Продолжительность сроков охраны АП неодинакова в различных странах, так как устанавливается внутренним законодательством каждой страны. Различия в авторско-правовом законодательстве приводят к тому, что произведение, которое уже признано общественным достоянием в одной стране, еще охраняется в другой стране и не подлежит охране в третьей. В западных странах АП охраняется в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. А с 1 июля 1995 года в странах-участницах Европейского Сообщества этот срок увеличен еще на 20 лет (то есть, приведен в соответствии с германским законом). В некоторых странах этот срок еще более продолжителен. Так, в Испании он составляет 80 лет после смерти автора.
Законодательство западных стран предусматривает различные виды ответственности за нарушение АП. В основном применяются гражданско-правовые формы защиты, которые осуществляются путем предъявления иска в суд. В случае поддержки иска применяются такие санкции, как запрет использования произведения, наложения ареста на экземпляры, возмещение убытков. Предъявление иска может быть осуществлено в пределах срока исковой давности. Например, в США этот срок составляет 3 год
3. Авторское право в России
3.1. История авторского права в дореволюционной России
История АП в России, как и во всем мире, неразрывно связана с развитием книгопечатания. С появлением полиграфии книга стала товаром, и на этом этапе АП защищало, прежде всего, интересы издателей. Книгопечатанием занимались исключительно государственные типографии. Первое разрешение на открытие частной типографии было дано только в 1771 году. И в то же время, вплоть до 1801 года указами то разрешалось печатать книги на русском языке, то неоднократно запрещалось. Правоотношения издателей и авторов еще не являлись предметом регулирования. Например, известен случай произошедший при подготовке нового издания «Кавказского пленника» А. С. Пушкина. Цензурным комитетом было дано разрешение на выпуск повести вместе с немецким переводом. На протесты автора тот же комитет сослался на отсутствие законодательного положения, которое «обязывало бы входить в рассмотрение прав на произведение». Нередки были случаи, когда издатели вообще не указывали имени автора.
Авторский гонорар в то время выплачивался либо в виде жалования, либо в виде единовременного вознаграждения. Был распространен и своего рода «бартер». В подтверждение подобного положения можно процитировать сохранившийся приказ Главного директора Императорских театров А. А. Нарышкина от 15 апреля 1803 года. «Господину генерал-майору Титову за сочинение им музыки для мелодрам «Андромеда и Персей», «Цирцея и Улисс» и для драмы «Суд царя Соломона» предлагаю конторе дать ложу в каменном театре в третьем этаже, на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно».
В 1809 году, созданная в Санкт-Петербурге специальная Комиссия утвердила Положение, в котором впервые в российском законодательстве были установлены принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения, «дабы выгода автора и переводчика были для них не подвержены никакому сомнению и служили бы одобрением к большим трудам». А в 1816 появилось распоряжение Министерства народного просвещения, обязывающее издателей при представлении рукописи на цензуру прилагать доказательства своих прав на ее опубликование.
Первым российским законодательным актом, регламентирующим вопросы АП, стал «Цензурный устав» от 22 апреля 1828 года, который содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг», где АП на созданное произведение трактовалось как право собственности. В сферу действия данного Закона входили лишь литературные произведения. Автор или переводчик приобретал исключительные права на использование книги (ее продажи). Эти права после смерти автора переходили к его наследникам на 25-летний срок. Уже в 1830 году в результате переработки появился Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей». А с изменениями и дополнениями, сделанными в 1845 и 1848 годах, Закон стал называться «О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств».
Законодательство позволяло предпринимателям не только “покупать” АП навсегда, но и давало возможность запродажи вперед будущих произведений автора. Уплатив “покупную цену”, издатель на пять лет становился хозяином всего будущего творчества автора.
В 1857 году был установлен срок охраны АП – 50 лет после смерти автора. Это было связано с интересной ситуацией. Вдова А.С. Пушкина Наталья Николаевна обратилась к Александру II с просьбой продлить срок защиты АП, дабы обеспечить существование наследникам поэта. Император повелел в связи с этим исследовать ситуацию с АП всех российских сочинителей. Выводы, сделанные в подготовленном докладе привели к увеличению срока охраны АП.
Проект закона об авторском праве 1898 года отличался от предыдущего тем, что отказывался от признания АП правом собственности и был в полном согласии с современными юридическими воззрениями.
В 1911 году был принят передовой для того времени закон Российской Империи “Об авторском праве”, который был близок к германскому закону. В нем определялись такие понятия, как охраняемые объекты, срок действия АП, вопросы правопреемства, возможные нарушения АП и средства защиты, т.п. Понятия «литературная и художественная собственность» были заменены на новое: «исключительные права».
3.2. История авторского права в советской России.
Первым советским законом по АП явился декрет от 29 декабря 1917 “О государственном издательстве”. Он исходил из того, что права авторов, возникшие до Октябрьской революции, полностью сохраняются. Одновременно указывалось на возможность национализации литературных произведений авторов, умерших до 1 января 1918 года. Эти произведения могли издаваться любым гражданином Советской республики России без всякого на то разрешения со стороны государства.
Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года “О признании научных и художественных произведений государственным достоянием” устанавливал государственную монополию на издание, размножение, распространение и публичное исполнение произведений. Впоследствии были национализированы наиболее известные классические произведения российской литературы и музыки: 47 писателей, включая Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского; 17 композиторов, в том числе: П.И.Чайковского, М.И.Глинку.
28 апреля 1918 года был издан Декрет СНК «Об отмене наследования», который отменил права наследников умерших авторов.
