Понятие, цели и природа авторского договора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ ДОГОВОРЕ………………..…..6

1.1. Понятие, цели и природа авторского договора……………………….……6

1.2. Виды авторских договоров……………………………………………….…..11

1.3. Порядок заключения авторского договора………………………………15

2. ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА……………19

2.1. Элементы авторского договора………………………………………………19

2.2. Права и обязанности сторон по авторскому договору………………………27

2.3. Ответственность по авторскому договору……………………………….31

2.4. Прекращение авторского договора…………………………………………..34

3. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР И СМЕЖНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ………….36

3.1. Отграничение авторского договора от трудового договора……………..36

3.2. Разграничение авторского договора и информационного договора…..39

3.3. Разграничение авторского договора и договора подряда……………….40

3.4. Проблемы практического применения норм о заключении, исполнении и расторжении авторских договоров………………………………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………54

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….......59

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной закон Российской Федерации – Конституция РФ закрепляет: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч.1 ст. 44).

Наряду с нормами закона, базисной гарантией интересов и свобод авторов и пользователей выступает авторский договор – это своего рода конституция отношений между сторонами авторского договора. Именно авторский договор скрепляет права и обязанности сторон по «рождению» нового произведения в свет.

Между тем, применение действующего авторского законодательства в части заключения, изменения, и исполнения авторского договора порождает целую цепочку разного рода проблем, в частности, проблему пределов ответственности соавторов; на практике зачастую авторский договор подменяют трудовым договором, договором подряда и т.д.; элементы авторского договора включают в договор простого товарищества и др. договорные обязательства.

Понятие, свойства и признаки авторского договора, как и авторского права в целом, закреплены в принятом ВС РФ 9 июля 1993 года Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах».

По сравнению с ранее действующим законодательством об авторском праве и смежных правах, данный Закон впервые предоставляет авторам право передавать свои исключительные имущественные права, и установил свободу авторского договора (Законом определено лишь несколько условий, соблюдение которых обязательно при заключении договора). Кроме того, авторские правомочия распространены Законом на более широкие сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, т.е. свободно.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

По общепринятому мнению Закон отвечал международным стандартам в области авторского права и смежных правах, и это позволило Российской Федерации присоединиться к ряду международных конвенций:

− Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений – с 13 марта 1995 года;

− Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 года) – с 9 марта 1995 года;

− Конвенции об охране интересов производителей фонограмм – с 13 марта 1995 года.

Таким образом, было в целом завершено формирование российской системы авторского права.

В дальнейшем законодательство об авторском и смежных правах изменялось, дополнялось и уточнялось различными нормативными актами, но основные принципы защиты авторских и смежных прав, а также формы, виды и основные свойства авторских договоров остались неизменными в своём соответствии международному праву.

Данная работа посвящена определениям, видам и особенностям авторских договоров. Их различные виды и формы анализируются в практическом плане с точки зрения автора произведения и его контрагента по авторскому договору.

При написании работы ставились следующие основные цели:

− дать понятие авторского договора, определить цели и природу авторского договора;

− выявить основные виды авторских договоров, а также порядок их заключения;

− охарактеризовать основные элементы авторского договора;

− сформулировать права и обязанности сторон по авторскому договору;

− отграничить авторский договор от других видов гражданско-правовых договоров.

В работе использовались многочисленные издания современной научной и публицистической литературы об авторском праве. Значительную помощь в написании работы оказали исследования Гаврилова Э.П., Савельева И.В., Клыка Н.Л., Юрченко А.К., Великомыслова Ю.Я. и других посвященных понятию авторского права и в частности авторского договора.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются понятие, цели и природа авторского договора, виды авторских договоров, а также порядок их заключения. Во второй главе приведены элементы, содержание и ответственность по авторскому договору. Третья глава посвящена разграничению авторского договора от схожих видов гражданско-правовых договоров. В ней в частности рассматривается связь авторского договора с трудовым договором, с информационным договором, а также с договором подряда.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ ДОГОВОРЕ

Виды авторских договоров

Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою оче­редь, подразделяется на ряд разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности[9].

