Модуль | Форма контроля | Зачетный минимум | Зачетный максимум |
I | Зачет (тест + коллоквиум) | 30 | 45 |
II | Контрольная работа (тест + задачи) | 32 | 50 |
Итого зачет по Модулю I и II | 62 | 95 | |
III | Зачет (письменная контрольная работа с расчетами) | 60 | 80 |
IV | Зачет (тест, задачи, устный ответ) | 30 | 45 |
V | Зачет по результатам решения ситуационной задачи сквозного типа с презентацией | 20 | 30 |
VI | Зачет (тест, устный ответ) | 20 | 30 |
Реферат | Защита реферата (на студенческой конференции, семинаре, научном кружке) | 15 | 20 |
Экзамен | Итоговая оценка по курсу |
Итоговая оценка по курсу: определяется на основе суммирования баллов, полученных по 5 Модулям, реферату и самостоятельной работе при условии, что по каждому направлению работы студент набрал количество баллов не менее зачетного минимума. Балльная оценка оформляется в рейтинговой ведомости.
Шкала баллов для определения итоговых оценок:
207 - 250 баллов - «удовлетворительно».
251 - 290 баллов - «хорошо».
291 - 320 баллов - «отлично».
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАЧЕТНЫХ ТЕСТОВ
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЗАЧЕТНОГО ТЕСТА ПО МОДУЛЮ I
ТЕСТ
1. Какова экономическая цель общества, если оно стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от использования ограниченных производственных ресурсов?
а) достижение полной занятости;
б) поддержание экономического роста;
в) экономическая безопасность;
г) экономическая эффективность.
2. Позитивная функция экономической теории заключается в изучении:
а) что есть;
б) что должно быть;
в) положительных тенденций в экономическом развитии;
г) оценочных суждений.
3. Экономическая модель является:
а) идеальным типом экономики или политики;
б) инструментом для экономических прогнозов;
в) комплексом экономических принципов;
г) объяснением, как функционирует экономика
д) все ответы не верны.
4. Какое из приведенных ниже положений не имеет отношения к определению предмета общей экономической теории?
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) редкость блага.
Вопросы коллоквиума на тему:
"Эволюция денег и денежных систем"
1. Концепции происхождения денег.
2. Развитие форм стоимости и появление денег по К.Марксу.
3. Сущность и функции денег в трактовках различных экономических школ.
4. Эволюция форм денег: товаро-деньги, металлические, бумажные, кредитные, электронные.
5. Развитие форм денег в истории российского государства.
6. Роль золота в денежном обращении. Золотой стандарт и его разновидности.
7. Типы денежного обращения.
8. Основные элементы национальных денежных систем.
9. Денежная система РФ. Динамика объемов золотовалютных резервов России в ХХ1 веке.
10. Денежные реформы: сущность и виды. История российских денежных реформ.
11. Конвертируемость, обратимость, ликвидность денег.
12. Законы денежного обращения. Количество денег, необходимых для обращения.
13. Агрегаты денежной массы.
примерный вариант зачетного теста по II Модулю
Тест
1. При наличии множества недостатков у рыночного механизма есть одно неоспоримое преимущество:
а) в предоставлении личной свободы всем рыночным субъектам;
б) в эффективном распределении контрактов;
в) в уравнительном распределении доходов;
г) в стабильном развитии экономики.
2. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:
а) действует вне системы специализации производства;
б) предлагает достаточный объем товара, чтобы влиять на цены;
в) пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений;
г) сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.
3. Капитал совершает полный оборот, когда имеет место возмещение стоимости:
а) основного капитала;
б) переменного капитала;
в) оборотного капитала;
г) авансированного капитала.
4. Высшим органом управления АО является:
а) совет директоров;
б) общее собрание акционеров;
в) собрание уполномоченных;
г) президент.
Задача 1.
