Содержание
Введение. 3
Глава 1. Феномен тревожности в психологической науке 5
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии. 5
1.2. Особенности тревожности у детей подросткового возраста. 10
1.3. Особенности поведения тревожных детей. 14
Глава 2. Организация и методики исследования. 21
2.1. Организация исследования и характеристика выборки. 21
2.2. Методы исследования уровня школьной тревожности «тест Филлипса». 21
2.3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора. 23
Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков. 24
3.1.Особенности тревожности у подростков. 24
3.2.Особенности успеваемости у подростков. 28
3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением. 29
Заключение. 33
Список литературы.. 36
Приложения ……………………………………………………………………..38
Введение
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревоги и тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение. Изучение тревожности как свойства личности в последнее время особенно актуально, поскольку согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей [26.с.42].
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.
Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастающего поколения – у подростков. Как показывают исследования, профессиональный интерес психологов к изменению личности несовершеннолетних, к особенностям формированию тревожности в процессе учебной деятельности весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд работ по изучению проблем подростковой тревожности (А.Е. Личко, В.Е. Каган, В.В. Королёв, А.П. Краковский, И.С. Кон, В.Б. Тарабаева, Д.И. Фельштейн и др.).
Говоря об особенностях тревожности у подростков, учёные считают, что существующая практика профилактики негативных эмоциональных состояний подростков не в полной мере решает задачи социализации подростков. В профилактике подростковой тревожности имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения. Одной из них является изучение особенностей успеваемости как фактора повышения тревожности у подростков.
Актуальность темы исследования заключается в что, несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране тревожность у детей и подростков исследуются преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная тревожность, при психотерапии, детские страхи и др.) исследований успеваемости как фактора формирования тревожности недостаточно.
В данной связи целью исследования является изучение взаимосвязей тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.
Гипотеза исследования: существуют как сходства, так и отличия в переживании тревожности и успеваемости учеников общеобразовательного и профильного класса; существуют взаимосвязи успеваемости и тревожности и учеников профильного класса.
Задачи исследования:
1. Изучение тревоги как психологической категории.
2. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.
3. Практическое исследование взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.
Объект исследования: тревожность в структуре эмоций подростков.
Предмет исследования – взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.
Научная новизна работы заключается в получении новых практических данных, говорящих о специфике взаимосвязей тревожности и школой успеваемости у подростков.
Теоретическое значение работы заключается в систематизации данных о механизмах формирования тревожности в подростковом возрасте.
Таким образом, причиной возникновения тревожности является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что ведёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире; тревожность может иметь как немедленные последствия для развития личности, так и оказывать влияние через длительный период времени; тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях - повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д.
Рис.1. Схема взаимосвязей успеваемости и тревожности у школьников профильного класса
Как видно из таблицы и рисунка наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей проблемы и страхи в отношениях с учителем (4 взаимосвязи) и фрустрация потребности в достижении успеха (3 взаимосвязи). Фрустрация потребности в достижении успеха значимо взаимосвязан как с показателями школьной тревожности – переживанием социального стресса (0,49) и проблемами и страхами в отношениях с учителями (0,52), так и успеваемости детей за 5 класс (0,55). Можно предположить, что неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состояния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и взрослыми в школе. В то же время стоит отметить, что адекватное отношение к своим способностям и к возможным успехам способствует тому, что ребёнок спокоен при взаимодействии как со сверстниками, так и с учителями в ситуациях школьной жизни.
Взаимосвязь фрустрации потребности в достижении успеха с успеваемостью может говорить о том, что дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость, несмотря на фрустрирующий фон подобных устремлений. В то же время, низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков.
Также выявлен рад взаимосвязей показателей тревожности, которые характеризуют эмоциональный фон учебной деятельности подростков профильного класса.
Так, общая школьная тревожность значимо взаимосвязана со страхом несоответствовать ожиданиям окружающих (0,46) и проблемами и страхами в отношениях с учителями (0,64). Можно предположить, что общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориентацией подростков на оценку своих результатов, поступков, и мыслей со стороны окружающих, ожиданием от них негативных оценок, так и негативным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями. Ситуации, при которых общение подростка с педагогами является неблагоприятным, способствует тому, что школьная жизнь становится для ученика стрессогенным фактором.
Кроме этого, проблемы и страхи в отношениях с учителем приводят к переживанию социального стресса (0,52) и повышению тревожности (0,45). В данной связи можно отметить, что взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.
Таким образом, корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи успеваемости и тревожности у учеников профильного класса:
· наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителем;
· неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состояния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и со взрослыми в школе;
· дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость; низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков;
· общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориентацией подростков на оценку своих результатов со стороны окружающих, так и негативным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями;
· взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.
