МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
ПРИ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
2009
Рекомендовано научно-методическим советом университета
Методические указания по изучению курса «Экономическая теория» при модульной системе обучения. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
Ответственные редакторы: д-р экон. наук, проф. Л.А. Белоусова, д-р экон. наук, проф. Л.А. Миэринь
Составители: д-р экон. наук, проф. Л.А. Белоусова, канд. экон. наук, доц. Т.С. Бородина, канд. экон. наук, доц. А.М. Варакса, канд. экон. наук, доц. В.Н. Виноградов, канд. экон. наук, доц. Е.Г. Колесник, д-р экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольский, д-р экон. наук, проф. Л.А. Миэринь, д-р экон. наук, проф. О.А. Молчанова, канд. экон. наук, доц. Т.П. Орлова, канд. экон. наук, доц. Л.Н. Погорельская, д-р экон. наук, проф. А.И. Попов, канд. экон. наук, доц. А.И. Салов, канд. экон. наук, доц. З.А. Сизенова, д-р экон. наук, проф. А.Л. Тарасевич, д-р экон. наук, проф. А.В. Харламов
Рецензент: профессор И.П. Павлова
ã Издательство СПбГУЭФ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи курса «Экономическая теория».....................................4
2. Календарно-тематический план, формы контроля и система
оценок при модульной системе обучения..............................................7
3. Примерные варианты зачетных тестов................................................12
4. Методические указания по подготовке к занятиям (самостоятельная работа студента).....................................................................................20
5. Планы семинарских занятий.................................................................24
6. Методические указания по написанию и оформлению
рефератов................................................................................................37
7. Темы рефератов......................................................................................47
Приложения.................................................................................................56
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНОК ПРИ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль | Форма контроля | Зачетный минимум | Зачетный максимум |
I | Зачет (тест + коллоквиум) | 30 | 45 |
II | Контрольная работа (тест + задачи) | 32 | 50 |
Итого зачет по Модулю I и II | 62 | 95 | |
III | Зачет (письменная контрольная работа с расчетами) | 60 | 80 |
IV | Зачет (тест, задачи, устный ответ) | 30 | 45 |
V | Зачет по результатам решения ситуационной задачи сквозного типа с презентацией | 20 | 30 |
VI | Зачет (тест, устный ответ) | 20 | 30 |
Реферат | Защита реферата (на студенческой конференции, семинаре, научном кружке) | 15 | 20 |
Экзамен | Итоговая оценка по курсу |
Итоговая оценка по курсу: определяется на основе суммирования баллов, полученных по 5 Модулям, реферату и самостоятельной работе при условии, что по каждому направлению работы студент набрал количество баллов не менее зачетного минимума. Балльная оценка оформляется в рейтинговой ведомости.
Шкала баллов для определения итоговых оценок:
207 - 250 баллов - «удовлетворительно».
251 - 290 баллов - «хорошо».
291 - 320 баллов - «отлично».
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАЧЕТНЫХ ТЕСТОВ
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЗАЧЕТНОГО ТЕСТА ПО МОДУЛЮ I
ТЕСТ
1. Какова экономическая цель общества, если оно стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от использования ограниченных производственных ресурсов?
а) достижение полной занятости;
б) поддержание экономического роста;
в) экономическая безопасность;
г) экономическая эффективность.
2. Позитивная функция экономической теории заключается в изучении:
а) что есть;
б) что должно быть;
в) положительных тенденций в экономическом развитии;
г) оценочных суждений.
3. Экономическая модель является:
а) идеальным типом экономики или политики;
б) инструментом для экономических прогнозов;
в) комплексом экономических принципов;
г) объяснением, как функционирует экономика
д) все ответы не верны.
4. Какое из приведенных ниже положений не имеет отношения к определению предмета общей экономической теории?
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) редкость блага.
Вопросы коллоквиума на тему:
"Эволюция денег и денежных систем"
1. Концепции происхождения денег.
2. Развитие форм стоимости и появление денег по К.Марксу.
3. Сущность и функции денег в трактовках различных экономических школ.
4. Эволюция форм денег: товаро-деньги, металлические, бумажные, кредитные, электронные.
5. Развитие форм денег в истории российского государства.
6. Роль золота в денежном обращении. Золотой стандарт и его разновидности.
7. Типы денежного обращения.
8. Основные элементы национальных денежных систем.
9. Денежная система РФ. Динамика объемов золотовалютных резервов России в ХХ1 веке.
10. Денежные реформы: сущность и виды. История российских денежных реформ.
11. Конвертируемость, обратимость, ликвидность денег.
12. Законы денежного обращения. Количество денег, необходимых для обращения.
13. Агрегаты денежной массы.
примерный вариант зачетного теста по II Модулю
Тест
1. При наличии множества недостатков у рыночного механизма есть одно неоспоримое преимущество:
а) в предоставлении личной свободы всем рыночным субъектам;
б) в эффективном распределении контрактов;
в) в уравнительном распределении доходов;
г) в стабильном развитии экономики.
2. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:
а) действует вне системы специализации производства;
б) предлагает достаточный объем товара, чтобы влиять на цены;
в) пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений;
г) сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.
3. Капитал совершает полный оборот, когда имеет место возмещение стоимости:
а) основного капитала;
б) переменного капитала;
в) оборотного капитала;
г) авансированного капитала.
