Г-н. Питер Кокрейн (Директор Национальных парков, Австралия)
3. Г-н Питер Кокрейн разъяснил, что в Австралии существует целый ряд программ, представляющих интерес для коренных и местных общин. Программа аборигенных охраняемых территорий (АОТ) была создана в 1997 году с двойной целью: содействия аборигенному управлению землепользованием и закрепления результатов природоохранной деятельности на землях аборигенов. АОТ представляют собой район, созданный на основе консультаций с субъектами, причастными к аборигенному управлению землепользованием, и управляемый главным образом с целью сохранения биоразнообразия. Добровольное создание такого района традиционными коренными владельцами привело к включению этой территории в состав Национальной системы заповедников. Он сообщил Рабочей группе, что участие в Программе АОТ принесло общинам ряд социальных и культурных выгод: 85% сообщили об улучшении здоровья и благосостояния своих общин; 95% сообщили о положительных результатах вовлечения местных школ в деятельность по управлению землей; 85% сообщили о положительных результатах в области межпоколенческой передачи традиционных знаний; и 90% сообщили о выгодах в плане экономического участия и развития. Другой программой, представляющей интерес, является начатая в 2007 году программа Работа по стране, предусматривающая обучение и финансирование 680 смотрителей из среды аборигенов в виде дополнения и поддержки Программы АОТ. Увеличилось также число национальных парков, управляемых совместно и в сотрудничестве, в которых используются новаторские модели управления, такие как установление прав собственности аборигенов на землю с последующей сдачей парка обратно в аренду для управления им в партнерстве с правительством. Доступ к добровольным рынкам квот на выбросы двуокиси углерода также способствует традиционной борьбе с пожарами, а программа Наследие аборигенов помогает повышать уважение к культурным знаниям старейшин. Г-н Кокрейн также сказал, что в соответствии с положениями австралийского режима регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод заявители, желающие получить доступ к биологическим ресурсам или к определенным районам для проведения исследований, должны сообщать в своих заявках подробную информацию о любом предполагаемом виде использования знаний коренных народов, а также о любых соглашениях, заключенных с представителями аборигенов об использовании специализированной информации или информации, которую местные аборигены считают конфиденциальной. Он также привлек внимание Рабочей группы к проекту Заветный щит, среди элементов которого он привел успешные примеры в области интеллектуальной собственности и советы для аборигенных изобретателей, дизайнеров и предпринимателей.
Г-н Йон Петтер Гинтал (парламент саамов)
4. Г-н Йон Петтер Гинтал сказал, что все решения, непосредственно затрагивающие саамов, принимаются на основе консультаций и переговоров между парламентом саамов и правительством Норвегии, которые регулируются соответствующим соглашением, заключенным в 2004 году. На этой же основе проводился процесс, приведший к принятию Закона о Финнмарке. Закон касается, среди прочего, вопросов, связанных с правом народа саами владеть и управлять своими землями, водными ресурсами и культурой; эти права были укреплены в 1990 году благодаря ратификации Норвегией Конвенции № 169 (1989 г.) МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах.
5. Парламент саамов выступает в качестве административного учреждения. Особое внимание в его работе уделяется устойчивому использованию земельных и других ресурсов на территориях саамов; сохранению культурного наследия и его использованию в качестве основы самосознания и социального развития саамов; а также сохранению природного разнообразия за счет устойчивого его использования и охраны. Норвежский закон о природном разнообразии (2009 г.) регулирует все решения, влияющие на разнообразие природы, и основан на традиционных знаниях саамов, а меры, осуществляемые в соответствии с Законом, направлены на сохранение разнообразия природы как основы саамской культуры.
6. В 2007 году парламент саамов и Министерство охраны окружающей среды согласовали набор руководящих принципов проведения консультаций по вопросам охраняемых районов, которые предусматривают, среди прочего, что все консультации касательно охраняемых районов на территориях саамов должны проходить в духе доброй воли, а их результаты должны удовлетворять все заинтересованные стороны. 20 из 35 национальных парков Норвегии расположены на территориях саамов. В 2010 году парламент саамов и Министерство охраны окружающей среды приняли решение о создании местных советов по управлению охраняемыми районами, которое предусматривает участие в них саамов, соответствующее относительной важности данного района для культуры и предпринимательской деятельности саамов. Состав совета каждого национального парка определяется путем консультаций между правительственными органами и парламентом саамов. В настоящее время парламент саамов занимается разработкой правил по охране территорий и регулированию лова лосося, отдельных типов природы и приоритетных видов. Кроме того, ведется работа по созданию советов охраняемых районов и разработке планов управления национальными парками. В ряде соответствующих областей проводится создание потенциала, представители саамов сотрудничают с другими коренными народами в рамках различных международных форумов, и у саамов есть несколько важных учреждений. В число современных проблем входит разработка правил традиционной весенней охоты саамов на уток и создание охраняемых районов в Гоахтелуоппал и Овре Анарийохка. Консультации проводятся в духе доброй воли с целью достижения консенсуса. Парламент саамов в принципе не возражает против создания охраняемых районов, если будет сохранена возможность постоянного устойчивого использования биологическим ресурсов на основе обычая.