Прежде всего авторские договоры делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. Выделяются, в частности, авторские договоры на создание и исполь зование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. Авторский дого­вор заказа подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению, в частности устанавливает его жанр, назначение, объем и другие параметры, определяет сроки и форму представления работы заказчику, порядок устранения замечаний, предусматривает право автора на получение аванса и т. п. В тех случаях, когда предметом договора является уже готовое произве­дение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора. Поэтому все указанные выше вопросы для данного договора значения не имеют, и основное внимание уделяется проблеме использования произведения.

Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже до ведено до всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на такие условия договора, как размер авторского гонорара и форма его выплаты. Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое ознакомление публики с произведением. Специфической чертой договора, связанного с повторным использованием произведения, является право автора на внесение исправлений и изменений в созданное им произведение. В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры подразделяются на договоры о передаче иск лючительных прав и договоры о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав пользователю разрешается использовать произведение наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом. Согласно п. 4 ст. 30 Закона об авторском праве, передаваемые по авторскому договору права считаются неисключительными, если в договоре прямо не установлено иное.

Наконец, большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т. п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.д. Издательский договор наиболее полно урегулирован действующим законодательством и исследо­ван юридической наукой. Нередко выводы, которые первоначаль­но делаются на базе применения норм об издательском договоре, а также сложившейся практики разрешения споров, впоследствии распространяются и на другие авторские договоры.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное Исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты, музыка к драматическому спектаклю и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т.д.) путем постановки на сцене. В настоящее время постановочный договор должен заключаться пользователями в отношении как необнародованных, так и обнародованных произведений.

Сценарный договор — это договор, который регламентирует от­ношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д. Сценарный договор близок к постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий, в отличие, например, от драматического произведения, используется не в своем неизменном виде, а служит основой для создания более приближенного к нуждам кинематографа, телевидения или радио режиссерского сценария, по которому, собственно, и ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение (сценарий) может быть использо­вано в измененном виде[10].

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования используются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов, по запросам которых им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних. Владельцы произведений (материальных носителей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей авторских произведений.

Договор об использовании в промышленности произведений де­ коративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение как за сам факт создания произведения, принятого к использованию, так и за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.

Договор о публичном исполнении (публичном показе, сообщении для всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю) разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения, показа или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для всех пользователей одной категории. Кроме того, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Названными видами авторских договоров не исчерпывается все их многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведения, являющегося его предметом, так и способами его использования[11].

 

ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Авторский договор – это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений.

Авторский договор должен обладать определенными условиями, в круг которых включаются способы использования произведения: конкретные права, передаваемые по договору, срок, на который передается право, территорию, на которой может осуществляться использование, размер вознаграждения и, или порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования, сроки выплаты вознаграждения, другие условия, которые стороны сочтут существенными.

Срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться: закон не устанавливает никаких предельных сроков. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и, или другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Стороны авторского договора принимают на себя взаимные обязательства, которые они должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду.

В 1995 г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971 г.), устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению с Всемирной конвенцией, и к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм (1971 г.). Кроме того, Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав, а в 1994 г. - Евразийскую патентную конвенцию. Наряду с этим отношения России со многими странами СНГ в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами. Так, например, можно выделить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994 г.).

Важно учитывать, что автор не вправе передать по договору личные неимущественные права (право авторства, право на имя и т.д.); кроме того, правообладатель не может заключать договор на больший срок, чем действует его авторское право. При составлении авторского договора надлежит знать, что все права на использование произведения, прямо не переданные по договору, считаются вовсе не переданными (п. 2 ст. 31 Закона). Учитывая это, сторонам следует прописывать в соглашении все существенные условия, связанные с использованием произведения.