4. Высшим органом управления АО является:
а) совет директоров;
б) общее собрание акционеров;
в) собрание уполномоченных;
г) президент.
Задача 1.
Авансирован капитал: на производственные здания, сооружения и оборудование - 20 млн. руб., на закупку сырья, материалов и топлива - 4 млн. руб., на наем рабочей силы - 1 млн. руб. Время полного оборота основного капитала - 10 лет. Рабочая сила покупается два раза в месяц, а сырье, материалы и топливо - один раз в два месяца.
Определите сумму авансированного капитала и издержки производства. Чем отличаются издержки производства от стоимости авансированного капитала?
Рассчитайте число оборотов авансированного капитала за один год. Какое влияние оказывает ускорение оборота капитала на его авансированную величину при неизменном объеме производства?
примерный вариант зачетного теста по III Модулю
Задача 1.
Фирма выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на данный товар Р = 144 -3Q, а функция средних издержек АС = 25/ Q + Q. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальной?
Задача 2.
Количество выпущенной предприятием продукции составило 5 тыс. шт. при цене реализации 100 руб. за шт. Общие издержки производства равны 150 тыс. руб. Рассчитайте норму прибыли и ту часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты налога государству при ставке налога 35%.
Задача 3.
Доход предприятия от реализации продукции, работ, услуг составил за год 100 млн рублей. Доход от внереализационных операций - 150 млн рублей за год. Затраты предприятия по реализационным и внереализационным операциям составили 90 млн рублей, в том числе на оплату труда - 50 млн рублей.
Необходимо рассчитать:
1) валовой доход,
2) облагаемую прибыль,
3) налог на прибыль (из расчета 35%),
4) чистую прибыль,
5) взносы в бюджет из фонда оплаты труда (из расчета 39%).
Задача 4.
Показатели работы фирмы TR=500 000, VC=300 000, FC=100 000. Зависимость между объемом выручки и переменными издержками носят линейный характер. Определить, каким был бы убыток, если бы выручка составила 200 000.
Задача 5.
Монополия максимизирует выручку при целевой прибыли не ниже 1500 млн. руб. Известны функция спроса P = 304-2Q и функция затрат TC = 500+4Q+8Q2.
Определить оптимальный выпуск и цену? Каким был бы оптимальный выпуск и цена, если бы монополия преследовала цель максимизации прибыли?
Задача 6.
С трех равных по площади, но различных по плодородию земельных участков собрали урожай картофеля: с 1-го участка – 11, со 2-го – 10, а с 3-го – 8 тонн. При цене картофеля 12 руб. за кг, затраты в расчете на 1 кг составили: на 1-м участке – 5, на 2-м – 7, на 3-м – 9 руб. С каких участков будет получена дифференциальная рента и в каком размере?
Задача 7.
Определить величину земельной ренты арендатора, если на вложенный капитал в 1,0 млн долл. он получил 20% прибыли, а прибавочная стоимость, созданная наемными рабочими, составила 300 тыс. долл.
примерный вариант зачетного теста по Iv Модулю
1. Предположим, что в текущем году располагаемый доход населения страны увеличился с 800 до 900 ден.ед. При этом потребительские расходы населения возросли с 750 до 840 ден.ед. В этом случае можно утверждать, что:
- предельная склонность к потреблению будет равна:
а) 0,9;
б) 0,933;
в) 0,938;
г) 0,95.
- предельная склонность к сбережениям достигает значения:
а) 0,05;
б) 0,062;
в) 0,067;
г) 0,1.
2. При постоянном уровне цен совокупный спрос в национальной экономике характеризуется функцией: Yd = С + I. Функция инвестиций имеет вид I = 100 – 50r. Потребительские расходы домохозяйств описываются зависимостью C = 100 + 0,7Y. Реальная процентная ставка (r) равна 10%.
В этом случае:
- объем инвестиций достигнет величины:
а) 500 ед.;
б) 9950 ед.;
в) 9995 ед.;
г) 10 000 ед.;
- равновесный объем национального дохода будет равен:
а) 1000 ед.;
б) 2000 ед.;
в) 3300 ед.;
г) 3650 ед.
3. Экономический рост измеряется как:
а) увеличение реального объема национального производства за определенный временной период;
б) увеличение реального объема производства на душу населения за определенный период времени;
в) верны а) и б);
г) все ответы неверны.
4. Какое из указанных соотношений внутренних частных инвестиций может свидетельствовать о наличии экономического роста?
а) валовые инвестиции меньше чистых инвестиций;
б) валовые инвестиции больше чистых инвестиций;
в) валовые инвестиции равны чистым инвестициям;
г) все ответы неверны.
5. В условиях экономического роста чистые инвестиции могут быть величиной:
а) отрицательной;
б) положительной;
в) равной нулю;
г) неизменной.
6. В условиях экономического роста уровень безработицы:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) не изменяется;
г) все ответы неверны.
Задача 1.
Допустим, что ожидаемый чистый доход от покупки станка, стоимость которого равна 10 000 руб., составит 3000 руб. в первом году и 2000 руб. во втором году его использования. После этого станок может быть продан за 7000 руб. Выгодно ли предпринимателю покупать данный станок, если реальная ставка процента 10% в год.
Задача 2.
