комбинированное), т.е. часть энергоносителей предприятие получает со стороны, а другую часть - производит само. Такая форма в настоящее время получила большее распространение.
Каждое предприятие ведет учет всех видов энергии. Общая потребность предприятия в электроэнергии определяется по формуле [3, с. 245]:
, (10)
где Впл - плановый выпуск продукции в натуральном (стоимостном выражении (ед., руб.); Рпл- плановая норма расхода электроэнергии на единицу продукции (кВтч); Эвсп - расход энергии на вспомогательные нужды (кВтч); Эст- планируемый отпуск электроэнергии на сторону (кВтч); Эпот-планируемые потери электроэнергии в сетях (кВтч).
Организация транспортного хозяйства
Работа любого современного промышленного предприятия невозможна без правильно организованной транспортной службы. Транспортные операции являются частью производственного процесса, и работа транспортной службы определяет во многом длительность производственного цикла, качество и себестоимость продукции. Затраты на эти виды работ составляют 3-10% в себестоимости продукции.
Задачами транспортного хозяйства являются [1, с. 351]: 1) механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ; 2) наиболее быстрое перемещение предметов труда, топлива, готовой продукции; 3) эффективное использование транспортных средств; 4) снижение себестоимости транспортных операций; 5) постоянное поддержание транспортных средств в рабочем состоянии; 6) обеспечение сохранности перемещаемых грузов.
Транспортное хозяйство предприятия делится на общезаводское, которое включает транспортные магистрали (рельсовые пути), объекты транспортной инфраструктуры (боксы для хранения техники, центры хранения, ремонта транспортной тары), подвижный состав и тяговые средства (прицепы, автомобили); цеховое транспортное хозяйство (конвейеры).
Движение грузов на территории предприятия отображают на схеме грузопотоков, которая помогает выявить и устранить пересечения, возвратные и встречные потоки грузов. Сократить маршрут движения грузов.
Межцеховые перевозки могут быть [5, с. 270]:
1) маятниковые маршруты на рисунке 3.
Рис. 3. Варианты маятникового движения
2) кольцевые маршруты: обслуживание ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов (рисунок 4).
Рис. 4. Схема кольцевого маршрута
3) циклические маршруты: обслуживание большого числа пунктов на обширной территории; совокупность связанных между собой замкнутых кольцевых маршрутов, оснащенных пунктами передачи грузов с одного кольца на другое.
Наиболее экономически целесообразным является маятниковые двусторонние маршруты, поскольку они исключают пробег транспортного средства порожняком.
В пищевой промышленности грузопотоки относительно устойчивы, что позволяет организовать перевозку грузов по постоянным маршрутам, а движение транспортных средств - по постоянному графику.
Диспетчеризация обеспечивает четкую работу транспортной службы и заключается в составлении графиков и сменно- суточных заданий по перевозке, оперативном управлении и контроле за их выполнением.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 275.