Кроме того, Законом указывается, что авторский договор должен содержать ряд существенных условий: в частности, сторонам необходимо определить все передаваемые права на использование произведения, срок, на который передаются указанные права, а также территорию, на которой будет использоваться произведение. Наряду с этим следует обозначить размер вознаграждения и (или) порядок определения вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

В качестве рекомендации следует отметить, что, прописывая в договоре различные условия, связанные с передачей прав, заказчику выгоднее пользоваться общими, объемными понятиями. Так, целесообразно указывать, что, например, передаются права на использование произведения «во всем мире», «всеми способами, указанными в ст. 16 Закона». Построение договора подобным образом, существенно облегчит его толкование при возникновении спорных ситуаций.

Таким образом, рассмотрев авторский договор, можно сделать выводы, что положение авторского договора достаточно неплохо урегулировано в законодательстве - это нашло отражение в законе, ряде международных актов, специальных законов. Значение надлежащего урегулирования положения авторского договора заключается в повышении творческой активности граждан.



ГЛОССАРИЙ

 

Автор  физическое лицо, творческим трудом которого создано изобретение, полезная модель или промышленный образец.
Авторский договор  соглашение об использовании произведения науки или искусства, заключаемое автором с издателями, исполнителями и другими пользователями авторских произведений.
Авторский гонорар  денежное вознаграждение, выплачиваемое автору или его наследникам за использование произведения науки, литературы или искусства.
 Авторский надзор  контроль со стороны авторов проекта или проектной организации за соответствием создаваемого или строящегося объекта инженерно-техническим и социально-экономическим характеристикам, предусмотренным проектом.
Авторское право  институт гражданского права: регулируемый национальными законами и международными конвенциями и регулирующий отношения, складывающиеся в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства.
Анонимный автор  автор, опубликовавший документ без указания своего имени.
Деятельность  специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.
Интеллектуальная собственность  собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.
Исключительные права автора на использование произведения  право на воспроизведение; право на распространение; право на импорт; право на публичный показ; право на публичное исполнение; право на передачу в эфир; право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; право на переработку.
Контрафактная продукция  продукция, выпускаемая предприятием с нарушением исключительных прав патентообладателей, дизайнеров товарных знаков, авторских прав на тиражирование аудиовидеопродукции, программного обеспечения, баз данных и т.п.
Объекты авторского права  продукция интеллектуальной деятельности в области науки, техники, литературы, искусства и технологий.
Объекты интеллектуальной собственности  произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности.
Презумпция авторства норма, согласно которой автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
Псевдоним  вымышленное имя автора произведения науки, литературы или искусства.
Соавтор  лицо или организация, создавшие произведение совместно с другим лицом или организацией.
Творческий процесс  совокупность стадий работы художника, писателя, ученого по воплощению замысла в законченное художественное произведение или научное сочинение.
Творчество  деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации.

 



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст. 4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18 декабря 2006 № 230-ФЗ // Российская газета. 22 декабря 2006 г. № 4255.

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (часть I) Ст. 3448.

7. Закон РФ от 09.07.1993. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1242.

8.  Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №22. Ст. 2476.

9.  Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. № 218 // Собрание актов РФ. 1994. № 13. Ст. 994.

10.  Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. №64 «О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 36.

 

Научная литература

11. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1997.

12. Борохович Л. Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. Спб., 2001.

13.  Ваксберг А. И. Издательство и автор. М., 1997.

14.  Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984.

15.  Гаврилов Э.П. Комментарии к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика М., 2003.

16.  Гордон М. В. Советское авторское право. М., 1995.

17.  Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003.

18.  Гражданское право. Том II. Полутом 1 / Под ред. Е.А.Суханова М., 2004.

19.  Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. М, 1992.

20.  Кириллов М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск, 1982

21.  Клык Я. Л Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1997.

22.  Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2004.

23.  Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина М., 2004.

24.  Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М., 2004.

25.  Попов В.А. О понятии и признаках объекта авторского права // Проблемы советского авторского права. М., 1999.