Определить равновесный объем национального производства при условии, что функция потребления задана уравнением: С = 10 + 0,25 у;
уровень государственных расходов составляет: G = 65;
функция инвестиций описывается уравнением: I = 2 + 0,2 у,
а чистый экспорт: Xn = 0.
Задача 3.
Располагаемый доход равнее 5 ед., а не текущее потребление в этом случае приходится 4 ед. При доходе в 8 ед. величина потребления составляет 6 ед. Рассчитайте величину предельной склонности к потреблению и предельную склонность к сбережению для данного случая.
Задача 4.
Ниже приведены условные данные о динамике безработицы и индексах цен.
Годы | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год |
Норма безработицы (%) | 7,0 | 6,0 | 5,0 | 4,0 | 3,0 |
Индекс цен | 1,10 | 1,15 | 1,20 | 1,40 | 1,5 |
Начертите график, характеризующий кривую Филлипса.
Задача 5.
На рынке труда спрос на труд описывается уравнением: D = 100 – 2W, а предложение труда описывается уравнением: S = 40 + 4W, где W – дневная ставка заработной платы в долларах. Определить:
1) какая ставка заработной платы установится на этом рынке, и какое количество работников будет нанято на работу;
2) если государство устанавливает минимальную ставку заработной платы на уровне 15 долл. в день, каковы будут последствия такой политики в качественном и в количественном выражении?
Представьте графическое решение данной задачи.
Задача 6.
Население страны составляет 100 млн. человек. Численность занятых – приблизительно 50% от всего населения. В качестве безработных зарегистрировано 8% от занятых. Численность нетрудоспособных и обучающихся с отрывом от производства – 36 млн. человек. Численность неработающих и не желающих по каким-либо причинам работать составила 4 млн. человек. Определить уровень безработицы в стране по методике Международной организации труда (МОТ)
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЗАЧЕТНОГО ТЕСТА ПО V МОДУЛЮ
1. Субъектом денежно-кредитной политики является:
а) Президент страны; в) Министерство финансов;
б) Правительство; г) Центральный банк страны.
2. Инструментами денежно-кредитной политики является:
а) налоги;
б) кредиты;
в) нормы обязательных резервов;
г) государственные социальные трансферты.
3. Денежно-кредитная политика в период экономического бума должна быть:
а) политикой «дешевых денег»; в) стимулирующей;
б) политикой «дорогих денег»; г) нет правильного ответа.
4. Масса денег в обращении должна соответствовать:
а) золотовалютным резервам страны;
б) стоимости имущества граждан страны;
в) номинальной стоимости товарооборота на национальном рынке;
г) реальной стоимости валового национального продукта.
5. Финансово-бюджетную политику государства проводят:
а) коммерческие банки;
б) Центральный банк;
в) Министерство финансов;
г) нет правильного ответа.
6. Какова реальная стоимость десятирублевой банкноты?
а) это стоимость бумаги, на которой она отпечатана;
б) это стоимость золота, которое обеспечивает банкноту;
в) это стоимость труда, затраченного на ее печатание;
г) это стоимость товаров и услуг, которое можно получить в обмен на эту банкноту.
7. Что случится, если М увеличится с 800 млрд руб. до 950 млрд руб., в то время как скорость оборота денег и реальный объем национального производства не изменятся:
а) цены возрастут;
б) цены упадут;
в) стоимость денег увеличится;
г) P, V, Q не изменятся.
8. Реальная стоимость денег важна для определения:
а) стоимости жизни;
б) реальных доходов населения;
в) верны ответы «а» и «б»;
г) скорости оборота денег.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА)
Основными формами обучения по дисциплине ОЭТ являются:
I. Лекции.
II. Семинарские занятия.
III. Подготовка и выступление с докладом на семинаре, студенческой конференции.
IV. Написание и защита рефератов.
Формы контроля:
- проверочная работа,
- контрольная работа,
- зачет по модулю (в устной или письменной форме),
- зачет,
- экзамен.
Обучение предполагает:
1. Каждый студент обучается под руководством преподавателя. Эта работа включает: лекции, семинарские занятия, консультации преподавателя по подготовке доклада и написанию реферата, консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно, и консультацию преподавателя перед экзаменом.
2. Самостоятельная работа студента предполагает подготовку к семинарским занятиям, разработку докладов и выступление с ними, написание и защиту рефератов, подготовку к сдаче модулей, зачета и экзамена. Работать следует постоянно, в среднем - не менее одного-двух часов в день.
Порядок обучения
1. Посещение лекций. Лекции – это устное изложение лектором учебного материала. На них вы получаете основной объем информации по каждой конкретной теме. На лекциях преподаватели знакомят вас с основными научными направлениями и ведущими представителями теоретических школ, учат анализировать экономические процессы, ставят проблемные вопросы, решить которые вам следует к предстоящему семинарскому занятию. Следовательно, для качественной подготовки к семинарам одного посещения лекций недостаточно. Это же относится и к аттестации (зачету и экзамену).
2. Семинарские занятия. Семинарское занятие является крайне важной составляющей учебного процесса. Оно позволяет хорошо разобраться в пройденном материале, закрепить и нарастить приобретенные знания. Это - единственная форма работы, при которой вы не только изучаете предмет и демонстрируете свои знания, но и имеете возможность проявить себя в рамках живого общения: высказывать свое мнение, дискутировать с сокурсниками и преподавателем, отстаивать свои взгляды, задавать вопросы и отвечать на них и многое др.
