Качество и конкурентоспособность продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

7.1. Общие сведения о конкурентоспособности продукции.

7.2. Качество продукции. Основные понятия и определения. Контроль и оценка качества. Квалиметрия. Методы определения показателей качества . Моральное старение и оптимальный уровень качества продукции.

7.3. Управление качеством продукции. Система качества по международ­ным стандартам ИСО серии 9000. [2, 3, 4, 10, 11, 13, 14]

 

Методические указания

Конкурентоспособность товара – это возможность его успешной продажи на рынке в определенный момент времени. Конкурентоспособность зависит от ряда факторов: качества товара и его новизны; цены товара; условий платежа; срока поставки; организации рекламы и расходов на нее; размера налогов и таможенного обложения; насыщенности рынка; платежеспособности населения; уровня технического обслуживания; наличия на рынке запасных частей и т. д.

Оценка конкурентоспособности товара определяется по анализу ряда факторов:

q требования внешнего и внутреннего рынка к качеству реализуемых изделий;

q основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом;

q перспектив продажи;

q цен на продукцию;

q возможности аттестации и сертификации продукции;

q уровня и качества рекламы товара.

Один из методов комплексной оценки уровня конкурентоспособности основан на сопоставлении интегральных показателей качества оцениваемой и базовой продукции:

 ,

где И, Иб - интегральный показатель качества соответственно оцениваемого и базового образцов;

Пс, Псб - суммарный полезный эффект от эксплуатации за срок службы соответственно оцениваемого и базового образцов;

3, 3б - полные затраты на приобретение и эксплуатацию соответственно оцениваемого и базового образцов.

 При неполной информации об эксплуатационных затратах следует применять относительный интегральный показатель

 ,

где - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образцов;

qЗ =З/Зб - отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;

mЗб - коэффициент долевого участия затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;

Т' - отношение оптимальных сроков службы оцениваемого и базового образцов;

р = Рi - относительное значение i-го показателя качества продукции;

i, Р - значение i-го показателя качества оцениваемого и базового образцов, выраженное в натуральных единицах);

m - коэффициент долевого участия i-го показателя качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах, в полных затратах:

m + ……+ m = 1.

При К(t) ³ 1 продукция является конкурентоспособной, а при К(t) <1 продукция будет неконкурентоспособной на конкретном рынке.

По ГОСТу 15467-79* (СТ СЭВ 3519-81) дано следующее определение качества продукции: "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением".

Показатели качества продукции принято подразделять на три группы в соответствии с основными составляющими уровня качества.

Первая группа, характеризующая технический уровень, которые отражаются в нормативно-технических документах: назначения; надёжность, включающая в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость; эргономические; эстетические; технологичности; стандартизации и унификации; безопасности; экологические; транспортабельности; патентно-правовые, которые имеют важное значение при определении конкурентоспособности продукции.

Ко второй группе относятся показатели, характеризующие качество изготовления. Эти показатели могут быть оценены с помощью коэффициента дефектности или индекса дефектности, которые будут рассмотрены ниже.

Экономическими показателями данной группы являются: затраты промышленности на устранение и переделку брака; расходы на удовлетворение претензий потребителей в связи с выявлением дефектов или недостатков в процессе эксплуатации или потребления товаров.

Третья группа показателей характеризует достигнутый уровень качества продукции в эксплуатации или потреблении. К ним относятся фактические значения основных свойств изделий, заложенных в них при разработке и производстве.

Контроль продукции состоит из двух этапов: получение информации о фактическом состоянии продукции (ее количественных и качественных признаках); сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т. е. получение вторичной информации. При несоответствии фактических данных техническим требованиям осуществляется управляющее воздействие на объект контроля с целью устранения выявленного отклонения от технических требований.

Научной основой современного технологического контроля стали математико-статистические методы.

Оценка уровня качества продукции может осуществляться при:

q разработке новых изделий и организации их производства;

q аттестации и сертификации продукции;

q анализе динамики уровня качества выпускаемой продукции;

q выборе наилучшего варианта изделия для экспорта из числа выпускаемых или намечаемых к выпуску видов аналогичной продукции;

q расчётах фактической экономической эффективности выпуска данной продукции;

q стимулировании улучшения качества продукции и т.п.