Г-н Мохаммед Абдул Батен (Unnayan Onneshan – Новаторы, Бангладеш)
7. Г-н Мохаммед Абдул Батен сказал, что в Сундарбане находятся самые обширные мангровые заросли в мире площадью в 10 000 квадратных километров, 62% из которых приходится на территорию Бангладеш. Часть Сундарбана, находящаяся в Бангладеш, была объявлена в 1875 году лесным заповедником, в котором разрешены определенные виды добычи ресурсов, но запрещено заселение или выращивание культур. Этот район богат биоразнообразием и прямо или косвенно обеспечивает жизнедеятельность 3,5 миллионов человек. Г-н Батен объяснил, что обычная практика добычи ресурсов, как, например, сбор продуктов пальмовых деревьев, дров и меда и рыболовство, помогает обеспечивать устойчивость этих видов деятельности в Сундарбане. Однако эта устойчивая практика сопряжена с рядом проблем в сфере управления и руководства. Не установлено баланса между конкурирующими интересами различных государственных ведомств и не проводится никаких консультаций с общинами, чья жизнедеятельность зависит от лесов. Более того, доступ в этот район возможен на лодке, для чего требуется получение у правительственных чиновников лицензии на загрузку лодки добытыми ресурсами. Иногда сотрудники лесного департамента выдают такие разрешения лицам, не принадлежащим к лесным племенам, и позволить их себе могут только богатые владельцы лодок, в результате чего бедняки из лесных племен занимаются сбором ресурсов в качестве наемных работников, и их также принуждают добывать ресурсы в превышение несущей способности территории. Обычная устойчивая практика отвергается, и не существует эффективного механизма, обеспечивающего участие субъектов деятельности в принятии решений. С коренными и местными общинами не проводится никаких эффективных консультаций, даже при подготовке национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия. Вместе с тем был, однако, разработан ряд общинных мероприятий для решения проблем коренных и местных общин, включая составление карт уязвимости общин, общинное приобретение лодок, общинное ведение хозяйства в мангровых лесах и выращивание тростника. В заключение г-н Батен сказал, что важно выявлять традиционных лесопользователей и выдавать им постоянные разрешения на доступ в Сундарбан. Кроме того, коренные народы и местные общины должны быть вовлечены в управление и руководство лесными ресурсами на всех уровнях. Важно также поощрять традиционную практику управления и связанные с ней традиционные знания для обеспечения устойчивости управления ресурсами в районе
Г-н Онел Масардуле (Фонд популяризации туземных знаний, Панама)
8. Г-н Онел Масардуле сказал, что в традиционных моделях управления экосистемами коренные народы используют глобальный подход к природе в качестве неотъемлемого элемента человеческого существования. Понятие «территория» включая в себя с точки зрения коренных народов не только землю, но и леса, реки и другие экосистемы. Просьба Генерального конгресса индейцев куна о создании природного заповедника Куна-Яла была воспринята как один из способов защиты земли от внешних угроз, таких как заселение и нелегальная вырубка, но эта надежда оправдалась лишь отчасти. Природный заповедник Куна-Яла полностью контролируется и управляется традиционными властями Куны; модель совместного управления была исключена, поскольку, как показал опыт, государственное законодательство порой вынуждено уступать более влиятельным интересам развития. В основном законе автономной территории Куна (комарка) предусмотрено, что природные ресурсы и биоразнообразие территории являются частью наследия народа куна. Их использование, защита и сохранение основаны на обычаях. Законом также предусмотрено, что все проектные мероприятия, оказывающие воздействие на природные ресурсы и биоразнообразие, должны подвергаться экологической экспертизе. В число инициатив индейцев куна по управлению экосистемами входят, среди прочего: создание охраняемых районов, охрана мест гнездования черепах, сезонные запреты на лов омаров и картирование экологических единиц. При сравнении лесного покрова на территории Куна с другими частями Панамы становится очевидно, что эти природоохранные меры прямо воздействуют на смягчение последствий изменения климата. Сохранение биоразнообразия опирается на культурную практику коренных народов, и следует обеспечивать признание их традиционных моделей управления экосистемами. Необходим новый подход, отражающий целостный подход коренных народов к управлению экосистемами, как для защиты прав коренных народов, так и для охраны природы. Такой подход мог бы способствовать созданию и укреплению партнерств между сотрудниками служб охраны природы и коренными народами и обеспечил бы правовую защищенность туземных территорий.