Для того, чтобы семинар прошел успешно, требуется тщательная подготовка. Для этого студенту необходимо, во-первых, присутствовать на всех лекциях, во-вторых, готовиться самостоятельно. Если какие-то материалы вызывают вопросы, целесообразно их записать и на семинарском занятии задать преподавателю. Преподаватель ответит на эти вопросы сам или предложит обсудить их в группе.
3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение литературы по курсу ЭТ (основной и дополнительной), систематизацию прочитанного материала, подготовку сообщений, написание доклада или реферата.
3.1. Работа с основной учебной литературой. К каждой теме преподаватель рекомендует список учебников с указанием глав и параграфов, соответствующих данной теме, которые следует изучить. Обязательными для изучения курса являются:
А) Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.
Б) Попов А. И. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 554 с.
В) Практикум по экономической теории: логические схемы и тесты / Под ред. А.И. Добрынина, Л.А. Белоусовой, Л.А. Миэринь. изд. 2, дополненное и перераб. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 241 с.
Г) Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
Кроме этих, лектором будут предложены для изучения различных тем и другие учебники, учебные пособия.
3.2. Работа с дополнительной учебной и научной литературой[1]. В Планах семинарских занятий дается список дополнительной литературы по каждой теме. В этих источниках информация по теме представлена более подробно. Как правило, там же содержится материал по дискуссионным проблемам. Следует обратить внимание на тот факт, что на одинаковые вопросы в разных книгах и статьях могут даваться различные ответы. Это не ошибки авторов. Дело в том, что представители различных школ чаще всего излагают собственную позицию по тому или иному вопросу в зависимости от поставленной ими задачи. Позиции авторов нередко существенно отличаются друг от друга, что и характеризует эволюцию научных знаний.
Изучение литературы необходимо для отличного ответа на семинаре, для написания доклада, реферата и для подготовки к текущей аттестации по модулям.
Кроме того, желательно вести поиск литературы самостоятельно, не ограничиваясь списком, предлагаемым в плане семинарского занятия. При этом нужно проконсультироваться с преподавателем и убедиться, что выбранный вами источник поможет самостоятельно изучить проблему.
4. Выполнение письменной домашней работы. По определенным темам предполагается выполнение письменной работы. Обычно она выполняется в отдельной тетради (тетрадь для семинарских занятий). Выполнение домашней работы рекомендуется начинать после того, как будет прослушана лекция и изучена рекомендованная литература. С темой/темами и порядком написания работы преподаватель, как правило, знакомит вас в конце лекции или на предшествующем семинарском занятии.
5. Написание реферата. Реферат разрабатывается для того, чтобы: научиться осуществлять поиск литературы и работать с ней, кратко излагать содержание прочитанного материала, выделяя в нем главное, наиболее интересное; критически анализировать изучаемую литературу, формируя при этом собственное мнение, связывать теорию с практикой.
Алгоритм подготовки рефератов, доклада подробно описан в Методических рекомендациях по изучению курса ЭТ (Харламов А.В. Методические рекомендации по изучению курса ЭТ для студентов первого курса. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003).
6. Подготовка к докладу. Доклад готовится по определенной теме, под руководством преподавателя, с использованием дополнительной научной литературы. Доклады заслушиваются на семинарских занятиях, на студенческом научном кружке. Лучшие доклады по рекомендации преподавателя могут быть представлены на ежегодной (апрельской) студенческой конференции.
7. Проверка знаний студента.
7.1. Модульная система. В настоящее время в нашем Университете используется проверка знаний по модульной системе. Для нее характерна, так называемая, «накопительная система». Она состоит в том, что каждый ответ и любая проделанная вами работа (в том числе - ответ на семинаре, домашняя работа, написание контрольной работы, написание реферата, выступление с докладом и т.д.) оценивается преподавателем в баллах. К концу семестра баллы суммируются. В зависимости от их общего количества вы можете рассчитывать на ту или иную оценку. Это система предполагает также, что в течение года будут проведены 5 зачетных работ по модульной системе обучения: две – в первом семестре - три - во втором, которые также оцениваются в баллах.
7.2. Подготовкак написанию контрольной работы, к сдаче модуля, зачета, экзамена.
Для подготовки необходимо повторить все темы, вынесенные на контроль. Желательно провести самостоятельную оценку своих знаний. Осуществить ее можно, отвечая на вопросы и тесты, представленные в следующей литературе:
а) Практикум по экономической теории: логические схемы и тесты / Под ред. А.И. Добрынина, Л.А. Белоусовой, Л.А. Миэринь. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 241 с.
б) Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
Для того чтобы успешно пройти контроль знаний, нужно знать:
- термины и понятия по всем пройденным темам;
- идеи (позиции) ученых-экономистов, которые рассматривали ту или иную проблему;
- вопросы, которые рассматривались в рамках тем, выносимых на контрольную работу, коллоквиума, зачета (или все вопросы, которые рассматривались в рамках курса ЭТ для сдачи экзамена).
Кроме того, желательно иметь собственное мнение по дискуссионным вопросам.
Проделанная работа поможет хорошо подготовиться к аттестации и получить высокий балл оценки своих знаний на итоговом экзамене.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2. Исходные категории общественного производства.
Основные вопросы
1. Роль производства в общественном развитии. Экономические блага и их классификация. Кривая производственных возможностей.
