Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это самое авторитетное и престижное международное соглашение в сфере охраны АП. В настоящее время в ней участвуют свыше 110 стран мира.

Бернская конвенция содержит три практически важных правила.

1. Принята взаимная охрана прав иностранных авторов, т.е. если у нас охраняются АП граждан какого-то государства, то и в том государстве должны охраняться АП наших граждан.

2. Иностранным авторам предоставляется “национальный режим”, т. е. они будут охраняться по тем же правилам, что и свои, национальные авторы.

3. Сама конвенция устанавливает некоторые нормы авторско-правовой охраны, которые должны применяться в странах-участниках. Эти так называемые “нормы материального права» предусматривают довольно высокий уровень правовой охраны.

Бернская конвенция обеспечивает охрану АП в течение жизни автора и 50 лет после его смерти и утверждает отсутствие формальной процедуры регистрации авторства.

Действующий в настоящее время российский закон “Об авторском праве и смежных правах” полностью соответствует нормам Бернской конвенции.

4.3. Всемирная конвенция об авторском праве

6 сентября 1952 года принята Всемирная конвенция об авторском праве. Ее цель – привлечение к международной охране авторских прав как можно большего числа государств. Новая конвенция не установила почти никаких норм-предписаний о том, каково должно быть содержание АП (хотя отдельные нормы такого рода в нее включены).

Конвенция вступила в силу 16 июня 1955 года, была пересмотрена и дополнена в 1971 году. Новый (Парижский) текст конвенции вступил в силу с 10 июля 1974 года.

Сейчас в конвенции участвуют около 100 стран.

Конвенция исходит из того, что в каждом государстве-участнике имеются свои национальные законы об АП. Эти законы, как сказано в ст. I, должны обеспечивать “достаточную и эффективную” охрану прав авторов и всех других обладателей АП на литературные, научные и художественные произведения.

Смысл Конвенции раскрыт в ст. II, где зафиксирована обязанность государств охранять АП на произведения иностранных граждан. Но, в отличие от Бернской, Всемирная конвенция обязывает предоставлять конвенционную охрану лишь тем иностранным произведениям, которые опубликованы после присоединения страны к конвенции (для России – после 26 мая 1973 года), т.е. не предусматривает охраны “с обратной силой”.

Всемирная конвенция предусматривает охрану АП в течение жизни автора и 25 лет после его смерти, содержит требование уведомления об авторстве символом © на всех экземплярах литературного произведения и разрешает официальную регистрацию авторства.

4.4. Взаимное признание авторского права между государствами

Признание обстоятельств, вытекающих из АП, регулируется в отношениях между государствами обоюдным членством в одной или обеих международных конвенциях об авторском праве: Бернской и Всемирной, либо через двусторонние конвенции или торговые соглашения, включающие статьи об охране АП. (Полные тексты обеих конвенций приводятся в Приложении). Каждая конвенция предполагает соблюдение минимальных стандартов охраны АП, что обеспечивается внутренним авторско-правовым законодательством каждой из стран-участниц конвенции.

Следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это же положение закреплено и в Законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995 года, и в ст. 3 Закона «Об авторском праве и смежных правах», и в ст. 7 ГК РФ.

В области авторского права Россия является участницей:

Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции 1971 года) – с 13 марта 1995 года:

Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 года) – с 27 мая 1973 года (как правопреемница СССР) и в редакции 1971 года – с 9 марта 1995 года;

Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав СНГ от 24 сентября 1993 года.

В области смежных прав Россия является участницей Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства 1971 года – с 13 марта 1995 года.

Сфера авторских и смежных прав затрагивается и в других нормативных актах, как:

Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС);

Конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники.

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают, что иностранным владельцам прав может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (так называемый «национальный режим»), либо только некоторые из этих прав.

 

5. Коллективное управление авторскими правами

5.1. Возникновение коллективного управления авторским правами

Первые авторские агентства, которые являлись не только профессиональными союзами авторов, но также боролись и за признание прав авторов на произведения, возникли во Франции.

Создание самого первого общества такого типа было тесно связано с именем Бомарше. Он вел правовые битвы против театров, неохотно признававших имущественные и неимущественные права авторов. Это привело к созданию по его инициативе в 1777 году Бюро по драматическому законодательству, которое позднее было трансформировано в Общество драматических авторов и композиторов, явившееся первым обществом по коллективному управлению правами авторов.