Авансирован капитал: на производственные здания, сооружения и оборудование - 20 млн. руб., на закупку сырья, материалов и топлива - 4 млн. руб., на наем рабочей силы - 1 млн. руб. Время полного оборота основного капитала - 10 лет. Рабочая сила покупается два раза в месяц, а сырье, материалы и топливо - один раз в два месяца.
Определите сумму авансированного капитала и издержки производства. Чем отличаются издержки производства от стоимости авансированного капитала?
Рассчитайте число оборотов авансированного капитала за один год. Какое влияние оказывает ускорение оборота капитала на его авансированную величину при неизменном объеме производства?
примерный вариант зачетного теста по III Модулю
Задача 1.
Фирма выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на данный товар Р = 144 -3Q, а функция средних издержек АС = 25/ Q + Q. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальной?
Задача 2.
Количество выпущенной предприятием продукции составило 5 тыс. шт. при цене реализации 100 руб. за шт. Общие издержки производства равны 150 тыс. руб. Рассчитайте норму прибыли и ту часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты налога государству при ставке налога 35%.
Задача 3.
Доход предприятия от реализации продукции, работ, услуг составил за год 100 млн рублей. Доход от внереализационных операций - 150 млн рублей за год. Затраты предприятия по реализационным и внереализационным операциям составили 90 млн рублей, в том числе на оплату труда - 50 млн рублей.
Необходимо рассчитать:
1) валовой доход,
2) облагаемую прибыль,
3) налог на прибыль (из расчета 35%),
4) чистую прибыль,
5) взносы в бюджет из фонда оплаты труда (из расчета 39%).
Задача 4.
Показатели работы фирмы TR=500 000, VC=300 000, FC=100 000. Зависимость между объемом выручки и переменными издержками носят линейный характер. Определить, каким был бы убыток, если бы выручка составила 200 000.
Задача 5.
Монополия максимизирует выручку при целевой прибыли не ниже 1500 млн. руб. Известны функция спроса P = 304-2Q и функция затрат TC = 500+4Q+8Q2.
Определить оптимальный выпуск и цену? Каким был бы оптимальный выпуск и цена, если бы монополия преследовала цель максимизации прибыли?
Задача 6.
С трех равных по площади, но различных по плодородию земельных участков собрали урожай картофеля: с 1-го участка – 11, со 2-го – 10, а с 3-го – 8 тонн. При цене картофеля 12 руб. за кг, затраты в расчете на 1 кг составили: на 1-м участке – 5, на 2-м – 7, на 3-м – 9 руб. С каких участков будет получена дифференциальная рента и в каком размере?
Задача 7.
Определить величину земельной ренты арендатора, если на вложенный капитал в 1,0 млн долл. он получил 20% прибыли, а прибавочная стоимость, созданная наемными рабочими, составила 300 тыс. долл.
примерный вариант зачетного теста по Iv Модулю
1. Предположим, что в текущем году располагаемый доход населения страны увеличился с 800 до 900 ден.ед. При этом потребительские расходы населения возросли с 750 до 840 ден.ед. В этом случае можно утверждать, что:
- предельная склонность к потреблению будет равна:
а) 0,9;
б) 0,933;
в) 0,938;
г) 0,95.
- предельная склонность к сбережениям достигает значения:
а) 0,05;
б) 0,062;
в) 0,067;
г) 0,1.
2. При постоянном уровне цен совокупный спрос в национальной экономике характеризуется функцией: Yd = С + I. Функция инвестиций имеет вид I = 100 – 50r. Потребительские расходы домохозяйств описываются зависимостью C = 100 + 0,7Y. Реальная процентная ставка (r) равна 10%.
В этом случае:
- объем инвестиций достигнет величины:
а) 500 ед.;
б) 9950 ед.;
в) 9995 ед.;
г) 10 000 ед.;
- равновесный объем национального дохода будет равен:
а) 1000 ед.;
б) 2000 ед.;
в) 3300 ед.;
г) 3650 ед.