2. Факторы производства: сущность, способы соединения и замещения. Производственная функция и ее разновидности.
3. Цели экономической деятельности и экономические формы результатов общественного производства. Понятие общего, среднего и предельного продукта.
4. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.
Дискуссионные вопросы
1. Ограниченность условий жизни человека и общества.
2. Время как экономический фактор.
3. Формирование информационного типа экономических возможностей и перспективы России.
4. Экологические ограничения технологического выбора.
5. Научно-технический и социальный прогресс общества.
6. Объем и структура производства и потребления в современной экономике: динамика и тенденции.
Экономики
Выбор темы
Тематика рефератов определяется кафедрой или выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем, ведущим семинарские занятия.
Порядок выполнения работ
Экономическую теорию студенты первого курса изучают два семестра. Над рефератом следует начать работать уже в первом семестре и к концу его выбрать тему, составить список литературы, предварительный план по теме и утвердить их у преподавателя, руководящего написанием реферата.
Студенты очных форм обучения представляют реферат на кафедру (лаборантам) во втором семестре, но не позже 1 апреля учебного года, где он регистрируется. После регистрации реферат передается преподавателю для проверки и допускается к защите или возвращается на доработку.
Повторным рецензированием занимается тот преподаватель, который рецензировал реферат в первый раз.
Подготовленный реферат студентами дневного и вечернего отделения, как правило, защищается на семинарском занятии.
Целесообразно тезисы выступления, обозначение разделов и подразделов реферата, сокращенное изложение основного материала (определение важнейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировка выводов) размножить и раздать студентам группы как материал для последующего обсуждения.
После обсуждения реферата в группе работа студента оценивается преподавателем и принимается решение о дальнейшей разработке этой темы автором для написания конкурсной работы.
Критерии оценки рефератов и минимальная сумма баллов по каждому критерию представлены в таблице.
Оформление работы
На каждый цитируемый или упоминаемый в работе источник делается сноска, которой присваивается номер. Допускается построчная или сквозная нумерация сносок. Если приводится дословное цитирование, то в сноске указывается источник.
Каждая приводимая цифра в реферате должна иметь свой «адрес» - указание источника. В противном случае она считается недостоверной.
Оформление таблиц
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами. Нумерация может быть двух видов: 1) сквозная (таблицы нумеруются по порядку с первого раздела до последнего); 2) нумерация таблицы в пределах главы. В последнем случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку.
Каждая таблица должна иметь свой «адрес», то есть источник, откуда она взята целиком или информацию, по каким источникам автор составил ее сам.
Оформление рисунков, схем, графиков
Все рисунки, схемы, графики, приводимые в работе должны иметь названия и нумерацию. Нумерация ведется сплошная, арабскими цифрами. Нумерация и название помещаются под рисунком, схемой, графиком и вне зависимости от разновидности изображаемого носят название - рисунок. Например, графики спроса и предложения будут обозначены так: Рис.1. Рыночное равновесие.
Каждый рисунок должен иметь свой «адрес», то есть содержать сноску на источник, откуда он взят.
Студенты могут при написании работы использовать материал, взятый на различных сайтах Интернета. При этом следует дать сноски на название материала, затем указать сайт.
Правильное оформление библиографических источников приводится в приложении 4.
Приложение 1
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РЕФЕРАТ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ на тему:
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Выполнил: студент Фамилия Имя Отчество,
группа №
Научный руководитель: звание, должность
Фамилия Имя Отчество
Дата сдачи на кафедру
Санкт-Петербург
2007
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «малого предпринимательства» и история
развития малых предприятий……………………………………..……5
§1. Понятие «малого предпринимательства»……………………..….5
§2. История развития малого предпринимательства…………….…...8
Глава 2. Государственная поддержка предпринимательства……..10
§1. Проблемы становления малых предприятий и основные
формы государственной поддержки……………………………….....10
§2. Государственная поддержка малого предпринимательства
в ведущих странах мира………………………….…………………….15
Глава 3. Малое предпринимательство в России…………………..…20
§1. Малое предпринимательство в России: современные
проблемы и противоречия………………………………………….....20
§2. Особенности государственной поддержки малого бизнеса
в России в настоящее время…………………………………….…….26
Заключение………………………………………………………….....30
Список литературы…………………………………………………....32
Приложения…………………………………………………………....35
Приложение 3
ПЛАН РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ
1. Подбор материала, посещение библиотеки, работа с каталогом; работа с Интернетом; просмотр информационных программ, нормативных актов ("Консультант - Плюс", "Юрист).
2. Изучение научных работ.
3. Изучение статистических данных, опросов, анкет (данных Росстата).
4. Изучение статей, материалов периодической печати.
5. Формирование последовательности освящения вопросов темы.
6. Оформление реферата.
Приложение 4
ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКОВ
Описание статьи из журнала
Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России // Социс. – 2006. - №9. – С. 52-58.
Россия 2006: экономическая динамика // Общество и экономика. - 2007. - №1. – С. 28-64.
Описание статьи из газеты
Кричевский Н. Россия, которую мы… вымираем // Московский комсомолец. – 7-14 февраля 2007 г. – С. 9.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Роль экономической теории в развитии хозяйства и ее место в системе экономических наук.
2. Становление новой экономической теории как синтеза современной экономической мысли.
