1.«Шоковая терапия». Осенью — зимой 1991—1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства.
Страна имела не сформированный полностью административный аппарат. Началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти. У России не было границ, подтвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб.
Однако внимание российского общества и руководства России было сосредоточено не на национально-государственном строительстве, а на экономике. В программном докладе на V Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Б.Н. Ельцин провозгласил начало радикальных рыночных реформ с января 1992 г. Президент, в частности, сделал такой прогноз: «Хуже всем будет примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., как я обещал перед выборами, — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил молодой доктор экономических наук, известный публицист Е.Т. Гайдар.
Основными мероприятиями программы реформ были:
1. Либерализация цен и торговли. Введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия — установление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности, ускорение товарооборота, складывание новой торговой сети.
2. Финансовая стабилизация. Ожидаемые результаты — снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля.
3. Широкая приватизация государственной собственности. Ожидаемые итоги — превращение граждан в собственников, формирование у людей экономических стимулов для деловой активности.
Первые два направления экономической реформы получили название «шоковой терапии».
Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободными. Был издан указ Президента «О свободе торговли», который знаменовал переход к новой системе экономических отношений. Указ предоставил всем предприятиям и всем гражданам право без специальных разрешений осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность, в том числе самостоятельно устанавливать цены. Фондовое (планируемое и контролируемое государством) распределение производственной продукции отменялось. Гражданам и предприятиям разрешалось вести торговлю (в том числе с рук, с лотков и с автомашин) в любых удобных для них местах, кроме проезжей части улиц и дорог, станций метро и т.д.
Параллельно осуществлялись меры по сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестировать в промышленность и сельское хозяйство. Все государственные расходы, особенно связанные с производством вооружений и поддержкой дружественных стран, были резко сокращены или вовсе прекращены. Была изменена налоговая система — введен налог на добавленную стоимость в размере 28%. В сельском хозяйстве команда реформаторов встала на путь реорганизации колхозов и совхозов в акционерные общества и товарищества, поддержки фермерских хозяйств.
Эффект этих мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьшились очереди. Дефицит товаров сменился дефицитом денег. В результате «заработал» рубль — именно это реформаторы в тот момент считали главным условием выхода из экономического кризиса.
Однако наполнение прилавков не было достигнуто за счет роста производства. Напротив, в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 14,8%, промышленное производство — на 18%. Потребительский рынок был восстановлен за счет снижения потребления и увеличения импорта. Финансовая стабилизация не состоялась — инфляция составила фантастические 2509%. Потребительские цены за 1992 г. выросли в 26,1 раза. Оборотные средства предприятий обесценились. Начался кризис неплатежей — предприятия поставляли продукцию, не получая оплаты. В этой ситуации они перешли к натуральному обмену продукцией (бартеру). Бартер в 90-е гг. стал хронической проблемой российской экономики.
Резко ухудшилось материальное положение населения. Сбережения советского времени быстро уничтожила инфляция. Темпы инфляции значительно опережали рост заработной платы. Работники бюджетной сферы, прежде всего сотрудники детских садов, учителя и врачи, оказались на грани выживания.
2. Приватизация. Из опыта стран Восточной Европы, начавших переход от социализма к рынку раньше, чем Россия, было известно, что социально-экономический кризис, возникающий при смене строя, может быть смягчен приватизацией. Суть приватизации состояла в передаче права собственности от государства частным лицам. Номенклатурная приватизация стихийно шла еще в 1989—1991 гг. Правительство Гайдара, и особенно возглавляемый А.Б. Чубайсом Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ), начинало приватизацию с борьбы против номенклатурной приватизации. Правительство начинало с установления законных методов приватизации.
Наиболее массовой стала приватизация жилья. Государство ввело бесплатную для квартиросъемщиков приватизацию квартир и установило механизм их свободной продажи. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах. Средние и крупные предприятия сначала преобразовывались в акционерные общества (АО), а затем акции вновь созданных АО продавались. На протяжении 1992—1994 гг. продажа акций осуществлялась не за деньги, а за особые ценные бумаги — приватизационные чеки (ваучеры). От названия этих бумаг возникло наименование ваучерной (чековой) приватизации.
Идея ваучерной приватизации имела черты социальной справедливости. Балансовую стоимость предприятий на 1 января 1992 г. (в ценах 1984 г.) разделили на количество граждан и выдали им чеки на сумму, примерно соответствовавшую «личной доле», полученной после этой арифметической операции, —10 тыс. рублей. Однако из-за инфляции в 1994 г., когда чековая приватизация заканчивалась, на эту сумму можно было купить всего два килограмма колбасы. Было распространено 144 млн. приватизационных чеков. Ваучеры получили 96% населения страны. Для того чтобы владелец ваучера стал акционером какого-нибудь предприятия, существовало три пути: участие в проводимом государством чековом аукционе, вложение ваучера в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ), приобретение акций предприятия, членом трудового кол лектива которого гражданин являлся, по закрытой подписке. Все эти пути были новыми и незнакомыми для граждан. Так как ваучер был анонимной ценной бумагой, его можно было продать. Скупка чеков у населения развернулась практически мгновенно.
В 1993—1994 гг. было приватизировано 65 тыс. предприятий. В 1996 г. в государственной и муниципальной собственности оставалось 23,1% предприятий и организаций.
Экономисты и юристы отмечали множество злоупотреблений, сопровождавших процесс приватизации. В народе распространилось горько ироническое ее название — «прихватизация». Сказывалась неопытность населения в капиталистической экономике и неумение государства защитить интересы граждан в условиях перехода к рынку. В России приватизация не сгладила социальные противоречия при переходе к рынку, а скорее обострила их.
Переходный период в государстве создал благоприятные условия для разного рода афер. Так, из объявившего о банкротстве Внешэкономбанка СССР исчезло 8 млрд. долларов. Помимо экономических потерь, крупные аферы подрывали веру граждан в способность государства управлять ситуацией внутри страны.
Задание № 2. Прочитайте текст об экономическом развитии России в 90-х годах и ответьте на вопросы:
1. Что такое «олигархический капитализм»? С чем было связано возникновение олигархов?
2. Какие опасные для экономики России тенденции сформировались к 1998 г.
3. Каковы были итоги дефолта 1998 г.?
Дата: 2019-12-10, просмотров: 362.