Проблемы финансовой несостоятельности кооперативов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На сегодняшний день проблема отсутствия финансового обеспечения не смогла не коснуться и ЖК и ЖСК, особенно если они основаны на муниципальных началах.

Нужно подчеркнуть, что средства, отпускаемые городским бюджетом на жилищную сферу огромны: около 3 миллиардов долларов США было утверждено Мосгордумой в городском бюджете на 2003 г. Много это или мало? - Давайте посчитаем. В Москве было в 2003 г. 3340000 квартир. Разделив бюджетные средства на стоимость квадратного метра по его себестоимости, мы обнаружим, что если не ремонтировать разваливающийся жилищный фонд силами ДЕЗ и РЭУ, а строить новые, то каждые восемь лет будет на эти деньги построено еще 3340000 квартир. Новых квартир в новых домах! То есть, денег отпускается достаточно, чтобы за каждые 8 лет построить еще одну Москву! А московским работникам ЖКХ их не хватает даже просто на замазывание дыр[29]. Здесь можно упомянуть тех лиц, которые заинтересованы в сохранении ЖСК и ЖК в противовес товариществам собственников жилья.

Рассмотрим на примере Управления городского заказа города Москвы взаимоотношения чиновников и ЖСК и ЖК. Со времени вступления Федерального Закона "О товариществах собственников жилья" в действие прошло шесть лет. В Москве зарегистрировано около 700 ТСЖ. Это около двух процентов жилых домов. Бюджетные средства должны всем им перечисляться на их расчетные счета. Но лишь десяток ТСЖ них получает бюджетное финансирование на свой расчетный счет. То есть 1 процент от созданных ТСЖ. Не первый год товарищества добиваются от московских чиновников реализации своего права. А сколько коммерческих ГУП (МУП) ДЕЗ получают бюджетное финансирование? – Все 100 процентов. ЖСК и ЖК не имеют право получать бюджетное финансирование на свои расчетные счета. За ЖСК и ЖК бюджетное финансирование получают ДЕЗ. Управление городского заказа – это вышестоящая организация ДЕЗ. Если вместо ЖСК и ЖК будут созданы ТСЖ, то кто будет получать бюджетные дотации? – Здесь кроется ответ на вопрос, почему же многие годы чиновники сохраняли организации-призраки.

Например, через Управление городского заказа проходят бюджетные средства на содержание жилищного фонда. И именно этому звену правительства Москвы надлежит разработать механизм передачи бюджетных средств напрямую товариществам собственников жилья.

Одновременно Управлению городского заказа поручено проводить капитальный ремонт ЖСК и ЖК через коммерческую структуру МГУП "Жилкооперация". Не удивительно, что МГУП «Жилкооперация", на которое возложена также задача передачи бюджетных средств ТСЖ, образованных на базе ЖСК и ЖК (согласно распоряжения премьера правительства Москвы от 26.03.98 г. № 322-РП) долгие годы изучало вопрос о том, каким образом подписывать договора на финансирование и на передачу бюджетных средств товариществам.

Отсюда становится ясно, почему чиновнику совсем не мешают организации-призраки. Даже наоборот. Они долгое время и сказки рассказывали, что в ТСЖ все в 5-7 раз дороже, и могли «пужнуть» для порядку, что в ТСЖ ваши квартиры "продадут банкирам, а вас самих выбросят на улицу". Либо еще какую-нибудь чушь пострашнее.

Дома несуществующих ЖСК и ЖК обслуживались в Москве по ставкам 30 копеек за квадратный метр. Капитальный ремонт осуществлялся ГУП "Жилкооперация". Живи бывший член кооператива да радуйся! Но раз есть бесплатный сыр, то где же мышеловка?

ДЕЗ получал с жителя 30 копеек за техническое обслуживание 1 квадратного метра. И обслуживал на 30 копеек, из них 15 чисто обслуживание, а 15 на вознаграждение обслуживающему персоналу. Эти деньги с трудом тянули на 15 процентов от совокупной суммы, отпускаемой на эти работы. А то, что бюджет доплачивал на каждый квадратный метр остальные 85 процентов – так об этом собственник хотя и догадывался, но говорить вслух не имел права, ведь то бюджетные деньги, а не его. Как, куда и когда бюджетные деньги оприходовал ДЕЗ - это уже дело техники бухгалтеров, сметчиков и иных профессионалов. Какое дело жителя до этих средств? Разве он их платил? - А раз нет, то и отчета перед жителем нет. Сколько заплатил - на столько и получи. И не жалуйся, что твой дом разваливается. «Еще спасибо скажи, что за 15 копеек до сегодняшнего дня достоял».