26.  Проблемы советского авторского права / Отв. ред М.М. Богуславский. М, 1998.

27.  Савельева И. В. Пра­вовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986.

28.  Сборник типовых договоров М., 2003.

29.  Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., 1998.

30.  Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности. М., 2004.

31.  Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору // Вестник Московского университета. Серия 11. Право 1997. № 6.

32.  Юрченко А. К. Издательский договор. Л., 1988.

33.  Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1919.

Судебная практика

34.  Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. №47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. №11.

35.  Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2003 г. №3034/03 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. №10.

36.  Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений» // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР по гражданским делам. М., 1994.

37.  Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2004 г. №А56-38988/03

38.  Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2002 г. №КГ-40/3651-02.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР

(ОБЩАЯ ФОРМА)

г. __________________ “___”_____________ 200 __ г.

____________________________________, именуемый в дальнейшем “Автор”, с одной стороны, и _______________________________________, именуемый в дальнейшем “Пользователь”, в лице _____________________________, действующего на основании устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

 

Предмет договора

1.1. Автор передает Пользователю исключительное (неисключительное) право на использование ____________________________________________________, в дальнейшем именуемого “Произведение” следующими способами:

1.1.1. воспроизводить Произведение (право на воспроизведение);

1.1.2. распространять экземпляры Произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);

1.1.3. импортировать экземпляры Произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

1.1.4. публично показывать Произведение (право на публичный показ);

1.1.5. публично исполнять Произведение (право на публичное исполнение);

1.1.6. сообщать Произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

1.1.7. сообщать Произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

1.1.8. переводить Произведение (право на перевод);

1.1.9. переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать Произведение (право на переработку).

 

Срок передачи прав

Права, указанные в п. 1 настоящего договора, передаются Автором Пользователю на ______ лет с момента вступления настоящего договора в силу.

 

Цена договора

4.1. За использование произведения любым, несколькими или всеми из указанных в п. 1 настоящего договора способами Пользователь обязуется выплачивать _________% от дохода за соответствующий способ использования Произведения.

4.2. Оплата производится ежемесячно (ежеквартально, ежегодно), не позднее _______ числа следующего месяца.

4.3. Пользователь обязуется предоставлять по требованию Автора всю документацию, необходимую для определения размера платежей, причитающихся Автору по п. 4.1 настоящего договора.

4.4. При задержке платежей Пользователь выплачивает Автору пеню в размере _________ % от задержанной к выплате суммы.

Ответственность сторон

Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Адреса и реквизиты сторон


[1] Закон РФ от 09.07.1993. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32.  Ст. 1242.

[2] Савельева И. В. Пра­вовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1996. С. 105 – 111.

[3] Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984. С. 196 – 203.

[4] Клык Я. Л Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1997. С. 12 – 16.

[5] Юрченко А. К. Издательский договор. Л., 1988. С. 6-17.

[6] Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1919. С. 311.

[7] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. №47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. №11. С. 12.

[8] Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М., 2004. С. 135.

 [9] Кириллов М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск, 1982 С. 64.

[10] Гаврилов Э.П. Комментарии к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика М., 2003. С. 231.

[11] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. C. 188.

[12] Борохович Л. Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. Спб., 2001. С. 416.

[13] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности. М., 2004. С. 299.

[14] Гражданское право. Том II. Полутом 1 / Под ред. Е.А.Суханова М., 2004. С. 296.

[15] Попов В.А. О понятии и признаках объекта авторского права // Проблемы советского авторского права. М., 1999. С. 64.

[16] Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору // Вестник Московского университета. Серия 11. Право 1997. № 6. С. 35.

[17] Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №22. Ст. 2476.

[18] Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. № 218 // Собрание актов РФ. 1994. № 13. Ст. 994.

[19] Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. №64 «О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. №36.

[20] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. №47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. №11. С. 15.

[21] Сборник типовых договоров М., 2003. С. 78.