3. Экономический рост измеряется как:
а) увеличение реального объема национального производства за определенный временной период;
б) увеличение реального объема производства на душу населения за определенный период времени;
в) верны а) и б);
г) все ответы неверны.
4. Какое из указанных соотношений внутренних частных инвестиций может свидетельствовать о наличии экономического роста?
а) валовые инвестиции меньше чистых инвестиций;
б) валовые инвестиции больше чистых инвестиций;
в) валовые инвестиции равны чистым инвестициям;
г) все ответы неверны.
5. В условиях экономического роста чистые инвестиции могут быть величиной:
а) отрицательной;
б) положительной;
в) равной нулю;
г) неизменной.
6. В условиях экономического роста уровень безработицы:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) не изменяется;
г) все ответы неверны.
Задача 1.
Допустим, что ожидаемый чистый доход от покупки станка, стоимость которого равна 10 000 руб., составит 3000 руб. в первом году и 2000 руб. во втором году его использования. После этого станок может быть продан за 7000 руб. Выгодно ли предпринимателю покупать данный станок, если реальная ставка процента 10% в год.
Задача 2.
Определить равновесный объем национального производства при условии, что функция потребления задана уравнением: С = 10 + 0,25 у;
уровень государственных расходов составляет: G = 65;
функция инвестиций описывается уравнением: I = 2 + 0,2 у,
а чистый экспорт: Xn = 0.
Задача 3.
Располагаемый доход равнее 5 ед., а не текущее потребление в этом случае приходится 4 ед. При доходе в 8 ед. величина потребления составляет 6 ед. Рассчитайте величину предельной склонности к потреблению и предельную склонность к сбережению для данного случая.
Задача 4.
Ниже приведены условные данные о динамике безработицы и индексах цен.
Годы | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год |
Норма безработицы (%) | 7,0 | 6,0 | 5,0 | 4,0 | 3,0 |
Индекс цен | 1,10 | 1,15 | 1,20 | 1,40 | 1,5 |
Начертите график, характеризующий кривую Филлипса.
Задача 5.
На рынке труда спрос на труд описывается уравнением: D = 100 – 2W, а предложение труда описывается уравнением: S = 40 + 4W, где W – дневная ставка заработной платы в долларах. Определить:
1) какая ставка заработной платы установится на этом рынке, и какое количество работников будет нанято на работу;
2) если государство устанавливает минимальную ставку заработной платы на уровне 15 долл. в день, каковы будут последствия такой политики в качественном и в количественном выражении?
Представьте графическое решение данной задачи.
Задача 6.
Население страны составляет 100 млн. человек. Численность занятых – приблизительно 50% от всего населения. В качестве безработных зарегистрировано 8% от занятых. Численность нетрудоспособных и обучающихся с отрывом от производства – 36 млн. человек. Численность неработающих и не желающих по каким-либо причинам работать составила 4 млн. человек. Определить уровень безработицы в стране по методике Международной организации труда (МОТ)
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЗАЧЕТНОГО ТЕСТА ПО V МОДУЛЮ
1. Субъектом денежно-кредитной политики является:
а) Президент страны; в) Министерство финансов;
б) Правительство; г) Центральный банк страны.
2. Инструментами денежно-кредитной политики является:
а) налоги;
б) кредиты;
в) нормы обязательных резервов;
г) государственные социальные трансферты.
3. Денежно-кредитная политика в период экономического бума должна быть:
а) политикой «дешевых денег»; в) стимулирующей;
б) политикой «дорогих денег»; г) нет правильного ответа.
4. Масса денег в обращении должна соответствовать:
а) золотовалютным резервам страны;
б) стоимости имущества граждан страны;
в) номинальной стоимости товарооборота на национальном рынке;
г) реальной стоимости валового национального продукта.
5. Финансово-бюджетную политику государства проводят:
а) коммерческие банки;
б) Центральный банк;
в) Министерство финансов;
г) нет правильного ответа.
6. Какова реальная стоимость десятирублевой банкноты?
