Практическое значение работы заключается в получении новых фактов, которые могут быть использованы в целях разработки методов коррекции подростковой тревожности и повышения успеваемости.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Феномен тревожности в психологической науке 5

1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной  психологии. 5

1.2. Особенности тревожности у детей подросткового возраста. 10

1.3. Особенности поведения тревожных детей. 14

Глава 2. Организация и методики исследования. 21

2.1. Организация исследования и характеристика выборки. 21

2.2. Методы исследования уровня школьной тревожности «тест Филлипса». 21

2.3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора. 23

Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков. 24

3.1.Особенности тревожности у подростков. 24

3.2.Особенности успеваемости у подростков. 28

3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением. 29

Заключение. 33

Список литературы.. 36

Приложения ……………………………………………………………………..38


Введение

 

 

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревоги и тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение. Изучение тревожности как свойства личности в последнее время особенно актуально, поскольку согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей [26.с.42].

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.

Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастающего поколения – у подростков. Как показывают исследования, профессиональный интерес психологов к изменению личности несовершеннолетних, к особенностям формированию тревожности в процессе учебной деятельности весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд работ по изучению проблем подростковой тревожности (А.Е. Личко, В.Е. Каган, В.В. Королёв, А.П. Краковский, И.С. Кон, В.Б. Тарабаева, Д.И. Фельштейн и др.).

Говоря об особенностях тревожности у подростков, учёные считают, что существующая практика профилактики негативных эмоциональных состояний подростков не в полной мере решает задачи социализации подростков. В профилактике подростковой тревожности имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения. Одной из них является изучение особенностей успеваемости как фактора повышения тревожности у подростков.

Актуальность темы исследования заключается в что, несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране тревожность у детей и подростков исследуются преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная тревожность, при психотерапии, детские страхи и др.) исследований успеваемости как фактора формирования тревожности недостаточно.

В данной связи целью исследования является изучение взаимосвязей тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Гипотеза исследования: существуют как сходства, так и отличия в переживании тревожности и успеваемости учеников общеобразовательного и профильного класса; существуют взаимосвязи успеваемости и тревожности и учеников профильного класса.

Задачи исследования:

1. Изучение тревоги как психологической категории.

2. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.

3. Практическое исследование взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Объект исследования: тревожность в структуре эмоций подростков.

Предмет исследования – взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Научная новизна работы заключается в получении новых практических данных, говорящих о специфике взаимосвязей тревожности и школой успеваемости у подростков.

Теоретическое значение работы заключается в систематизации данных о механизмах формирования тревожности в подростковом возрасте.


Таким образом, причиной возникновения тревожности является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что ведёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире; тревожность может иметь как немедленные последствия для развития личности, так и оказывать влияние через длительный период времени; тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях - повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д.

 



Рис.1. Схема взаимосвязей успеваемости и тревожности у школьников профильного класса

Как видно из таблицы и рисунка наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей проблемы и страхи в отношениях с учителем (4 взаимосвязи) и фрустрация потребности в достижении успеха (3 взаимосвязи). Фрустрация потребности в достижении успеха значимо взаимосвязан как с показателями школьной тревожности – переживанием социального стресса (0,49) и проблемами и страхами в отношениях с учителями (0,52), так и успеваемости детей за 5 класс (0,55). Можно предположить, что неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состоя­ния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и взрослыми в школе. В то же время стоит отметить, что адекватное отношение к своим способностям и к возможным успехам способствует тому, что ребёнок спокоен при взаимодействии как со сверстниками, так и с учителями в ситуациях школьной жизни.

Взаимосвязь фрустрации потребности в достижении успеха с успеваемостью может говорить о том, что дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость, несмотря на фрустрирующий фон подобных устремлений. В то же время, низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков.

Также выявлен рад взаимосвязей показателей тревожности, которые характеризуют эмоциональный фон учебной деятельности подростков профильного класса.

Так, общая школьная тревожность значимо взаимосвязана со страхом несоответствовать ожиданиям окружающих (0,46) и проблемами и страхами в отношениях с учителями (0,64). Можно предположить, что общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориента­цией подростков на оценку своих результатов, поступков, и мыслей со стороны окружающих, ожиданием от них негативных оценок, так и нега­тивным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями. Ситуации, при которых общение подростка с педагогами является неблагоприятным, способствует тому, что школьная жизнь становится для ученика стрессогенным фактором.