[22] Ваксберг А. И. Издательство и автор. М., 1997. С. 151 — 152.

[23] Проблемы   авторского права / Отв. ред. М.М. Богуславский. М, 1998. С. 55.

[24] Гордон М. В.  Авторское право. М., 1995. С. 143

[25] Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1997. С. 80 – 81.

[26] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2003 г. №3034/03 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. №10. С. 8.

[27] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности. М., 2004. С. 311.

[28] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений» // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР по гражданским делам. М., 1994. С. 238.

[29] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности. М., 2004. С. 298.

[30] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (часть I) Ст. 3448.

[31] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина М., 2004. С. 429.

[32] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2004 г. №А56-38988/03

[33] Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., 1998. С. 34.

[34] Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. М, 1992. С. 71.

[35] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности. М., 2004. С. 311.

[36] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2002 г. №КГ-40/3651-02.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ ДОГОВОРЕ………………..…..6

1.1. Понятие, цели и природа авторского договора……………………….……6

1.2. Виды авторских договоров……………………………………………….…..11

1.3. Порядок заключения авторского договора………………………………15

2. ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА……………19

2.1. Элементы авторского договора………………………………………………19

2.2. Права и обязанности сторон по авторскому договору………………………27

2.3. Ответственность по авторскому договору……………………………….31

2.4. Прекращение авторского договора…………………………………………..34

3. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР И СМЕЖНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ………….36

3.1. Отграничение авторского договора от трудового договора……………..36

3.2. Разграничение авторского договора и информационного договора…..39

3.3. Разграничение авторского договора и договора подряда……………….40

3.4. Проблемы практического применения норм о заключении, исполнении и расторжении авторских договоров………………………………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………54

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….......59

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной закон Российской Федерации – Конституция РФ закрепляет: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч.1 ст. 44).

Наряду с нормами закона, базисной гарантией интересов и свобод авторов и пользователей выступает авторский договор – это своего рода конституция отношений между сторонами авторского договора. Именно авторский договор скрепляет права и обязанности сторон по «рождению» нового произведения в свет.

Между тем, применение действующего авторского законодательства в части заключения, изменения, и исполнения авторского договора порождает целую цепочку разного рода проблем, в частности, проблему пределов ответственности соавторов; на практике зачастую авторский договор подменяют трудовым договором, договором подряда и т.д.; элементы авторского договора включают в договор простого товарищества и др. договорные обязательства.

Понятие, свойства и признаки авторского договора, как и авторского права в целом, закреплены в принятом ВС РФ 9 июля 1993 года Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах».

По сравнению с ранее действующим законодательством об авторском праве и смежных правах, данный Закон впервые предоставляет авторам право передавать свои исключительные имущественные права, и установил свободу авторского договора (Законом определено лишь несколько условий, соблюдение которых обязательно при заключении договора). Кроме того, авторские правомочия распространены Законом на более широкие сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, т.е. свободно.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

По общепринятому мнению Закон отвечал международным стандартам в области авторского права и смежных правах, и это позволило Российской Федерации присоединиться к ряду международных конвенций:

− Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений – с 13 марта 1995 года;

− Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 года) – с 9 марта 1995 года;

− Конвенции об охране интересов производителей фонограмм – с 13 марта 1995 года.

Таким образом, было в целом завершено формирование российской системы авторского права.

В дальнейшем законодательство об авторском и смежных правах изменялось, дополнялось и уточнялось различными нормативными актами, но основные принципы защиты авторских и смежных прав, а также формы, виды и основные свойства авторских договоров остались неизменными в своём соответствии международному праву.

Данная работа посвящена определениям, видам и особенностям авторских договоров. Их различные виды и формы анализируются в практическом плане с точки зрения автора произведения и его контрагента по авторскому договору.

При написании работы ставились следующие основные цели:

− дать понятие авторского договора, определить цели и природу авторского договора;

− выявить основные виды авторских договоров, а также порядок их заключения;

− охарактеризовать основные элементы авторского договора;

− сформулировать права и обязанности сторон по авторскому договору;

− отграничить авторский договор от других видов гражданско-правовых договоров.