а) это стоимость бумаги, на которой она отпечатана;
б) это стоимость золота, которое обеспечивает банкноту;
в) это стоимость труда, затраченного на ее печатание;
г) это стоимость товаров и услуг, которое можно получить в обмен на эту банкноту.
7. Что случится, если М увеличится с 800 млрд руб. до 950 млрд руб., в то время как скорость оборота денег и реальный объем национального производства не изменятся:
а) цены возрастут;
б) цены упадут;
в) стоимость денег увеличится;
г) P, V, Q не изменятся.
8. Реальная стоимость денег важна для определения:
а) стоимости жизни;
б) реальных доходов населения;
в) верны ответы «а» и «б»;
г) скорости оборота денег.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА)
Основными формами обучения по дисциплине ОЭТ являются:
I. Лекции.
II. Семинарские занятия.
III. Подготовка и выступление с докладом на семинаре, студенческой конференции.
IV. Написание и защита рефератов.
Формы контроля:
- проверочная работа,
- контрольная работа,
- зачет по модулю (в устной или письменной форме),
- зачет,
- экзамен.
Обучение предполагает:
1. Каждый студент обучается под руководством преподавателя. Эта работа включает: лекции, семинарские занятия, консультации преподавателя по подготовке доклада и написанию реферата, консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно, и консультацию преподавателя перед экзаменом.
2. Самостоятельная работа студента предполагает подготовку к семинарским занятиям, разработку докладов и выступление с ними, написание и защиту рефератов, подготовку к сдаче модулей, зачета и экзамена. Работать следует постоянно, в среднем - не менее одного-двух часов в день.
Порядок обучения
1. Посещение лекций. Лекции – это устное изложение лектором учебного материала. На них вы получаете основной объем информации по каждой конкретной теме. На лекциях преподаватели знакомят вас с основными научными направлениями и ведущими представителями теоретических школ, учат анализировать экономические процессы, ставят проблемные вопросы, решить которые вам следует к предстоящему семинарскому занятию. Следовательно, для качественной подготовки к семинарам одного посещения лекций недостаточно. Это же относится и к аттестации (зачету и экзамену).
2. Семинарские занятия. Семинарское занятие является крайне важной составляющей учебного процесса. Оно позволяет хорошо разобраться в пройденном материале, закрепить и нарастить приобретенные знания. Это - единственная форма работы, при которой вы не только изучаете предмет и демонстрируете свои знания, но и имеете возможность проявить себя в рамках живого общения: высказывать свое мнение, дискутировать с сокурсниками и преподавателем, отстаивать свои взгляды, задавать вопросы и отвечать на них и многое др.
Для того, чтобы семинар прошел успешно, требуется тщательная подготовка. Для этого студенту необходимо, во-первых, присутствовать на всех лекциях, во-вторых, готовиться самостоятельно. Если какие-то материалы вызывают вопросы, целесообразно их записать и на семинарском занятии задать преподавателю. Преподаватель ответит на эти вопросы сам или предложит обсудить их в группе.
3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение литературы по курсу ЭТ (основной и дополнительной), систематизацию прочитанного материала, подготовку сообщений, написание доклада или реферата.
3.1. Работа с основной учебной литературой. К каждой теме преподаватель рекомендует список учебников с указанием глав и параграфов, соответствующих данной теме, которые следует изучить. Обязательными для изучения курса являются:
А) Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.
Б) Попов А. И. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 554 с.
В) Практикум по экономической теории: логические схемы и тесты / Под ред. А.И. Добрынина, Л.А. Белоусовой, Л.А. Миэринь. изд. 2, дополненное и перераб. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 241 с.
Г) Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
Кроме этих, лектором будут предложены для изучения различных тем и другие учебники, учебные пособия.
