Показатели качества урока (занятия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приведенные выше соображения об эффективности двух вариантов плана построения урока высказаны, исходя из тех теоретических положений, которые изложены в данной книге. Анализы уроков выполнены на ступени абстракции а2 (предсказательная) и высказанные суждения не являются точными заключениями, а только весьма вероятными предположениями.

Чтобы получить более полное представление о качествах того и другого вариантов занятия, введем несколько специальных показателей типа коэффициентов эффективности.

Первый из них — коэффициент эффективности по алгоритму управления (по целевой системе) — Кэ:

где: Σ — знак суммы,

m — число учащихся, работающих на занятии в целевых моносистемах;

Тэт — время их работы;

Тз— время занятия;

М — число учащихся в группе.

Следовательно, коэффициент эффективности занятия по целевой системе показывает, насколько управляема деятельность учащихся относительно цели учебного занятия.

Введем второй коэффициент, показывающий, как построена учебная деятельность учащихся относительно цели занятия, — коэффициент по алгоритму функционирования — Кф:

где mj — число учащихся, выполняющих учебную деятельность соответственно цели занятия и одновременно работающих в целевых моносистемах;

Тэт — время их работы.

Подсчитаем названные коэффициенты для обоих вариантов «Листов наблюдения».

Для первого варианта:

Для второго варианта (формулу напишите сами):

Сопоставление значений коэффициентов по первому и второму вариантам показывает насколько низка эффективность первого варианта и высока второго.

Введем общий коэффициент эффективности учебного занятия Кэф:

Кэф = Кэ × Кф.

По первому варианту: Кэф = 0,04 × 0,5 = 0,02.

По второму: Кэф = 0,78 × 1 = 0,78.

Таким образом, эффективность первого занятия поразительно низка, а второго — выглядит вполне удовлетворительной.

Проблема состоит в исследовании соотношения между отдельными значениями Кэф и действительным качеством знаний учащихся (Х-σ), то есть степенью реализации цели занятия.

Предварительные исследования показывают, что при Кэф ≥ 0,8 можно говорить о реализации цели занятия. Необходимо продолжить эти исследования.

Итак, «Лист наблюдения занятия» может стать эффективным инструментом планирования и анализа учебного процесса по каждому занятию. Проблема заключается в создании методики наблюдения учебного процесса, способов выделения отдельных этапов в целостном занятии (классификация этапов), выявления отдельных учебных ситуаций, отнесения их к тем или иным дидактическим системам и алгоритмам функционирования.

Рассмотрим образование таких ситуаций на одном из этапов занятия — выполнение учащимися лабораторной работы по инструкции. В этом случае возможны следующие ситуации:

1. АФ по I уровню, АУ в системе 4.

2. АФ по I уровню, АУ в системе 6.

3. АФ по I уровню, АУ в системе 5.

4. АФ по I уровню, АУ в системе 8.

5—8. АФ по II уровню в тех же системах.

8—12. АФ по III уровню в тех же системах.

Значит, в зависимости от заданной учащимся в инструкции деятельности, АФ может быть либо по I, либо по II, либо по III уровню и, следовательно, соответствовать или не соответствовать цели занятия. В зависимости от способа управления познавательной деятельностью цель может быть достигнута (см. рис. 22) или не достигнута. Отсюда понятна суть исследовательской проблемы. Сформулируйте ее.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.