Особенности тревожности у подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Как отмечалось выше, для изучения школьной тревожности использовался тест Филлипса. Были определены наиболее тревожащие испытуемых подростков факторы школьной тревожности. Результаты по выборке учащихся общеобразовательного профиля представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Факторы, наиболее и наименее тревожащие учащихся 6 «А» класса

 

Фактор Кол-во чел с повышенным и высоким уровнем тревожности % «Рейтинг страха» (место)
1.Общая тревожность в школе 5 19,2 6
2.Прееживание социального стресса 7 26,9 4
3.Фрустрация потребности в достижении успеха 6 23,1 5
4.Страх самовыражения 10 38,5 2
5.Страх ситуации проверки знаний 9 34,6 3
6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 12 46,2 1
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 7 26,9 4
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2 7,7 7

 

Как показал анализ таблицы, у учеников общеобразовательного профиля наиболее выраженным является страх несоответствовать ожиданиям окружающих (12 человек – 46.2%). Ученики данной группы ориентированы на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, склонны испытывать тревогу по поводу оценок, даваемых окружаю­щим, нередко ожидают негативные оценки.

Следующим по выраженности в группе школьников является показатель страх самовыражения (10 человек – 38,5). Испытуемые склонны к негативным эмоциональным пережи­ваниям ситуаций, связанных с необходимостью саморас­крытия, предъявления себя другим, демонстрации своих воз­можностей.

На третьем месте по выраженности стоит страх ситуации проверки знаний (9 человек – 34,6%). Можно отметить, что школьники данной группы в целом негативно относятся к контролю знаний и склонны переживать тревогу в подобных, особенно публичных, ситуациях.

Что касается самого низкого рейтинга, то он выявлен у показателя проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 7,7%). Ученики общеобразовательного класса в большинстве своём спокойны и адекватны в отношениях с учителями, не склонны испытывать необоснованные страхи при взаимодействии с ними.

Таким образом, можно отметить, что ученикам общеобразовательного класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Результаты по выборке учащихся математического профиля представлены в таблице 2.


Таблица 2.

Факторы, наиболее и наименее тревожащие учащихся 6 «Б» класса

 

Фактор Кол-во чел с повышенным и высоким уровнем тревожности % «Рейтинг страха» (место)
1.Общая тревожность в школе 3 12 5
2.Прееживание социального стресса 4 16 4
3.Фрустрация потребности в достижении успеха 5 20 3
4.Страх самовыражения 9 36 2
5.Страх ситуации проверки знаний 5 20 3
6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 10 40 1
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 4 16 4
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2 8 6

 

Как показал анализ таблицы, также как и ученики общеобразовательного класса, учащиеся профильного математического класса чаще всего склонны переживать страх несоответствовать ожиданиям окружающих (10 человек – 40%). Можно предположить, что как и в предыдущей группе в данном случае сказываются особенности подросткового возраста, в соответствии с которыми ориентация на мнение референтной группы является для подростков одной их важнейших возрастных характеристик. Для школьников 6 класса референтной группой остаются родители. Кроме этого, самооценка подростка зависит от оценки сверстников, что также сказывается на возникновении данного фактора школьной тревожности.

Следующим по выраженности идёт, также как и в предыдущей группе является страх самовыражения (9 человек – 36 %). Можно предположить, что в данном случае также сказываются особенности подросткового возраста, в соответствии с которыми подростки, несмотря на внешнюю независимость и склонность к самостоятельности в силу недостаточности жизненного опыта и повышенной противоречивости между возможностями и притязаниями являются крайне ранимыми и чувствительными. Соответственно, любые поражения, даже гипотетические являются для них болезненными, что и приводит к возникновению данного фактора школьной тревожности.

На третьем месте в профильной группе идут сразу два фактора – фрустрация потребности в достижении успеха и страх ситуации проверки знаний (5 человек – 20% соответственно). Данное сочетание факторов может говорить о противоречивости состояния подростка из профильного класса. С одной стороны подросток в силу выраженных способностей ориентирован окружающими на более сильные результаты учебной деятельности, однако, излишнее стремление ученика к достижению высоких результатов способствует развитию неблагоприятного психического фона учебной деятельности. С другой стороны, переживания страха ситуаций публичной самопрезентации может говорить о неуверенности ребёнка в собственных силах и возможностях.

Самый низкий рейтинг факторов школьной тревожности имеет, также как и в предыдущей группе проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 8%). Следовательно, можно предположить, что выше перечисленные переживания школьной тревожности не обусловлены взаимоотношениями учитель – ученик, а являются следствием других составляющих личности подростка.

Таким образом, можно отметить, что ученикам профильного математического класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и фрустрация потребности в достижении успеха. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями. Следовательно, можно отметить сходство в переживании школьной тревожности у подростков общеобразовательного и профильного класса. Отличным является наличие в структуре факторов тревожности фрустрации потребности в достижении успеха у учеников профильного класса.

Что касается личностной шкалы проявлений тревоги, то как показал анализ средних значений, больший средний уровень тревожности имеют школьники из общеобразовательного класса (14,46), чем ученики математического класса (13,33) (см. Приложение 1). Можно отметить некоторую повышенную тревожность у учеников общеобразовательного класса, связанную, вероятно с тем, что более способные ученики профильного класса более уверенны в своих силах и способностях. Однако, стоит отметить, что различия в средних значениях тревожности между группами подростков являются незначительными.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.