В 1834 году Оноре де Бальзак опубликовал открытое письмо французским писателям, в котором указал на просчеты законодательства, не способного защитить права авторов. По его инициативе было создано общество писателей, существующее во Франции до сих пор. Заседания первой генеральной ассамблеи Общества, в которое также вошли Александр Дюма, Виктор Гюго и другие французские писатели, состоялись в конце 1837 года.

Однако события, которые подтолкнули к созданию полностью развитой системы коллективного управления АП, произошли в 1847 году, когда два композитора Поль Энрион и Виктор Паризо, а также автор слов Эрнест Буржуе, поддержанные их издателем, предприняли судебный иск против кафе “Амбассадор” на Елисейских полях в Париже, где исполнялась музыка. Эти авторы посчитали вопиющий несправедливостью тот факт, что они должны платить за место и пищу в кафе, в то время, когда никто не имел ни малейшего намерения платить за публичное исполнение их произведений оркестром. Они приняли смелое и логически верное решение о том, что не будут платить до тех пор, пока не заплатят им. Авторы выиграли это дело в суде, и в результате владелец кафе был обязан выплатить им большое авторское вознаграждение. Данное судебное решение открыло новые возможности для композиторов и авторов текстов. Однако в то же время стало совершенно ясно, что самостоятельно они не смогут отслеживать использование произведений и регулировать свои права. Понимание этого привело к созданию в 1850 году Общества по сбору гонорара, которое вскоре было заменено ныне действующим Обществом авторов, композиторов и музыкальных издателей.

С конца 19-го до начала 20-го веков подобные авторские организации были созданы практически во всех европейских и некоторых других странах. Между этими организациями быстро развивалось сотрудничество, и они почувствовали необходимость в создании международного органа для координации своих усилий по организации более эффективной охраны прав авторов во всем мире. В июне 1926 года делегаты из 18 обществ образовали Международную конференцию обществ авторов (СИЗАК).

5.2. Авторские общества и организации в России

В России впервые охрана АП появилась в 70-е годы 19 века и связана с именем великого русского драматурга А.Н. Островского.

В то время существовало положение, при котором любой владелец театра мог ставить пьесу, не выплачивая за нее авторское вознаграждение.

29 ноября 1870 по инициативе А.Н. Островского состоялось первое собрание драматургов. На нем было решено запретить постановку пьес без согласия автора, либо лица им уполномоченного. Необходимым основанием для выплаты авторского вознаграждения собрание признало публичность и платность. 21 октября 1874 года на основе этого Собрания было учреждено «Общество русских драматических писателей» во главе с А.Н. Островским. Оно стало первым в истории России авторско-правовым обществом со своим уставом. В момент основания в него входил 81 член, в том числе такие известные писатели, как И.С. Тургенев, А.К. Толстой, Н.С. Лесков, П.К. Данилевский и другие.

 В 1875 в члены организации стали приниматься и композиторы, и она получила называние “Общество драматических писателей и оперных композиторов”.

Во всех городах, где существовали театры, назначались агенты Общества. С каждым плательщиком заключалось соглашение, по которому устроители спектаклей давали подписку об исправной выплате авторского вознаграждения. Если антрепренер переставал платить гонорар, агент имел право через нотариуса запретить ему постановку пьес, принадлежащих членам Общества.

В 1904 в Петербурге образовалась вторая в России организация, охраняющая права авторов – Союз драматических и музыкальных писателей.

В 1930 московское и ленинградское Общества объединились во Всероссийское Общество драматургов и композиторов, которое в 1933 было переименовано в Управление по охране авторских прав при Союзе писателей. В 1938 г. оно стало Всесоюзным управлением по охране авторских прав, т.к. в него влились организации Украины, Закавказья, Средней Азии и Белоруссии.

В 1973 Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве, в связи с чем было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), которое в 1991 году было преобразовано в Государственное агентство по авторскому и смежным правам (ГААСП). После распада СССР ГААСП был ликвидирован и создано Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС).