И капитальный ремонт делался также. Бюджет отпускает средства на 2500 домов якобы являющихся "ЖСК", а ремонт за год получит 25-30. А поскольку всем все равно не хватит, то, конечно, в "Жилкооперации" в первую очередь беспокоились о благополучии собственном. Характерен тот факт, что МГУП "Жилкооперация" не заключала реальные договоры на обслуживание ни с одним ЖСК. Выполненные в домах ЖСК работы, самим МГУП "Жилкооперация" и принимались. ЖСК часто даже не знали, что у него делали. Так легче отчитываться о произведенных работах и, главное, об освоенных огромных бюджетных средствах. Российский гражданин пока плохо понимает, что бюджетные деньги – это его налоговые платежи. Он не знает, что бюджетные деньги, расходуемые на капитальный и текущий ремонт его жилищного фонда, он может на этот жилищный фонд потратить сам, уменьшив сумму своего подоходного налога, выплачиваемого в бюджет.

Начальники ЖСК - председатели, бухгалтеры, члены правления – с точки зрения объема материальных выгод от сохранения ЖСК имеют не много. Но довольствуются малым. Они продолжают заключать договоры от имени ЖСК, называя себя членами ЖСК, хотя у всех давно есть свидетельство о собственности на свою квартиру. Некоторые свою квартиру уже и подарили своим детям или внукам, но продолжают быть и членами и председателями ЖСК или ЖК. Выгода от сохранения организации-призрака у них тоже есть. Кто подкармливается от сдачи в аренду "кооперативной" квартиры правления, подвалов и нежилых помещений; кто оставляет себе на содержание поступления от оплаты жилья как вторичного, не платя эти деньги в ДЕЗ; кто собирает вступительные взносы в ЖСК с покупателей квартир в доме и т.д. И хотя исполнение функций руководства в ЖСК, мало чем отличается от руководства в ТСЖ - нужно лишь войти в правовое поле, что даст право все построить на основе Закона – председателей ЖСК страшит, с одной стороны, перспектива не быть переизбранными, а, с другой стороны, перспектива войны с чиновниками обслуживающих организаций, исполнительной власти, не желающих наделять правами Товариществ собственников жилья сегодня в общем-то бесправное руководство ЖСК. Они не меньше остальных понимают, что возглавляют организации-призраки. Поэтому самая распространенная позиция председателей ЖСК: "доработаю пока не выгонят, а Товарищества пусть создают молодые". Учитывая, что в основном это пенсионеры, их по-человечески тоже можно понять.

Со стороны ДЕЗ "поощрение" ЖСК выражается в закрывании глаз на то, что ЖСК оставляет у себя оплату за вторичное жилье и подает такое количество льготников, которое руководству организаций-призраков позволяет совесть. Деньги, получаемые ДЕЗ от самих ЖСК, для ДЕЗ большой роли не играли, ведь это всего лишь несколько процентов от суммы расходов, - все построено на средствах бюджетного финансирования. Здесь тоже хорошо понимают, что перед ними организации-призраки, поэтому попытки возмущения плохим обслуживанием, или почти его полным отсутствием, пресекают угрозой разрыва договора на обслуживание как с несуществующей организацией.

Здесь уместно упомянуть еще одно лицо, заинтересованное в сохранении организаций-призраков. Это - собственник квартиры, называющий себя членом кооператива. Собственник, согласно статьи 210 ГК РФ обязан самостоятельно нести бремя расходов на содержание принадлежащего ему жилого помещения. Он имеет право на дотацию из городского бюджета только в случаях, если он избрал форму управления домом в виде товарищества собственников жилья или заключил прямой договор на обслуживание с ДЕЗ. При этом он должен подтвердить, что данное жилье у него единственное. В большом числе случаев жилье уже не единственное. Но в рамках ЖСК ничего подтверждать не нужно и можно годами продолжать платить за жилье с учетом дотаций из городского бюджета.