Г-н Мдумисени Висдом Д. Дламини (Комиссия национального треста Свазиленда)
9. Г-н Мдумисени Висдом Д. Дламини напомнил Рабочей группе, что Свазиленд является маленькой страной, общая площадь которой не превышает некоторых крупных охраняемых районов в Африке. Страна уникальна и тем, что ее население практически состоит из одного племени. Он также сообщил Рабочей группе, что 75% населения Свазиленда живет в сельской местности и что биоразнообразие и экосистемы являются для народа свази его неотъемлемой частью. Большое число растений используется в традиционной медицине или для улучшения плодородия почвы. Традиции народа свази также ограничивают сбор некоторых видов растений в определенное время года и запрещают сбор некоторых растений на водно-болотных угодьях. Кроме того, для защиты биоразнообразия ежегодная национальная охота проводится теперь раз в три года, а традиционные палы и выпас скота на водно-болотных угодьях контролируются, чтобы облегчать восстановление водно-болотных угодий. Концепция охраняемых районов существует в Свазиленде на протяжении веков в виде священных и запретных территорий. Многие общины живут вблизи охраняемых и требующих охраны районов и обладают глубокими знаниями об этих экосистемах и ресурсах биоразнообразия, являясь ключевым элементом в управлении этими ресурсами и связанными с ними услугами. Поэтому предлагаются новые типы управления охраняемыми районами, предусматривающие включение в систему охраны районов, принадлежащих общинам и частному сектору, таким образом, чтобы не вызывать перемещения данных общин или не нарушать их жизнедеятельности. Свазиленд сталкивается с рядом новых проблем, таких как изменение климата, инвазивные чужеродные виды, изменения характера землепользования, изменяющиеся режимы пожаров, чрезмерная эксплуатация ресурсов, рост населения и эрозия культуры. В этой связи признается необходимость создания районов общинного сохранения и полезность местных традиционных знаний для управления экосистемами, а также необходимость местного управления охраняемыми районами.
Г-н Кид Джеймс (Ассоциация развития народов юго-центра, Гайана)
10. Г-н Кид Джеймс сказал, что Гайана только недавно приняла законодательство об охраняемых районах. Несмотря на официальное признание права коренных народов владеть и управлять своими землями, под него подпала не вся территория народности вапишана. Частью традиционных аборигенных земель пользуются посторонние лица, и лидеры народности вапишана в южной Гайане используют общинное картирование в качестве одного из средств документирования традиционных знаний, традиционного использования и занятия земель народности вапишана. Картирование может также способствовать более эффективному управлению землями и ресурсами, защите от внешних угроз и быть использовано в качестве средства просвещения людей, не принадлежащих к народности вапишана, о связях коренных народов с этими землями. На протяжении многих лет лидеры народности вапишана ведут продолжительные обсуждения с представителями правительства, обращая внимание на их неспособность учитывать практику землепользования коренных общин при создании охраняемых районов. При сопоставлении государственных карт с картами, составленными общинами народности вапишана, различия оказываются разительными. Тогда как на государственных картах просто обозначены земли и их границы, на картах, подготовленных общинами народности вапишана, наряду с другими особенностями содержатся ссылки на традиционное использование и аборигенные географические названия местности и показано, что почти половина территории, предлагаемой для создания охраняемого района Кануку, налегает на традиционные земли народности вапишана. Местные лидеры народности вапишана тесно сотрудничают с представителями правительства в целях стимулирования уважения традиционных знаний на территории охраняемых районов и участия местных общин на всех этапах создания охраняемых районов. Вопрос земельных притязаний аборигенов, возникающих при создании охраняемых территорий, является давнишней проблемой, которую правительство не желает пока что решать. Но эти вопросы необходимо решить, без чего процесс не сможет развиваться дальше. Между правительством и общинами народности вапишана состоялись широкие консультации, и разработка плана управления для всей территории народности вапишана находится на заключительном этапе. В плане затрагиваются такие вопросы, как использование экосистем и нормы обычного права, регулирующие управление этими охраняемыми районами. В нем также прояснены организационные обязанности и определены пути предотвращения деструктивных начинаний.