5.3. Российское Авторское Общество (РАО)

Как уже говорилось, в 1993 г. в России был принят закон “Об авторском праве и смежных правах” (далее – Закон), которым впервые в нашем законодательстве было установлено, что в целях обеспечения имущественных прав авторов и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, репродуцирование, звукозапись и. т. д.) могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц, на коллективной основе. Поскольку в законе отмечено, что такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий, в октябре 1993 года российские авторы учредили Российское Авторское Общество (РАО).

Оно явилось правопреемником предыдущих авторских обществ в лице Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС), но, по сути, из государственной организации превратилось в общественную.

Создание РАО было поддержано президентом России и взято под его патронаж, что закреплено в указе “О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав” от 7 октября 1993 г.

Как и любая общественная организация РАО осуществляет свою деятельность, руководствуясь Уставом. В нем, закреплены основные цели и задачи авторского общества, его функции и права, отдельные главы посвящены членам Общества, руководящим и исполнительным органам.

В частности основной целью Общества определена реализация и защита авторских прав.

Основными задачами Общества являются следующие:

а) управление имущественными правами авторов или их правопреемников на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно;

б) содействие авторам или их правопреемникам в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе;

в) представительство законных интересов авторов или их правопреемников в государственных и общественных органах и организациях.

Общество в соответствии со своими целями и задачами осуществляет следующие функции:

а) на основе письменных договоров с авторами или их правопреемниками осуществляет управление имущественными правами на коллективной основе;

б) согласовывает с пользователями размер авторского вознаграждения, а также другие условия, на которых выдаются лицензии; выдает пользователям лицензии на соответствующее использование прав, управлением которых занимается Общество; осуществляет сбор, распределение и выплату авторского вознаграждения;

в) осуществляет расчеты с зарубежными обществами и организациями по договорам и взаимном представительстве интересов в соответствии с действующими законодательством;

г) ведет учет пользователей произведений, регистрирует правообладателей и произведения;

д) совершает любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается Общество и. т. д.

В настоящее время в Российском авторском обществе восемь региональных филиалов с центрами в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Краснодаре, а также более 200 представителей (инспекторов) РАО во всех республиках, краях, областях и крупных городах России. Эта структура обеспечивает наиболее полный сбор авторского вознаграждения, так как практически все правообладатели, включая музыкальные издательства, передали авторскому обществу свои права. По соглашению о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями представляет на территории России иностранный репертуар.

 

6. Основные положения об авторском праве

6.1. Объекты авторского права

В ст.6 Закона устанавливается, что АП распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом назначение и достоинства произведения не имеют значения для признания объекта охраняемым.

По сути, любой результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной форме, считается произведением и охраняется АП. Иногда возникает вопрос, как отличить “произведение” от “не произведения”. Последнее не является творческим результатом и не охраняется АП. Обычно считается, что произведение уникально, оно не может быть повторено при параллельном творчестве. Поэтому общепринято, что АП охраняются только оригинальные произведения.

Творческие результаты есть результаты деятельности человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение – не материальный, а идеальный объект.

Что касается материального объекта, в котором выражено (или в котором заключено) произведение, то этот объект охраняется правом собственности, а не авторским правом.

Охраняемые произведения. Среди них отметим следующие: литературные произведения (роман, повесть, рассказ, стихотворение, пьеса); музыкальные произведения; произведения живописи, графики, рисунки; фотографии; переводы; географические, геологические и подобные карты; сборники; подборки.

Закон устанавливает очень важный принцип охраняемости авторским правом произведений: охране подлежит не только произведение в целом, но и отдельные его части и даже оригинальные, творческие названия произведений (п.3 ст.6 Закона).

Если же при создании своего произведения автор заимствует элементы формы чужих (или даже своих, но других) произведений, то результатом является появление производного произведения. Примеры производного произведения – перевод на другой язык, инсценировка, фотомонтаж и т.п. При этом если элементы формы используемого произведения охраняются АП, то использование его происходит только с согласия автора. Производное произведение на практике именуется зависимым.

Особую категорию произведений, охраняемых АП, составляют сборники и иные составные произведения. Они включают в себя произведения других авторов, но у составителя сборника появляется свое АП на сборник в целом, поскольку он творчески отобрал и расположил материал. АП на сборник является “зависимым”, если в сборник включены охраняемые произведения. Механический или технический труд не приводит к появлению АП на сборник. Алфавитная телефонная книга или перечень всех произведений художника не являются охраняемыми.