Заключение
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования показал, что:
· эмоции представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний; различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д.р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека; тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Тревога является важнейшим источником агрессивного поведения;
· подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения; подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями; уровень тревожности подростков зависит от степени самооценки;
· причиной возникновения тревожности является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что ведёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире; тревожность может иметь как немедленные последствия для развития личности, так и оказывать влияние через длительный период времени; тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях - повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д.
Практическое исследование показало, что:
· ученикам общеобразовательного класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями;
· ученикам профильного математического класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и фрустрация потребности в достижении успеха. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Следовательно, существует сходство в переживании школьной тревожности у подростков общеобразовательного и профильного класса. Отличным является наличие в структуре факторов тревожности фрустрации потребности в достижении успеха у учеников профильного класса.
Анализ успеваемости учеников показал, что выявлены различия в динамике уровня успеваемости – у учеников профильного класса при переходе в среднее звено успеваемость ухудшилась, у учеников профильного класса при переходе детей в среднее звено успеваемость осталась на прежнем уровне.
Корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи успеваемости и тревожности у учеников профильного класса:
· наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителем;
· неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состояния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и со взрослыми в школе;
· дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость; низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков;
· общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориентацией подростков на оценку своих результатов со стороны окружающих, так и негативным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями;
· взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.
Следовательно, существуют как сходства, так и отличия в переживании тревожности и успеваемости учеников общеобразовательного и профильного класса; существуют взаимосвязи успеваемости и тревожности и учеников профильного класса. Гипотеза исследования подтвердилась.
Список литературы
1. Александровский Ю.А., Собчик Л.Н. Доболезненные формы эмоциональной напряжённости (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекция). - Л.: Знание, 1986. - 284с.
2. Астапов В.М. Навыки контроля тревоги у подростков // Прикладная психология, 2001, №1. - С.67-71.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: Владос – Пресс, 2001. - 220с.
4. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей // Прикладная психология, 2002, №2. - С.45-53.
5. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Знание, 1993. - 190с.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1972. - 285с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 228с.
8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастное психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. - М.: Просвещение, 1980. - 217с.
9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. – 244с
10. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - 370с.
11. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков // Под ред. Беличевой С.А. - М.: Просвещение,1999. - 225с.
12. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова, И.А., Кумариной Г.Ф. - М.: Просвещение, 1992. - 301с.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение,1993. - 217с.
14. Изард К. Психология эмоций. - СП-б.: Питер, 2000. - 464с.
15. Кантонистова Н.С. Особенности формирования личности у подростков и их связь с состоянием психического развития. // Здоровье, развитие, личности. / Под ред. Сердюковской Г.Н. - М.: Знание, 1990. - 315с.
16. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Политиздат,1987. - 217с.
17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 492с.
18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Просвещение, 1985. - 336с.
19. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии, 1999. № 1. - С. 131 – 138.
20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Знание, 1983. - 416с.
21. Особенности обучения и психического развития школьников 13 - 17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: Педагогика, 1988. - 395с.
22. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологические науки и образование, 1988, №2. - С.53-58.
23. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 394с.
24. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 298с.
25. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д.: - Феникс, 2003. - 381с.
26. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. - СП-б.: Питер, 2001. - 368с.
27. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Просвещение, 1989. -314с.