Кроме этого, проблемы и страхи в отношениях с учителем приводят к переживанию социального стресса (0,52) и повышению тревожности (0,45). В данной связи можно отметить, что взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.

Таким образом, корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи успеваемости и тревожности у учеников профильного класса:

· наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителем;

· неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состоя­ния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и со взрослыми в школе;  

· дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость; низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков;

· общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориента­цией подростков на оценку своих результатов со стороны окружающих, так и нега­тивным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями;

· взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.

 

 

 

Заключение

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования показал, что:

· эмоции представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний; различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д.р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека; тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Тревога является важнейшим источником агрессивного поведения;

· подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения; подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями; уровень тревожности подростков зависит от степени самооценки;

· причиной возникновения тревожности является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что ведёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире; тревожность может иметь как немедленные последствия для развития личности, так и оказывать влияние через длительный период времени; тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях - повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д.

Практическое исследование показало, что:

· ученикам общеобразовательного класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями;

· ученикам профильного математического класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и фрустрация потребности в достижении успеха. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Следовательно, существует сходство в переживании школьной тревожности у подростков общеобразовательного и профильного класса. Отличным является наличие в структуре факторов тревожности фрустрации потребности в достижении успеха у учеников профильного класса.

Анализ успеваемости учеников показал, что выявлены различия в динамике уровня успеваемости – у учеников профильного класса при переходе в среднее звено успеваемость ухудшилась, у учеников профильного класса при переходе детей в среднее звено успеваемость осталась на прежнем уровне.

Корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи успеваемости и тревожности у учеников профильного класса:

· наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителем;

· неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состоя­ния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и со взрослыми в школе; 

· дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость; низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков;

· общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориента­цией подростков на оценку своих результатов со стороны окружающих, так и нега­тивным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями;

· взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.

Следовательно, существуют как сходства, так и отличия в переживании тревожности и успеваемости учеников общеобразовательного и профильного класса; существуют взаимосвязи успеваемости и тревожности и учеников профильного класса. Гипотеза исследования подтвердилась.

 



Список литературы

1. Александровский Ю.А., Собчик Л.Н. Доболезненные формы эмоциональной напряжённости (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекция). -  Л.: Знание, 1986. - 284с.

2. Астапов В.М. Навыки контроля тревоги у подростков // Прикладная психология, 2001, №1. - С.67-71.

3. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: Владос – Пресс, 2001. - 220с.

4. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей // Прикладная психология, 2002, №2. - С.45-53.

5. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Знание, 1993. - 190с.

6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1972. - 285с.

7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 228с.

8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастное психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. - М.: Просвещение, 1980. - 217с.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. – 244с

10.  Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - 370с.

11. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков // Под ред. Беличевой С.А. - М.: Просвещение,1999. - 225с.

12. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова, И.А., Кумариной Г.Ф. - М.: Просвещение, 1992. - 301с.

13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение,1993. - 217с.

14. Изард К. Психология эмоций. - СП-б.: Питер, 2000. -  464с.

15. Кантонистова Н.С. Особенности формирования личности у подростков и их связь с состоянием психического развития. // Здоровье, развитие, личности. / Под ред. Сердюковской Г.Н. - М.: Знание, 1990. - 315с.

16. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Политиздат,1987. - 217с.

17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 492с.

18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Просвещение, 1985. - 336с.

19. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии, 1999. № 1.  - С. 131 – 138.

20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Знание, 1983. - 416с.

21. Особенности обучения и психического развития школьников 13 - 17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: Педагогика, 1988. - 395с.

22. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологические науки и образование, 1988, №2. - С.53-58.

23. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 394с.

24. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 298с.

25. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д.: - Феникс, 2003. - 381с.

26. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. - СП-б.: Питер, 2001. - 368с.

27. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Просвещение, 1989. -314с.

