В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых начали разводить 8–7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.
Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей.
Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке здесь образовались первые крупные государства. Благодаря использованию лошадей зарождались и укреплялись связи между народами, что способствовало их взаимному развитию. Не случайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, в Америке и Австралии).
Задание № 4. Запишите и сравните характеристики присваивающего и производящего хозяйство.
Критерии сравнения | Присваивающее хозяйство | Производящее хозяйство |
Хронологические рамки | ||
Виды деятельности | ||
Влияние на окружающую среду |
Задание № 5. Дайте развернутый ответ.
Согласны ли вы с утверждением, что неолитическая революция стала следствием экологического кризиса, который поставил первобытных людей перед угрозой голодной смерти? Вспомните, с каким глобальным природным явлением был связан этот кризис.
Задание № 6. Ответьте на вопрос: в чем суть глубочайшего переворота, который радикально изменил образ жизни первобытных людей?
ТЕМА 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Практическое занятие № 2
ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО МИРА — ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ И АНТИЧНОЙ
Цель: формирование понимания истории 1) как процесса эволюции общества и цивилизации, 2) как науки.
Виды деятельности:
– локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени и исторической карте;
– рассуждение о том, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах;
– характеристика экономической жизни и социального строя древневосточных обществ.
Ход работы
Задание № 1. Прочитайте текст о Египте и ответьте на вопросы.
1. Какая природная особенность, закрепленная египтянами в названии своей страны, способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?
2.Почему первые древнейшие цивилизации ученые называют «речными»?
Древний Египет
Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» — так греки называли знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означало «черная земля».
Культура страны претерпела существенные изменения. Период истории, с начала основания цивилизации в 3000 г. до н.э. до завоевания римлянами в 31 г. до н.э., составил почти три тысячи лет.
Египет расположен в долине Нила на северо-востоке Африки. Цивилизация зародилась в Верхнем Египте, на территории городов Абидос и Хираконполис. Затем власть фараонов распространилась на севере в городе Мемфис и Средиземноморье.
К 3000 г. до н.э. объединенное царство Египта занимало всю долину Нила к северу от первого порога Нила на юге – катаракта, рядом с современным Суданом.
К 1250 г. до н.э. Древний Египет занял земли на севере рядом с Ассирийским царством и на востоке до Красного моря, на юге – по течению Нила к Нубии, на западе – до Ливийской пустыни
Жизнь населения Египта была сосредоточена вокруг реки Нил и плодородных земель вдоль ее берегов. Крестьяне в долине Нил разработали методы орошения, позволяющие контролировать приток воды во время сезонных разливов и орошения в засушливое время года.
Земли долины были настолько богаты урожаем, что образовывались излишки сельскохозяйственных культур. На вырученные от их продажи средства возводились невероятные архитектурные проекты, как пирамиды Гизы и храмы Луксора. Элита богатела, развивалась внешняя торговля и дипломатия. За ведение захватнических войн предлагалась богатая награда.
Главными достижениями цивилизации стали:
· изобретение иероглифов;
· создание системы управления;
· возникновение науки математики;
· освоение промышленности;
· изобретение ирригационных технологий и эффективных методов ведения сельского хозяйства;
· организация судебной системы.
Задание № 2. Прочитайте текст о Месопотамии и ответьте на вопросы.
1. Перечислите достижения Месопотамской цивилизации?
2. Что из изобретений Месопотамской цивилизации мы используем по сей день?
Культура Месопотамии.
Месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, "от варварства к цивилизации" означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.
С рождением цивилизации возникает "теоретическая" текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учёт, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление "гражданских" отношений в обществе создают условия для категориального мышления и понятийной логики.
Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.
Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т. п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.
Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения - "литературные" обработки эпических поэм, сказок, собрания пословиц, так и авторские, представляющие письменную традицию. Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский "Эпос о Гильгамеше", в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько более поздних аккадских версий эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался заслуженной славой и в древности; известны его переводы на хурритский и хеттский языки, упоминание о Гильгамеше есть и у Элиана
Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика и астрономия. По сей день мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счётом шумеров, деля круг на 360 градусов, час - на 60 минут, а каждую из них - на 60 секунд. Особенно значительны были достижения вавилонской математической астрономии.
Самый творческий период вавилонской математической астрономии приходится на V в. до н. э. В это время существовали знаменитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Большую роль в передаче грекам вавилонских астрономических знаний играла школа, основанная вавилонским учёным Беросом на острове Кос около 270 г. до н. э. таким образом, греки имели прямой доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не уступал уровню Европы эпохи раннего Возрождения.
Задание № 3 . Восстановите недостающие звенья логической цепочки, иллюстрирующей последовательность возникновения государства.
Возникновение земледелия и скотоводства — _______________ — появление излишков продуктов — ___________________________ — появление городов — организация ирригационного земледелия привела к созданию аппарата управления — _______________ — возникновение ранних государств.
Слова для справок: появление законов, появление системы налогообложения, освоение металлов, возникновение частной собственности, выделение знати, появление военных.
Задание № 4. Заполните сравнительную таблицу.
Критерии сравнения | Древняя Индия | Древняя Греция |
Занятия населения | ||
Религия | ||
Социальный строй | ||
Форма государственного устройства | ||
Культура |
Практическое занятие № 3
Дата: 2019-12-10, просмотров: 770.