Все, кто имеет доступ к расходованию бюджетных средств, от сохранения организаций-призраков только выигрывают: и ДЕЗ - иначе туда не придут бюджетные средства на содержание ЖСК; и МГУП "Жилкооперация" - иначе туда на придут бюджетные средства на капитальный ремонт ЖСК; и Управление городского заказа - иначе там не видать таких огромных средств. Выигрывают все, через кого проходят сверху вниз эти бюджетные средства, так как перекатываясь через "пороги" вышестоящих структур, бюджетный айсберг теряет в весе и приходит в организации-призраки таким обмылком, что жители его уже не могут углядеть через лупу.

Проигрывают от существования организаций-призраков в жилищной сфере в первую очередь собственники жилья, они же налогоплательщики. По своей фактической форме функционирования, с точки зрения обслуживания дома и его жителей, товарищество собственников жилья полностью заменяет ЖСК. Но при этом, права и обязанности членов этого нового организационно-правового образования в многоквартирном доме приводятся в соответствие с изменившимся статусом собственников жилья. Им не нужно спрашивать у общего собрания разрешения на распоряжение своей собственностью. Они получают права на управление домом и придомовой территорией, право распоряжаться их судьбой не выпрашивая на каждом шагу согласие у чиновника, а могут опираться только на Закон. Закон же позволяет им получать дотационное бюджетное финансирование непосредственно на расчетные счета своих ТСЖ, минуя все многочисленные руки чиновников, где эти деньги пока что исчезают. А это означает, что, создав ТСЖ, собственники получают возможность сохранять и улучшать свой дом, а значит и поднимать стоимость своего жилья.

Проигрывают от существования организаций-призраков и избираемые главы Управ и советники районного собрания. Проигрывает МЭР города. Огромные бюджетные средства расходуются ежегодно, а жилищный фонд города катастрофическими темпами ветшает и разрушается, так как эти деньги уходят не по назначению. Недовольство населения состоянием своего жилищного фонда выливается в недовольство своими избранниками во время выборов. А ведь в дележе этой части бюджетного пирога, отрезанного на содержание организаций-призраков, они участия не принимали[30].



Заключение

Сегодня в России существует два "гибких" способа приобретения жилья - взять кредит у банка либо стать членом жилищно-строительного или жилищного кооператива. Основные достоинства и недостатки первой схемы известны - быстрое заселение в квартиру, но высокие процентные ставки и необходимость "прозрачного" дохода.

Минусы и плюсы ЖК и ЖСК не так очевидны. Пусть сами себя они любят ассоциировать с кассами взаимопомощи, однако квартира - не шапка, а система приобретения жилья в рассрочку сложна и имеет много нюансов.
Противники ЖСК сравнивают их с "пирамидами": кооперативы постоянно расширяют членскую базу и соответственно увеличивают паевой фонд. Сторонники ЖК и ЖСК считают, что сравнивать их с "пирамидами" неверно. Деньги, которые человек вносит на счет кооператива, сразу вкладываются в покупку нового жилья, как на первичном, так и на вторичном рынках.
Вкратце суть метода ЖСК такова. Человек, желающий приобрести квартиру, вступает в кооператив, для чего вносит вступительный взнос - он составляет приблизительно 5% ориентировочной стоимости будущего жилья - и фиксированный регистрационный взнос. После чего член ЖСК начинает накапливать необходимую сумму личных средств, внося ее в кооператив - 50% стоимости квартиры. Этот этап называется накопительным, и длится он в среднем от года до четырех лет. Длительность этого этапа можно программировать самостоятельно - от срока накопления будет зависеть срок предоставления рассрочки. Связь прямо пропорциональная - чем дольше длится накопительный этап, тем дольше будет срок предоставления рассрочки.
Как только член ЖСК накапливает необходимые 50%, кооператив предоставляет рассрочку на оставшиеся 50% стоимости жилья, и начинается этап расчета.

До выплаты пая гражданин живет в квартире, которая принадлежит кооперативу. После того как выплачен последний пай, квартира оформляется собственность на квартиру и выход из кооператива.

С достоинствами ЖСК мы определились - покупка квартиры в рассрочку на достаточно мягких условиях. В итоге стоимость купленной с помощью ЖСК или ЖК квартиры увеличивается примерно на 10%, в то время как при покупке жилья по ипотечной банковской схеме - на 50-80%.