3. Функции экономической теории и их реализация в современный период развития хозяйства.
4. Эволюция экономической теории как отражение эволюции хозяйства.
5. «Экономический человек» прошлого, настоящего и будущего: сходства и различия.
6. Рациональное экономическое поведение хозяйствующего субъекта: интересы, цели, ограничители принятия решений.
7. Философия - основа экономической теории.
8. История развития основных экономических школ.
9. Вклад отдельных экономических школ в развитие экономической мысли.
10. Методология современной экономической науки: основные черты и характерные отличия от других наук.
11. Вклад российской экономической мысли в развитие экономической теории.
12. Выдающиеся русские экономисты и их идеи.
13. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.
14. Экономическая политика как способ реализации экономических целей.
15. Условия и факторы развития экономической теории.
16. Парадигма экономической теории и ее трактовка различными экономическими школами.
17. Теория экономического развития: концепции и проблемы с позиций современной науки.
18. Структура и иерархия целей хозяйствующего субъекта.
19. Классификация благ, ресурсов, потребностей: различия трактовок.
20. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.
21. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное производство: сущность, структура и основные отличия.
22. Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики.
23. Фактор времени в экономике.
24. Информация - важнейший ресурс экономики XXI века.
25. Информационное производство: сущность, отличительные особенности, виды и принципы взаимодействия субъектов.
26. Структура производительных сил современного хозяйства.
27. Разделение труда, специализация и кооперация в современном хозяйстве.
28. Производительность труда: экономическое содержание и проблемы измерения.
29. Экономическая система общества: сущность и основные характеристики.
30. Экономическая система общества и основные направления периодизации ее развития.
31.Типы цивилизаций и модели экономических систем.
32. Особенности российской цивилизации.
33. Саморегулирование экономических систем и обеспечение рыночного равновесия.
34. Экономические уклады: сущность, виды, современное состояние в России.
35. Технологические уклады: сущность, виды, эволюция.
36. "Провалы" рынка.
37. Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных механизмов организации.
38. Взгляды представителей различных экономических школ на проблему собственности.
39. Соотношение форм собственности на различных ступенях развития человеческого общества.
40. Структура форм собственности в России: прошлое и настоящее.
41. Формы и методы разгосударствления и приватизации.
42. Социально-экономические последствия приватизации в России в период перехода к рыночным отношениям.
43. Интеллектуальная собственность: отличительные особенности и проблемы реализации.
44. Место и роль собственности в реформировании экономики.
45. Структура форм собственности в плановой и рыночной экономике и ее связь с экономической политикой.
46. Особенности товарно-денежных отношений и условиях азиатского, античного и феодального способов производства.
47. Эволюция товаров-эквивалентов: основные этапы, сходство и различия у разных народов.
48. Развитие форм стоимости и причины появления денег в хозяйстве.
49. Инфляция: причины возникновения и методы борьбы с ней.
50. Бартер в современной экономике: причины использования и характерные особенности.
51. Электронные деньги: сущность, виды и формы использования.
52. Золото и его роль в развитии хозяйства: прошлое и настоящее.
53. Денежные реформы и их роль в экономическом развитии государства.
54. Натуральное хозяйство: сущность, разновидности, основные характеристики.
55. Основные противоречия и законы функционирования товарного хозяйства.
56. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.
57. Информация как товар: необходимость, сущность и особенности.
58. Интернет, его место в рыночном хозяйстве и значение в его развитии.
59. Модели рынка и их характеристики.
60. Рынок и план: сравнительная характеристика.
61. «Невидимая рука» рынка А. Смита в современном обществе.
62. Рыночная трансформация российской экономики: итоги, уроки, перспективы.
63. Причины формирования монополий и их эволюция.
64. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике.
65. Антитрестовское законодательство США: сущность и эволюция.
66. Естественная монополия в России и ее значение.
67. Государственное регулирование естественных монополий.
68. Конкуренция как экономическое явление.
69. Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования.
70. Проблема оптимальности и общее экономическое равновесие.
71. Деформация рынка в условиях командно-административной системы.
72. Конкуренция и ее виды в России.
73. Предприниматель как основная фигура бизнеса.
74. Экономическое содержание и условия предпринимательской деятельности.
75. Развитие форм и методов предпринимательства: сущность, причины, пострановое разнообразие.
76. Эволюция предпринимательских структур: условия, факторы, противоречия.
77. Предпринимательский риск: сущность, причины, виды, методы снижения.
78. Фирма как экономический субъект.
79. Изменения в структуре и организации фирмы при переходе к информационному обществу.
80. Новое качество менеджмента в постиндустриальном обществе.
81. Российский малый бизнес: эволюция, проблемы, государственная поддержка.
82. Взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса в национальной экономике.
83. Влияние налоговой политики государства на деятельность фирмы.
84. Современное состояние экономической конъюнктуры российского рынка и условия развития фирм.
85. Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательства и возможности его применения в условиях современной России.
86. Роль лизинга в развитии предпринимательства и росте инвестиций.
87.Государственные холдинги как механизм управления предприятиями государственного сектора.
88. Семейный бизнес: его особенности, проблемы, перспективы в современном обществе.
89. Эффекты потребления.
90. Основные характеристики поведения потребителя в условиях развитого рынка.
91. Концепции капитала в различных экономических школах.
92. Амортизация средств предприятия: причины, границы, опыт различных стран.