Приложения
Приложение 1
Тест тейлора |
|
|
| |
|
|
|
|
|
6а |
|
| 6Б |
|
|
|
|
|
|
1 | 10 |
| 1 | 11 |
2 | 7 |
| 2 | 13 |
3 | 11 |
| 3 | 11 |
4 | 13 |
| 4 | 11 |
5 | 11 |
| 5 | 13 |
6 | 10 |
| 6 | 10 |
7 | 13 |
| 7 | 11 |
8 | 15 |
| 8 | 12 |
9 | 14 |
| 9 | 11 |
10 | 13 |
| 10 | 14 |
11 | 10 |
| 11 | 12 |
12 | 14 |
| 12 | 12 |
13 | 13 |
| 13 | 13 |
14 | 16 |
| 14 | 15 |
15 | 13 |
| 15 | 23 |
16 | 14 |
| 16 | 13 |
17 | 13 |
| 17 | 24 |
18 | 23 |
| 18 | 20 |
19 | 20 |
| 19 | 12 |
20 | 10 |
| 20 | 13 |
21 | 23 |
| 21 | 13 |
22 | 17 |
| 22 | 11 |
23 | 11 |
| 23 | 10 |
24 | 25 |
| 24 | 12 |
25 | 22 |
| 25 | 11 |
26 | 15 |
|
|
|
| 14,46154 |
|
| 13,33333 |
Приложение 2
Сводная ведомость успеваемости школьников за 3 и 5 классы
общеобразовательный |
|
| математический |
| ||
6а |
|
|
| 6Б |
|
|
| 3А | 5А |
|
| 3Б | 5Б |
1 | 5 | 5 |
| 1 | 5 | 5 |
2 | 4 | 4 |
| 2 | 5 | 5 |
3 | 5 | 5 |
| 3 | 4 | 5 |
4 | 4 | 3 |
| 4 | 5 | 5 |
5 | 4 | 4 |
| 5 | 4 | 3 |
6 | 4 | 4 |
| 6 | 4 | 4 |
7 | 5 | 3 |
| 7 | 5 | 5 |
8 | 5 | 5 |
| 8 | 4 | 4 |
9 | 4 | 4 |
| 9 | 4 | 5 |
10 | 5 | 4 |
| 10 | 5 | 4 |
11 | 5 | 4 |
| 11 | 4 | 4 |
12 | 4 | 4 |
| 12 | 5 | 4 |
13 | 4 | 4 |
| 13 | 4 | 5 |
14 | 5 | 4 |
| 14 | 5 | 4 |
15 | 3 | 4 |
| 15 | 4 | 5 |
16 | 4 | 4 |
| 16 | 5 | 4 |
17 | 4 | 4 |
| 17 | 4 | 4 |
18 | 5 | 4 |
| 18 | 5 | 4 |
19 | 4 | 3 |
| 19 | 5 | 5 |
20 | 5 | 4 |
| 20 | 4 | 4 |
21 | 4 | 4 |
| 21 | 5 | 4 |
22 | 4 | 3 |
| 22 | 4 | 5 |
23 | 4 | 4 |
| 23 | 4 | 4 |
24 | 5 | 4 |
| 24 | 4 | 5 |
25 | 4 | 3 |
| 25 | 5 | 5 |
26 | 5 | 4 |
|
| 4,48 | 4,44 |
| 4,384615 | 3,923077 |
|
|
|
|
Приложение 3
Корреляционная матрица (профильный класс)
| Корреляции (Spreadsheet1) Marked correlations are significant at p < ,05000 | |||||||||||
| 6Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Соц стр | Фрустр потр | Страх сам | Страх пров | Страх несоот | Низкая физ | Пробл в отнош с учит | Общ тр | Тр тейл | Успев 5 кл |
|
|
Соц стр |
1,00
0,49
0,02
-0,07
0,00
0,06
0,52
0,29
0,03
-0,01
Фрустр потр
0,49
1,00
0,18
-0,05
0,27
0,05
0,44
0,20
0,07
0,55
Страх сам
0,02
0,18
1,00
0,23
0,11
0,12
-0,07
-0,17
0,01
-0,12
Страх пров
-0,07
-0,05
0,23
1,00
-0,01
0,21
0,22
0,02
0,08
-0,05
Страх несоотв
0,00
0,27
0,11
-0,01
1,00
0,06
0,29
0,46
0,24
-0,02
Низк физ
0,06
0,05
0,12
0,21
0,06
1,00
0,10
0,30
-0,09
0,03
Пробл в общ
0,52
0,44
-0,07
0,22
0,29
0,10
1,00
0,64
0,45
0,15
Общ тр
0,29
0,20
-0,17
0,02
0,46
0,30
0,64
1,00
0,24
0,11
Тр тейл
0,03
0,07
0,01
0,08
0,24
-0,09
0,45
0,24
1,00
-0,12
Усп 5 кл
-0,01
0,55
-0,12
-0,05
-0,02
0,03
0,15
0,11
-0,12
1,00
Приложение 4
Тест Филипса
6А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| соц стр | фрустр потр | страх сам | страх пров | страх несоот | низкая физ | пробл в отнош с учит | общ тр |
1 | 9 | 4 | 4 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
2 | 5 | 5 | 3 | 2 | 2 | 0 | 4 | 8 |
3 | 4 | 4 | 1 | 3 | 1 | 3 | 4 | 9 |
4 | 2 | 5 | 3 | 2 | 0 | 0 | 3 | 6 |
5 | 4 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 5 |
6 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 |
7 | 3 | 1 | 0 | 3 | 0 | 0 | 1 | 4 |
8 | 6 | 9 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 7 |
9 | 5 | 2 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 17 |
10 | 3 | 3 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 10 |
11 | 5 | 3 | 5 | 2 | 1 | 3 | 3 | 9 |
12 | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 8 |
13 | 1 | 5 | 4 | 5 | 3 | 1 | 4 | 8 |
14 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 0 | 2 | 6 |
15 | 5 | 6 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 | 5 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 8 |
17 | 4 | 5 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 4 |
18 | 0 | 3 | 2 | 4 | 2 | 0 | 3 | 10 |
19 | 6 | 7 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 14 |
20 | 7 | 9 | 4 | 5 | 5 | 1 | 7 | 16 |
21 | 5 | 9 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 11 |
22 | 4 | 5 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 4 |
23 | 6 | 6 | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 0 |
24 | 0 | 3 | 2 | 4 | 2 | 0 | 3 | 10 |
25 | 6 | 7 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 14 |
26 | 7 | 9 | 4 | 5 | 5 | 1 | 7 | 16 |
6Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| соц стр | фрустр потр | страх сам | страх пров | страх несоот | низкая физ | пробл в отнош с учит | общ тр |
1 | 5 | 9 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
2 | 5 | 5 | 3 | 2 | 2 | 0 | 4 | 8 |
3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 10 |
4 | 1 | 6 | 4 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 |
5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 6 |
6 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 |