Квалиметрия – это количественная оценка качества продукции.

При оценке качества по ГОСТу 15467-79 могут быть применены следующие показатели.

1) Единичный, характеризующий одно из свойств изделия.

 2) Комплексный показатель качества, характеризует изделие по нескольким свойствам. Например, коэффициент готовности

 ,

где Т - наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Тв- среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности) .

Таким образом, коэффициент готовности зависит от двух свойств изделия - безотказности и ремонтопригодности.

Другим примером комплексного показателя качества продукции является показатель К0, вычисляемый как средняя взвешенная величина:

,

где Кi - показатель i-го свойства оцениваемой продукции; ai - коэффициент весомости показателя Кi.

3) Определяющий показатель качества продукции. Он может характеризоваться единичными или комплексными показателями. Если определяющий показатель является комплексным, его называют обобщённым.

4) Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

При сроке службы более одного года интегральный показатель запишется в следующем виде:

 ,

где Пс - суммарный полезный годовой эффект от эксплуатации или потребления продукции, выраженный в натуральных единицах (м, кг, шт и т. д.); Зс - суммарные капитальные затраты на создание продукции; j(t) - поправочный коэффициент на срок службы в течение "t" лет; Зэ – суммарные затраты на эксплуатацию продукции.

5) Индекс качества продукции. Это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал времени, равный среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции.

6) Коэффициент дефектности продукции представляет собой среднее взвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу продукции.

7). Относительный коэффициент дефектности можно вычислить по формуле                  ,

где Д – коэффициент дефектности данного вида продукции; Д0 - базовое значение коэффициента дефектности, соответствующее определённому базовому периоду производства.

8) Индекс дефектности продукции - это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции.

9) Коэффициент сортности продукции

 ,

где s - количество сортов продукции, выпускаемой предприятием; Сi - стоимость единицы продукции i-го сорта; Сн- стоимость единицы продукции наивысшего сорта; qi - объём выпущенной продукции i-го сорта.

10) Суммарные затраты на эксплуатацию и ремонты, отнесённые к единице времени:

,

где Сk (t) - суммарные затраты на эксплуатацию продукции с наработкой по "k" показателям качества; Rр - суммарные затраты на восстановление значений по "р" показателям качества до их номинальных значений; Т - время.

Для определения показателей качества могут использоваться следующие методы:

1) инструментальный (выполняется на основе технических средств измерения);

2) расчётный (осуществляется на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от её параметров;)

3) регистрационный (основан на наблюдениях с последующим подсчётом числа определяемых событий, предметов или затрат);

4) органолептический осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств человека;

5) экспертный осуществляется на основе решений, принимаемых экспертами;

6) социологический основывается на анализе мнений фактических или возможных потребителей.

Моральное старение продукции - это процесс постепенной относительной потери качества продукции при сохранении абсолютного значения её показателей. Моральное старение происходит в результате создания нового, более высококачественного изделия и удешевления производства изготавливаемой продукции.

Процесс морального старения отражает действие объективного экономического закона. Поэтому его необходимо учитывать при обеспечении выпуска конкурентоспособной продукции.

Необходимый уровень качества продукции должен определяться результатами экономического анализа, который позволяет оптимизировать соотношение между уровнем качества, совокупными затратами ресурсов и полезным эффектом продукции.

Таким, образом, оптимальный уровень качества - это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию экономически нецелесообразно.

Управление качеством – это способность предприятия обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции при помощи действующей на нем системы управления качеством.

Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество

В настоящее время можно выделить три уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:

системы, соответствующие требованиям стандартов ИСО серии 9000;

общефирменные системы управления качеством (ТQМ — всеобщее управление качеством — Тоtаl Quality Маnаgement);

системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий и дипломов по качеству.

Международные стандарты ИСО серии 9000 содержат рекомендации по разработке систем качества.

