Практическое занятие № 21
ИТОГИ И ЦЕНА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Цели:
– воспитание в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России;
– формирование умений анализировать информацию о процессах развития России в XVIII веке.
Виды деятельности:
– систематизация мнений историков о предпосылках петровских преобразований;
– характеристика реформ Петра I в государственном управлении, в экономике и социальной политике, в военном деле, в сфере культуры и быта;
– систематизация материала о ходе, ключевых событиях, итогах Северной войны;
– характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I.
Ход работы
Задание № 1. Письменно ответьте на вопросы.
1. В чем Петр видел главные задачи своего правления?
2. Какими методами, по его мнению, можно было преобразовать Россию?
3. Назовите отличительные черты российской модели модернизации.
Задание № 2. Прочитайте высказывания историков и современников о Петре I и его реформаторской деятельности и ответьте на вопрос: какая из названных точек зрения историков и современников Петра I представляется вам наиболее предпочтительной? Приведите не менее трех фактов или положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.
Н. М. Карамзин: «Явился Петр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и … присвоение обычаев европейских. … Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь унижал россиян в собственном их сердце… Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличить больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей».
С. М. Соловьев: «Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть 18 века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным, сумел вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры. Человека, руководящего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации. Этим человек был Петр».
И. С. Аксаков: «Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский, и напяливалось подобие образа европейца. Все, что только носило на себе печать русской народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык — все было искажено, изуродовано, изувечено».
В. О. Ключевский: «Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя “общего блага”, любя и служа Отечеству, “Россию поднял на дыбы”».
Княгиня Е. Р. Дашкова: «Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками».
Задание № 3. Проанализируйте внутренние реформы Петра, заполните таблицу.
Реформы Петра I
Название реформы | Направления | Итоги реформы |
Экономические реформы | 1. Промышленность 2. Торговля | |
Военная реформа | 1. Армия 2. Устав военной службы 3. Строительство флота | |
Изменение положения сословий | 1. Налоги 2. Ревизия (1718–1724 годы) 3. Указ о единонаследии (1714 год) 4. Табель о рангах(1722 год) | |
Реформа органов государственной власти | 1. Сенат (1711 год) 2. Коллегии 3. Административно-территориальное деление | |
Изменение положения церкви | 1. Святейший Синод |
Задание № 4.Что из перечисленного относится к причинам реформ Петра I. Выберите три ответа
а) усиливающееся отставание России от стран Запада
б) отсутствие реформ в правление Софьи
в) стремление боярской аристократии к переменам
г) устаревшая и громоздкая система управления страной
д) начавшаяся Северная война
е) наличие четкой программы реформ разработанных Боярской Думой
Задание № 5. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
а) Северная война; б) учреждение Академии наук; в) указ о единонаследии г) создание Сената
Задание № 6. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) введение Табели о рангах 1) 16 мая 1703
Б) учреждение губерний 2) 1697-1698
В) учреждение коллегий 3) 1722
Г) основание С-Петербурга 4) 1708-1710
5) 1718-1721
6) 1721 г.
Задание № 7. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к реформам Петра I. Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
1) подушная подать; 2) Сенат; 3) коллегии ;4) рекрут; 5) мировые судьи; 6) Синод;
Задание №8. Прочтите отрывок из Указа Петра I и выберите в приведённом списке три верных суждения.
а) данный указ был принят 23 марта 1714 года
б) этот указ давал возможность служебного роста
в) этот указ ликвидировал различие между поместьями и вотчинами
г) этот указ вызвал восстание К. Булавина
д) этот указ запрещал дробить дворянские имения, т.к. это приводило к их разорению
е) исполнением указа занималась Тайная канцелярия
Указ Петра I
«…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме онаго одного, который в недвижимых наследниках будет…»
Практическое занятие № 22
Дата: 2019-12-10, просмотров: 347.