 


Приложения

Приложение 1

Тест тейлора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

10

 

1

11

2

7

 

2

13

3

11

 

3

11

4

13

 

4

11

5

11

 

5

13

6

10

 

6

10

7

13

 

7

11

8

15

 

8

12

9

14

 

9

11

10

13

 

10

14

11

10

 

11

12

12

14

 

12

12

13

13

 

13

13

14

16

 

14

15

15

13

 

15

23

16

14

 

16

13

17

13

 

17

24

18

23

 

18

20

19

20

 

19

12

20

10

 

20

13

21

23

 

21

13

22

17

 

22

11

23

11

 

23

10

24

25

 

24

12

25

22

 

25

11

26

15

 

 

 

 

14,46154

 

 

13,33333

 


Приложение 2

Сводная ведомость успеваемости школьников за 3 и 5 классы

 

общеобразовательный

 

 

математический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

5

5

 

1

5

5

2

4

4

 

2

5

5

3

5

5

 

3

4

5

4

4

3

 

4

5

5

5

4

4

 

5

4

3

6

4

4

 

6

4

4

7

5

3

 

7

5

5

8

5

5

 

8

4

4

9

4

4

 

9

4

5

10

5

4

 

10

5

4

11

5

4

 

11

4

4

12

4

4

 

12

5

4

13

4

4

 

13

4

5

14

5

4

 

14

5

4

15

3

4

 

15

4

5

16

4

4

 

16

5

4

17

4

4

 

17

4

4

18

5

4

 

18

5

4

19

4

3

 

19

5

5

20

5

4

 

20

4

4

21

4

4

 

21

5

4

22

4

3

 

22

4

5

23

4

4

 

23

4

4

24

5

4

 

24

4

5

25

4

3

 

25

5

5

26

5

4

 

 

4,48

4,44

 

4,384615

3,923077

 

 

 

 

 

Приложение 3

Корреляционная матрица (профильный класс)

 

 

Корреляции (Spreadsheet1) Marked correlations are significant at p < ,05000

N=25 (Casewise deletion of missing data)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соц стр

Фрустр потр

Страх сам

Страх пров

Страх несоот

Низкая физ

Пробл в отнош с учит

Общ тр

Тр тейл

Успев 5 кл

 

 

Соц стр





1,00

0,49

0,02

-0,07

0,00

0,06

0,52

0,29

0,03

-0,01

 

 

Фрустр потр

0,49

1,00

0,18

-0,05

0,27

0,05

0,44

0,20

0,07

0,55

 

 

Страх сам

0,02

0,18

1,00

0,23

0,11

0,12

-0,07

-0,17

0,01

-0,12

 

 

Страх пров

-0,07

-0,05

0,23

1,00

-0,01

0,21

0,22

0,02

0,08

-0,05

 

 

Страх несоотв

0,00

0,27

0,11

-0,01

1,00

0,06

0,29

0,46

0,24

-0,02

 

 

Низк физ

0,06

0,05

0,12

0,21

0,06

1,00

0,10

0,30

-0,09

0,03

 

 

Пробл в общ

0,52

0,44

-0,07

0,22

0,29

0,10

1,00

0,64

0,45

0,15

 

 

Общ тр

0,29

0,20

-0,17

0,02

0,46

0,30

0,64

1,00

0,24

0,11

 

 

Тр тейл

0,03

0,07

0,01

0,08

0,24

-0,09

0,45

0,24

1,00

-0,12

 

 

Усп 5 кл

-0,01

0,55

-0,12

-0,05

-0,02

0,03

0,15

0,11

-0,12

1,00

 

 

 