С 15 декабря 2000 г. вступила в действие версия 2000 г. стандартов ИСО серии 9000. В России эти стандарты действуют с 31августа 2001 г. и представляют собой аутентичные тексты стандартов ИСО 9000:2000, ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000:

q ГОСТ Р ИСО 9000—2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

q ГОСТ Р ИСО 9001—2001 Системы менеджмента качества. Требования. Определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Эти системы могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов;

q ГОСТ Р ИСО 9004—2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001—2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004—2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.

Принципы менеджмента качества по ГОСТу Р ИСО 9001—2001:

а) ориентация на потребителя; б) лидерство руководителя; в) вовлечение работников; г) процессный подход; д) системный подход к менеджменту; е) постоянное улучшение; ж) принятие решений, основанное на фактах; и) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

По сравнению с версией 1994 г. новая версия заменяет элементный подход к системам качества на процессный. Элементная основа стандартов ИСО серии 9000: 1994 обуславливает необходимость распределения ограниченных ресурсов по всем элементам системы качества. По новой версии предусматривается концентрация ресурсов на строго определенных процессах, предопределяющих экономические результаты деятельности фирмы.

Система менеджмента качества создаётся и внедряется на предприятии в соответствии с характером его деятельности и должна действовать на всех этапах жизненного цикла изделия. Например, она может включать следующие этапы:

1-ый этап - маркетинг, поиск и изучение рынка.

2-ой этап - проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции.

3-ий этап - материально-техническое снабжение.

4-ый этап - подготовка и разработка технологических процессов.

5-ый этап - производство.

6-ой этап - контроль, проведение испытаний и обследований.

7-ой этап - упаковка и хранение.

8-ой этап - реализация и распределение.

9-ый этап - монтаж и эксплуатация.

10-ый этап - техническая помощь в обслуживании.

11-ый этап - утилизация после использования.

Этапы с 1-го по 7-ой осуществляются у изготовителя (поставщика), а с 8-го по 11-ый - у потребителя (заказчика).

ТQМ — это всеобщее управление качеством.

ТQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе — улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — ноль дефектов, к затратам — ноль непроизводительных затрат, к поставкам — точно в срок.

Японская концепция предусматривает четыре уровня качества.

Первый уровень оценивается как соответствие или несоответствие требованиям стандарта. Второй уровень — продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям; в этом случае она будет пользоваться спросом на рынке. Третий уровень — высокое качество при низкой цене. Четвертый уровень — соответствие скрытым потребностям.

Аудит качества — это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.

Аудиты качества различают по проверяемой области и назначению

Аудит системы качества служит для оценки эффективности работы системы качества предприятия с помощью методов контроля отдельных ее элементов. При аудите процесса производится оценка его выполнения в соответствии с утвержденной технологией и правилами. При аудите продукции устанавливается соответствие методов и средств изготовления.

Внутренний аудит проводится силами предприятия – изготовителя и является неотъемлемым элементом самой системы управления качеством.

Внешний аудит проводится потребителем или третьей стороной.

Вопросы для самопроверки

1. Конкурентоспособность продукции.

2. Понятие о качестве и показателях качества продукции.

3. Контроль и оценка качества.

4. Квалиметрия.

5. Методы определения показателей качества продукции.

6. Моральное старение продукции и оптимальный уровень качества.

7. Управление качеством продукции.

8. Системы качества по международным стандартам ИСО серии 9000.

9. TQM - всеобщее управление качеством.

10. Аудит качества.

 

Основы сертификации

8.1Основные понятия, цели и объекты сертификации. Правовое обеспечение сертификации. Роль сертификации в повышении качества продукции.

8.2Сертификация систем качества. Качество продукции и защита прав потребителей. Системы сертификации. Схемы сертификации

8.3Организационно - методические принципы сертификации в РФ. Международная сертификация. Региональные и национальные сертификации.

[4, 7, 8, 11, 12]

Методические указания

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая (изготовитель или продавец), вторая (потребитель или покупатель), третья стороны.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условия договоров.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ.