3.2. Работа с дополнительной учебной и научной литературой[1]. В Планах семинарских занятий дается список дополнительной литературы по каждой теме. В этих источниках информация по теме представлена более подробно. Как правило, там же содержится материал по дискуссионным проблемам. Следует обратить внимание на тот факт, что на одинаковые вопросы в разных книгах и статьях могут даваться различные ответы. Это не ошибки авторов. Дело в том, что представители различных школ чаще всего излагают собственную позицию по тому или иному вопросу в зависимости от поставленной ими задачи. Позиции авторов нередко существенно отличаются друг от друга, что и характеризует эволюцию научных знаний.
Изучение литературы необходимо для отличного ответа на семинаре, для написания доклада, реферата и для подготовки к текущей аттестации по модулям.
Кроме того, желательно вести поиск литературы самостоятельно, не ограничиваясь списком, предлагаемым в плане семинарского занятия. При этом нужно проконсультироваться с преподавателем и убедиться, что выбранный вами источник поможет самостоятельно изучить проблему.
4. Выполнение письменной домашней работы. По определенным темам предполагается выполнение письменной работы. Обычно она выполняется в отдельной тетради (тетрадь для семинарских занятий). Выполнение домашней работы рекомендуется начинать после того, как будет прослушана лекция и изучена рекомендованная литература. С темой/темами и порядком написания работы преподаватель, как правило, знакомит вас в конце лекции или на предшествующем семинарском занятии.
5. Написание реферата. Реферат разрабатывается для того, чтобы: научиться осуществлять поиск литературы и работать с ней, кратко излагать содержание прочитанного материала, выделяя в нем главное, наиболее интересное; критически анализировать изучаемую литературу, формируя при этом собственное мнение, связывать теорию с практикой.
Алгоритм подготовки рефератов, доклада подробно описан в Методических рекомендациях по изучению курса ЭТ (Харламов А.В. Методические рекомендации по изучению курса ЭТ для студентов первого курса. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003).
6. Подготовка к докладу. Доклад готовится по определенной теме, под руководством преподавателя, с использованием дополнительной научной литературы. Доклады заслушиваются на семинарских занятиях, на студенческом научном кружке. Лучшие доклады по рекомендации преподавателя могут быть представлены на ежегодной (апрельской) студенческой конференции.
7. Проверка знаний студента.
7.1. Модульная система. В настоящее время в нашем Университете используется проверка знаний по модульной системе. Для нее характерна, так называемая, «накопительная система». Она состоит в том, что каждый ответ и любая проделанная вами работа (в том числе - ответ на семинаре, домашняя работа, написание контрольной работы, написание реферата, выступление с докладом и т.д.) оценивается преподавателем в баллах. К концу семестра баллы суммируются. В зависимости от их общего количества вы можете рассчитывать на ту или иную оценку. Это система предполагает также, что в течение года будут проведены 5 зачетных работ по модульной системе обучения: две – в первом семестре - три - во втором, которые также оцениваются в баллах.
7.2. Подготовкак написанию контрольной работы, к сдаче модуля, зачета, экзамена.
Для подготовки необходимо повторить все темы, вынесенные на контроль. Желательно провести самостоятельную оценку своих знаний. Осуществить ее можно, отвечая на вопросы и тесты, представленные в следующей литературе:
а) Практикум по экономической теории: логические схемы и тесты / Под ред. А.И. Добрынина, Л.А. Белоусовой, Л.А. Миэринь. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 241 с.
б) Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
Для того чтобы успешно пройти контроль знаний, нужно знать:
- термины и понятия по всем пройденным темам;
- идеи (позиции) ученых-экономистов, которые рассматривали ту или иную проблему;
- вопросы, которые рассматривались в рамках тем, выносимых на контрольную работу, коллоквиума, зачета (или все вопросы, которые рассматривались в рамках курса ЭТ для сдачи экзамена).
Кроме того, желательно иметь собственное мнение по дискуссионным вопросам.
Проделанная работа поможет хорошо подготовиться к аттестации и получить высокий балл оценки своих знаний на итоговом экзамене.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дата: 2019-12-10, просмотров: 265.