11. Общинное картирование помогло определить использование общих районов, установить границы предлагаемой территории туземного и общинного сохранения, выявить районы, находящиеся под потенциальной угрозой, и послужило основой для переговоров с правительством о корректировке границ права владения. Хотя правительство приняло большую часть проделанной работы с технической точки зрения, ее политические последствия оказались более сложными.
Г-жа Мари Кварнстрём (Шведский центр по проблемам биоразнообразия, Швеция),
12. Г-жа Мари Кварнстрём подчеркнула важность традиционных видов деятельности для сохранения биоразнообразия на примере создания первого национального парка в Швеции и утраты биоразнообразия этого парка после выселения с его территории проживавших там людей. Население играло определенную роль в охране этого местного биоразнообразия, и она сказала, что данный вопрос был учтен при создании объекта мирового наследия Лапония. Сначала общины саамов, местные муниципалитеты и администрация округа подготовили по отдельности письменные предложения по вопросу управления. Хотя никакого первоначального соглашения заключено не было, но последующие переговоры привели к возникновению подлинного процесса общественного участия и к созданию в итоге структуры управления, в которой поселения саамов составили большинство. Сам процесс и его итоги создали прецедент в области управления шведскими охраняемыми районами, а термин саамов Laponiatjuottjudus используется для описания структуры управления. Ключом к переговорам явились общие ценности; мандаты на ведение переговоров; подход на основе консенсуса; средства и персонал для всех сторон; единомыслие; выдержка и терпение; взаимное признание различных форм знаний, открытость к обучению или Searvelatnja и время. Searvelatnja означает хождение к саами для более глубокого понимания их ценностей, а тремя основными элементами взаимоотношений явились принятие естественных ценностей, культурное наследие и живая культура саамов.
Г-н Сакда Саенми (Ассоциация по вопросам образования и культуры народов межгорных районов Таиланда).
13. Г-н Сакда Саенми сказал, что в Таиланде районы богатейших природных ресурсов в значительной степени совпадают с аборигенными территориями. Для коренного населения проживание в лесу, в их природной среде обитания, внутренне связано с их повседневной жизнью и обусловлено целым рядом церемоний и обычаев. В северном Таиланде вопросы управления, участия, справедливости и совместного использования выгод, связанные с охраняемыми районами, решаются на правовой основе, в которой признается право государства на владение землей, а земельные права коренных народов официально не признаны. Государство вправе создавать охраняемые районы без консультирования или участия задеваемых общин, и охраняемые районы зачастую создаются на землях, традиционно используемых коренными народами. Проблемы, возникающие в связи с созданием охраняемых районов, включают запугивание и арест традиционных обитателей, ограничение или запрет на традиционное землепользование и отсутствие личной безопасности и продовольственной обеспеченности.
14. Одним из примеров того, как удалось перейти от конфликта к совместному управлению, является национальный парк Об Луанг. Парк был первоначально создан в 1991 году без согласия задетых общин и без учета традиционного использования земель местными общинами, что лишило коренные народы доступа к своим традиционным землям и возможностей их использования. Разработка впоследствии проекта совместного управления охраняемыми районами способствовала привлечению местных общин к разграничению зон общинного землепользования, содействовала укреплению взаимопонимания и проведению работы по выработке решений, приемлемых для всех субъектов деятельности. Проект сплотил всех субъектов деятельности, включая должностных лиц парка, неправительственные организации и коренные общины, и ослабил напряжение и конфликт. Проект сблизил субъектов деятельности в рамках комплексного процесса обучения, улучшил их взаимоотношения и снизил остроту конфликта. Он обеспечил платформу для обсуждения, анализа, планирования и совместного использования ресурсов. К сожалению, Проект осуществлялся в правовом вакууме, так как поправки в соответствующие законы и политику по-прежнему не внесены. Другая проблема заключается в отсутствии координации между национальными и местными органами власти, а это означает, что положительные результаты в значительной степени зависят от действий ответственных сотрудников администрации парка. Проект следует использовать в качестве модели для управления другими охраняемыми районами, улучшая таким образом взаимоотношения между коренными и местными общинами и правительственными учреждениями в охраняемых районах. Он настоятельно призвал правительство внести поправки в соответствующее законодательство, чтобы обеспечить правовую основу для совместного управления охраняемыми районами.