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» сертификация осуществляется в целях:

q удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

q содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

q создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

w законами РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., «Об обеспечении единства измерений» в редакции 2003 г., «О защите прав потребителей» в редакции 1999 г., «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в редакции 2003 г.;

w подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации;

w указами президента и нормативными актами правительства России. Нормативно-методическая база сертификации включает:

w совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);

w комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним).

На повышение качества направлена совокупность таких мер, как стандартизация, государственный надзор за ее качеством, совершенствование системы разработки и постановки продукции на производство, организация всесторонних испытаний продукции, наконец, её сертификация.

В сертификации заинтересованы не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик изделий заявлениям изготовителя), но и общественные и частные производственные, потребительские и научно-технические организации, правительства большинства стран и даже межправительственные организации.

Госстандартом РФ разработан и введен в действие ГОСТ Р 40.001 – 95

 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации". Был создан Регистр систем качества, который должен обеспечить добровольную и обязательную сертификацию систем качества. Регистр включен в состав системы сертификации ГОСТ Р, которая в качестве национальной системы сертификации признана в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Для реализации проблемы сертификации систем качества Госстандарт России разработал комплекс стандартов, введенных в действие с 1996 и переработанных в 2000г.: ГОСТ Р 40.002 - 2000, ГОСТ Р 40.003 - 2000, ГОСТ Р 40.004-96 , ГОСТ Р 40.005 – 2000 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 62 - 2000. Перечисленные стандарты соответствуют международным документам и определяют общие требования к организации деятельности Регистра, а также требования к порядку проведения сертификации системы качества и сертификации производств, инспекционного контроля за сертифицированными системами качества и производств.

Основу законодательства о защите прав потребителей составляют нормативные акты гражданского законодательства закон "О защите прав потребителей".

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) закон "О защите прав потребителей" вводит обязательную их сертификацию.

На основании Закона обязательной сертификации подлежат: товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей; средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.

Партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию.

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в виде добровольной сертификации.

 Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

q принятия декларации о соответствии;

q обязательной сертификации.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям этого регламента.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

q принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

q принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра), т. е. третьей стороны. Эта схема применяется в том случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности.

Схема сертификации - форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.

Схемы сертификации продукции, применяемые в России и разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК, приведены в табл. 3.

 

              

 

                                                 

 

 Таблица 2

Номер схемы Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия Проверка производства (системы качества) Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)
1 2 3 4
1 Испытания типа    
Испытания типа Анализ состояния производства  
2 Испытания типа   Испытания образцов, взятых у продавца
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца Анализ состояния производства
3 Испытания типа   Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя Анализ состояния производства
4 Испытания типа   Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя Анализ состояния производства
5 Испытания типа Сертификация производства или сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества (производства) Испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя
6 Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам Сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества
7 Испытания партии    
8 Испытания каждого образца    
9 Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам    
Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам Анализ состояния производства  
10 Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам   Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя
10а Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя Анализ состояния производства

Рекомендации по применению той или иной схемы сертификации даны в [4, 8].

В организационно – методических принципах сертификации в РФ рассматриваются:

q принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции;

q схемы сертификации;

q органы по сертификации и испытательные лаборатории;

q аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий;

q знаки соответствия.

К организационным и методическим принципам сертификации относят:

q обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

q объективность и независимость от изготовителя и потребителя;

q профессиональность испытаний;

q исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

q право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию;

q ответственность участников сертификации;

q открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;

q многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

q использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных страндартов и других международных документов.

q признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;

q соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

q привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

Вопросами сертификации в настоящее время занимаются такие организации, как: Международная организация по стандартизации (ИСО), в частности, её Комитет по оценке соответствия ИСО/КАСКО, Международная электротехническая комиссия (МЭК) и работающая в тесном контакте с ней Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Всемирная торговая организация (ВТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Международный торговый центр (МТЦ); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) и др.

