При царе Алексее Михайловиче в1652 г. патриархом был провозглашен Никон - энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Весной 1653 г. патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с православными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.
Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол, главой которого стал протопоп Аввакум. Отделившиеся - раскольники-староверы - настолько не переносили своих прежних братьев по вере (никонианцев), что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.
К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протестовавшего против усиления гнета со стороны церковной верхушки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к централизации и его самоуправством. Основную часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с нововведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.
При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление богослужебных книг, изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.
Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преданы анафеме как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо.
2.Старообрядчество явилось одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы, раскола общества и церкви. По некоторым данным больше трети православного населения осталось в старой вере.
Идейные вожди старообрядчества И. Неронов, протопоп Аввакум и др. призвали к отказу от новшеств Никона и церковных властей, предавшихся дьяволу, к борьбе за православные традиции и истинную веру. При этом религиозное содержание проявлялось и в социально-политических протестах. Ревнители старой веры шли к С. Разину, подняли восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676 гг.
Многие бежали из мира, захваченного антихристом. Бегство принимало разные формы - от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири, массовую базу которого составили именно старообрядцы, до добровольных самосожжений целыми общинами (в гарях конца ХVII в., по официальным данным, погибло не менее 20 тыс. человек).
Задание № 2. Заполните таблицу.
Церковный раскол в России
Ревнители истинного благочестия | Патриарх Никон |
Общее
Выступали:
1) против многогласия в церковном обиходе;
2) за искоренение в народе игрищ и суеверий;
3) за необходимость исправления богослужебных книг;
4) за единообразие церковной службы.
Различия
Практическое занятие № 16
КУЛЬТУРА РОССИИ XVII ВЕКА
Цель: формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления чувства духовности, уважения к культурным ценностям русского народа.
Виды деятельности:
– составление систематической таблицы о достижениях культуры Руси в XIII–XVII веках;
– подготовка описания выдающихся памятников культуры XIII–XVII веков (в том числе связанных со своим регионом), характеристика их художественных достоинств, исторического значения и др.
Ход работы
Задание № 1. Прочитайте текст и заполните таблицу:
Дата: 2019-12-10, просмотров: 442.