10 октября 1919 года был издан Декрет СНК РСФСР «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства». Он признал обязательной письменную форму договора между издателем и автором, оговорил условия оплаты труда и защиты интересов авторов. Хотя на практике указанные нормы применялись редко.
30 января 1925 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление “Об основах авторского права”. В нем дана развернутая регламентация основных положений АП.
Во исполнение этого Постановления ВЦИК И СНК РСФСР 11 октября 1926 года приняли Декрет «Об авторском праве», который устанавливал исключительные права авторов на издание и распространение своего произведения. Допускалась возможность литературного заказа.
16 мая 1928 г. положением ЦИК и СНК СССР были утверждены новые “Основы авторского права”, заменившие закон 1925 г. Срок охраны АП после смерти автора стал равняться 15 годам. Это законодательство действовало вплоть до 1 мая 1962, когда были введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы включают раздел IV “Авторское право”, состоящий из 14 статей, где содержатся принципиальные положения, касающиеся авторских отношений.
Существенные изменения в этот раздел были внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1973 года (например, был установлен новый срок охраны АП – 25 лет). Менее значительные – Указами от 13 октября 1976 года и 30 октября 1981 года.
3.3. Авторское право в постсоветской России
После того, как 12 июня 1991 была принята Декларация о государственном суверенитете России, все законодательные акты – как общесоюзного, так и республиканского уровня – сохранили свое действие. Это было установлено в п.2 постановления Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 года “О ратификации соглашения о создании содружества независимых государств”.
В 1992 г. были приняты Основы гражданского законодательства, которые явились подлинно новаторским нормативным актом в области АП. В соответствии с ними был увеличен срок действия АП (установлено, что оно действует в течение всей жизни и еще 50 лет). Стала возможной передача АП на использование произведений; существенно сужены случаи «свободного пользования» произведений, в частности использование их на радио и ТВ стало договорным. Были отменены типовые авторские договоры; утратили силу все максимальные ставки авторского вознаграждения. Впервые в истории нашей страны была введена охрана смежных прав (прав, примыкающих к авторским правам).
С применением этого акта подавляющее число норм раздела IV ГК, относящихся к АП, фактически утратили силу, хотя и не были формально отменены.
И, наконец, 3 августа 1993 был принят закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, который является сегодня основой российского АП.
3.4. Закон об авторском праве и смежных правах
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» включает в себя пять разделов и 50 статей.
Раздел I “Общие положения” в четырех статьях определяет “предмет регулирования”. Дает информацию о законодательстве РФ об авторском праве и смежных правах. Определяет роль международных договоров в области АП и дает “основные понятия” АП.
Раздел II “Авторское Право” в статьях с 5 по 34 определяет сферы действия АП (ст.5), объект АП (ст. 6-8), понятие возникновения АП и авторства (ст. 9-14), дает определение личным и имущественным правам (ст. 15-16), определяет право на доступ, воспроизведение и использование произведения (ст. 17-26), определяет срок действия АП и переход АП в общественное достояние и по наследству (ст. 27-29), определяет условия авторского договора (ст. 30-34).
Раздел III “Смежные права” в статьях с 35 по 43 определяет сферу действия СП (ст.35), субъекты СП (ст. 36), права исполнителя (ст. 37), права производителя фонограмм (ст. 38), использование фонограмм (ст. 39), права организаций эфирного вещания (ст. 40), права организаций кабельного вещания (ст. 41), ограничения СП (ст. 42), срок действия СП (ст.43).
Раздел IV “Коллективное управление имущественными правами” в статьях с 44 по 47 определяет цели коллективного управления (ст. 44), дает определение организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, ее функциям и обязанностям (ст. 45-47).
Раздел V “Защита авторских и смежных прав” в статьях с 48 по 50 определяет нарушения авторских и смежных прав, дает варианты защиты и способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав (ст. 48-50).
Важные нормы по АП содержатся также в постановлении Верховного Совета РФ “О порядке введения в действие Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, которые приняты и опубликованы вместе с законом. А также в постановлении Правительства Российской Федерации «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г.
3.5. Другие источники авторского права
В широком смысле АП это совокупность законодательно-нормативных актов, регулирующих создание, использование и защиту произведений науки, литературы и искусства (авторские права), а также исполнителей, производителей фонограмм и теле- и радиовещателей (смежные права). Кроме уже рассмотренного нами Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» к источникам АП относится Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 года.
Эти отношения также регулируются ст. 146 УК РФ, ст. 150-4 КоАП, ст. 385 ГПК РФ.
К авторско-правовым отношениям применима ст. 10 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 года, ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности от 16 сентября 1998 года.
К источникам АП принадлежат постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суды РФ, которые являются обязательными для судов и любых лиц, применяющих закон.
4.Международное сотрудничество по авторскому праву
4.1. Возникновение международного сотрудничества
Особенность АП состоит в том, что оно ограничено территорией того государства, где первоначально возникло. При отсутствии международных соглашений АП, возникшее в одной стране, в других странах не признается.
Международная система охраны прав авторов основывается на стремлении преодолеть территориальную ограниченность АП, на стремлении авторов и организаций, использующих произведения, обеспечить охрану своих прав не только в собственной стране, но и за рубежом.
В начале были двусторонние соглашения, они приобрели очень широкое распространение со второй половины 19 века. Но в связи с тем, что они не всегда оказываются эффективными (позволяют получить охрану лишь в одной зарубежной стране, и условия их довольно разнообразны), появилась идея о заключении многосторонних соглашений по АП. Первым таким соглашением стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Она была заключена 9 сентября 1886 года. В дальнейшем ее положение дополнились и изменились; было проведено семь международных конференций (последняя из них состоялась в 1971 г. в Париже).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.