25 февраля 1956 года
Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше на Пленумах ЦК КПСС, не мало говорилось о культе личности и его вредных последствиях.
После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.
Такое понятие о человеке, и, говоря конкретно, о Сталине, культивировалось у нас много лет.
…Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.
Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны Сталина, вдуматься во все то, что было допущено Сталиным, убеждаешься в справедливости опасений Ленина. Те отрицательные черты Сталина, которые при Ленине проступали только в зародышевом виде, развились в последние годы в тяжкие злоупотребления властью со стороны Сталина, что причинило неисчислимый ущерб нашей партии.
Мы должны серьезно и правильно проанализировать этот вопрос для того, чтобы исключить всякую возможность повторения даже какого-либо подобия того, что имело место при жизни Сталина, который проявлял полную нетерпимость к коллективности в руководстве и работе, допускал грубое насилие над всем, что не только противоречило ему, но что казалось ему, при его капризности и деспотичности, противоречащим его установкам. ….Это особенно проявилось в период после XVII съезда партии, когда жертвами деспотизма Сталина оказались многие честные, преданные делу коммунизма, выдающиеся деятели партии и рядовые работники партии.
….Сталин ввел понятие "враг народа". Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности…
..Следует сказать, что и в отношении людей, которые в свое время выступали против линии партии, часто не было достаточно серьезных оснований, чтобы их физически уничтожить. Для обоснования физического уничтожения таких людей и была введена формула "враг народа".
Ведь многие лица, которых впоследствии уничтожили, объявив их врагами партии и народа, при жизни В. И. Ленина работали вместе с Лениным. Некоторые из них и при Ленине делали ошибки, но, несмотря на это, Ленин использовал их на работе, поправлял, стремился к тому, чтобы они оставались в рамках партийности, вел их за собой.
…Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.
…Как показывают факты, Сталин, воспользовавшись неограниченной властью, допускал немало злоупотреблений, действуя от имени ЦК, не спрашивая мнения членов ЦК и даже членов Политбюро ЦК, зачастую не ставя их в известность о единолично принимаемых Сталиным решениях по очень важным партийным и государственным вопросам.
…Массовые аресты партийных, советских, хозяйственных, военных работников нанесли огромный ущерб нашей стране, делу социалистического строительства.
Массовые репрессии отрицательно влияли на морально-политическое состояние партии, порождали неуверенность, способствовали распространению болезненной подозрительности, сеяли взаимное недоверие среди коммунистов.
Активизировались всевозможные клеветники и карьеристы.
...За последние годы, когда мы освободились от порочной практики культа личности и наметили ряд мер в области внутренней и внешней политики, все видят, как буквально на глазах растет активность, развивается творческая инициатива широких масс трудящихся, как благотворно начинает сказываться это на результатах нашего хозяйственного и культурного строительства.
…Товарищи! Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы.
Нам предстоит провести большую работу над тем, чтобы с позиций марксизма-ленинизма критически рассмотреть и поправить получившие широкое хождение ошибочные взгляды, связанные с культом личности, в области исторической, философской, экономической и других наук, а также в области литературы и искусства
Необходимо до конца исправить нарушения революционной социалистической законности, которые накопились за длительный период в результате отрицательных последствий культа личности.
Задание № 2. Прочитайте текст об «оттепели» и ответьте на вопросы:
1. Что такое «оттепель»?
2. Объясните, в чем заключались противоречия в политической, социально-экономической и духовной жизни СССР в период с 1953 до 1964 гг.
3. Какие новые веяния в науке, образовании, культуре, искусстве и общественной жизни времени правления Н.С. Хрущева вы можете выделить?
«Оттепель» в духовной жизни
Периодом «оттепели» называется время правления Н.С. Хрущева в СССР с 1953 по 1964 гг. То есть во время «оттепели» была представлена свобода выражения и творчества в культуре, искусстве, науке, образовании и общественной жизни, но до определенного порога, переходить который было нельзя, иначе существовал риск навлечь на себя гнев партийного руководства. Предпосылки «оттепели»
Что же способствовало развитию науки, образования, искусства, культуры и общественной жизни и определяло их в эпоху «оттепели»?
Во-первых, это развенчание «культа личности» И.В. Сталина. Процессы десталинизации и демократизации, которые шли в политической жизни Советского Союза в период правления Хрущева, непосредственно задевали вышеназванные сферы.
Кроме того, большую роль играла экономика. Научно-технический прогресс положительно сказался на развитии естественных и точных наук в теоретическом плане, равно как и на медицине, инженерии, строительстве, космонавтике и других прикладных областях.
Огромную роль в развитии «оттепели» сыграло еще и то что «железный занавес», возникший в эпоху Сталина, начал постепенно ослабевать во времена правления Хрущева. Из других стран в СССР и наоборот проникали различные теории, идеи, мысли.
Стоить помнить, что Советский Союз был многонациональным государством и важное значение имела деятельность людей культуры, науки и образования всех национальностей.
В возникновении «оттепели», наконец, одной из главных причин была личность Генерального секретаря СССР – Н.С. Хрущева. Он был очень активным, вспыльчивым и эмоциональным человеком. Помимо этого, Никита Сергеевич, как настоящий большевик, был воспитан в традициях «реалистичного и правильного» искусства, что повлияло на его художественные взгляды.