В работе использовались многочисленные издания современной научной и публицистической литературы об авторском праве. Значительную помощь в написании работы оказали исследования Гаврилова Э.П., Савельева И.В., Клыка Н.Л., Юрченко А.К., Великомыслова Ю.Я. и других посвященных понятию авторского права и в частности авторского договора.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются понятие, цели и природа авторского договора, виды авторских договоров, а также порядок их заключения. Во второй главе приведены элементы, содержание и ответственность по авторскому договору. Третья глава посвящена разграничению авторского договора от схожих видов гражданско-правовых договоров. В ней в частности рассматривается связь авторского договора с трудовым договором, с информационным договором, а также с договором подряда.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ ДОГОВОРЕ

Понятие, цели и природа авторского договора

 

Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом[1]. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизве­дению и распространению произведений и получить прибыль. В конечном счете в договорном использовании произведений заинтересовано и общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества[2].

Действующее авторское законодательство не содержит определения авторского договора, однако анализ его норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответству­ющие нормы обязательственного права, касающиеся, например,

порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и т. п.

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер. На протяжении многих лет в российской юридической литературе продолжается спор о природе авторского договора. Суть разногласий сводится к вопросу о том, уступает ли автор контрагенту свои имущественные права на произведение или лишь разрешает его использование на определенных условиях. В этой связи в литературе выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория раз­решения[3]. Действующим законодательством, в котором неоднократно подчеркивается возможность перехода права на использование произведения от автора к другим лицам, данный спор однозначно решен в пользу теории уступки прав.

Современное российское авторское право исходит из принципа свободы авторского договора, в соответствии с которым стороны сами определяют свои взаимные права и обязанности и оговаривают иные условия договора. Вместе с тем Закон предъявляет к авторским договорам некоторые требования, сформулированные в виде диспозитивных и императивных правил. Первые из них вступают в действие тогда, когда в договоре не решены те или иные вопросы. В качестве примера можно привести правило о том, что действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации, если в авторском договоре отсутствует условие о территории, на которую передается право[4].

Императивные правила либо запрещают вводить в авторские договоры определенные условия, либо предписывают решение отдельных вопросов при выборе сторонами конкретного варианта своих взаимоотношений из числа возможных. Например, Закон заранее объявляет недействительным условие авторского договора, которым автор ограничивается в создании в будущем произве­дений на данную тему или в данной области. Примером импера­тивной нормы предписывающего характера может служить требо­вание обязательного установления максимального тиража произведения, если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определено в виде фиксированной суммы[5].

Авторский договор по общему правилу опосредует выход произведения «в свет», т.е. знакомство с ним широкой общественности. Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, целью авторского договора, является «размножение и распространение произведения»[6]. Однако стоит уточнить, что цель договора как она обозначена в Законе - не сколько «распространение и размножение», сколько передача прав, при этом закон не обязывает получателя прав «использовать (размножать)» произведение. Более того, если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель, согласно п. 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. №47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»[7] не вправе этого требовать. Проиллюстрируем примером из практики.

Акционерное общество «Телекомпания» обратилось в арбитражный суд с иском к государственной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.

Исковые требования обосновывались ссылками на условия договора, предусматривающие обязанность истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на определенных материальных носителях, а ответчика - принять и оплатить эти телепрограммы по согласованным ценам.

Ответчик возражал против иска, поскольку истец по условиям авторского договора передал ему исключительные права на использование произведения, в том числе на воспроизведение, на распространение, на передачу в эфир и другие, но обязанность пользователя выпустить телепрограммы в эфир сторонами не предусмотрена. В связи с изменением концепции вещания у ответчика не имеется возможности выпустить их в эфир.

Суд первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произведения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их определенным способом.