93. Проблемы оборачиваемости основного и оборотного капитала в условиях российской экономики.
94. Особенности первоначального накопления капитала в России.
95. Источники формирования предпринимательского капитала.
96. Роль иностранного капитала в развитии хозяйства в России.
97. Трансакционные издержки: сущность, причины существования, методы снижения.
98. Значение роста производительности труда для отдельной фирмы и национальной экономики.
99. Издержки в информационном секторе экономики: структура и отличительные особенности.
100. Учет альтернативных издержек и риска в принятии управленческих решений.
101. Монопольная прибыль: сущность, источники, границы.
102. Экономическая прибыль и ее роль в эффективном функционировании фирмы.
103. Заработная плата: формы и системы, возможность использования зарубежных систем в условиях России.
104. Ссудный процент: сущность, факторы его определяющие и значение для развития экономики.
105. Проблемы оценки рациональности поведения потребителя на рынке.
106. Потребление населения в России: проблемы и пути их разрешения.
107. Роль информации и рекламы в потребительском поведении населения.
108. Роль аграрно-промышленного производства в развитии хозяйства.
109. Система агробизнеса: сущность, структура, специфика формирования в России.
110. Роль государственной поддержки аграрного производства в обеспечении условий его функционирования.
111. Экономическая оценка земли как необходимый элемент становления земельного рынка.
112. Сельскохозяйственная рента: сущность, разновидности, способы извлечения.
113. Глобализация торговли и продовольственная безопасность страны.
114. Эффективность ипотечного кредитования как инструмента привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики.
115. Эволюция аграрной политики в странах Евросоюза.
116. Роль кредитной кооперации в развитии аграрно-промышленного производства.
117. АПК в России: проблемы развития и пути их разрешения.
118. Концепции государственного регулирования развития региона.
119. Экономические взаимосвязи, взаимозависимости и противоречия между федеральным центром и регионами.
120. Теоретические подходы к определению границ региональных воспроизводственных комплексов.
121. Регион как территориальное и экономическое образование: совпадения и различия.
122. Противоречия межбюджетных отношений в РФ.
123. Проблемы развития депрессивных регионов в РФ.
124. Концепции управления территориальными образованиями в РФ.
125. Возможности использования экономических аспектов региональной политики европейских стран в условиях России.
126. Сопоставление макроэкономических показателей развития экономики США и РФ за последнее десятилетие.
127. Вклад отечественных экономистов в развитие макроэкономической теории.
128. Особенности международных и отечественных статистических методов измерения макроэкономических показателей.
129. Стратегия и тактика обеспечения экономической безопасности государства.
130. Прогнозы и приоритетные направления развития экономики России на ближайшую перспективу.
131.Теневой сектор экономики: условия существования, влияние на показатели и структуру национальной экономики.
132. Структура национальной экономики.
133. Совокупный спрос и альтернативы его регулирования.
134. Коэффициенты в экономической теории.
135. Мультипликатор и акселератор: сущность, взаимосвязь, реальное движение в России.
136. Психологические факторы в экономике.
137.Функциональное единство и различия потребления и сбережения.
138. Пострановые различия в сбережениях населения.
139. Инвестиции и инвестиционная политика.
140. Инвестиции в основной капитал: неоклассический и альтернативный подходы.
141. Условия формирования благоприятного инвестиционного климата в России.
142. Инновационная деятельность и эффективность инвестиций.
143. Инвестиционная политика России.
144. Иностранные инвестиции в экономики России: необходимость, формы, эффективность, проблемы.
145. Привлекательность Санкт-Петербурга для иностранных инвесторов.
146. Инвестиционный климат регионов России.
147. Экономический рост как разрешение противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.
148. Устойчивый и неустойчивый экономический рост.
149. Повышение эффективности и качества экономического роста РФ.
150. Экономический рост и современные экологические проблемы.
151. Экономический рост и качество жизни.
152. Экономический рост и бедность.
153. Экономическое развитие России: особенности, стратегия и исторический опыт.
154. Благотворительность в системе косвенных факторов экономического роста.
155. Изучение экономического роста как самостоятельное направление в экономической науке.
156. Экономический рост как источник решения экономических и неэкономических задач общества.
157. Индекс развития человеческого потенциала и его динамика в России.
158. Уровень и качество жизни в современной России.
159. Развитие теории цикличности в трудах экономистов конца XX века.
160. Концепция промышленного цикла К.Маркса.
161. Кейнсианская школа и теории экономического цикла Хикса (торгово-промышленный цикл).
162. Экономический цикл и экологический кризис.
163. Экономические реформы в России и большие циклы конъюнктуры Н.Д.Кондратьева.
164. Теория нововведений Й.Шумпетера.
165. Кейнсианская теория цикла.
166. Волны и циклы в экономическом развитии России.
167. Циклические процессы в советской и переходной российской экономики.
168. Внутренний механизм циклического движения в экономике.
169. Государственное антициклическое и антикризисное регулирование.
170. Воздействие структурных изменений в экономике на рынок труда.
171. Человеческий капитал: сущность, подходы к оценке.
172. Закономерности формирования человеческого капитала в постиндустриальном обществе.
173. Роль человека в современной экономике.
174. Проблема обеспечения воспроизводственного потенциала и рождаемость в России.
