Экономическое развитие России во второй половине 90-х годов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Формирование «олигархических» групп. В период президентства Б.Н. Ельцина системообразую­щим фактором нового социального строя стали олигархи. Под олигархами понимался чрезвычайно узкий круг лиц, всего один-два десятка человек. Российские олигархи представляли собой не экономическое, а скорее политическое явление. Это лица, сделавшие своим бизнесом близость к власти и влиявшие на принятие государственных решений. Они осуществляли сво­его рода узурпацию власти.

Возникновение олигархов тесно связано с двумя события­ми — залоговыми аукционами 1995 г. и приватизационными сделками 1996—1997 гг.

Суть залоговых аукционов проста. Финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупней­ших компаний. В реальности возвращать кредит правительство заведомо не собиралось. Так фактически в обход действующего законодательства происходила приватизация предприятий.

Идея залоговых аукционов была выдвинута руководите­лем ОНЭКСИМ-банка В.О. Потаниным.

Фактически путем залоговых аукционов власть приобре­тала политических союзников перед предстоящими в 1996 г. президентскими выборами.

Первый залоговый аукцион прошел 3 ноября 1995 г. в городе Сургуте. Право прокредитовать правительство под залог 40,12% пакета акций нефтяной компании «Сургутнефтегаз» получил негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефте­газ», заплатив 8,9 млн. долларов. Последний аукцион прошел 28 декабря 1995 г. в Москве, когда ЗАО «Финансовая нефтя­ная компания» (Б. Березовский, А. Смоленский и Р. Абра­мович) заплатило за контрольный пакет акций НК «Сибнефть» 100,3 млн. долларов. Всего состоялось 12 залоговых аук­ционов.

Большинство выставленных на залоговые аукционы предприятий отошли к крупнейшим банкам, владельцы кото­рых вскоре и стали называться олигархами.

Группа ОНЭКСИМ-МФК получила в залог контрольные пакеты «Но­рильского никеля» (за 170,1 млн. долларов) и нефтяной компании СИДАНКО (вместе с Альфа-групп за 130 млн. долларов; в 1998 г. 10% пакета акций бы­ли проданы за 500 млн. долларов), а также блокирующий пакет Северо-Западного речного пароходства (за 6 млн. долларов) и пакет Новолипецкого металлургического комбината (за 31 млн. долларов). Банк МЕНАТЕП приоб­рел ЮКОС (за 159 млн. долларов; на максимуме капитализации ЮКОС оце­нивался в 26,62 млрд. долларов) и Мурманское морское пароходство (за 4,125 млн. долларов).

При всей скандальности приватизационных сделок сере­дины 1990-х гг. в них был крайне важный положительный мо­мент. Стратегически важные предприятия приобретались рос­сийскими, а не иностранными бизнесменами. Это была принци­пиальная позиция, сознательно избранная государством и пер­сонально руководившим приватизацией А.Б. Чубайсом: при смене государства частным капиталом в роли собственника контроль над ключевыми для страны отраслями хозяйства дол­жен быть сохранен внутри России.

2. Дефолт 1998 г. К 1998 г. долг Российской Феде­рации перед еждународными кредит­ными организациями и внутренними кредиторами стал слишком большим.

Положение усугублялось неблагоприят­ной международной конъюнктурой, ко­торая характеризовалась двумя опасны­ми для экономики России тенденциями.

Первая — международный финансовый кризис, который разразился с осени 1997 г. Рынки стран Юго-Восточной Азии дестабилизировались. Акции мно­гих компаний стали падать в цене, и инвесторы начали выводить деньги на более надежные рынки Европы и США.

Россия попала в эту волну. Инвестиции стали уходить из экономики. Для страны это означало сокращение налоговых сборов, спад производства и невыполнение бюджетных обязательств. Вторая беда — резкое падение цен на нефть с начала 1998 г. В итоге они опустились ниже 10 долларов за баррель, что делало добы­чу нефти в России невыгодной.

Важным фактором развития кризиса стало то, что значи­тельная часть внимания и усилий российской элиты была на­правлена на разрешение политических, а не экономических проблем. В марте 1998 г. Президент Б.Н. Ельцин отправил в отставку правительство Черномырдина. Новым премьером был назначен С.В. Кириенко. Он был утвержден Государственной Думой с третьей попытки только в конце апреля, а правительство было сформировано лишь к середине мая 1998 г. Время для необходимых решений оказалось упущенным. Из-за смены пра­вительства соглашение с МВФ о финансировании программы в 1998 г. было заключено только в конце июня, что породило неопределенность и неуверенность на рынках.

Бремя долгов стремительно нарастало, особенно в связи с ростом процентных ставок по ГКО. Летом 1998 г. правительство должно было вы­платить 60 млрд. долларов по внешнему и внутреннему долгу. Долги по пенсиям на конец марта 1998 г. составили около 1 млрд. рублей, долг оборон­ному заказу — 17 млрд. рублей. Доходы в этот же период составили чуть бо­лее 20 млрд. долларов.

В конечном итоге 17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Бы­ла проведена девальвация и объявлен дефолт (отказ платить дол­ги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов ком­мерческих банков иностранным инвесторам. Это последнее реше­ние не имело отношения к государственным интересам — госуда­рство этим актом защищало интересы ничтожно малой группы частных лиц — владельцев банков. Разразился невиданный преж­де скандал. 23 августа Ельцин отправил правительство С.В. Кири­енко в отставку. Финансовый кризис перерос в политический. В сентябре 1998 г. главой правительства стал Е.М. Примаков.

В результате дефолта 17 августа 1998 г. вся российская банковская система оказалась на грани краха. Несколько круп­ных банков разорились. Вклады населе­ния в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реаль­ном выражении — на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из ком­мерческих банков. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Разорилось множество фирм. Сотни ты­сяч людей, принадлежавших к так на­зываемому среднему классу, потеряли работу и источники дохода.

Тем не менее, троекратная де­вальвация рубля позволила экономике войти в полосу восстановления. Падение рубля дало возможность продукции отечественных производителей конкурировать с им­портными товарами. Ситуация в экономике стала стабилизиро­ваться с начала 1999 г., когда появились некоторые благоприят­ные тенденции, в частности рост производства, особенно в сфере товаров народного потребления, продуктов питания. Следствием этого стало увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Практическое занятие № 56

Дата: 2019-12-10, просмотров: 284.