ИСО совместно с МЭК разработали ряд руководств, регламентирующих деятельность в области сертификации: руководство ИСО/МЭК-2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видах деятельности", руководство ИСО/МЭК-7 "Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий", руководство ИСО/МЭК-16 "Свод правил по системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов", руководство ИСО/МЭК-22 "Информация о заявлении изготовителя о соответствии стандартам или другим техническим условиям" и ряд других руководств ( всего свыше 20).

Европейская экономическая комиссия ООН приняла рекомендации "Признание результатов испытаний" и "Разработка и содействие заключению международных соглашений по сертификации", направленные на содействие двусторонним и многосторонним соглашениям о взаимном признании. Этот документ сыграл положительную роль в совершенствовании практики аккредитации испытательных лабораторий.

Сертификация в ЕС. Разработаны рекомендации по созданию единых для ЕС принципов сертификации и испытаний. Установлены более высокие ступени в развитии подходов ЕС к вопросам, касающимся сертификации и испытаний продукции:

q предлагается предприятиям стран ЕС внедрить системы управления качеством на базе стандартов ЕN 29001, ЕN 29002 и ЕN 29003;

q утверждаются единые для Сообщества критерии оценки компетентности и независимости испытательных лабораторий, органов по аккредитации и сертификации.

Созданный Комиссией ЕС банк данных "Сертификат" содержит информацию о всех существующих в Европе системах сертификации, методиках испытаний, лабораториях и испытательных центрах и т.п.

В 1989 г. в ЕС была принята Глобальная концепция гармонизации правил по оценке соответствия.

В Европе функционируют две региональные организации по аккредитации: Европейское сотрудничество по аккредитации органов по сертификации продукции, систем качества, персонала (ЕАС) и Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий (испытательных и калибровочных), а также органов по обучению персонала и контролирующих организаций (ЕАL).

Сертификация в СНГ. Деятельность по сертификации в странах СНГ основывается на Соглашении о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанное в 1992 г. На основании положений Соглашения страны содружества — участницы Соглашения формируют национальные системы сертификации с учетом руководств ИСО/МЭК и накопленного опыта в данной области.

 

Подписавшие Соглашение государства договорились о взаимном признании органов по сертификации, испытательных лабораторий, результатов испытаний и сертификации, сертификатов и знаков соответствия на взаимопоставляемую продукцию. Сертификационные испытания могут проводиться в аккредитованной лаборатории любой страны.

Нормативной базой сертификации признаны международные, межгосударственные или национальные стандарты, признанные в государствах - участниках Соглашения.

В целях расширения внешней торговли и упрочения своих позиций на внешнем рынке в работе международных организаций по сертификации участвуют национальные организации многих стран.

О национальных организациях по сертификации в зарубежных странах [4, 7, 8].

Вопросы для самопроверки

1. Цели и объекты сертификации. Основные понятия по сертификации.

2. Правовое обеспечение сертификации.

3. Роль сертификации в повышении качества продукции.

4. Сертификация систем качества.

5. Качество продукции и защита прав потребителей.

6. Системы сертификации.

7. Схемы сертификации.

8. Организационно – методические принципы сертификации.

9. Международная сертификация.

10. Региональная и национальная сертификации.

 

 

 

Задача 1

  Взаимозаменяемость гладких цилиндрических соединений

Условия. Для приведенных в табл. 7 посадок, заданных в системе ЕСДП СЭВ, определить предельные размеры деталей, допуски размеров, наибольший и наименьший зазоры (натяги), допуски посадок; для переходных посадок рассчитать вероятность получения зазоров и натягов. Построить схему расположения полей допусков вала и отверстия. Вычертить эскизы сопрягаемых деталей и проставить на них обозначения полей допусков и посадок всеми способами, предусмотренными стандартом. 

Указания к решению

 

Решение задачи ведется в следующей последовательности.

1. В зависимости от номинального значения диаметра и поля допуска по стандарту выбираются предельные отклонения отверстия (приложенте 1 или [5]): ES - верхнее отклонение размера отверстия; EI - нижнее отклонение размера отверстия. По стандартам (приложение 1 или [5]) выбирают в зависимости от номинального значения диаметра и поля допуска предельные отклонения вала: es - верхнее отклонение размера вала, eiнижнее отклонение размера вала.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.