Произведение охраняется с момента его создания (рукопись, рисунок, без сомнения, уже охраняются АП). Для возникновения охраны не требуется публикации произведения. Равным образом, для получения охраны не требуется никакой его регистрации.

Неохраняемые – это такие произведения, которые не пользуются авторско-правовой охраной в России (некоторые из них могут охраняться в зарубежных странах). К числу неохраняемых относятся следующие произведения:

– официальные документы (законы, судебные решения, инструкции и т.п.), а также их официальные переводы;

– государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);

– произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом,

– произведения, срок охраны на которые истек,

– народные произведения.

В пункте 4 статьи 6 Закона решен вопрос об охраняемости АП элементов формы и элементов содержания произведения. Такие элементы имеются в любом произведении науки, литературы и искусства. Например, в произведениях художественной литературы к элементам формы относятся: язык, художественные образы, последовательность изложения материала. А к элементам содержания: тема, сюжет, идейные достоинства. Конечно, содержание произведения всегда облечено в определенную форму.

В Законе указывается, что элементы содержания произведения (идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты) АП не охраняются. Это означает, что любое лицо может заимствовать для своего собственного произведения идею, концепцию чужого произведения даже, если они являются новыми, и создать на их основе свое собственное, творчески самостоятельное произведение. При этом такое лицо не будет считаться нарушителем АП. Эта норма объясняется тем, что перечисленные в Законе элементы содержания произведения не являются оригинальными, они могут быть созданы в ходе параллельного творчества, а потому, сами по себе, они АП не охраняются. Исходя из моральных соображений, следует все же дать ссылку на автора заимствованного сюжета, идеи, фактов.

Субъекты авторского права

Автором считается создатель произведения независимо от возраста и дееспособности. Однако лица до 14 лет реализуют свои АП, заключают договоры, получают гонорары только через своих родителей. Иностранцы и лица без гражданства пользуются своими АП без всяких ограничений, наравне с российскими гражданами.

Авторами могут быть только физические лица. Но по законодательству, которое действовало до 30 августа 1992 года, в некоторых случаях авторами считались юридические лица – организации. Их АП сохраняют свою силу и в настоящее время, а поэтому полезно знать, что на фильмы, созданные до 30 августа 1992 года, авторами признаются снявшие их киностудии или телестудии, а на выпущенные энциклопедические словари, энциклопедии, научные сборники, газеты, журналы и другие периодические издания – издательства или подготовившие их организации.

Если произведение создано творческим трудом двух или большего числа лиц, то возникает соавторство. Лицо, которое принимало творческое участие, касающееся лишь содержания произведения, не считается соавтором, если оно не участвовало в создании формы произведения. Если созданное соавторами произведение составляет одно неразрывное целое, то такое соавторство является неделимым. Поэтому, если один из соавторов запрещает использовать произведение, то разрешения можно добиться лишь через суд.

Обычно соавторы заключают между собой соглашения о порядке проставления своих имен, о распределении гонорара и т.п. При отсутствии такого соглашения и особых указаний со стороны соавторов их вклады в создание произведения будут считаться равными (по аналогии со статьей 245 ГК РФ). Если соавторы работали каждый над своей частью общего произведения, использовать эти части они могут по своему усмотрению, самостоятельно. В этом случае соавторство, которое называется делимым, распадается.

Имущественные АП действуют с момента создания произведения и в течение всей жизни автора, а после его смерти – до конца года смерти автора и еще в течение 50 лет (ст. 27 Закона). Срок действия АП на опубликованное произведение, автор которого неизвестен, и на произведения, впервые опубликованные после смерти автора, - 50 лет со дня публикации. По ранее действующему законодательству АП охранялись после смерти автора в течение 25 лет. Поэтому многие специалисты считают, что права авторов, умерших в 1968 году (т.е. за 25 лет до принятия Закона) или ранее, в настоящее время АП не охраняются. Эта точка зрения находит юридическое обоснование. Практика по этому вопросу неустойчива.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 218.