Сферы культурной жизни | Новые элементы в русской культуре 17 века |
Образование | |
Церковь | |
Научные знания | |
Литература | |
Архитектура | |
Живопись | |
Быт (досуг, мода, образование, отношение к иностранцам) |
Культура России Х VII в.
Почти весь ХVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.
Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед pycскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную, по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному; образу мыслей.
Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла Немецкая слобода - целый уголок западноевропейского быта. Появившиеся новая мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецкого, польского языков.
По царскому почину возникли в Москве «комедийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью московской молодежи из иноземцев. Пастор стал, затем обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «крепостные актеры» - дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер.
Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего ХVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.
Расцвет русской общественной мысли первой четверти ХVII в. связан с появлением ряда повествований о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник » дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина.
Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей - «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».
В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества ХVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строительство.
Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традиционное храмовое искусство. В ХVII в. был построен величественный ростовский кремль.
Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачивала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний.
Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсуны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображением человеческого лица. Используя традиционные иконографические приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изображенных ликов.
Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Были открыты первые светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 770.