IV. ПЕРИОД ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
15. Г-н Саенми, отвечая на вопрос о возможных путях содействия принятию уполномочивающего законодательства для управления охраняемыми районами, сказал, что в случае Таиланда наиболее практичным путем решения вопроса стала бы разработка законодательства и проведение сначала политических реформ на местном уровне с участием представителей правительства, неправительственных учреждений местных представителей и экспертов.
16. Г-н Кокрейн, отвечая на вопрос о возможности защиты традиционных знаний с помощью патентов, сказал, что носителей традиционных знаний в Австралии поощряют использовать патентование для защиты знаний, которые не являются всеобщим достоянием. Отвечая на вопрос о различных аспектах традиционных знаний коренных народов Австралии, он сказал, что традиционные знания коренных народов интегрированы в систему управления охраняемыми районами и что их использование поощряется на территории всех заповедников. В тех случаях, когда можно определить экономическую стоимость таких знаний, принимаются меры к предотвращению их незаконного использования. В этих целях носителей традиционных знаний поощряют использовать компьютерные системы с защищенным ограниченным доступом. Таким же образом некоторые элементы практики управления охраняемыми районами доступны только для традиционных носителей используемых знаний. Отвечая на вопрос о степени участия правительства в управлении аборигенными территориями в Австралии, он сказал, что государство владеет правами на подземные полезные ископаемые и подпочвенные воды, хотя вопрос о правах собственности на углерод остается нерешенным. Земная поверхность входит в зону ответственности аборигенных владельцев, которые занимаются такими вопросами, как инвазивные чужеродные виды. В большинстве случаев управление землепользованием построено на основе партнерств. Оно опирается на традиционные знания и предусматривает сотрудничество между аборигенными землевладельцами, администрациями парков и неправительственными организациями, которые совместно используют знания и ресурсы.
17. Г-н Джеймс отвечая на вопрос о сотрудничестве с другими аборигенными группами, сказал, что общинное картирование относится только к землям народности вапишана. Изолированное положение различных аборигенных общин Гайаны является одной из проблем и одним из препятствий для сотрудничества. Однако практический опыт, которым поделились другие участники дискуссии, станет ценным вкладом в усилия по урегулированию ситуации на его родине. Отвечая на вопрос о праве коренных народов собирать или коллекционировать генетический материал на своих традиционных землях, он сказал, что в отсутствие законодательства об охраняемых районах традиционное использование этих земель не регулируется. На практике коренные общины пользуются беспрепятственным доступом к районам, которыми они официально не владеют, хотя разработка месторождений полезных ископаемых становится растущей угрозой этой свободе передвижения.
18. Представитель Туниса сказал, что в стране создано несколько охраняемых районов со времени обретения ею независимости. В результате «жасминовой» революции в январе 2011 года нескольким охраняемым районам был нанесен серьезный ущерб, частично в связи с тем, что местные общины не имели возможности охранять их. В настоящее время прилагаются усилия при поддержке Франции, Германии, Японии и Международного союза охраны природы к восстановлению пострадавших районов и проведению работы с местными общинами по вопросам будущего управления охраняемыми районами.
19. Представитель Национального союза кочевых туземных племен Ирана выразил надежду, что выступления участников дискуссии и мероприятия, проведенные в кулуарах совещания, станут стимулом для коренных и местных общины к дальнейшему предъявлению своих прав на владение и управление своими территориями. Он также выразил надежду, что Стороны Конвенции примут к сведению положительные примеры перехода в руки коренных и местных общин охраны, сохранения и устойчивого использования их территорий. Настоящее новаторское заседание Рабочей группы должно служить вдохновением для будущей работы.
20. Представитель Сети амазонского сотрудничества, выражая признательность участникам дискуссии за их вдохновляющие выступления, предложил, чтобы в мероприятиях по общинному картированию учитывались унаследованные от предков карты традиционных аборигенных земель, даже если они и существовали только в умах предках коренных народов.
-----
* UNEP/CBD/COP/11/1.
[1] Предпочтительно совместно с одним из совещаний Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям (ВОНТТК).
[2] UNEP/CBD/WG8J/7/INF/5.
[3] Индикаторы, принятые на 10-м совещании Конференции Сторон в решении X/43: i) положение дел и тенденции касательно изменения характера землепользования и землевладения на традиционных территориях коренных и местных общин; и ii) положение дел и тенденции в области практики традиционных занятий.
[4] Произносится Тгаривейиери. Фраза на языке индейцев-могавков, означающая «надлежащим образом».
[5] Слово, означающее «все в создании», произносится как {агуэй-гу} и представляет собой глобальный термин племени могавков, сообщенный общиной в Кахнаваке под Монреалем, где проводилось обсуждение руководящих принципов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.