Еще плюсы:

· квартиру, находящуюся в собственности ЖСК, можно будет сдавать в аренду;

· квартира приобретается за ту цену, которая существует на рынке недвижимости на момент накопления вами 50% стоимости. Если ваш ЖСК индексирует накопления, это безусловно выгодно;

· в период расчета с кооперативом не нужно платить налог на недвижимость,

· предоставляется льгота по налогу на доходы физических лиц при приобретении квартиры в размере до 600 тыс. руб. (с января 2004 г. - 1 млн руб.);

· ЖСК является некоммерческой организацией, поэтому освобождена от всех видов налогов;

· возможность зачета старой квартиры в стоимость приобретаемой.

Это плюсы, но есть и минусы. Надежность кооператива оценить очень трудно. Зачастую успех жилищно-строительного кооператива зависит от управленческих и хозяйственных способностей его менеджеров. Все-таки схема приобретения жилья через ЖСК сложна - для того, чтобы купить квартиру одному вкладчику, нужно, чтобы в кооператив вступили минимум 10 новых членов. Для того, чтобы купить квартиры уже им, необходимы еще 100 новичков, и т. д. Торговать мебелью в центре Москвы гораздо легче, чем обеспечивать постоянный приток новых пайщиков и их денег. Впрочем, сами председатели ЖСК на судьбу не жалуются, ссылаясь на то, что поток людей не прекращается, а только увеличивается, поскольку риторический "жилищный вопрос" актуален всегда.

Главными проблемами, волнующими членов ЖК и ЖСК, остаются вопросы рисков и гарантий. Риски зависят по большей части от того, кто управляет кооперативом. Банкротство фактически невозможно. В ЖСК 1) что доходы всегда предшествуют расходам, т. е. квартира покупается после того, как пайщики внесли сумму, равную ее стоимости. 2) даже если приток новых членов в кооператив прекратится, необходимое количество квартир все равно будет куплено - за счет взносов оставшихся пайщиков. В этом случае лишь замедлятся сроки приобретения жилья. Однако на эту возможность руководители ЖСК смотрят с сомнением - пайщиков, отказавшихся платить, не было вовсе, а задолжников по платежам меньше 0,3%.

Для ЖК все еще более открыто, пайщик выплачивая пай уже видит жилое помещение в котором ему предстоит проживать.

Ликвидация ЖСК и ЖК возможна в двух случаях. Первый - если они грубо нарушает свой устав, например, занимается коммерческой или неразрешенной деятельностью. Второй случай - если все члены кооператива единогласно проголосуют за его ликвидацию, что еще менее вероятно. Это риски.

Одним из минусов является то, что ЖСК ЖК - это кооператив, то есть все члены его взаимозависимы. Это самое главное, что нужно уяснить перед вступлением в ЖСК. Если один из пайщиков оказывается неплатежеспособен или попросту нечестен, последствия коснутся всех. И в системе ипотечного кредитования, и в системе ЖСК и ЖК российское законодательство оставляет желать лучшего - сегодня закон о выселении квартиранта имеет много "дыр" и обходных путей с помощью других законов. Так, выселение по любой причине противоречит статье 25 Конституции РФ, которая гласит: "Жилище неприкосновенно".

В том случае, если пайщик, уже проживающий в квартире ЖСК, оказывается неплатежеспособным, то по взаимному согласию сторон ему предоставляется новое, менее благоустроенное жилье - стоимостью в ту сумму, которую пайщик уже внес на счет кооператива. Освобожденная квартира продается.

Если взаимного согласия достичь не удается, в этом случае начинается судебный процесс. Правда, прецедентов таких в России еще не было.
Так все-таки, ЖСК - это пирамида или нет? Очевидно, что, как и любой бизнес, ЖСК в разных руках может привести к различному результату. Изначально в идее ЖСК заложена возможность мошенничества, и некоторые могут ею воспользоваться. Так же изначально это рабочий механизм покупки жилья. А выбрать достойных среди равных - уже задача клиента.

Относительно перспектив ЖСК и ЖК существуют разные мнения: кто-то думает, что их нет, кто-то считает иначе. Ведь жилищный вопрос для России очень важен, и новые жилищные кооперативы могут стать ключевым звеном в решении жилищной проблемы всей страны. При дальнейшем развитии кооперативного движения деньги населения, сейчас хранящиеся в подушках, вполне могут начать работать. В принципе кооперативы могут не только покупать квартиры своим пайщикам, но и финансировать строительство нового жилья для них. А это в свою очередь даст мощный импульс развитию строительной отрасли, которая выводила из кризиса не одну страну.







Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ // СПС Гарант, 2004.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября 2003 г.) // СПС Гарант, 2004

3. Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (с изм. и доп. от 18 января 1985 г., 29 августа 1986 г., 7 июля 1987 г., 18 ноября, 19 декабря 1988 г., 22 июня 1989 г., 6 июля 1991 г., 27 января, 22 августа 1995 г., 28 марта 1998 г., 17 апреля 2001 г., 25 июля, 24, 31 декабря 2002 - М.: Издательская группа ИНФРА - М - НОРМА, 2003. - 106 с.

4. Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями от 12 января 1996 г., 21 апреля 1997 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 24 декабря 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 21 января 1993 г., N 3, ст. 99

5. Федеральный закон от 20 мая 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2003

6. Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» // СПС Гарант, 2004

7. Федеральный закон «О потребительской кооперации» от 19.06.92 N 3085-1 // СПС Гарант, 2004

8. Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 24.08.93, N 8 // СПС Гарант, 2004

9. ФЗ от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации"О потребительской кооперации в Российской Федерации"(с изменениями от 28 апреля 2000 г.) // СПС Гарант, 2004

10. Примерный устав жилищно-строительного кооператива // СПС Гарант, 2004

11. Единые Стандарты деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов// СПС Гарант, 2004

12. П. 23-26 Постановлея №11 Пленума Верховного Суда СССР от 11 октября 1991 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами»// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР – М.: Право, 1994

13. Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 27 августа 1980 г. // СПС Гарант, 2004

 

Литература

1. Брагинский М.И. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерациидля предпринимателей. М., Норма, 2003 – 1050 с.

2. Броденко С.П. ЖСК - Р-на-Дону: Феникс, 2003 – 120 с.

3. Вишневецкая Р.Я. Гражданское право. Учебное пособие. Р\Д., Феникс, 2003 – 469 с.

4. Воронина Н.П. Преобразующие юридические факты в советском жилищном праве.Свердловск: Политиздат, 1982 – 500 с.

5. Гендзехадзе Е.Н. Жилищно-строительные кооперативы в городе и селе. М.: Из-во Московского Университета, 1990 – 110 с.

6. Грамолин А. Реформа с большой дороги так называют преобразования жилищно-коммунального хозяйства // Российская Федерация сегодня, №4 2004.

7. Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. М.: Статут. 2000 – 202 с.

8. Крашенинников П.В. Сборник адвокатской и судебной практики по гражданским делам. М.: Норма. 2003 – 1400 с.

9. Кроха Н.Д. Летопись Общенародного движения "Жилье в рассрочку" и московского ЖСК "Строим Вместе. - М.: Бук ЛТД, 2003 – 130 с.

10. Макаров Г. Право собственности на квартиру и жилой дом // Хозяйство и право, 1998, №№5, 6

11. Мелихан Р.Р. Жилищная реформа – планы на будующее // Газета о недвижимости для всех N 119, 2004.

12. Новицкий И.Б. Римское право. – М.: Бек, 2000 – 450 с.

13. Онипенко Е.С. Жилищно-строительные кооперативы. Проблемы и противоречия. //Сборник студенческих докладов. Р/Д: Ростовиздат, 2003.

14. Приходько И. Обязательственные и вещные отношения в ЖСК в свете Закона «О собственности СССР»//Хозяйство и право, №1, 1990.

15. Сбоник судебной практики по жилищным делам - М.: Статут,  2003 – 870 с.

16. Станко Д. Статьи о ЖСК // Планируй жизнь сам, № 4, 2003.

17. Толстой Ю.К. Жилищное право. Учебное пособие. М.: Пост-фактум, 2002 – 550 с.

18. Хейгетова С.В. Жилищный кооператив: немного истории.//Скарт и наш дом, №2, 2004.

19. Хомяков В. ЖСК и ЖК – организации-призраки. Два подхода к самоуправлению в жилищной сфере. М.: Статут, 2001 - 90 с.

20. Унина Е.В. О праве собственности граждан на жилые помещения // Правоведение, №1, 1999.

21. Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности. Нормативные документы. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003 – 160 с.

 

Алексей Безуглый

 

Приложение 1: Заявление о вступлении в ЖК

Приложение №1

к договору №_____

от «____»____________200___г.

Председателю Жилищного

кооператива «Скарт и НАШ ДОМ».

г. Кузьминову А. П.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 251.