1. Формирование «олигархических» групп. В период президентства Б.Н. Ельцина системообразующим фактором нового социального строя стали олигархи. Под олигархами понимался чрезвычайно узкий круг лиц, всего один-два десятка человек. Российские олигархи представляли собой не экономическое, а скорее политическое явление. Это лица, сделавшие своим бизнесом близость к власти и влиявшие на принятие государственных решений. Они осуществляли своего рода узурпацию власти.
Возникновение олигархов тесно связано с двумя событиями — залоговыми аукционами 1995 г. и приватизационными сделками 1996—1997 гг.
Суть залоговых аукционов проста. Финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупнейших компаний. В реальности возвращать кредит правительство заведомо не собиралось. Так фактически в обход действующего законодательства происходила приватизация предприятий.
Идея залоговых аукционов была выдвинута руководителем ОНЭКСИМ-банка В.О. Потаниным.
Фактически путем залоговых аукционов власть приобретала политических союзников перед предстоящими в 1996 г. президентскими выборами.
Первый залоговый аукцион прошел 3 ноября 1995 г. в городе Сургуте. Право прокредитовать правительство под залог 40,12% пакета акций нефтяной компании «Сургутнефтегаз» получил негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз», заплатив 8,9 млн. долларов. Последний аукцион прошел 28 декабря 1995 г. в Москве, когда ЗАО «Финансовая нефтяная компания» (Б. Березовский, А. Смоленский и Р. Абрамович) заплатило за контрольный пакет акций НК «Сибнефть» 100,3 млн. долларов. Всего состоялось 12 залоговых аукционов.
Большинство выставленных на залоговые аукционы предприятий отошли к крупнейшим банкам, владельцы которых вскоре и стали называться олигархами.
Группа ОНЭКСИМ-МФК получила в залог контрольные пакеты «Норильского никеля» (за 170,1 млн. долларов) и нефтяной компании СИДАНКО (вместе с Альфа-групп за 130 млн. долларов; в 1998 г. 10% пакета акций были проданы за 500 млн. долларов), а также блокирующий пакет Северо-Западного речного пароходства (за 6 млн. долларов) и пакет Новолипецкого металлургического комбината (за 31 млн. долларов). Банк МЕНАТЕП приобрел ЮКОС (за 159 млн. долларов; на максимуме капитализации ЮКОС оценивался в 26,62 млрд. долларов) и Мурманское морское пароходство (за 4,125 млн. долларов).
При всей скандальности приватизационных сделок середины 1990-х гг. в них был крайне важный положительный момент. Стратегически важные предприятия приобретались российскими, а не иностранными бизнесменами. Это была принципиальная позиция, сознательно избранная государством и персонально руководившим приватизацией А.Б. Чубайсом: при смене государства частным капиталом в роли собственника контроль над ключевыми для страны отраслями хозяйства должен быть сохранен внутри России.
2. Дефолт 1998 г. К 1998 г. долг Российской Федерации перед еждународными кредитными организациями и внутренними кредиторами стал слишком большим.
Положение усугублялось неблагоприятной международной конъюнктурой, которая характеризовалась двумя опасными для экономики России тенденциями.
Первая — международный финансовый кризис, который разразился с осени 1997 г. Рынки стран Юго-Восточной Азии дестабилизировались. Акции многих компаний стали падать в цене, и инвесторы начали выводить деньги на более надежные рынки Европы и США.
Россия попала в эту волну. Инвестиции стали уходить из экономики. Для страны это означало сокращение налоговых сборов, спад производства и невыполнение бюджетных обязательств. Вторая беда — резкое падение цен на нефть с начала 1998 г. В итоге они опустились ниже 10 долларов за баррель, что делало добычу нефти в России невыгодной.
Важным фактором развития кризиса стало то, что значительная часть внимания и усилий российской элиты была направлена на разрешение политических, а не экономических проблем. В марте 1998 г. Президент Б.Н. Ельцин отправил в отставку правительство Черномырдина. Новым премьером был назначен С.В. Кириенко. Он был утвержден Государственной Думой с третьей попытки только в конце апреля, а правительство было сформировано лишь к середине мая 1998 г. Время для необходимых решений оказалось упущенным. Из-за смены правительства соглашение с МВФ о финансировании программы в 1998 г. было заключено только в конце июня, что породило неопределенность и неуверенность на рынках.
Бремя долгов стремительно нарастало, особенно в связи с ростом процентных ставок по ГКО. Летом 1998 г. правительство должно было выплатить 60 млрд. долларов по внешнему и внутреннему долгу. Долги по пенсиям на конец марта 1998 г. составили около 1 млрд. рублей, долг оборонному заказу — 17 млрд. рублей. Доходы в этот же период составили чуть более 20 млрд. долларов.
В конечном итоге 17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Была проведена девальвация и объявлен дефолт (отказ платить долги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. Это последнее решение не имело отношения к государственным интересам — государство этим актом защищало интересы ничтожно малой группы частных лиц — владельцев банков. Разразился невиданный прежде скандал. 23 августа Ельцин отправил правительство С.В. Кириенко в отставку. Финансовый кризис перерос в политический. В сентябре 1998 г. главой правительства стал Е.М. Примаков.
В результате дефолта 17 августа 1998 г. вся российская банковская система оказалась на грани краха. Несколько крупных банков разорились. Вклады населения в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении — на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банков. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Разорилось множество фирм. Сотни тысяч людей, принадлежавших к так называемому среднему классу, потеряли работу и источники дохода.
Тем не менее, троекратная девальвация рубля позволила экономике войти в полосу восстановления. Падение рубля дало возможность продукции отечественных производителей конкурировать с импортными товарами. Ситуация в экономике стала стабилизироваться с начала 1999 г., когда появились некоторые благоприятные тенденции, в частности рост производства, особенно в сфере товаров народного потребления, продуктов питания. Следствием этого стало увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Практическое занятие № 56
Дата: 2019-12-10, просмотров: 326.