Приложение 4

Тест Филипса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соц стр

фрустр потр

страх сам

страх пров

страх несоот

низкая физ

пробл в отнош с учит

общ тр

1

9

4

4

0

1

1

1

0

2

5

5

3

2

2

0

4

8

3

4

4

1

3

1

3

4

9

4

2

5

3

2

0

0

3

6

5

4

1

2

2

2

1

2

5

6

1

0

0

2

0

0

0

3

7

3

1

0

3

0

0

1

4

8

6

9

3

2

4

1

3

7

9

5

2

5

5

4

3

3

17

10

3

3

4

3

1

4

2

10

11

5

3

5

2

1

3

3

9

12

4

1

2

2

3

1

2

8

13

1

5

4

5

3

1

4

8

14

2

2

3

3

1

0

2

6

15

5

6

4

2

4

1

4

5

16

4

3

2

1

2

2

3

8

17

4

5

2

1

3

1

4

4

18

0

3

2

4

2

0

3

10

19

6

7

4

5

5

3

3

14

20

7

9

4

5

5

1

7

16

21

5

9

3

4

4

4

4

11

22

4

5

2

1

3

1

4

4

23

6

6

0

0

1

0

4

0

24

0

3

2

4

2

0

3

10

25

6

7

4

5

5

3

3

14

26

7

9

4

5

5

1

7

16

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соц стр

фрустр потр

страх сам

страх пров

страх несоот

низкая физ

пробл в отнош с учит

общ тр

1

5

9

4

1

1

1

1

3

2

5

5

3

2

2

0

4

8

3

3

4

3

3

2

4

3

10

4

1

6

4

1

1

1

2

6

5

3

2

2

2

3

2

2

6

6

1

0

0

2

0

0

0

3

7

2

2

3

3

1

1

2

5

8

5

6

4

4

2

3

3

9

9

7

9

3

3

4

1

3

8

10

3

3

4

3

1

4

2

10

11

4

4

5

3

2

2

3

8

12

3

2

4

2

4

2

2

9

13

1

5

3

4

2

1

4

8

14

2

3

3

4

2

0

2

2

15

6

7

2

3

3

2

7

16

16

4

3

4

2

3

2

3

8

17

4

5

3

1

2

1

4

4

18

1

4

4

4

4

1

3

10

19

4

5

0

0

3

2

3

14

20

7

6

2

3

2

1

7

16

21

3

5

3

2

4

2

4

11

22

4

6

2

4

1

4

4

4

23

6

6

4

2

2

1

4

4

24

1

7

3

2

5

2

3

10

25

2

7

3

3

4

2

4

8

 



Содержание

Введение. 3

Глава 1. Феномен тревожности в психологической науке 5

1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной  психологии. 5

1.2. Особенности тревожности у детей подросткового возраста. 10

1.3. Особенности поведения тревожных детей. 14

Глава 2. Организация и методики исследования. 21

2.1. Организация исследования и характеристика выборки. 21

2.2. Методы исследования уровня школьной тревожности «тест Филлипса». 21

2.3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора. 23

Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков. 24

3.1.Особенности тревожности у подростков. 24

3.2.Особенности успеваемости у подростков. 28

3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением. 29

Заключение. 33

Список литературы.. 36

Приложения ……………………………………………………………………..38


Введение

 

 

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревоги и тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение. Изучение тревожности как свойства личности в последнее время особенно актуально, поскольку согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей [26.с.42].

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.

Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастающего поколения – у подростков. Как показывают исследования, профессиональный интерес психологов к изменению личности несовершеннолетних, к особенностям формированию тревожности в процессе учебной деятельности весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд работ по изучению проблем подростковой тревожности (А.Е. Личко, В.Е. Каган, В.В. Королёв, А.П. Краковский, И.С. Кон, В.Б. Тарабаева, Д.И. Фельштейн и др.).

Говоря об особенностях тревожности у подростков, учёные считают, что существующая практика профилактики негативных эмоциональных состояний подростков не в полной мере решает задачи социализации подростков. В профилактике подростковой тревожности имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения. Одной из них является изучение особенностей успеваемости как фактора повышения тревожности у подростков.

Актуальность темы исследования заключается в что, несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране тревожность у детей и подростков исследуются преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная тревожность, при психотерапии, детские страхи и др.) исследований успеваемости как фактора формирования тревожности недостаточно.

В данной связи целью исследования является изучение взаимосвязей тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Гипотеза исследования: существуют как сходства, так и отличия в переживании тревожности и успеваемости учеников общеобразовательного и профильного класса; существуют взаимосвязи успеваемости и тревожности и учеников профильного класса.

Задачи исследования:

1. Изучение тревоги как психологической категории.

2. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.

3. Практическое исследование взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Объект исследования: тревожность в структуре эмоций подростков.

Предмет исследования – взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Научная новизна работы заключается в получении новых практических данных, говорящих о специфике взаимосвязей тревожности и школой успеваемости у подростков.

Теоретическое значение работы заключается в систематизации данных о механизмах формирования тревожности в подростковом возрасте.


Практическое значение работы заключается в получении новых фактов, которые могут быть использованы в целях разработки методов коррекции подростковой тревожности и повышения успеваемости.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 227.