С одной стороны, в 1953–1964 гг. в СССР шла десталинизация, в культуре и искусстве появлялись произведения, разоблачавшие сталинскую эпоху. С другой стороны, критика Сталина была очень узкой. Только после множества усилий и личного вмешательства Н.С. Хрущева А.И. Солженицын смог опубликовать роман «Один день Ивана Денисовича», рассказывающий о лагере ГУЛАГ. «Белые одежды» В.Д. Дудинцева (роман о борьбе настоящих ученых с псевдоучеными), а также другие работы подвергались критике, а какие-то вообще не увидели свет издательства.
Демократизация в культуре и искусстве проявлялась по двум направлениям. Первое направление – это разрешение различных стилей в искусстве. То есть художникам, поэтам, музыкантам и другим людям, работающим в сфере искусства, разрешили создавать произведения по своему усмотрению (среди поэтов новых веяний это были, например, Р.И. Рождественский и А.А. Вознесенский и другие, которые использовали в своих произведениях литературные приемы раннего творчества В.В. Маяковского; в музыкальной сфере это был джаз как новая музыкальная форма). С другой стороны, руководству СССР не нравились некоторые изменения в сфере искусств и оно накладывало запреты на какие-то его виды или ограничивало их.
Именно в эпоху «оттепели» появлялись стихотворения поэтов о политике, телевизионный сатирический журнал «Фитиль», в котором критиковались недостатки советской политической системы. Среди художественных фильмов в таком направлении мысли были «Карнавальная ночь», «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». В этих фильмах говорилось о неэффективности и глупости местных чиновников или руководителей и об умных начальниках, стоящих над ними, которые решали проблемы. То есть существовал определенный порог в политической жизни, дальше которого критиковать было нельзя.
Контакты с Западом во времена «оттепели» постепенно расширялись. Советские люди ездили за границу. Сначала это были деятели искусства, культуры, спортсмены (в 1956 г. советская сборная команда отлично выступила на Олимпиаде в г. Мельбурн ). Потом в другие страны начали ездить и обычные люди. В 1957 г. в г. Москве проводился VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Этот фестиваль проводился под антиимпериалистическими лозунгами («Долой капитализм», «Долой колониализм» и т. д.). Участниками фестиваля были около 500 тыс. человек. Они обменивались между собой различными идеями, теориями, мыслями, книгами, открытиями, предметами и т. д.
В 1958 г. в Советском Союзе проводился Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского. Победу в нем одержал гениальный американец Ван Клиберн, пианист. В 1959 г. был проведен первый Московский Международный кинофестиваль. Ведущие режиссеры того времени мечтали, чтобы их пригласили на него. Таким образом, можно сказать, что в 1957 г. железный занавес в СССР значительно ослабел, но все еще существовал, так как международные контакты советских жителей ограничивались, а зарубежные произведения искусства подлежали идеологической цензуре. Но в то же время, когда Б. Пастернаку присудили Нобелевскую премию за антиреволюционный роман «Доктор Живаго» (хотя Нобелевский комитет поступил хитро, объяснив присуждение премии писателю и поэту за различные заслуги в литературе), на него началась травля в Советском Союзе. Это объяснялось тем, что по своей сути антисоветский роман получил Нобелевскую премию в условиях холодной войны.
Что касается науки, то она тоже была частично реабилитирована. Определенные дискуссии и споры разрешались среди историков, биологов, врачей и так далее. Генетике был возвращен научный статус, так как руководство страны осознало, насколько важна эта наука для человека. В истории и политике «культ личности» был заменен на т. н. «культ народных масс», от историков требовали вставлять в свои научные работы идеи и рассуждения о решающей роли народных масс в мировой истории. Выдающиеся достижения были сделаны в области физики. Среди ученых-физиков можно выделить А.М. Прохорова, Л.Д. Ландау, Н.Г. Басова) и других. Много советских ученых получили Нобелевские премии в разных областях знаний.
В области образования тоже были проведены различные изменения. Вводилось всеобщее одиннадцатилетнее образование и профессиональная подготовка школьников к различным техническим специальностям (например, механика, токаря, фрезеровщика, крановщика и т. д.). Проводились и другие реформы в образовании. Благодаря им советское образование в то время было одним из лучших в мире.
Хочется отметить, что определенная демократизация культуры и искусства привела к тому, что в какой-то момент их стало невозможно отделить от общего состояния жизни общества. В обществе создавалась уникальная атмосфера популярности поэтов, писателей, ученых, общественных деятелей и т. д.
Именно в эпоху «оттепели» в Советском Союзе появился такой музыкально-литературный жанр, как бардовская песня. Поэты писали стихотворения, подбирали музыку на гитарах и сами исполняли свои песни. Среди исполнителей-бардов были наиболее популярны В.В. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, А.А. Галич . Также популярной в СССР в период с 1953 по 1964 гг. стала научная фантастика. Выдающимся деятелем этого литературного направления был И.А. Ефремов.
Практическое занятие № 52
Дата: 2019-12-10, просмотров: 441.