175. Миграционные процессы в России: плюсы и минусы, социально-экономические последствия.
176. Образовательный потенциал России: проблемы и противоречия.
177. Обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы с позиций требований информационного общества: сущность, специфика, российские проблемы.
178. Безработица: понятие, виды, социально-экономические последствия.
179. Занятость и безработица в России.
180. Проблемы занятости молодежи в России и пути их разрешения.
181. Демографические проблемы России, пути их разрешения и влияние на развитие экономики.
182. Проблемы «утечки умов» и пути их решения в РФ.
183. Кредит: сущность, функции и формы.
184. Денежно-кредитная политика: сущность и виды.
185. Небанковские финансово-кредитные институты и их роль в формировании конкурентных финансовых систем.
186. Механизм функционирования фондовой биржи.
187. Биржа: функции, структурные компоненты, особенности функционирования.
188. Тенденции развития современной банковской системы.
189. Инфляция и политика регулирования доходов.
190. Связь между безработицей и инфляцией: теоретическая дискуссия вокруг кривой Филлипса.
191. Развитие в экономике западных стран стагфляции и методы борьбы с ней.
192. Антиинфляционная политика государства: сущность, цели и особенности регулирования по циклу.
193. Экономические школы о проблеме взаимодействия субъектов на финансовом рынке.
194. Роль и значение финансовых рычагов и стимулов в регулировании воспроизводства и рынка.
195. Внешние и внутренние источники финансирования экономики: мировой опыт и российская действительность.
196. Бюджетный дефицит и инфляционный налог.
197. Экономическая безопасность и проблема внутренней и внешней задолженности государства.
198. Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики.
199. Налогообложение в постиндустриальной экономике: структура, особенности, противоречия.
200. Госдолг: формы, влияние на функционирование экономики.
201. Экономическая сущность государственного регулирования экономики.
202. Соотношение и взаимопроникновение плановых и рыночных начал в макроэкономическом регулировании.
203. Исторические взгляды на роль и место государства в экономической системе.
204. Индикативное планирование в современных условиях: опыт и проблемы применения.
205. Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира.
206. Экономическая сущность государственного регулирования экономики переходного периода.
207. Переходная экономика и ее характеристики.
208. Приоритеты социальной политики государства: основные противоречия и зависимости.
209. Концепция социально-ориентированного рынка: причина разработки и последствия применения в различных странах.
210. Потребительский бюджет: сущность, структура, национальные особенности.
211. Концепция обеспечения социального прогресса в докладах ПРООН.
212. Социальные индикаторы развития общества и социальная безопасность.
213. Бедность населения России, пути ее ликвидации.
214. Социально-экономические последствия дифференциации доходов населения в России.
215. Социальная защита населения: необходимость, формы и последствия.
216. Социальная защита женщин и гендерная политика.
217. Социально-экономические проблемы молодежи в современной России.
218. Национальные проекты как инструменты социально-экономической политики государства на современном этапе.
219. Международное разделение труда и международная торговля в условиях глобализации (Уругвайский раунд ВТО).
220. Международный рынок труда.
221. Глобализация как современная тенденция в развитии мирового хозяйства.
222. Позиции и перспективы российской экономики в условиях глобализации.
223. Международные экономические и торговые блоки.
224. Деятельность международных экономических и финансовых организаций и их влияние на российскую экономику.
225. Место России в международном разделении труда.
226. Место России в мировой экономике.
227. Теория экономического центра и периферии в мировом хозяйстве.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Образец для оформления Приложение 1
рейтинговой ведомости
Утверждаю
_____________________
Зав. каф. ОЭТ, д-р экон. наук, проф.
Миропольский Д.Ю.
Рейтинговая ведомость по дисциплине «Экономическая теория»
I курс, группа 116
Преподаватель; канд. экон. наук, доц. Иванова А.А.
№ п/п | ФИО студента | Модули | реферат | самостоятельная работа | Итоговая оценка | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| |||||||
1 | Акимов В.В. |
| |||||||||||
2 | Беляев М.Р |
| |||||||||||
3 | Боков Г.А. |
| |||||||||||
4 | Ветрова С.Д. |
| |||||||||||
… | …… |
| |||||||||||
25 | Хорев Г.Ю. |
| |||||||||||
Дата: _________________________
Подпись преподавателя: ______________________
Приложение 2
Образец для оформления
листа учета выполнения
самостоятельных заданий
Санкт-Петербургский государственный университет
экономики и финансов
Кафедра общей экономической теории
Лист
учета выполнения самостоятельных заданий по дисциплине
«Экономическая теория»
ФИО студента____________________
__________________________ группа
2009/2010 уч. г.
№ задания | 1 | 2 | … | n |
Срок сдачи | ||||
Дата проверки | ||||
Минимальная оценка | ||||
Фактическая оценка |
Приложение 3
Образец для оформления
титульного листа самостоятельной работы
Учебная дисциплина
«Экономическая теория»
Модуль V . Теоретические основы монетарной, фискальной, социальной и международной валютно-финансовой политики.
Самостоятельная работа № .
Анализ объема и структуры государственного долга России
ФИО студента____________________
__________________________ группа
2009/2010 уч.г.
[1] Расширенный перечень дополнительной научной литературы по всем темам модульного курса см. Планы семинарских занятий по общей экономической теории. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 89 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Дата: 2019-12-10, просмотров: 249.