Суд кассационной инстанции отменил решение суда по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 30 Закона «Об авторском праве...» предметом авторского договора является передача имущественных прав. При этом стороны могут договориться о передаче как исключительных, так и неисключительных прав.

В статье 31 названного Закона содержатся дополнительные нормы об авторских договорах, основные положения о которых даны в статье 30.

Согласно пункту 1 статьи 31 Закона авторский договор должен предусматривать: способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право; территорию, на которой может осуществляться использование; размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования; сроки выплаты вознаграждения; другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Таким образом, Закон «Об авторском праве» не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным пунктом 2 статьи 16 этого Закона.

Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.

Судом установлено, что в авторском договоре между сторонами нет условия об обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на которые перешли к телерадиокомпании.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения искового требования».

Таким образом, по общему правилу обязанность пользователя на использование произведения должна быть предусмотрена в договоре.

Для понимания сущности и особенностей авторского договора необходимо определить его правовую природу. В настоящее время сложились две основные теории отчуждения прав автора. Это так называемая теория «уступки, отчуждения» авторских прав и теория «разрешения». Первая из указанных теорий состоит в том, что автор может переуступать другим лицам авторские права полностью или частично. Вторая – предусматривает предоставление правомочий на совершение отдельных видов действий по использованию произведения[8]. Российское законодательство не придерживается какой-либо одной теории, а содержит элементы каждой из них.

 

Виды авторских договоров

Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою оче­редь, подразделяется на ряд разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности[9].

Прежде всего авторские договоры делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. Выделяются, в частности, авторские договоры на создание и исполь зование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. Авторский дого­вор заказа подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению, в частности устанавливает его жанр, назначение, объем и другие параметры, определяет сроки и форму представления работы заказчику, порядок устранения замечаний, предусматривает право автора на получение аванса и т. п. В тех случаях, когда предметом договора является уже готовое произве­дение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора. Поэтому все указанные выше вопросы для данного договора значения не имеют, и основное внимание уделяется проблеме использования произведения.

Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже до ведено до всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на такие условия договора, как размер авторского гонорара и форма его выплаты. Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое ознакомление публики с произведением. Специфической чертой договора, связанного с повторным использованием произведения, является право автора на внесение исправлений и изменений в созданное им произведение. В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры подразделяются на договоры о передаче иск лючительных прав и договоры о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав пользователю разрешается использовать произведение наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом. Согласно п. 4 ст. 30 Закона об авторском праве, передаваемые по авторскому договору права считаются неисключительными, если в договоре прямо не установлено иное.

Наконец, большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т. п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.д. Издательский договор наиболее полно урегулирован действующим законодательством и исследо­ван юридической наукой. Нередко выводы, которые первоначаль­но делаются на базе применения норм об издательском договоре, а также сложившейся практики разрешения споров, впоследствии распространяются и на другие авторские договоры.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное Исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты, музыка к драматическому спектаклю и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т.д.) путем постановки на сцене. В настоящее время постановочный договор должен заключаться пользователями в отношении как необнародованных, так и обнародованных произведений.

Сценарный договор — это договор, который регламентирует от­ношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д. Сценарный договор близок к постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий, в отличие, например, от драматического произведения, используется не в своем неизменном виде, а служит основой для создания более приближенного к нуждам кинематографа, телевидения или радио режиссерского сценария, по которому, собственно, и ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение (сценарий) может быть использо­вано в измененном виде[10].

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования используются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов, по запросам которых им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних. Владельцы произведений (материальных носителей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей авторских произведений.

Договор об использовании в промышленности произведений де­ коративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение как за сам факт создания произведения, принятого к использованию, так и за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.

Договор о публичном исполнении (публичном показе, сообщении для всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю) разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения, показа или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для всех пользователей одной категории. Кроме того, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Названными видами авторских договоров не исчерпывается все их многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведения, являющегося его предметом, так и способами его использования[11].

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.