7 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 5 |
8 | 5 | 6 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 9 |
9 | 7 | 9 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | 8 |
10 | 3 | 3 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 10 |
11 | 4 | 4 | 5 | 3 | 2 | 2 | 3 | 8 |
12 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 9 |
13 | 1 | 5 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 8 |
14 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 0 | 2 | 2 |
15 | 6 | 7 | 2 | 3 | 3 | 2 | 7 | 16 |
16 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 8 |
17 | 4 | 5 | 3 | 1 | 2 | 1 | 4 | 4 |
18 | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | 10 |
19 | 4 | 5 | 0 | 0 | 3 | 2 | 3 | 14 |
20 | 7 | 6 | 2 | 3 | 2 | 1 | 7 | 16 |
21 | 3 | 5 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 11 |
22 | 4 | 6 | 2 | 4 | 1 | 4 | 4 | 4 |
23 | 6 | 6 | 4 | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 |
24 | 1 | 7 | 3 | 2 | 5 | 2 | 3 | 10 |
25 | 2 | 7 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 8 |
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Феномен тревожности в психологической науке 5
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии. 5
1.2. Особенности тревожности у детей подросткового возраста. 10
1.3. Особенности поведения тревожных детей. 14
Глава 2. Организация и методики исследования. 21
2.1. Организация исследования и характеристика выборки. 21
2.2. Методы исследования уровня школьной тревожности «тест Филлипса». 21
2.3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора. 23
Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков. 24
3.1.Особенности тревожности у подростков. 24
3.2.Особенности успеваемости у подростков. 28
3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением. 29
Заключение. 33
Список литературы.. 36
Приложения ……………………………………………………………………..38
Введение
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревоги и тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение. Изучение тревожности как свойства личности в последнее время особенно актуально, поскольку согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей [26.с.42].
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.
Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастающего поколения – у подростков. Как показывают исследования, профессиональный интерес психологов к изменению личности несовершеннолетних, к особенностям формированию тревожности в процессе учебной деятельности весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд работ по изучению проблем подростковой тревожности (А.Е. Личко, В.Е. Каган, В.В. Королёв, А.П. Краковский, И.С. Кон, В.Б. Тарабаева, Д.И. Фельштейн и др.).
Говоря об особенностях тревожности у подростков, учёные считают, что существующая практика профилактики негативных эмоциональных состояний подростков не в полной мере решает задачи социализации подростков. В профилактике подростковой тревожности имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения. Одной из них является изучение особенностей успеваемости как фактора повышения тревожности у подростков.
Актуальность темы исследования заключается в что, несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране тревожность у детей и подростков исследуются преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная тревожность, при психотерапии, детские страхи и др.) исследований успеваемости как фактора формирования тревожности недостаточно.
В данной связи целью исследования является изучение взаимосвязей тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.
Гипотеза исследования: существуют как сходства, так и отличия в переживании тревожности и успеваемости учеников общеобразовательного и профильного класса; существуют взаимосвязи успеваемости и тревожности и учеников профильного класса.
Задачи исследования:
1. Изучение тревоги как психологической категории.
2. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.
3. Практическое исследование взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.
Объект исследования: тревожность в структуре эмоций подростков.
Предмет исследования – взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.
Научная новизна работы заключается в получении новых практических данных, говорящих о специфике взаимосвязей тревожности и школой успеваемости у подростков.
Теоретическое значение работы заключается в систематизации данных о механизмах формирования тревожности в подростковом возрасте.
Практическое значение работы заключается в получении новых фактов, которые могут быть использованы в целях разработки методов коррекции подростковой тревожности и повышения успеваемости.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 310.